1. Система методов обучения биологии.
2. Характеристика отдельных методов обучения биологии.
3. Выбор методов и их развитие . Система методов обучения Биологии
1. Метод обучения–это способ взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, используемый педагогом для реализации функций обучения. А поскольку обучение осуществляется в познавательной деятельности, то каждый метод характеризуется особенностями учебно-познавательной деятельности ученика. Если форма обучения отражает внешнюю конструкцию этого процесса, то методы обучения – это различные пути, которые ведут в направлении цели обучения. Первыми методами обучения, возникшими на ранних этапах зарождения человеческого общества, были методы подражания и упражнения. В дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы: –методы организации учебно-познавательной деятельности; –методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, педагогическое требование, соревнование и др.; –методы контроля (опрос, контрольная работа, тестовый контроль, экзамен и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Рассмотрим более подробно первую группу методов. По характеру управления учебной работой среди методов организации учебно-познавательной деятельности можно условно выделить три подгруппы: методы работы под непосредственным руководством учителя; методы работы с использованием средств управления учебно-познавательной деятельностью (учебник, автоматизированная обучающая система); методы самостоятельной работы. Е.И. Перовский считает, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся, поэтому их можно подразделить по источнику информации, на которые опирается метод: словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция), наглядные (иллюстрации, демонстрации, наблюдения) и практические (опыты, упражнения, учебный труд). М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разделили методы обучения в зависимости от их включенности в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося ввиду этого характера познавательной деятельности учащихся. По этому критерию выделены пять групп методов: –объяснительно–иллюстративный (информационно-рецептивный) метод–учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти; –репродуктивный метод–воспроизведение учеником простых действий по заранее определенному алгоритму; используется для формирования умений и навыков; –метод проблемного изложения – учитель ставит проблему и показывает возможные пути ее решения; –частично-поисковый (эвристический) метод–учитель расчленяет проблемную задачу на под проблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги в поиске ее решения; –исследовательский метод–самостоятельное решение учащимися проблемной познавательной задачи. Эта классификация методов отражает различные уровни проблемности в обучении. Последние два метода нацелены на развитие у учащихся способностей творческого применения знаний, они предполагают овладение методами научного познания и накопление опыта исследовательской, творческой деятельности.
Мето д – это способ достижения цели, то есть совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели. Учебный метод способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. На практике сложились различные методы обучения биологии, которые сгруппировать по наиболее существенным общим признакам: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности учащихся в процессе обучени я.
На основе этих признаков выделены три группы методов обучения. Словесные (источник знаний- слово), наглядн ы е (источники знаний - слово и наглядность) и практические (источники знаний - слово, объект изучения, практическое обследование предмета).
К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся – преимущественно в виде слушания, осмысления, устных и письменных ответов.
Группу наглядных методов представляют демонстрации опытов и наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и таким путем приобретают знания.
Группу практических методов в биологии представляют работы с изучаемым объектом или учебником. Их используют во время лабораторных работ на уроке или практических занятиях, на экскурсии, в уголке природы живой, на школьном учебно-опытном участке. Слово участвует во всех группах методов обучения, но в словесных его функция– это источник знания, в наглядных и практических слово – организатор наблюдения и практической деятельности учеников. Вариативность методов обучения обеспечивается различными методическими приемами, с помощью которых они осуществляются.
Методические приемы – это элементы того или иного метода, выражающие отдельные учителя и учащихся в процессе обучения. Методические приемы на три группы: логические, технические и организационные . Логическим и приемами интеллектуальной деятельности являются: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство. Организационными приемам и учитель направляет внимание, восприятие и работу учащихся , к ним относятся : запись плана, ответ по плану , ответ у доски , ответ с места и т.п. К техническим приемам относится использование различного оборудования, подсобных средств и материалов, улучшающих познавательную работу школьников. Использование разнообразных методических приемов на уроках биологии, особенно в их взаимосочетании, свидетельствует о творческой инициативе и педагогическом мастерстве учителя, то есть служит показателем качества его работы.
