Предмет философии экономической науки, именуемой также философией экономики, охватывает совокупность всех экономических наук и учений, исследующих мир экономических явлений, объектов и процессов. В их число входит экономическая теория, которая подразделяется на микроэкономику и макроэкономику. Особого выделения требует политическая экономия, которая до недавнего времени считалась главной, фундаментальной, общей экономической наукой и ставилась выше экономической теории. В наше время особого выделения заслуживают также экономические науки, связанные с финансами, денежным обращением, кредитом, банковским и страховым делом, бухучетом и аудитом, и т.д. К экономическим наукам относят историю экономических учений и другие исторические направления (экономическая история), а также науки, связанные с управлением экономикой – менеджмент, маркетинг, логистика, как и с управлением экономикой конкретных областей - промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д. Успешно развиваются прикладные экономические дисциплины – экономическая математика, экономическая статистика, экономическая география и др. В последнее время большое влияние и широкое распространение получила эконометрия.
Философский подход как к науке в целом, так и к экономике в частности, также получил значительное развитие. Как отмечает В.А. Канке, «само наличие философии науки свидетельствует о ее зрелости»[77]. Правда, он при этом уточняет, что в наибольшей степени это относится к естественным наукам, особенно к физике и математике. Что касается общественных, социально-гуманитарных наук, то их философская составляющая все еще находится на стадии становления. Исключение составляет философия экономики, которая в этом плане продвинулась гораздо дальше.
Среди философских проблем социально-гуманитарных наук можно выделить такие направления исследований, как философия права, философия истории (историософия), философия политики (политическая философия), философия культуры и др. К ним, безусловно, следует добавить и философию экономики, которая к тому же активно развивается.
По своей природе и по своему определению философия экономики является междисциплинарной и интегральной наукой, она одновременно включает в себя и философию, и экономику, объединяет в себе «философское» и «экономическое», органически, неразделимо связывая их между собой. Философская составляющая при этом часто превалирует над экономической составляющей.
Будучи междисциплинарным направлением, философия экономики существует одновременно и как философская наука, и как экономическая наука. Она направлена на постижение глубинных основ и смысла человеческого бытия, на изучение сущности и понятия, ценности и значимости, оснований и места в мире экономических явлений, объектов и процессов.
Философия экономики формулирует наиболее общие, универсальные принципы развития экономической науки, выдвигает для нее идеалы и осуществляет ценности, нормы и стандарты, методологическую и мировоззренческую направленность. Она осуществляет глобальное осмысление роли и значения экономики в жизни общества.
Как экономическая наука, философия экономики имеет много общего с другими экономическими дисциплинами, однако наиболее близко по отношению к ней находится политическая экономия. Их сближает то обстоятельство, что политическая экономия преодолевает границы собственно экономического знания и выходит на социальный, политический, социологический и философский уровень. Тем самым она отчасти выполняет идеологическую функцию, разворачивая экономическое знание в плоскость той или иной экономической идеологии. В то время как философия экономики – в отличие от политической экономии – предпочитает оставаться в рамках двух наук – философии и экономики, поскольку она считает себя, прежде всего, наукой. Поэтому для политической экономии в определенном смысле может потребоваться помощь со стороны философии экономики, тогда как для философии экономики обращение к политэкономическому знанию не является обязательным. Она может быть одним из теоретических источников политической экономии, но сама она, как правило, склонна оставаться вне связи с политической экономией. Философия экономики при этом выступает как «логика политической экономии»[78].
1.1. Философия экономики и философия хозяйства
В России наряду с философией экономики существует и развивается философия хозяйства. Ее основоположником стал известный русский философ С.Н. Булгаков (1871-1944), опубликовавший в 1912 г. книгу «Философия хозяйства». В творческой эволюции С. Булгакова выделяют три этапа: легальный марксизм (1896-1900), религиозная философия (1901-1918), богословие (с 1919). Свою позицию С. Булгаков определял как «религиозный материализм». Г.В. Плеханов называл марксистские взгляды Булгакова «надеждой русского марксизма».
