1. Закономерности и принципы (дидактические, методические, общеметодологические) МПБ.
2. Виды обучения современного образовательного пространства.
3. Технология и теория обучения.
На современном этапе социально-экономического развития общества внесены коренные изменения в целевые установки развития личности, что в значительной степени обусловило появление новых категорий, методологических подходов и целей во многих сферах деятельности. Которые были сформулированы следующим образом: обеспечить овладение базовыми знаниями основ биологии; сформировать ориентацию в основных методологических проблемах биологии и современного естествознания в целом. Важно ознакомить с линейными и интегрированными учебными курсами биологии; развить понятия о формах и методах предметного учебно-воспитательного процесса в системе общего образования. Необходимо обучить умениям конструировать систему уроков, отдельных тем уроков, экскурсий; обеспечить овладение методическими навыками проведения демонстрационного и лабораторного школьного эксперимента; сформировать навык анализа концепций учебных программ и содержания различных учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других материалов; подготовить разработки учебных пособий, обеспечивающих наглядность в обучении. В связи с этим в цели профессионально-методической подготовки включена подготовка студентов к осуществлению профессионального сравнительного анализа различных педагогических концепций авторов учебных программ, учебников, эффективных способов их реализации в учебном процессе. Практическая реализация комплексного психолого-методического и личностно-деятельного подходов предполагает многоуровневое проектирование и анализ учебно-воспитательного процесса в предметном обучении.
Принципы обучения - это руководящие идеи, правила деятельности и требования, определяющие характер образовательного процесса. Они служат ориентиром в конструировании содержания и организации обучения. Методика биологии рассматривает принципы организации процесса обучения. Такие как, общепедагогические (дидактические) принципы: научности и доступности; единства обучения, воспитания и развития; наглядности, святи обучения с жизнью; систематичности и последовательности, системности; фундаментальности, единства теории и практики; вариативности, гуманизации, интеграции и дифференциации.
К специфическим методико - биологическим принципам относятся принципы: причинности и историзма процессов и явлений живой природы; эффективности натуральной наглядности; вхождения в природу; единства живого; сезонности природных явлений; краеведения; экологизации и природоохранности; природосообразности; фундаментальности; преемственности содержания и его развития от курса к курсу.
О бщие методологические принципы: взаимосвязи и взаимообусловленности; целостного познания природы и ее взаимодействия с обществом; материальности и познаваемости реального мира; первичности природных законов по отношению к законам общественного развития.
2. Существуют различные виды обучения, каждый из которых характеризуется своей целью, особенностями деятельности учителя и ученика и имеет определенные возможности в реализации функций обучения. Рассмотрим имеющие наибольшее распространение: объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение.
Целью объяснительно-иллюстративного (пассивно-озерцательного) обучения является передача – усвоение знаний и формирование умений и навыков. Учитель излагает материал, применяя различные наглядные материалы, а ученики слушают, запоминают, учатся применять полученные знания для решения конкретных задач, отрабатывают соответствующие умения.
Такой вид обучения требует только воспроизводящего мышления. В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление познавательной деятельностью ученика осуществляется учителем с использованием прямой (посылка команд) и обратной (получение информации о ходе обучения) связи, как правило, опосредованно, с применением программированных пособий или автоматизированных обучающих систем. Вначале небольшой порцией предъявляется информация для изучения, затем ученику предлагается проверочное задание, а после его выполнения, предъявляется ответ для самоконтроля и, в зависимости от правильности ответа, даются указания о дальнейшей работе. Возможны различные типы таких программ (например, линейные и разветвленные), но общая логика их построения, предложенная еще Б. Скиннером, сохраняется.
Программированное обучение развивает самостоятельность учеников, позволяет индивидуализировать процесс обучения (каждый может работать в своем собственном темпе) и постоянно получать информацию о ходе процесса обучения. Однако такой вид обучения больше всего нагружает память ученика, не учит способам учебной работы (неизвестно, как ученик сумел усвоить материал или почему не смог этого сделать). И программированное, и объяснительно-иллюстративное обучение не стимулируют активность, творчество учеников и обладают крайне ограниченными возможностями в реализации воспитательной и развивающей функций обучения. Они ориентированы на формирование человека-исполнителя, обладающего определенными знаниями и умениями.
