С.Н. Несторенко
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
Методическое пособие
для студентов очной и заочной формы обучения
по направлению подготовки 06.03.01 «Биология»
Луганск
2018
УДК
ББК
Н
Рецензенты:
Твердохлеб Л.В. | – директор ГУ ЛНР Луганского экономико-правового лицея-интерната имени героев «Молодой гвардии», кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО; |
Терских Л.А. | – доцент кафедры экономико-правовых и социально-гуманитарных дисциплин ГУ ЛНР «Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко», кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО; |
Косогова Т.М. | – доцент кафедры садово-паркового хозяйства и экологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», кандидат биологических наук, доцент; |
Несторенко С.Н.
Н- | Методика преподавания биологии : методическое пособие для бакалавров очной и заочной формы обучения направления подготовки 06.03.01 /сост.: С.Н. Несторенко. – Луганск: Книта, 2018. – 104 с. |
Методическое пособие для бакалавров составлено в соответствии с разделами рабочей программы курса «Методика преподавания биологии». Приведены темы, структура курса, материалы для педагогической практики, литература.
Методическое пособие предназначено для бакалавров очной и заочной формы обучения направления подготовки 06.03.01 «Биология».
УДК
ББК
© Несторенко С.Н.
©ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 4 |
Структура курса | 7 |
Тема 1. Методика обучения биологии как наука и учебный предмет | 9 |
Тема 2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии | 16 |
Тема 3. Современные проблемы МПБ. | 21 |
Тема 4. Содержание предмета «Биология» в школе | 27 |
Тема 5. Воспитание в процессе обучения биологии. | 37 |
Тема 6. Методы обучения биологии | 46 |
Тема 7. Формы и средства обучения биологии | 52 |
Тема 8. Средства обучения биологии | 62 |
Тема 9. Система контроля знаний в обучении биологии | 67 |
Тема 10. Материальная база обучения биологии | 71 |
Рекомендуемая литература | 78 |
Приложения | 82 |
Приложение 1. Словарь терминов (Глоссарий) | 82 |
Приложение 2. Схема самоанализа урока | 88 |
Приложение 3. Реализация задач на основных этапах урока | 89 |
Приложение 4. Примерная структура разных типов урока | 92 |
Приложение 5. Перечень вопросов к итоговому контролю знаний | 95 |
Приложение 6. Тематика курсовых работ по методике преподавания биологии | 98 |
Приложение 7 Подготовка к педагогической (производственной) практике | 101 |
Введение
Дисциплина «Методика преподавания биологии» является одной из наиболее важных общих дисциплин, изучаемых студентами биологических факультетов педагогических институтов и тех университетов, которые готовят учителей биологии. Курс методики преподавания биологии хотя и
относится к циклу психолого-педагогических дисциплин, включает значительный объем биологических знаний и может рассматриваться как интегрирующий биолого-педагогический.
Методика преподавания биологии рассматривает приоритетные содержательные аспекты организации процесса обучения биологии и включает основы методических знаний, актуализированных с учётом задач школьного биологического образования.
Программа курса предполагает освоение современных педагогических технологий, дидактического инструментария методики обучения биологии, способов формирования знаний, умений, опыта эмоционально - ценностных отношений и творческой деятельности. Знание материала об организационном оформлении процесса обучения биологии побуждает будущих учителей к творческому поиску форм, ориентированных на реализацию личностного потенциала учащихся.
Лабораторные занятия, педагогическая практика углубляют, детализируют лекционный материал и обеспечивают переход знаний в интеллектуальные и практические способы деятельности.
Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов четкое представление об особенностях учебно-воспитательного процесса по биологии в условиях современной средней полной школы.
Задачи дисциплины:
1. Изучить исторический поступательный путь становления и развития школьной биологи и методики ее преподавания.
2. Формировать методическое мышление.
3. Уяснить цели биологического образования, закономерности и принципы отбора содержания, средства формы и методы их реализации.
4. Развивать умение по организации и руководству учебно-воспитательным процессом по биологии в соответствии с современной педагогической парадигмой, внедрением новых обучающих технологий в основной и полной школе.
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на общих для всех школьных предметов основах педагогической науки с учетом специфики изучения биологии, рассматривает проблемы теорий обучения и воспитания, связанные с преподаванием предмета "Биология".
Требования к результатам освоения содержания дисциплины Студенты, завершившие изучение дисциплины должны:
знать:
- содержание преподаваемого предмета (биологию);
- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
- правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;
- сущность и структуру образовательных процессов;
- методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
- теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;
- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
уметь:
- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;
- работать с нормативными документами: школьными программами курса биологии, методическими рекомендациями региональных методических объединений;
- составлять календарно-тематическое планирование.
владеть:
- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
общекультурных:
- способностью использовать знания о современной стественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.
профессиональных компетенций:
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности»;
- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.
СТРУКТУРА КУРСА
№п/п | Темы занятий | Лекции | Лаборат. работы | Самостоятельная работа |
Курс, 6 семестр
Курс, 7 семестр
Методики обучения биологии
1. Становление отечественной методики преподавания обучения.
(В.Ф. Зуев А.М. Теряев, А.Я. Герд ).
2. Биологическое направление ХХ века(В.В. Половцов, Б.Е. Райков).
3. Подходы в создании и деятельности новой школы.