Свою философию хозяйства С. Булгаков разрабатывает с опорой на религиозно-философское учение и под влиянием идей В.С. Соловьева, его понятия «софийности», в котором философия объединяется с религией, благодаря чему материализм становится религиозным. Он также опирается на идеи русского экономиста И.Т. Посошкова и английского основателя политической экономии А. Смита. Свою теорию Булгаков разрабатывает в полемике с Марксом, называя его концепцию «экономизмом», вытекающим из его « экономического материализма».
Выступая против «экономизма» и связанного с ним «механицизма» естественных наук, С. Булгаков развивает мысль о том, что учение о хозяйстве является не только наукой, но и теологией, оно включает иррациональные элементы мифа и религии. Вместе с тем свою позицию он не противопоставляет науке, он скорее стремится примирить науку и религию, признавая большое значение науки для развития экономики. Одну из своих задач он видит в «оправдании науки». В равной мере С. Булгаков полагает, что «экономический материализм» не может быть просто отвергнут и отброшен, но должен быть «положительно преодолен», поскольку он имеет многих открытых и сознательных приверженцев и еще больше – фактических последователей.
С. Булгаков считает, что одной из главных составляющих философии хозяйства является антропология, которая рассматривает человека не как индивидуальное, но как родовое существо, представляющее и воплощающее все человечество. Развивая свою мысль, он отмечает, что «олицетворением чистого хозяйства… является не человек, но человечество». В то же время хозяйство не существует без знания, а знание не может обойтись без хозяйства: « хозяйство есть знание в действии, а знание есть хозяйство в идее».
В своей философии хозяйства С. Булгаков намерен преодолеть наметившееся отдаление политической экономии от философии, воссоединяя философию и теорию экономики. Его философия хозяйства в этом плане предстает как философское, мировоззренческое и методологическое осмысление экономических проблем через призму их связи с духовными формами общественной жизни. Тем самым перед ним открывается возможность преодоления узости экономического материализма. Булгаков стремится выйти за экономические рамки, раскрыть мировоззренческие, методологические, социальные, религиозные и другие предпосылки теории хозяйства. Его исследования имеют не только ярко выраженный междисциплинарный, но и интегральный характер. В своих размышлениях о будущем Булгаков полагал, что философии хозяйства должен принадлежать «завтрашний день в философии».
Значительный вклад в развитие философии хозяйства внесли многие русские философы и мыслители, такие как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.Н. Алексеев и др. Они активно разрабатывали тему собственности, проблемы экономической аксиологии, хозяйственной этики. Их внимание при этом было направлено на выявление общих точек соприкосновения и пересечения между русской философией хозяйства и западной философией экономики.
Современная философия хозяйства рассматривается в трех основных значениях: 1. философия хозяйства совпадает с философией экономики или экономической науки, это одно и то же. Как и философия экономики, она изучает философские проблемы экономики; 2. философия хозяйства представляет собой аксиологические аспекты философии экономики, она исследует проблемы внедрения экономических ценностей в экономическую практику; 3. философия хозяйства является одним из историко-экономических учений, восходящих к работам С. Булгакова. В этом случае она включает экономическую аксиологию, антропологию и политику.
Сегодня философия хозяйства рассматривается как дисциплина, развивающаяся не только на стыке философии и экономики, но и на пересечении с другими науками. Ее междисциплинарный и интегральный характер все более возрастает. Многое в ее развитии обусловлено тем, что оно происходит в глобализирующемся мире. В 90-е и последующие годы интерес к философии хозяйства значительно возрос. Можно даже сказать, что сегодня влияние философии хозяйства становится преобладающим.
1.2. Философия экономики или экономическая философия?
