Формирование умений. Методика формирования и развития умений и навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знания - это важнейшая часть содержания биологического образования, характеризующая то, чем должен владеть человек по окончании общеобразовательной школы. Если за знаниями на уроках биологии мы видим далеко стоящие цели, и знания нам помогают их достичь, то такое обучение способствует формированию развивающейся личности.

Формирование знаний на разных уровнях.

1 уровень - уровень знакомства. Ученик может произвести опознание, различие, соотнесение;

2 уровень - воспроизведения, т.е. уровень «репродукций»;

3 уровень - знание - умение (по образцу);

4 уровень - знание-трансформация - умение применять решения в творческих ситуациях. Перенос умения в новые области не изучавшиеся ранее.

При изучении биологии желательно определить ценность знаний. Исходя из этого, часть знаний можно формировать на первом уровне, часть на втором и т.д. Иногда у педагога наблюдается стремление добиваться как можно более глубокого усвоения всех знаний по изучаемому предмету. Это не всегда оправдано и ведет к перегрузке учащихся, к психическим срывам, к снижению мотивации обучения. При формировании знаний желательно помнить об уровнях системности знаний.

Четыре уровня системности знаний по биологии.

1. Локальный характер связей. Определенные понятия и термины, нет связей между ними.

2. Частично-системные связи. Система связей по какой-то теме, вопросу.

3. Внутрисистемные связи. Есть система связей знаний по предмету. Усвоены его основные идеи, понятия и закономерности.

4. Межпредметные связи. Бинарные или синтетические уроки позволяют формировать связи на четвертом уровне. Знания не оторваны от жизни.

Изучение биологии должно обеспечивать полноценное качество знаний, которое предполагает:

1. Полноту знаний - количество элементов основных программных знаний.

2. Глубину знаний - совокупность существенных связей.

3. Оперативность знаний - число ситуаций, в которых применяются знания или число способов, которыми ученик применяет знания.

4. Гибкость знаний - готовность ученика к самостоятельному нахождению способов применения знаний в изменяющихся ситуациях.

5. Свернутость знаний - способность выразить знания компактно, но так, чтобы был виден результат (план).

6. Развернутость знаний - способность раскрыть систему шагов, ведущих к свертыванию знаний.

7. Системность знаний - осознание учеником знаний по их месту в структуре научной теории.

8. Систематичность знаний - в сознании совокупности знаний, их иерархии, последовательности и взаимосвязи.

9. Факт эмпирический уровень – примеры. Теоретический уровень - вывод.

10. Обобщенность - способность подвести конкретные знания под обобщенные идеи. Конкретность - способность объяснить частное как проявление общего.

11. Осознанность - понимание учениками связи между знаниями, пути получения, умение доказывать принцип действия этих связей.

12. Прочность - устойчивая фиксация в памяти системы существующих знаний, готовность воспитывать эти качества.

Изучение биологии обеспечивает 3 уровня усвоения знаний: 1 уровень организует восприятие, осмысление, запоминание. 2 уровень - применение знаний в знакомой ситуации. 3 уровень - применение знаний в измененной ситуации.

Формирование умений на уроках биологии .

Умение - умственное или физическое действие, направленное на какой-то объект или процесс. Эти действия придают новые свойства объекту или процессу в соответствии с поставленной целью.

Группы у м ений .

1. Предметные. 2.Общеучебные. 3.Интеллектуальные. 4.Коммуникативные. 5.Умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.

Предметные умения. В школьных программах, стандартах приводится перечень необходимых умений, которыми должны овладеть учащиеся.

Общеучебные умения. Необходимые общеучебные умения и навыки:        1. Работа с письменными текстами: умение читать (скорость чтения), понимать прочитанное, запоминать прочитанное, использовать при конспектировании различные подходы, краткая запись основных мыслей, составление структуры прочитанного путем перечня стержневых мыслей, представление основных мыслей в виде схем, изображение основных мыслей в виде опорных сигналов, составление схемы - конспекта.

2. Умение конспектировать речь выступающего.

3. Умение находить интересную информацию в справочниках и другой литературе и т.д.

Интеллектуальные умения.

1. Стратегическое мышление, которое охватывает основные механизмы познавательной деятельности: анализ, классификация, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез.