Слово «методика» происходит от греческого «methodos» - путь к чему-либо, путь исследования или способ познания. Значение его не всегда было одинаковым. Менялось название и самого предмета «Биология» в соответствии с уровнем развития данной науки.
Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Так, на Новгородской земле уже в Х веке появилась народная школа, где использовалась книга Псалтырь, в ней излагались отдельные сведения и по естествознанию. На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, и имело религиозную направленность. На Руси в средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре Наряду с грамматикой и риторикой в ней преподавали математику и физику.
Уже в XVII в. государство испытывало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII— начале XVIII в. создаются первые светские школы. Помимо обучения грамоте и счету, школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для геологических изысканий, исследования недр,организации различных промышленных производств.
В 1724 г. Петр I основал Петербургскую Академию наук. К концу XVIII в. академиками (Ломоносов М.В., Стеллер Г.В., Крашенинников С.П., Зуев В.Ф.) было сделано много крупных естественно-научных открытий. Экспериментальные исследования, путешествия русских ученых открыли для науки и практики животный и растительный мир. Учеными были созданы научные труды о почвах, рельефе, климате, недрах нашей страны. Эти естественно-научные открытия нашли отражение в содержании школьного обучения.
Естествознание как учебный предмет впервые вводится в школы России только в конце XVIII века - в период реформирования народного образования, тогда же, в 1783 г., была открыта первая учительская семинария для подготовки учителей. По плану школьной реформы в городах создавались народные училища двух типов: главные 5-летние и малые - 2-летние. Предмет «Естествознание» вводился на двух последних годах учебы в 5-летних училищах. К работе над учебником по естествознанию был приглашен ученый - Василий Федорович Зуев.
В 1786 г. без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории», изданное для народных училищ Российской империи. Началась история отечественной методики преподавания биологии. В.Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, егоструктура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии сзапросами общества, определять методы и средства обучения.
Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц. Эти таблицы широко использовались в отечественной школе более 40 лет. Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В.Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки иучебного предмета, научность содержания и др., взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе. Таким образом, академик В.Ф. Зуев положил начало отечественной методике обучения биологии и по праву считается ее основателем.
В первой половине XIX века по новому школьному уставу (1804) народные училища преобразуются в гимназии, которые давали право учащимся поступать в университет. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преподавание методики продолжил ученик В.Ф. Зуева, Андрей Михайлович Теряев (1767 - 1827). В биологической науке в это время царит систематика Карла Линнея. Поэтому его труд «Система природы» («SystemaNaturae») оказывает существенное влияние на содержание школьного естественно-научного образования. Учебник В.Ф. Зуева был заменен в 1809 г. учебником А.М. Теряева «Начальные основания ботанической философии», изданные Главным Правлением Училищ для употребления в Гимназиях Российской Империи». Учебник Теряева представлял собой перечень ботанических терминов, целиком заимствованных из книг К. Линнея. Учебник оказался очень сложным для учащихся, не был методически продуман и не отвечал главному принципу обучения - доступности. Следует отметить, что из ценных зуевских идей Теряев сохранил принцип наглядности в сочетании с текстом учебника, но обязывал «выучивать наизусть» учебные тексты. Более удачным был учебник Ивана Кастальского «Начальные основанияботаники для юношества», вышедший в 1826 г. В нем излагаются некоторые сведения по физиологии растений. Однако данные материалы тонули в обилии текста по систематике: на двухстах страницах рассматривалось около тысячи видов растений, подлежащих изучению.По уставу 1828 г. предмет был исключен из учебного плана всех учебных заведений. Естествознание вновь было восстановлено в учебном плане реальних училищ лишь в 1839 г., в кадетских корпусах в 1848 г. и в гимназиях в 1852 г. В гимназиях ввели программу по естествознанию. Появились два новыхучебных курса («Вводный курс естествознания», «Анатомия ифизиология человека»). В программе преобладающее значение имела систематика.
Главной целью изучения естествознания в школе считали развитие учеников, формирование у них материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании. А.Я. Герд считал, что реализация идей развивающего обучения будет содействовать улучшению общего образования в отечественной школе. Он также обосновал необходимость изучения экологического материала в курсе естествознания и показал пути и средства его преподавания в школе. Находясь под влиянием идей дарвинизма и пропагандируя единствосодержания и методов обучения, А.Я. Герд предложил новую структурушкольного курса естествознания:
2 и 3 классы — «Неорганический мир»;
4класс — «Растительный мир»;
5класс — «Животный мир»;
6класс — «Человек»;
7класс — «История Земли».
В последнем курсе предполагалось изложение истории развития неорганического мира. Заканчивался курс учением Ч. Дарвина. Курс ботаники и зоологии ученый рекомендовал начинать изучения низших форм растений и животных, постепенно переходя к высшим (т.е. в «восходящем
порядке»). Герд считал, что на начальном этапе изучение природы должно бать комплексным (в виде естественно-исторического комплекса знаний о живой и неживой природе). Свои идеи он претворил в учебнике о неживой природе под названием «Мир божий». К этому курсу Герд написал методическое руководство для учителей «Предметные уроки» (1883), которое явилось первым специальным методическим трудом по курсу частной методики обучения естествознанию.
