Тема 1. Методика обучения биологии как наука и учебный предмет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Методика обучения биологии как наука

2. Связь методики обучения биологии с другими науками.

3. Методика обучения биологии как учебный предмет.

 

Методика обучения биологии как наука

Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях.

Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов как:

- целостность человеческой личности;

- прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;

- преемственность в системе непрерывного образования.

Методика обучения биологии отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования - формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

- определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

- разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

- определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

- разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

- разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология».

Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Научно обоснованная структура содержания методики обучения биологии разделяется на общую и частные, или специальные, методики обучения: природоведения, по курсам «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 495.