Вопрос о соотношении между философией экономики и экономической философией существует давно, особенно после того, как А. Смит в 1776 г. опубликовал свой знаменитый труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», а французский аббат Бодо в 1771 г. – свое «Первое введение в экономическую философию». Всегда были философы, которые испытывали влечение к философским размышлениям об экономике, как и многие экономисты, которые с не меньшим удовольствием философствовали над своей наукой. Возникавшие при этом диалоги нередко переходили в оживленные дискуссии. Более успешно развивалась философия экономики. Более активным интерес к экономической философии был во Франции, особенно с ХХ в. Однако ожидавшееся здесь рождение новой дисциплины не раз откладывалось. Хотя практически все экономисты и философы были согласны с тем, что экономика нуждается в философии не меньше, чем философия – в экономике, в отношениях философии экономики и экономической философии имелись трудности, преодолеть которые никак не удавалось. Тем не менее, разработка экономической философии продолжалась.
Из всех попыток основать экономическую философию наиболее значительной была попытка А. Вилле. Начиная с середины 1950-х годов он активно участвовал в происходивших во Франции дискуссиях между философами и экономистами, по результатам которых была выпущена серия тетрадей «Философские и экономические исследования и диалоги». Сам он примерно в те же годы (1958-1967) прочитал курс «Пролегомены к преподаванию экономической философии». Вилле определяет экономическую философию как совокупность философских проблем, спроецированных на область политической экономии. Однако предлагаемая Вилле экономическая философия во многом все еще оставалась философией экономики, которая видела свою цель в том, чтобы деконструировать и затем реконструировать экономические проблемы в соответствии с критериями и интересами философии. Экономика при этом оказывалась под своеобразной философской опекой, а философия экономики в свою очередь оставалась все еще сильнее экономической философии. Вилле к тому же полагал, что термины «философия экономики» и «экономическая философия» сами по себе мало что значат, являются условными, что сделав выбор в пользу термина «экономическая философия», он вполне допускает занятие философией экономики. Неопределенность терминов способствовала неопределенности подходов и концепций.
В то же время требования к экономической философии становились все более определенными и четкими. Экономическая философия не должна означать некую прикладную по отношению к экономике философию, как и экономику с философскими претензиями. Если философия экономики не должна ставить экономику под философскую опеку, экономическая философия возникает из совместной работы экономистов и философов, которые, занимаясь своими дисциплинами, находят общие проблемы благодаря общим и совместным усилиям. Так что содержание экономической философии больше не должно быть изобретенным, придуманным или спроецированным, но только выявленным и обнаруженным.
Во Франции в конце прошлого века А.Леру и А. Марциано издали книгу «Экономическая философия» (1998). В начале XXI в., опять же во Франции, вышел в свет коллективный трехтомный труд «Лекции по экономической философии» (2005-2007) под редакцией экономиста А. Леру и философа П. Ливе. Все это свидетельствует о значительном продвижении исследований по экономической философии вперед, хотя многие проблемы еще остаются до конца не решенными. В Англии в середине 80-х годов под редакцией Д. Хаусмана издана солидная работа «Философия экономики. Антология» (1984), которая не раз переиздавалась. В 2012 г. она была переведена на русский язык и издана у нас.
В России достижения в области философии экономики и экономической философии выглядят несколько скромнее. Особенно это касается экономической философии. Так, А.М. Орехов в этом плане довольно критически смотрит на современное состояние экономической философии. Он полагает, что «концепт «экономическая философия» весьма размыт и аморфен», «его никак нельзя отождествлять с концептом «философия экономики».[79] Между ними он находит три оппозиции: «философия экономики – это нечто теоретическое, а экономическая философия – нечто практическое»; «философия экономики «идет» от науки, а экономическая философия – от жизни, от практики»; «базисом философии… является наука, а базисом для экономической философии – идеология»[80].
Другие исследователи предлагают более развернутую характеристику затронутых направлений. В частности, А.Г. Спиркин выделяет в своих исследованиях специальную главу для экономической философии, хотя уделяет ей не слишком много внимания. Тем не менее, он видит в ней важную часть социальной философии, рассматривает ее через сопоставление с традиционной политической экономией. Для него назначение экономической философии заключается в том, чтобы раскрыть саму природу экономики, осмыслить ее сушностные аспекты[81].