Однако научные и методические решения в области этой науки не были востребованы школой, так как уже с 1871 г. естествознание вновь было изъято из числа предметов, преподаваемых в средней школе, и сохранялось лишь в некоторых частных учебных заведениях. И только в 1901г. естествознание снова стали преподавать в школе в младших классах. Этот длительный перерыв заметно затормозил развитие методики обучения естествознанию.
Первые годы XXв. характеризуются активной борьбой передовых педагогов-естественников за введение естествознания в школу, за высокий уровень содержания биологических знаний и активные методы обучения, которые дают детям более широкое образование. Под давлением общественности Министерство народного просвещения вынуждено было пересмотреть систему гимназического образования.
В 1907 г. вышла первая отечественная общая методика естествознания Валериана Викторовича Половцова - «Основы общей методики естествознания», в которой автор изложил целостную систему знаний по методике. В своей методике В.В. Половцов впервые собрал весь опыт, накопленный многими поколениями ученых и учителей в области теории преподавания естествознания, обосновал и развил ряд методических положений. Разработанный В.В. Половцовым «биологический метод», по существу, ориентировал на экологический подход в обучении естествознанию. В истории методики естествознания (методики преподавания биологии) он известен как активный пропагандист экологического направления.
Таким образом, в начале XX в. преимущественно трудами
В.В. Половцова в содержании школьного естествознания начал развиваться экологический элемент как средство воспитания у детей материалистического мировоззрения. Наряду с В.В. Половцовым над вопросами содержания и построения курса, организации образовательного процесса работали и другие крупне методисты-естественники того времени (Л.С. Севрук, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, В.А. Герд, Л.Н Никонов,
В. Ю. Ульянинский и др.). Все они были едины в решении главных вопросов содержания, целей и методов обучения естествознанию в отечественной школе, поэтому идеи В.В. Половцова, касающиеся общей методики, ими поддерживались. Из вышесказанного видно, что в начале XX в. в преподавании школьного естествознания были достигнуты определенные успехи.
В 1917 г. многочисленные сословные школы сменила единая трудовая общеобразовательная школа. Естествознание стало одним из основных учебных предметов и получило название «Биология». Уже в1918 -1920 гг. были созданы первые программы по биологии, переизданы многие учебники и общая методика В.В. Половцова. В новых программах особое внимание уделялось методам обучения. Основной задачей содержания биологии были воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, обучение в тесной связи спроизводительным трудом и воспитание самостоятельности учащихся вприобретении знаний.
В 20-е годы XXв. в России велись активные поиски новой структуры биологического образования, которая отвечала бы целям воспитания материалистического мировоззрения. Правительственные постановления 1931—1932 гг. «О программах и режиме работы школы» обязали Наркомпрос создать программы, «обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний». В постановлениях отмечалось, что основной формой организации учебной работы в школе должен являться урок под руководством учителя, по строго определенному расписанию занятий и с постоянным составом учащихся. На уроке учитель обязан систематически и последовательно излагать содержание преподаваемой дисциплины, приучая детей к работе над учеником. Предлагалось систематически развивать навыки самостоятельной работы, широко практикуя различные задания по мере овладения определенным кругом знаний. В школе восстановилось предметное обучение, вместе с этим стимулировалось и развитие методики обучения биологии как научной дисциплины. В первые, же годы работы школы по предметной системе методистам пришлось решать многие проблемы: научность содержания, методика урока, формы обучения и воспитания. Широкое распространение в этот период получили частные методики. Все труды были направлены на совершенствование образовательного процесса и обогащение методики обучения биологии новыми идеями и практическими рекомендациями.
Методика обучения биологии во второй половине XXв. вновь решала
кардинальный вопрос школьного биологического образования - содержание школьного предмета «Биология». Новое содержание школьного биологического образования отвечало этим потребностям государства.
В 50-е годы XXв. ученые под руководством Н.М. Верзилина сформулировали методическую теорию развития биологических понятий. Были отмечены сложности состава и структуры биологических знаний, выявлены главные понятия, продуманы преемственные и межпредметные связи.
В 1964 г. на конкурс были представлены три программы по биологии для общеобразовательной школы: одна - от коллектива ученых и учителей из Москвы, другая - из Ленинграда и третья - от коллектива ученых Новосибирского отделения Академии наук. Первенствовала программа, составленная коллективом ученых-биологов и методистов из Ленинграда под. научным руководством доктора биологических наук, профессора Юрия Ивановича Полянского. Программа и учебники были написаны на основании теории развития биологических понятий, разработанной коллективом методистов под. руководством Н.М. Верзилина. В нем обозначены содержание учебного предмета на уровне образовательного минимума формирования знаний, умений иценностных отношений. Все это происходило на фоне изменений в общественно-политической иэкономической жизни страны. Внимание общества было обращено к общему образованию как институту развития культуры личности. Перед школой была поставлена задача развить у детей понимание гуманистических и экокультурных ценностей. Предстояло переработать принципы и подходы в осуществлении биологического образования, а также определить методику достижения поставленных целей с учетом возрастных особенностей школ.
Тема 4 Содержание предмета «Биология» в школе
1. Содержание предмета «Биология» в школе
2. Развитие биологических понятий в школьном предмете. Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете “Биология”
3. Формирование умений. Методика формирования и развития умений и навыков.
1. Содержание школьного образования, в том числе биологического, предусматривает его соответствие уровню развития науки в данный исторический период.
