Методики обучения биологии
1. Становление отечественной методики преподавания обучения.
(В.Ф. Зуев А.М. Теряев, А.Я. Герд ).
2. Биологическое направление ХХ века(В.В. Половцов, Б.Е. Райков).
3. Подходы в создании и деятельности новой школы.
Слово «методика» происходит от греческого «methodos» - путь к чему-либо, путь исследования или способ познания. Значение его не всегда было одинаковым. Менялось название и самого предмета «Биология» в соответствии с уровнем развития данной науки.
Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Так, на Новгородской земле уже в Х веке появилась народная школа, где использовалась книга Псалтырь, в ней излагались отдельные сведения и по естествознанию. На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, и имело религиозную направленность. На Руси в средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре Наряду с грамматикой и риторикой в ней преподавали математику и физику.
Уже в XVII в. государство испытывало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII— начале XVIII в. создаются первые светские школы. Помимо обучения грамоте и счету, школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для геологических изысканий, исследования недр,организации различных промышленных производств.
В 1724 г. Петр I основал Петербургскую Академию наук. К концу XVIII в. академиками (Ломоносов М.В., Стеллер Г.В., Крашенинников С.П., Зуев В.Ф.) было сделано много крупных естественно-научных открытий. Экспериментальные исследования, путешествия русских ученых открыли для науки и практики животный и растительный мир. Учеными были созданы научные труды о почвах, рельефе, климате, недрах нашей страны. Эти естественно-научные открытия нашли отражение в содержании школьного обучения.
Естествознание как учебный предмет впервые вводится в школы России только в конце XVIII века - в период реформирования народного образования, тогда же, в 1783 г., была открыта первая учительская семинария для подготовки учителей. По плану школьной реформы в городах создавались народные училища двух типов: главные 5-летние и малые - 2-летние. Предмет «Естествознание» вводился на двух последних годах учебы в 5-летних училищах. К работе над учебником по естествознанию был приглашен ученый - Василий Федорович Зуев.
В 1786 г. без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории», изданное для народных училищ Российской империи. Началась история отечественной методики преподавания биологии. В.Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, егоструктура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии сзапросами общества, определять методы и средства обучения.
Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц. Эти таблицы широко использовались в отечественной школе более 40 лет. Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В.Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки иучебного предмета, научность содержания и др., взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе. Таким образом, академик В.Ф. Зуев положил начало отечественной методике обучения биологии и по праву считается ее основателем.
В первой половине XIX века по новому школьному уставу (1804) народные училища преобразуются в гимназии, которые давали право учащимся поступать в университет. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преподавание методики продолжил ученик В.Ф. Зуева, Андрей Михайлович Теряев (1767 - 1827). В биологической науке в это время царит систематика Карла Линнея. Поэтому его труд «Система природы» («SystemaNaturae») оказывает существенное влияние на содержание школьного естественно-научного образования. Учебник В.Ф. Зуева был заменен в 1809 г. учебником А.М. Теряева «Начальные основания ботанической философии», изданные Главным Правлением Училищ для употребления в Гимназиях Российской Империи». Учебник Теряева представлял собой перечень ботанических терминов, целиком заимствованных из книг К. Линнея. Учебник оказался очень сложным для учащихся, не был методически продуман и не отвечал главному принципу обучения - доступности. Следует отметить, что из ценных зуевских идей Теряев сохранил принцип наглядности в сочетании с текстом учебника, но обязывал «выучивать наизусть» учебные тексты. Более удачным был учебник Ивана Кастальского «Начальные основанияботаники для юношества», вышедший в 1826 г. В нем излагаются некоторые сведения по физиологии растений. Однако данные материалы тонули в обилии текста по систематике: на двухстах страницах рассматривалось около тысячи видов растений, подлежащих изучению.По уставу 1828 г. предмет был исключен из учебного плана всех учебных заведений. Естествознание вновь было восстановлено в учебном плане реальних училищ лишь в 1839 г., в кадетских корпусах в 1848 г. и в гимназиях в 1852 г. В гимназиях ввели программу по естествознанию. Появились два новыхучебных курса («Вводный курс естествознания», «Анатомия ифизиология человека»). В программе преобладающее значение имела систематика.
Главной целью изучения естествознания в школе считали развитие учеников, формирование у них материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании. А.Я. Герд считал, что реализация идей развивающего обучения будет содействовать улучшению общего образования в отечественной школе. Он также обосновал необходимость изучения экологического материала в курсе естествознания и показал пути и средства его преподавания в школе. Находясь под влиянием идей дарвинизма и пропагандируя единствосодержания и методов обучения, А.Я. Герд предложил новую структурушкольного курса естествознания:
2 и 3 классы — «Неорганический мир»;
4класс — «Растительный мир»;
5класс — «Животный мир»;
6класс — «Человек»;
7класс — «История Земли».
В последнем курсе предполагалось изложение истории развития неорганического мира. Заканчивался курс учением Ч. Дарвина. Курс ботаники и зоологии ученый рекомендовал начинать изучения низших форм растений и животных, постепенно переходя к высшим (т.е. в «восходящем
порядке»). Герд считал, что на начальном этапе изучение природы должно бать комплексным (в виде естественно-исторического комплекса знаний о живой и неживой природе). Свои идеи он претворил в учебнике о неживой природе под названием «Мир божий». К этому курсу Герд написал методическое руководство для учителей «Предметные уроки» (1883), которое явилось первым специальным методическим трудом по курсу частной методики обучения естествознанию.