Один из первых методистов биологов, который сделал попытку классифицировать методы обучения, был Б.Е. Райков. В своей классификации Он хотел показать разнообразие методов и то, как они взаимосочетаются между собой образуя парные комбинации – бинарная номенклатура методов. Метод по характеру восприятия, по направлению логического процесса:
А. Иллюстративный (утверждающий)
Б. Исследовательский (открывающий)
В методике продолжается поиск более совершенных методов обучения, ориентированных на развитие личности ученика и его творческих способностей.
2. Характеристика отдельных методов обучения биологии .
Рассказ. Для рассказа характерно наличие трех составных элементов: завязка, кульминация и развязка. Этот вид словесных методов достаточно часто применяется в школе на уроках биологии: при изучении биографий ученых, при знакомстве учащихся с историей открытий в области биологии и т.д. Однако словесная форма изложения, как правило, быстро утомляет учащихся, особенно младших классов.
Ученики 5-7 классов могут внимательно слушать, воспринимать и запоминать рассказ не более 10-25 мин. В связи с этим учителю важно продумать содержание и форму изложения, интонацию, риторические приемы, жесты. В пределах рассказ могут использоваться различные его разновидности: сюжетный, иллюстративный и информационный. Сюжетный рассказ имеет определенную сюжетную линию (например, рассказ о признании эволюционной теории). Иллюстративным рассказом является повествование, раскрывающее особенности биологических объектов и явлений (например, об опытах с мышами, по выработке условных рефлексов). Информационный рассказ обычно применяется для изложения конкретных фактов (например, размеров тела или органов, окраски, для ознакомления с образом жизни).
Используя рассказ в учебном процессе, надо учитывать: соответствие сообщаемых в рассказе фактов требованиям программы и научность их освещения; строгий отбор конкретных фактов, которые сущность излагаемого вопроса и вместе с тем служат достаточным основанием для теоретических выводов; главные мысли основных частей рассказа учитель должен вычленять четко и доказательно; образное и эмоциональное изложение; ясность и выразительность речи: определенность и точность выражений, правильная дикция, умение подчеркнуть мысль с помощью логических ударений.
Беседа. Этот вид словесного метода предполагает вопросно-ответную
Форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит обмен мнениями. Участниками беседы является учитель и ученики. Целенаправленность беседы определяется конкретным вопросом, который необходимо раскрыть, привлекая знания учащихся. Заканчивается беседа определенным выводом и обобщением. Проблемную или эвристическую (частично-поисковую) беседу учитель планирует так, чтобы, знакомый, ранее изученный материал, являлся опорой для самостоятельного поиска, добывания нового знания.
При вопросно-ответной форме изложения ученикам не приходится длительно напрягать свое внимание, поскольку содержание излагается частями при постоянной проверке их усвоения. Однако эта форма изложения дробит» знания; школьники не приучаются говорить связно и развернуто, поэтому беседа в старших классах не должна занимать много места в учебном процессе.
В образовательном процессе можно выделить следующие группы бесед: вводные, сообщения знаний, закрепления знаний и контрольно-корректирующие. Вводные беседы строятся большей частью индуктивно, а контрольно-корректирующие приобретают дедуктивный характер. Причем на уроках полезно привлекать учащихся к построению вопросов. Один школьник задает вопрос, а другие отвечают. При проведении беседы следует опираться на следующие методические требования: грамотно и четко формулировать вопросы; строить вопросы так, чтобы они органически вытекали из содержания изучаемого материала, и направлять внимание учащихся на усвоение самого главного, существенного, при этом привлекать знания учащихся, полученные на предыдущих уроках, а также их жизненный опыт; предусматривать вопросы, приучающие школьников применять знания на практике, в жизни, а также для решения биологических задач (вопросы на размышление). В ходе беседы необходимо чередовать ответы сильных и слабых учеников. Объяснение часто используется на уроках биологии во время экскурсии. Его характеризует четкое, логическое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с последующей формулировкой выводов. Объяснение включает рассуждения.