Отбор учебного материала - одна из наиболее важных задач методики обучения биологии, она решается при активном участии учителей и ученых, педагогов и биологов. Сложность в отборе содержания постоянно возрастает в связи с необычайно быстрым ростом научной (теоретической и прикладной) информации в разных ее областях.
Цель образования - это ожидаемые результаты, которые стремится общества, государства с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.
Цели образования обычно выражаются в программах через систему знаний, умений и отношений, которыми должен владеть выпускник средней общеобразовательной школы. Новые целевые установки, поставленные перед школой, обычно выражены в документах о реформе школы. Из задач реформы всегда вытекает необходимость обеспечения на новом этапе высокого научного и образовательного уровня преподавания каждого учебного предмета, в том числе биологии. Обычно в связи с этим проводится пересмотр и совершенствова ние учебных программ, учебников, качества всего учебно-воспитательного процесса; ставятся задачи поиска новых, болем эффективных методов, средств и форм обучения.
Начавшееся реформирование средней школы в 90-е годы происходило в условиях глубоких системных изменений в жизни общества, пересмотра идеологических ориентиров, перестройки структуры и принципов деятельности научных и образовательных учреждений всех уровней. В связи с глубокими качественными преобразованиями, происходящими в нашей стране, школе были предъявлены требования, учитывающие новую образовательную парадигму: «выведение образования из сферы социально-экономических, производственно-политических услуг, понимание образования как функции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение ее в мир культурного опыта человечества через содержание учебных дисциплин. Ориентация общества на демократизацию, гуманизацию, культуросообразность и экологизацию обусловила новые направления в определении целей общего образования.
В указанный период школьная биология как важное звено в общей системе образования была призвана руководствоваться следующими целями обучения: овладение знаниями о живой природе ; формирование на базе этих знаний научной картины мира; гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни; формирование экологической грамотности людей; установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой. Именно с реализации этих целей в середине 90-х годов началось становлениенового содержания школьного образования. Оно диктовалось демократизацией общества, гуманизацией образования, признанием ценности человека, уважением личности учащегося, вниманием к его интересам, дальнейшей экологизацией общего образования. Новое содержание образования отличает большая творческая свобода учителей, вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, свободный выбор предметов. Были введены два новых предмета «Экология» и «Естествознание». Во всех указанных документах подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, независимого стиля мышления.
Биологическая наука в настоящее время стала лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Биологическая грамотность стала социально необходимой. В качестве задач общего образования в
10 и 11 классах была об означена необходимость профильного обучения (по выбору учащихся).
Содержание образования, прежде всего, это система знаний, раскрывающая картину мира; опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе опыт творче ской деятельности, обеспечивающий развитие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру (И.Д. Лернер, Н.В. Бочкина).
По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской (1983), содержание учебного предмета - это «отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры». Содержание биологического образования для средней школы тесно связано с развитием биологической науки, характеризует современный уровень ее развития, отражает в учебном предмете основы наук о живой природе. В отборе содержания биологических знаний (теорий, понятий, закономерностей, научных фактов) и определении глубины раскрытия научного материала в учебном предмете большую роль играет принцип научности в тесной взаимосвязи с принципом доступности. Уровень развития биологии как науки постоянно учитывается при совершенствовании содержания образования. Из обширного научного материала для школьного предмета отбирается учебный материал, наиболее ценный в образовательном и воспитательномотношении. Школьный предмет объединяет методически отобранные элементы знаний, систематизированные и дидактически переработанные вцелостную систему учебного содержания с учетом возраста учащихся.
Структура школьного предмета «Биология». Учебный предмет - это система основ науки, которая характеризуется целостностью, единством и внутренней взаимосвязью всех видов содержания обучения в школе. Она имеет определенную логическую структуру. Структура школьного курса биологии отчетливо отражена в программах по биологии, в которых содержание биологического образования школьников распределено по темам, разделам и годам обучения. В истории отечественной школы сложилась традиционная система последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации. Сложившееся в средней школе распределение учебных материалов покурсам биологии и последовательное расположение их в этом предмете (от изучения растений к изучению животных, затем человека, общебиологических процессов и явлений живой природы) в методике обучения биологии считается педагогически целесообразной структурой общего биологического образования школьников.
Группы у м ений .
1. Предметные. 2.Общеучебные. 3.Интеллектуальные. 4.Коммуникативные. 5.Умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.
Предметные умения. В школьных программах, стандартах приводится перечень необходимых умений, которыми должны овладеть учащиеся.
Общеучебные умения. Необходимые общеучебные умения и навыки: 1. Работа с письменными текстами: умение читать (скорость чтения), понимать прочитанное, запоминать прочитанное, использовать при конспектировании различные подходы, краткая запись основных мыслей, составление структуры прочитанного путем перечня стержневых мыслей, представление основных мыслей в виде схем, изображение основных мыслей в виде опорных сигналов, составление схемы - конспекта.
2. Умение конспектировать речь выступающего.
3. Умение находить интересную информацию в справочниках и другой литературе и т.д.
Интеллектуальные умения.
1. Стратегическое мышление, которое охватывает основные механизмы познавательной деятельности: анализ, классификация, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез.
2. Повышение возможностей: вывести слабых учеников на уровень развития, который позволит им успешно овладеть программой.
3. Всесторонний подход к вопросу: научить творчески мыслить, чтобы видеть взаимосвязи ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения.