Однако научные и методические решения в области этой науки не были востребованы школой, так как уже с 1871 г. естествознание вновь было изъято из числа предметов, преподаваемых в средней школе, и сохранялось лишь в некоторых частных учебных заведениях. И только в 1901г. естествознание снова стали преподавать в школе в младших классах. Этот длительный перерыв заметно затормозил развитие методики обучения естествознанию.
Первые годы XXв. характеризуются активной борьбой передовых педагогов-естественников за введение естествознания в школу, за высокий уровень содержания биологических знаний и активные методы обучения, которые дают детям более широкое образование. Под давлением общественности Министерство народного просвещения вынуждено было пересмотреть систему гимназического образования.
В 1907 г. вышла первая отечественная общая методика естествознания Валериана Викторовича Половцова - «Основы общей методики естествознания», в которой автор изложил целостную систему знаний по методике. В своей методике В.В. Половцов впервые собрал весь опыт, накопленный многими поколениями ученых и учителей в области теории преподавания естествознания, обосновал и развил ряд методических положений. Разработанный В.В. Половцовым «биологический метод», по существу, ориентировал на экологический подход в обучении естествознанию. В истории методики естествознания (методики преподавания биологии) он известен как активный пропагандист экологического направления.
Таким образом, в начале XX в. преимущественно трудами
В.В. Половцова в содержании школьного естествознания начал развиваться экологический элемент как средство воспитания у детей материалистического мировоззрения. Наряду с В.В. Половцовым над вопросами содержания и построения курса, организации образовательного процесса работали и другие крупне методисты-естественники того времени (Л.С. Севрук, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, В.А. Герд, Л.Н Никонов,
В. Ю. Ульянинский и др.). Все они были едины в решении главных вопросов содержания, целей и методов обучения естествознанию в отечественной школе, поэтому идеи В.В. Половцова, касающиеся общей методики, ими поддерживались. Из вышесказанного видно, что в начале XX в. в преподавании школьного естествознания были достигнуты определенные успехи.
В 1917 г. многочисленные сословные школы сменила единая трудовая общеобразовательная школа. Естествознание стало одним из основных учебных предметов и получило название «Биология». Уже в1918 -1920 гг. были созданы первые программы по биологии, переизданы многие учебники и общая методика В.В. Половцова. В новых программах особое внимание уделялось методам обучения. Основной задачей содержания биологии были воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, обучение в тесной связи спроизводительным трудом и воспитание самостоятельности учащихся вприобретении знаний.
В 20-е годы XXв. в России велись активные поиски новой структуры биологического образования, которая отвечала бы целям воспитания материалистического мировоззрения. Правительственные постановления 1931—1932 гг. «О программах и режиме работы школы» обязали Наркомпрос создать программы, «обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний». В постановлениях отмечалось, что основной формой организации учебной работы в школе должен являться урок под руководством учителя, по строго определенному расписанию занятий и с постоянным составом учащихся. На уроке учитель обязан систематически и последовательно излагать содержание преподаваемой дисциплины, приучая детей к работе над учеником. Предлагалось систематически развивать навыки самостоятельной работы, широко практикуя различные задания по мере овладения определенным кругом знаний. В школе восстановилось предметное обучение, вместе с этим стимулировалось и развитие методики обучения биологии как научной дисциплины. В первые, же годы работы школы по предметной системе методистам пришлось решать многие проблемы: научность содержания, методика урока, формы обучения и воспитания. Широкое распространение в этот период получили частные методики. Все труды были направлены на совершенствование образовательного процесса и обогащение методики обучения биологии новыми идеями и практическими рекомендациями.
Методика обучения биологии во второй половине XXв. вновь решала
кардинальный вопрос школьного биологического образования - содержание школьного предмета «Биология». Новое содержание школьного биологического образования отвечало этим потребностям государства.
В 50-е годы XXв. ученые под руководством Н.М. Верзилина сформулировали методическую теорию развития биологических понятий. Были отмечены сложности состава и структуры биологических знаний, выявлены главные понятия, продуманы преемственные и межпредметные связи.
В 1964 г. на конкурс были представлены три программы по биологии для общеобразовательной школы: одна - от коллектива ученых и учителей из Москвы, другая - из Ленинграда и третья - от коллектива ученых Новосибирского отделения Академии наук. Первенствовала программа, составленная коллективом ученых-биологов и методистов из Ленинграда под. научным руководством доктора биологических наук, профессора Юрия Ивановича Полянского. Программа и учебники были написаны на основании теории развития биологических понятий, разработанной коллективом методистов под. руководством Н.М. Верзилина. В нем обозначены содержание учебного предмета на уровне образовательного минимума формирования знаний, умений иценностных отношений. Все это происходило на фоне изменений в общественно-политической иэкономической жизни страны. Внимание общества было обращено к общему образованию как институту развития культуры личности. Перед школой была поставлена задача развить у детей понимание гуманистических и экокультурных ценностей. Предстояло переработать принципы и подходы в осуществлении биологического образования, а также определить методику достижения поставленных целей с учетом возрастных особенностей школ.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1483.