Используя данные виды обучения, можно, в лучшем случае, передать знания, имеющиеся у учителя. А как говорилось ранее, для того, чтобы обеспечить общественный прогресс, необходимо, чтобы каждое следующее поколение шло в своем развитии дальше поколения своих родителей и учителей. В этом случае необходима особая организация обучения, позволяющая ученикам приобрести опыт творческой деятельности, развивающая креативность. Одним из таких видов является проблемное обучение, реализующееся через постановку и решение проблемного вопроса или задачи. Такие познавательные задачи характеризуются противоречием между имеющимися у ученика знаниями и умениями и теми, которые необходимы для разрешения проблемы. В зависимости от меры участия учителя в усмотрении и решении проблемы различают различные уровни проблемности в обучении: от решения поставленной педагогом проблемы с использованием его помощи на каждом из этапов решения (анализа условий, выдвижения гипотез, выбора и реализации плана решения, контроля правильности решения и др.) до самостоятельного усмотрения проблемы и нахождения объективно новых способов ее решения. Если проблемная ситуация сконструирована педагогом верно (задача связана с реальной жизненной ситуацией, решение задачи опирается на предшествующий опыт ребенка, но не является очевидным и т.д.), то она вызывает активность, стремление к самостоятельным поискам, мобилизацию знаний, чувство удовлетворения от процесса познания. Знания, полученные в процессе решения проблемы, характеризуются прочностью и действенностью.
Методика обучения биологии - педагогическая область знаний и отношений, которая ориентирует образовательный процесс на определенную структуру содержания биологии, изучаемого в базовой и полной средней школе; отражает цели, методы, средства, формы процесса обучения и его результаты. Она характеризует стиль поведения и взаимную деятельность субъектов образовательного процесса - учителя и учащихся. В целях оптимизации процесса обучения при выборе его способов известный педагог-теоретик Ю.К. Бабанский предлагал учитывать целостную дидактическую систему, в том числе такие ее структурные компоненты, как закономерности и принципы обучения, цели и задачи обучения, содержание предмета, учебные возможности учащихся, возможности самих учителей и особенности внешних условий. Реализация указанных компонентов в методике обучения биологии находится в прямой зависимости от той или иной формы его организации (урок, экскурсия,внеурочные, внеклассные или домашние занятия) и конкретного предметного содержания курса биологии
6 -11 классов.
Догматическое обучение - механическое запоминание со слов учителя илииз книги и дословное воспроизведение услышанного или прочитаного текста.
Развивающее обучение - всестороннее развитие учащихся, развитие деятельностного подхода, самостоятельности в добывании знаний и умений. Школьники свободно при поддержке учителя выступают, спорят, доказывают или опровергают выдвигаемые кем-то предположения.
Объяснительно-иллюстративное обучение, которое иногда называют пассивно-созерцательным, - это передача, усвоение знаний и применение ихна практике. Главное в деятельности учителя - изложить учебное содержание с применением наглядных и иллюстративных материалов иобеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения прирешении практических задач.
Проблемное обучение - вид обучения, в основу которого положена идеяизвестного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем. Поэтому данный вид обучения реализуется путем постановки (учителем) и разрешения (учеником) проблем ного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации.
Программированное обучение - вид получения знаний, в основе котороголежит кибернетический подход, согласно ему обучение рассматривается как динамическая система, управление которой состоит из двух основних операций - передачи команд со стороны учителя (компьютера или другихтехнических средств и аудиовидеотехники) и ответа ученика (самооценка илидействие). Принципы, организующие образовательный процесс программированного обучения: подача информации небольшими дозами (порциями); установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации; предоставление материалов для контроля; передача указаний в зависимости от правильности ответа.
Модульное обучение - учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в модулях. Каждый модуль обладает законченностью и самостоятельностью относительно других. Совокупность таких модулей составляет единое целое в раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Модульное обучение рассчитано на самостоятельную работу с учетом определенной дозы усвоения учебной информации. С помощью модулей может успешно реализовываться профильное идифференцированное обучение.
Информатизационное обучение - вид обучения, который обусловлен социальными причинами - становлением открытого информационного общества и внедрением в связи с этим в различные сферы деятельности человека новых информационных технологий, ориентированных на личностно-деятельностное обучение. Информатизационное обучение характеризуется использованием обобщений информации применительно кизучению биологического содержания, внедрением методов компьютерногообучения (информационных технологий) в образовательный процесс.