4. Структура интеллекта. Два вида мышления: конвергентное, которое аккуратно и систематически стремится к получению ответа; дивергентное, центробежное, устремляющиеся одновременно в нескольких направлениях, стремящееся не к какой-либо заданной цели, а к поискам новых понятий.
Коммуникативные умения.
1. Умение понятно излагать свои мысли.
2. Умение кратко излагать свои мысли.
3. Умение точно излагать свои мысли.
4. Умение задавать вопросы.
5. Умение вежливо излагать свои мысли.
6. Умение отвечать на вопросы.
7. Умение возражать.
8. Умение слушать и т.д.
9. Умение приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям
Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков, знаний и творческого подхода к деятельности. Элементарные умения - это действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания и наблюдения.
Умения - это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний, решение поставленных задач в соответствии с заданными условиями. Например, сравнение растений, относящихся к разным классам (однодольных и двудольных), выявление причин изменчивости организмов, приготовление микропрепарата и др.
Умение включает понимание связи между целью данной деятельности, условиями и способами ее выполнения. Поэтому в психологическую структуру умений входят и знание, и творческое мышление. Приступая к обучению какой-либо новой деятельности, сначала надо определить ее цель, потом показать и дать понять, как осуществлять эту деятельность, в какой последовательности, и сформировать представление о технике ее выполнения. Осваивая работу, учащийся должен приспосабливать ее к имеющимся умениям и навыкам и формировать недостающие в этих новых условиях. Каждое умение проходит в своем формировании ряд этапов, каждому из них свойственна своя психологическая структура.
Умения в обучении - обычно это простые действия с объектом. Благодаря многократному повторению одних и тех же действий в одних и тех же условиях умения выполняются все быстрее и быстрее, все более совершенно и требуют все меньше мыслительного труда. Повторяясь много раз, действия с объектом становятся все более свободными, автоматизированными. В связи с многократным упражнением действие выполняется как заученное движение, механически, т.е. без специального контроля со стороны мозга. Такие действия, автоматизированные многократными повторениями, называются навыками.
При многократных повторениях одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях происходит автоматизация отдельных компонентов деятельности и вырабатывается навык. Однако навык нельзя понимать как полностью автоматическое действие, поскольку в нужный момент сознание может вмешаться в действие и направить его.
Навык - это способность человека продуктивно, с должной полнотой и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Навык образуется на основе умений и знаний, он включает также и понимание взаимоотношений между целью данной деятельности, условиями и способами его выполнения. Поэтому в психологическую структуру навыка входят не только умения, но и знания, и творческое мышление. Навыки лучше всего определяют подготовленность учащегося, становятся особенностями его личности.
Навыки нельзя противопоставлять знаниям и умениям, так как они образуются на их основе. Вырабатывается навык повторениями и разрушается, когда повторения прекращаются. В первую очередь затухают недавно сформированные умения и навыки как наименее прочные. Причины затухания умений и навыков обычно бывают связаны с длительными перерывами в их применении, но это может быть связано также с вынужденным ускорением темпа работы, утомлением и напряжением.
Каждое умение в процессе его формирования до состояния навыка проходит ряд этапов: 1) начало осмысления умения; 2) сознательное, но неумелое выполнение; 3) переход умения путем упражнений в навык; 4) применение навыка как высокоавтоматизированного действия.
Психологи в зависимости от видов действий различают умения и навыки интеллектуальные (мышления и памяти), сенсорные (действия по восприятию) двигательные. В дидактике и методике обучения биологии по характеру деятельности в учебном процессе различают умения и навыки: интеллектуальные, или умственные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.), практические, или трудовые (выращивание растений, уход за животными и пр.) специальные, или предметные (работа с микроскопом, выявление особенностей растений, животных, проращивание семян и др.), общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль и др.).
Все умения и навыки формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более навыки формироваться не могут. Умения и навыки вырабатываются повторениями и разрушаются, когда повторения прекращаются.
Типы и структура уроков.
Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока.
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Типы.
Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б.П. Есипов и выделил следующие типы уроков:
1. Изучение нового материала.
2. Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
3. Урок обобщения и систематизации знаний.
4. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5. Комбинированный или смешанный урок.
Внеклассная работа
Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.
Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию внеурочных занятий. В целом, общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося.
Признанные в педагогике формы внеклассной работы очень разнообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать. Формы внеклассной работы в условиях школы напрямую зависят от ряда факторов, в числе которых: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия.
В целом формы внеклассной работы принято подразделять на: индивидуальные, объединяющие и массовые. Методы проведения и организации внеклассной работы базируются на общепринятых методах воспитания, к которым относят: методы формирования сознания: беседа, рассказ, дискуссия, диспут, метод приема; метод организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций; методы формирования поведения: соревнования, игра, поощрение, наказание; методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов деятельности.
Основополагающими методами внеклассной работы в условиях школы следующие: метод проектов, игровой метод, метод работы над ошибками, метод лекции, метод беседы, метод индивидуального консультирования.
Таблица 1
Таблица 2
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература:
1. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд./ Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, - М., 1983. – 383с.
2. Зверев И.Д. Общая методика преподавания / И.Д. Зверев,
А.Н. Мягкова - М., 1985. – 286с.
3. Пономарев И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. Вузов ./ И.Н. Пономарев., В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова, - М., 2003. – 240с.