Школьная лекция – это устное изложение учебного содержания в течение не менее 20-25 минут. Лекция может перемежаться рассказом или беседой. Обычно на лекцию выносится очень объемный учебный материал или недостаточно хорошо изложенный в учебнике. Применение лекции требует от учителя обязательной постановки цели урока, расчленение её на ряд последовательно раскрываемых вопросов. Школьникам рекомендуется делать краткие записи и основные выводы. Лекции чаще применяются в Старших классах, в среднем звене, как правило, присутствуют только элементы лекций. Из наглядных методов на уроках биологии обычно используют различные демонстрации опыта, таблицы, кинофильма, рисунка на доске и т.п. Применение демонстраций развивает познавательную активность, активность восприятия и мышления. Рисунок на доске имеет важное познавательное значение на уроках биологии. Рисунок с пояснением помогает ученикам следить за содержанием. Практические методы при обучении биологии отличаются значительным разнообразием, среди них: работы по распознаванию и определению объектов, проведение опытов, наблюдение за природными явлениями. Наблюдение в ходе практической работы обеспечивается не созерцанием объекта, а его непосредственным, деятельностным изучением: обследованием, измерением, препарированием, ощупыванием, оцениванием. Наблюдение по срокам выполнения делят На две группы: кратковременное (может включаться в урок или применяться На экскурсии) и длительное (вынесены за пределы урока – например, прорастание семян, фенологические наблюдения). Эксперимент как вид практического метода чаще всего применяют при изучении физиологического, экологического материала. Эксперименты также могут быть кратковременными и длительными. Проведение экспериментов, требующих длительного времени, обычно начинается на уроке (на кружке, дома). Результаты эксперимента рассматриваются во время урока. Использование практических методов обычно требует наличия определенного раздаточного материала, их реализация требует значительно больше времени по сравнению с применением наглядных и словесних методов. Но владение практическими интеллектуальными умениями позволяет ученикам самостоятельно выявлять свойства исследуемого объекта. В связи с этим практические методы изучения природних объектов считаются наиболее эффективными. Все методы обучения имеют определенные функции: обучающая; развивающая; воспитывающая; побуждающая; контролирующая.
3. Выбор методов и их развитие Развитие методов связано с тем, что учащиеся из класса в класс овладевают различными умениями, поэтому один и тот же метод усложняется (усложняются задачи, которые выдвигаются перед учащимися), усиливается роль доли самостоятельной деятельности школьников, усложняется познавательная деятельность учащихся, изменяется руководящая роль учителя. В работе преподавателя выбор метода при изучении того или иного учебного материала осуществляется с учетом возраста учеников. Многообразие методов и приемов обучения является характерной особенностью учебного процесса в целом. При выборе методов основополагающими являются цель урока и содержание учебного материала. Так, изучение морфологических понятий требует наблюдений, а физиологических и экологических – наблюдений, опытов и экспериментов. При выборе методов следует учитывать степень самостоятельности учащихся, а также характер учебного содержания (знакомый материал или новый). Учитываются так же материальные возможности школы, оснащенность кабинета биологии. При выборе методов следует учитывать уровень развития учащихся, подготовленность самого учителя, его стремление разнообразить уроки. На выбор методов могут влиять время и форма организации учебного процесса. Оптимальный выбор методов может быть сделан лишь при условии и хорошего знания качественных свойств каждого метода, то есть учета его достоинств и недостатков с точки зрения эффективности обучения.
Следует отметить, что ни один из методов не является универсальным, то есть никакой метод, взятый в отдельности не может обеспечить реализацию всех функций обучения и достижение его цели. Достичь высоких результатов в обучении возможно только при использовании системы взаимодополняющих методов. Выбор педагогом методов обучения, как правило, осуществляется в рамках конкретной формы обучения и зависит от множества факторов. Ю.К. Бабанский предлагает при выборе метода обучения учитывать следующие основные параметры: закономерности и принципы обучения, цели и задачи обучения, содержание предмета, учебные возможности учащихся, особенности внешних условий, возможности самих учителей. Поскольку все компоненты процесса обучения представляют собой единство, системообразующей характеристикой которого является цель, то в реальном образовательном процессе реализуется, образно говоря, «сплав»: цель–содержание–методы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 731.