Проектное обучение – вид обучения, где учебный процесс выстраивается сучетом “метода проектов”. Идеографическое обучение - применение знаковых выражений в изучении определенного содержания.
Дифференцированное обучение – вид обучения, нацеленный на соблюдениепознавательных интересов учащихся.
Мультимедийное обучение - персонализированный способ обучения. В последние годы в практике общеобразовательной школы все чаще используют компьютеры, оснащенные средствами мультимедиа. Мультимедиа (в пер. с англ. «мульти» — много, «медиа» — среда) - это множественность информационных сред, содержательных каналов информации. Условия искусственно созданные мультимедийной программой, похожие наестественные, передаваемые ощущениями звучания, зображения, присутствия, позволяют моделировать виртуальную (т.е. существующую только в процессе взаимодействия) среду обучения. Современные технические возможности позволяют создавать нужные для обучения мультимедийные комплексы, программы, моделирующие образовательную среду, создавать условия виртуального обучения. При этом учитель выполняет целеполагающую функцию, а компьютерная программа способна самостоятельно отбирать учебное содержание и организовывать процесс усвоения знаний, умений и навыков на основе заложенных учебных алгоритмов. В настоящее время разработана методика использования средств мультимедиа в курсе общей биологии 10—11 классов. Закономерности, принципы, виды обучения, предусматривающие формирование разносторонне развитой личности ученика, реализуются в образовательном процессе как важные теоретико-методологические положения методики обучения биологии. Этому служит вся методическая система обучения, компонентами которой являются: цели и задачи, биологическое содержание, методы, средства и формы обучения биологии всредней школе.
3. Понятие «технология» пришло в педагогику из области техники. Технология(от греч. techne—искусство, мастерство + logos—понятие) в словаре иностранных слов трактуется как: 1) совокупность методов; 2) наука оспособах возделывания. Технология - это особое предписание, некийимператив, инструкция о содержании, составе и порядке действий поосуществлению деятельности. Поэтому технология обучения также рассматривает учебную деятельность, включающую замысел в виде цели игипотезы, планирование действий, моделирование их системы и еереализацию. В истории становления и развития педагогической технологии это понятиетрактовалось по-разному, начиная от первоначального толкования как «обучение с помощью технических средств» или как «вариант программированного обучения» до представления как о «систематической и последовательной организации проектируемого процесса обучения».
Педагогическая технология - это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся. Однако единого мнения в определении понятия о педагогической технологиинет. По определению других педагогов, педагогическая технология - это планирование и применение системы средств в образовательном процессе для достижения необходимого результата.
Таким образом, главная функция педагогических технологий - проектирование и реализация образовательных целей обучения и развитиеличности ученика, выражение различных моделей обучения, характеризующих основные принципы обучения, методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного обучения.
Педагогическая технология определяется как проект педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система служит основой для разработки технологии. Перевод предметного (например, биологического) знания в систему управления учебной деятельностью называется технологией обучения. Технология обучения является одним из видов педагогических технологий. Она выражает необходимые условия для развития учебной деятельности, формирования активности учащихся. Технология обучения строится на основе теоретических положений оспособах и приемах обучения и представляет собой упорядоченную деятельность учителя, предусматривающую ответные действия учащихся сучетом специфики предмета изучения, например биологии, иинтеллектуальных возможностей учащихся. Технология обучения тесно связана с методами и средствами обучения, но этазависимость не является жесткой, поскольку определяется условиями, вкоторых проектируется и реализуется образовательный процесс.
Результативным фактором образовательных достижений являются знания, умения и навыки, развитие интеллектуальных структур, восприятия, мышления, памяти, воображения, а также формирование ценностных отношений к действительности, поэтому исходной точкой для разработки технологии обучения выступает цель (целевая функция) образования, развития и воспитания учащихся. Технологии обучения занимают промежуточное положение между теорией и практикой, обеспечивая систематизацию способов и средств педагогического управления учебным процессом при сопряженной деятельности учителя и учащихся.
Тема 4 Содержание предмета «Биология» в школе
1. Содержание предмета «Биология» в школе
2. Развитие биологических понятий в школьном предмете. Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете “Биология”
3. Формирование умений. Методика формирования и развития умений и навыков.