б) дополнительная литература:
1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 250 с.
2. Горовая, В. И. Методика преподавания биологии : учеб.-метод. пособие : специальность 020201 – Биология / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Ставроп. гос. ун-т". – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2011. – 114 с.
3. Горовая В.И. Урок как дидактическая среда и целостное гуманитарное пространство / В. И. Горовая, Л. М. Шибаева, Л. Я. Шилина. – Ставрополь : Литера, 2010. – 186 с.
4. Горовая В.И. Учебный эксперимент в преподавании школьной биологии : учеб. пособие : специальность 020201 – Биология / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Ставроп. гос. ун-т". – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2011. – 184 с.
5. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика : учеб. Пособие для вузов / Г.И. Колесникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 250 с.
6. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика : учеб. / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 636 с.
7. Базы данных, справочные и поисковые системы, Якунчев М.А. Методика преподавания биологии / М.А. Якунчев, О.Н. Волкова, О.Н. Аксенова и др.; под ред. М.А. Якунчева. – М.: ИЦ Академия, 2008. – 320 с.
8. Всесвятский Б.В. Общая методика биологии.- М.: Просвещение, 1960. – 284с.
9. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.
10. Коростелева Т.В. Теория и практика развития предметной деятельности школьника при обучении биологии. – СПб, 2006
11. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
12. Хрестоматия по методике преподавания биологии / Сост.: И.Д.
Карцева, Л.С. Шубкина. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
13. Широких Д.П., Нога Г.С. Методика преподавания биологии: Курс
лекции для студентов биологических факультетов. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 178 с.
14. Анастасова Л.П. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу общей биологии / Л.П. Анастасова, В.С. Анисимова, Л.С. Короткова. - М.: Высшая школа, 1986.- 72 с.
15. Анисимова В.С., Бровкина Е.Т., Мягкова А.Н. Политехническое
образование и профориентация в преподавании биологии / В.С. Анисимова, Е.Т. Бровкина, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
16. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе / А.В. Бинас,
Р.Д. Маш. и др - М.: Просвещение, 1996. – 120 с.
17. Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека.- М., 1978.
18. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. – М.:
Педагогика, 1974. – 224 с.
19. Внеклассная работа по биологии / Сост.: А.И. Никишов и др. М.:
Просвещение, 1980. - 239 с.
20. Герд С.В. Живые животные в школе. М.: Учпедгиз, 1949. – 232 c.
21. Зверев И.Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, Е.П. Бруновт. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
22. Использование средств обучения на уроках биологии /
А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина.- М., Просвещение, 1989.- 191 с.
23. Максимова В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии/ Максимова В.Н., Груздева Н.В. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
24. Максимова В.Н., Груздева Н.В. и др. Современный урок биологии. - М.:Просвещение, 1985. - 159 с.
25. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1981.
26. Мельников М.И., Мягкова А.Н., Соколов К.Н., Скобелева О.А. Методика
обучения общей биологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- 304 с.
27. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1988.-176 с.
28. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Анатомия и физиология человека. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
29. Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т., Калинова Г.С. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроке биологии. - М.: Просвещение, 1998.
30. Никишов А.И. и др. Внеклассная работа по биологии.- М.: Просвещение, 1980.
31. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М.: Просвещение, 1980. - 256 с.
32. Проблемы методики обучения биологии в средней школе / Под ред. И.Д. Зверева. – М.: Педагогика, 1978. – 320 с.
33. Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии. - М.: Просвещение, 1983. - 159 с.
34. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии.- М., 1994.
35. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. - М.: Просвещение, 1980.
36. Учебные стандарты школ России. Гос. стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн.2.
Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред. В.С. Ленева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой – М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. –
С.194-220.
37. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, основного общего и среднего (полного) образования // Биология. - 1995.- No 45.
38. Шалаев В.Ф. и др. Методика обучения зоологии. – М.: Педагогика, 1979. – 236 с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1978.- 128 с.
2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 224 с.
3. Комиссаров Б.Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей
биологии: Учеб. Пособие для СПТУ.- М.: Высшая школа, 1988.- 143 с.
4. Корсунская В.М., Казакова О.В., Мокеева З.А., Верзилин Н.М. Уроки
общей биологии. Методическое пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1970.- 400 с.
5. Макарова. О.Б. Методика обучения естественнонаучным дисциплинам (биология, экология, валеология, естествознание): Учебное пособие. - Ч.1.- Новосибирск: Изд-во НГПУ.- 2000.- 92 с.
6. Методика разработки материалов для контроля знаний / Сост.: Н.Е.
Астафьева, М.С. Чванова. - Тамбов, 1993. – 88 с.
7. Программированные задания по биологии: Метод. пособие для учителей / Рос. ассоциация учителей биологии. / Под ред. А.И. Никишова. - М., 1991. Ч.1.: Растения. - 52 с.; Ч.2:Животные - 58 с.; Ч.3: Человек и его здоровье. Общая биология. - 72 с.
8. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии.
Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1973. - 400 с.
9. Назарова Т.С., Пугал Н.А., Шибаев А.Ф. Кабинет естествознания в
сельской школе. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981.- 127 с.
10. Рыков Н.А. Руководство к практическим занятиям по методике
преподавания зоологии. - М., 1976.
11. Сухова Г.С. Контрольные и проверочные работы учащихся. – М.: Изд-во «Дрофа», 1997.
