1. Методика обучения биологии как наука
2. Связь методики обучения биологии с другими науками.
3. Методика обучения биологии как учебный предмет.
Методика обучения биологии как наука
Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях.
Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.
Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов как:
- целостность человеческой личности;
- прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;
- преемственность в системе непрерывного образования.
Методика обучения биологии отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования - формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.
Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:
- определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;
- разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;
- определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;
- разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;
- разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.
Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология».
Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.
Научно обоснованная структура содержания методики обучения биологии разделяется на общую и частные, или специальные, методики обучения: природоведения, по курсам «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».
Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 495.