1. Содержание школьного образования, в том числе биологического, предусматривает его соответствие уровню развития науки в данный исторический период.
Отбор учебного материала - одна из наиболее важных задач методики обучения биологии, она решается при активном участии учителей и ученых, педагогов и биологов. Сложность в отборе содержания постоянно возрастает в связи с необычайно быстрым ростом научной (теоретической и прикладной) информации в разных ее областях.
Цель образования - это ожидаемые результаты, которые стремится общества, государства с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.
Цели образования обычно выражаются в программах через систему знаний, умений и отношений, которыми должен владеть выпускник средней общеобразовательной школы. Новые целевые установки, поставленные перед школой, обычно выражены в документах о реформе школы. Из задач реформы всегда вытекает необходимость обеспечения на новом этапе высокого научного и образовательного уровня преподавания каждого учебного предмета, в том числе биологии. Обычно в связи с этим проводится пересмотр и совершенствова ние учебных программ, учебников, качества всего учебно-воспитательного процесса; ставятся задачи поиска новых, болем эффективных методов, средств и форм обучения.
Начавшееся реформирование средней школы в 90-е годы происходило в условиях глубоких системных изменений в жизни общества, пересмотра идеологических ориентиров, перестройки структуры и принципов деятельности научных и образовательных учреждений всех уровней. В связи с глубокими качественными преобразованиями, происходящими в нашей стране, школе были предъявлены требования, учитывающие новую образовательную парадигму: «выведение образования из сферы социально-экономических, производственно-политических услуг, понимание образования как функции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение ее в мир культурного опыта человечества через содержание учебных дисциплин. Ориентация общества на демократизацию, гуманизацию, культуросообразность и экологизацию обусловила новые направления в определении целей общего образования.
В указанный период школьная биология как важное звено в общей системе образования была призвана руководствоваться следующими целями обучения: овладение знаниями о живой природе ; формирование на базе этих знаний научной картины мира; гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни; формирование экологической грамотности людей; установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой. Именно с реализации этих целей в середине 90-х годов началось становлениенового содержания школьного образования. Оно диктовалось демократизацией общества, гуманизацией образования, признанием ценности человека, уважением личности учащегося, вниманием к его интересам, дальнейшей экологизацией общего образования. Новое содержание образования отличает большая творческая свобода учителей, вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, свободный выбор предметов. Были введены два новых предмета «Экология» и «Естествознание». Во всех указанных документах подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, независимого стиля мышления.
Биологическая наука в настоящее время стала лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Биологическая грамотность стала социально необходимой. В качестве задач общего образования в
10 и 11 классах была об означена необходимость профильного обучения (по выбору учащихся).
Содержание образования, прежде всего, это система знаний, раскрывающая картину мира; опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе опыт творче ской деятельности, обеспечивающий развитие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру (И.Д. Лернер, Н.В. Бочкина).
По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской (1983), содержание учебного предмета - это «отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры». Содержание биологического образования для средней школы тесно связано с развитием биологической науки, характеризует современный уровень ее развития, отражает в учебном предмете основы наук о живой природе. В отборе содержания биологических знаний (теорий, понятий, закономерностей, научных фактов) и определении глубины раскрытия научного материала в учебном предмете большую роль играет принцип научности в тесной взаимосвязи с принципом доступности. Уровень развития биологии как науки постоянно учитывается при совершенствовании содержания образования. Из обширного научного материала для школьного предмета отбирается учебный материал, наиболее ценный в образовательном и воспитательномотношении. Школьный предмет объединяет методически отобранные элементы знаний, систематизированные и дидактически переработанные вцелостную систему учебного содержания с учетом возраста учащихся.
Структура школьного предмета «Биология». Учебный предмет - это система основ науки, которая характеризуется целостностью, единством и внутренней взаимосвязью всех видов содержания обучения в школе. Она имеет определенную логическую структуру. Структура школьного курса биологии отчетливо отражена в программах по биологии, в которых содержание биологического образования школьников распределено по темам, разделам и годам обучения. В истории отечественной школы сложилась традиционная система последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации. Сложившееся в средней школе распределение учебных материалов покурсам биологии и последовательное расположение их в этом предмете (от изучения растений к изучению животных, затем человека, общебиологических процессов и явлений живой природы) в методике обучения биологии считается педагогически целесообразной структурой общего биологического образования школьников.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 619.