10.Хрипкова А.Г.и др. Методика преподавания факультативных курсов по биологии - М.: Просвещение, 1981. - 174 с
12. Широких Д.П., Нога Г.С. Лабораторно-практические занятия по методике преподавания биологии. - М.: МГУ, 1981. - 1
Интернет- ресурсы, ссылки.
1. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. - Режим доступа: www.academia-moscow.ru/off-line/_.../fragment_11339.pdf 2.
2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и методика начального образования" / Е.В. Григорьева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 253 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691016967.html
3. Шумаева В. Н. Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал" - Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419929
4. Источник: Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/vneklassnaya-rabota-v-shkole.html
Приложение 1
Приложение 2
Схема самоанализа урока
1. Тема, цель и задачи урока.
2. Общая оценка учителем самого себя (удовлетворительно, неудовлетворительно).
3. Дать оценку целям и задачам:
· достигнуты ли цели;
· насколько достигнуты;
· что способствовало или препятствовало достижению целей.
· Дать характеристику объема материала:
· достаточно ли материала для достижения цели или нет;
· распределение материала по времени (осталось время или не хватило);
· есть ли опора на предыдущие знания;
· учет индивидуальных особенностей (качество усвоения).
· Характеристика применяемых методов и оценка эффективности их использования:
· озвучить методы; средства, приемы;
· почему выбраны именно эти методы;
· эффективны или нет.
· Оценка активности учащихся:
· что влияло на активность.
7. Общие выводы по занятию:
· что хотелось бы сделать по другому;
· что понравилось, что не понравилось;
· высказать свои ощущения.
Приложение 3
Приложение 4
Примерная структура разных типов урока
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
§в знакомой ситуации (типовые)
§в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока актуализации знаний и умений
(урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§с целью подготовки к контрольному уроку
§с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Подготовка к педагогической практике
Знать: нормативно-правовую базу обучения биологии и морально-этические нормы поведения практиканта в школе.
Уметь: анализировать программы, учебники, уроки по биологии.
Обязанности студентов-практикантов:
1. Студент должен быть в школе ежедневно 6 часов в течение всей практики, своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики.
2. Быть примером организованности, дисциплинированности, педагогического такта.
3. В соответствии с программой практики составлять план своей учебно-воспитательной работы с учащимися, который утверждается групповым руководителем и учителем.
4. В ходе практики вести дневник, в котором фиксировать результаты наблюдений за детьми, анализировать свою работу.
5. Подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, или другого учебно-воспитательного учреждения, в котором проходит практику.
6. В случае невыполнения требований, предъявляемых практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, или работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план.
7. По итогам педагогической практики студенту выставляется в зачетную книжку дифференцированный зачет.
В ходе практики студенты должны:
1. Ознакомиться с тематическими планами по биологии на период практики.
2. Разработать конспекты уроков биологии (4-5 уроков).
3. Разработать конспект и провести зачетные уроки по биологии (ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии) с наглядными пособиями (1-2 урока).
4. Разработать дидактические материалы для проведения уроков биологии (3 шт.).
5. Проводить учебную и внеклассную работу по биологии (провести не менее 8 уроков биологии, 1 внеклассное мероприятие по предмету).
6. Ознакомиться с учебной и внеклассной работой по предмету:
7. Изучить тематические и поурочные планы учителя по специальности, знакомиться с особенностями внеклассной работы по предмету.
8. Изучить необходимую учебную, научную и методическую литературы.
9. Наблюдение и анализ учебных занятий учителя по специальности.
10. Ознакомление с оборудованием и оформлением учебного кабинета.
11. Оказание помощи учителю в изготовлении и ремонте наглядных пособий, дидактических материалов.
12. Разработка конспектов учебных занятий, их подготовка и проведение.
13. Посещение учебных занятий учителя и практикантов, участие в их анализе.
14. Осуществление работы в качестве классного руководителя.
Неделя 1.
1. Изучение программного материала по биологии на период практики.
2. Просмотр и анализ уроков биологии в средних и старших классах, проведенных учителем-биологом, особенностей методики их проведения.
4. Знакомство с классом. Беседа с классным руководителем о становлении и развитии ученического коллектива.
5. Оформление дневника практики.
Неделя 2.
1. Подбор материала для проведения уроков биологии в 5 – 11 классах.
2. Разработка конспектов уроков биологии и наглядных пособий к ним.
3. Проведение уроков биологии (не менее 8 уроков в течение практики).
4. Посещение и анализ уроков биологии учителей-предметников и студентов-практикантов.
5. Проведение бесед с классным руководителем, учителями-предметниками о классе.
6. Изучение формальной структуры класса, актива, распределение общественных поручений.
7. Посещение уроков и внеклассных мероприятий.
8. Выполнение поручений классного руководителя.
Неделя 3-4
1. Проведение уроков биологии по расписанию, по разработанным ранее конспектам.
2. Выполнение функций классного руководителя.
3. Разработка внеклассного мероприятия по предмету и наглядных материалов к нему.
Неделя 5.
1. Проведение внеклассного мероприятия на оценку.
2. Подготовка и оформление отчетной документации по практике.
3. Итоговая конференция.
Для заметок
Учебное издание
Методическое пособие
для студентов очной и заочной формы обучения
по направлению подготовки 06.03.01 «Биология»
Гарнитура Times New Roman .