2. Повышение возможностей: вывести слабых учеников на уровень развития, который позволит им успешно овладеть программой.

3. Всесторонний подход к вопросу: научить творчески мыслить, чтобы видеть взаимосвязи ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения.

4. Структура интеллекта. Два вида мышления: конвергентное, которое аккуратно и систематически стремится к получению ответа; дивергентное, центробежное, устремляющиеся одновременно в нескольких направлениях, стремящееся не к какой-либо заданной цели, а к поискам новых понятий.

Коммуникативные умения.

1. Умение понятно излагать свои мысли.

2. Умение кратко излагать свои мысли.

3. Умение точно излагать свои мысли.

4. Умение задавать вопросы.

5. Умение вежливо излагать свои мысли.

6. Умение отвечать на вопросы.

7. Умение возражать.

8. Умение слушать и т.д.

9. Умение приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям

Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков, знаний и творческого подхода к деятельности. Элементарные умения - это действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания и наблюдения.

Умения - это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний, решение поставленных задач в соответствии с заданными условиями. Например, сравнение растений, относящихся к разным классам (однодольных и двудольных), выявление причин изменчивости организмов, приготовление микропрепарата и др.

Умение включает понимание связи между целью данной деятельности, условиями и способами ее выполнения. Поэтому в психологическую структуру умений входят и знание, и творческое мышление. Приступая к обучению какой-либо новой деятельности, сначала надо определить ее цель, потом показать и дать понять, как осуществлять эту деятельность, в какой последовательности, и сформировать представление о технике ее выполнения. Осваивая работу, учащийся должен приспосабливать ее к имеющимся умениям и навыкам и формировать недостающие в этих новых условиях. Каждое умение проходит в своем формировании ряд этапов, каждому из них свойственна своя психологическая структура.

Умения в обучении - обычно это простые действия с объектом. Благодаря многократному повторению одних и тех же действий в одних и тех же условиях умения выполняются все быстрее и быстрее, все более совершенно и требуют все меньше мыслительного труда. Повторяясь много раз, действия с объектом становятся все более свободными, автоматизированными. В связи с многократным упражнением действие выполняется как заученное движение, механически, т.е. без специального контроля со стороны мозга. Такие действия, автоматизированные многократными повторениями, называются навыками.

При многократных повторениях одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях происходит автоматизация отдельных компонентов деятельности и вырабатывается навык. Однако навык нельзя понимать как полностью автоматическое действие, поскольку в нужный момент сознание может вмешаться в действие и направить его.

Навык - это способность человека продуктивно, с должной полнотой и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Навык образуется на основе умений и знаний, он включает также и понимание взаимоотношений между целью данной деятельности, условиями и способами его выполнения. Поэтому в психологическую структуру навыка входят не только умения, но и знания, и творческое мышление. Навыки лучше всего определяют подготовленность учащегося, становятся особенностями его личности.

Навыки нельзя противопоставлять знаниям и умениям, так как они образуются на их основе. Вырабатывается навык повторениями и разрушается, когда повторения прекращаются. В первую очередь затухают недавно сформированные умения и навыки как наименее прочные. Причины затухания умений и навыков обычно бывают связаны с длительными перерывами в их применении, но это может быть связано также с вынужденным ускорением темпа работы, утомлением и напряжением.

Каждое умение в процессе его формирования до состояния навыка проходит ряд этапов: 1) начало осмысления умения; 2) сознательное, но неумелое выполнение; 3) переход умения путем упражнений в навык; 4) применение навыка как высокоавтоматизированного действия.

Психологи в зависимости от видов действий различают умения и навыки интеллектуальные (мышления и памяти), сенсорные (действия по восприятию) двигательные. В дидактике и методике обучения биологии по характеру деятельности в учебном процессе различают умения и навыки: интеллектуальные, или умственные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.), практические, или трудовые (выращивание растений, уход за животными и пр.) специальные, или предметные (работа с микроскопом, выявление особенностей растений, животных, проращивание семян и др.), общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль и др.).

Все умения и навыки формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более навыки формироваться не могут. Умения и навыки вырабатываются повторениями и разрушаются, когда повторения прекращаются.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 471.