Издательство ГОУ ВПО ЛНР
«Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
«Книта»
ул. Оборонная, 2, г.Луганск, ЛНР, 91011, Телефон: +38(0642) 58-03-20
e-mail: knitaizd@mail.ru
С.Н. Несторенко
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
Методическое пособие
для студентов очной и заочной формы обучения
по направлению подготовки 06.03.01 «Биология»
Луганск
2018
УДК
ББК
Н
Рецензенты:
Твердохлеб Л.В. | – директор ГУ ЛНР Луганского экономико-правового лицея-интерната имени героев «Молодой гвардии», кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО; |
Терских Л.А. | – доцент кафедры экономико-правовых и социально-гуманитарных дисциплин ГУ ЛНР «Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко», кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО; |
Косогова Т.М. | – доцент кафедры садово-паркового хозяйства и экологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», кандидат биологических наук, доцент; |
Несторенко С.Н.
Н- | Методика преподавания биологии : методическое пособие для бакалавров очной и заочной формы обучения направления подготовки 06.03.01 /сост.: С.Н. Несторенко. – Луганск: Книта, 2018. – 104 с. |
Методическое пособие для бакалавров составлено в соответствии с разделами рабочей программы курса «Методика преподавания биологии». Приведены темы, структура курса, материалы для педагогической практики, литература.
Методическое пособие предназначено для бакалавров очной и заочной формы обучения направления подготовки 06.03.01 «Биология».
УДК
ББК
© Несторенко С.Н.
©ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 4 |
Структура курса | 7 |
Тема 1. Методика обучения биологии как наука и учебный предмет | 9 |
Тема 2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии | 16 |
Тема 3. Современные проблемы МПБ. | 21 |
Тема 4. Содержание предмета «Биология» в школе | 27 |
Тема 5. Воспитание в процессе обучения биологии. | 37 |
Тема 6. Методы обучения биологии | 46 |
Тема 7. Формы и средства обучения биологии | 52 |
Тема 8. Средства обучения биологии | 62 |
Тема 9. Система контроля знаний в обучении биологии | 67 |
Тема 10. Материальная база обучения биологии | 71 |
Рекомендуемая литература | 78 |
Приложения | 82 |
Приложение 1. Словарь терминов (Глоссарий) | 82 |
Приложение 2. Схема самоанализа урока | 88 |
Приложение 3. Реализация задач на основных этапах урока | 89 |
Приложение 4. Примерная структура разных типов урока | 92 |
Приложение 5. Перечень вопросов к итоговому контролю знаний | 95 |
Приложение 6. Тематика курсовых работ по методике преподавания биологии | 98 |
Приложение 7 Подготовка к педагогической (производственной) практике | 101 |
Введение
Дисциплина «Методика преподавания биологии» является одной из наиболее важных общих дисциплин, изучаемых студентами биологических факультетов педагогических институтов и тех университетов, которые готовят учителей биологии. Курс методики преподавания биологии хотя и
относится к циклу психолого-педагогических дисциплин, включает значительный объем биологических знаний и может рассматриваться как интегрирующий биолого-педагогический.
Методика преподавания биологии рассматривает приоритетные содержательные аспекты организации процесса обучения биологии и включает основы методических знаний, актуализированных с учётом задач школьного биологического образования.
Программа курса предполагает освоение современных педагогических технологий, дидактического инструментария методики обучения биологии, способов формирования знаний, умений, опыта эмоционально - ценностных отношений и творческой деятельности. Знание материала об организационном оформлении процесса обучения биологии побуждает будущих учителей к творческому поиску форм, ориентированных на реализацию личностного потенциала учащихся.
Лабораторные занятия, педагогическая практика углубляют, детализируют лекционный материал и обеспечивают переход знаний в интеллектуальные и практические способы деятельности.
Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов четкое представление об особенностях учебно-воспитательного процесса по биологии в условиях современной средней полной школы.
Задачи дисциплины:
1. Изучить исторический поступательный путь становления и развития школьной биологи и методики ее преподавания.
2. Формировать методическое мышление.
3. Уяснить цели биологического образования, закономерности и принципы отбора содержания, средства формы и методы их реализации.
4. Развивать умение по организации и руководству учебно-воспитательным процессом по биологии в соответствии с современной педагогической парадигмой, внедрением новых обучающих технологий в основной и полной школе.
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на общих для всех школьных предметов основах педагогической науки с учетом специфики изучения биологии, рассматривает проблемы теорий обучения и воспитания, связанные с преподаванием предмета "Биология".
Требования к результатам освоения содержания дисциплины Студенты, завершившие изучение дисциплины должны:
знать:
- содержание преподаваемого предмета (биологию);
- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
- правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;
- сущность и структуру образовательных процессов;
- методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
- теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;
- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
уметь:
- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;
- работать с нормативными документами: школьными программами курса биологии, методическими рекомендациями региональных методических объединений;
- составлять календарно-тематическое планирование.
владеть:
- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
общекультурных:
- способностью использовать знания о современной стественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.
профессиональных компетенций:
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности»;
- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.
СТРУКТУРА КУРСА
№п/п | Темы занятий | Лекции | Лаборат. работы | Самостоятельная работа |
Курс, 6 семестр
Курс, 7 семестр
Дата: 2018-12-21, просмотров: 702.