А.И. Самсин считает, что найти различие между философией экономики и экономической философией весьма трудно, поскольку их предметные области пересекаются. Однако оно существует и в первую очередь проявляется в исследовательских методах: философия экономики – это учение об экономической реальности, она рассматривает онтологические, гносеологические и методологические аспекты экономики, тогда как в компетенции экономической философии находятся экономические подходы и специфический экономический инструментарий[82]. По мнению А.И. Самсина, философия экономики представляет собой область исследования общих, глубинных экономических процессов на основе философских традиций[83]. Некоторые авторы отождествляют экономическую философию с политэкономией, полагая, что по сути дела «политическая экономия – экономическая философия»[84] .
Философия экономики направлена на осмысление основ экономического бытия как одной из главных сфер жизни человека и общества. Она также нацелена на понимание общих, универсальных тенденций социально-экономического развития.
Функции философии экономики
Функции философии экономики фактически представляют собой те цели и задачи, которые философия экономики ставит перед собой и стремится выполнять, способствуя развитию экономики и экономической науки. Основными функциями являются следующие: мировоззренческая, методологическая, критическая, прогностическая, культурологическая, интегративная.
Мировоззренческая функция
Мировоззрение определяется как система взглядов, принципов и убеждений, формирующих и направляющих отношение человека к окружающему миру. Именно философия превращает совокупность взглядов в систему. Без этого мировоззрение остается неполным, незавершенным, ослабленным, лишенным внутреннего ядра. Оно скорее выступает мироощущением, мировосприятием, миропониманием.
Все это наблюдается и в случае с философией экономики. Ее мировоззренческая функция оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения как профессиональных экономистов, так и всех участников экономических процессов. Она выступает при этом в роли теоретического ядра, способствуя экономистам в их успешной разработке экономических моделей и концепций, хотя далеко не все экономисты и не всегда в полной мере сознают это.
Методологическая функция
Методология является областью знания и познания, которая исследует исходные предпосылки и принципы организации познавательной и практической деятельности. Она также представляет собой совокупность познавательных подходов, методов, принципов, приемов и средств, используемых в той или иной науке. Всем этим философия науки вооружает научные исследования, проводимые в экономической сфере. Тем самым она выполняет свою методологическую функцию. Применительно к философии экономики эта функция обусловлена тем, что философия экономики, будучи философией, выступает от имени всеобщей методологии, разрабатываемой философией в целом. Философия экономики при этом в первую очередь заимствует и предлагает многие общефилософские методы и принципы. В качестве примера можно указать на принцип познаваемости, согласно которому непознаваемых экономических явлений и процессов не существует. К нему следует добавить диалектический принцип всеобщей связи и развития, согласно которому нет ничего изолированного и раз навсегда данного, неизменного. Данный принцип находит продолжение и дополнение в принципе детерминизма, который провозглашает наличие всеобщей причинно-следственной обусловленности. В наше время этот принцип дополняется категорией индетерминизма, которая уточняет, что степень детерминизма может быть разной – от строгой и полной до минимальной. Важным является принцип, автором которого стал английский средневековый философ У. Оккам и потому получивший название «Бритва Оккама». Этот принцип призывает: «Не умножай сущностей сверх необходимого». Другими словами – знаменитый античный принцип: «прекрасна надлежащая мера во всем». У Декарта он действовал как «принцип простоты». Позитивисты называли его принципом «экономии мышления».
Критическая функция
Критическая функция является одной из центральных и наиболее важных. Всякая критическая позиция по сути является философской: как говорили древние, сомнение - мать философии. Критическая функция насыщена философскими идеями. Многие философские течения называли себя «критическими»: эмпириокритицизм, критический реализм, критический рационализм, Фракфуртская школа.
Прогностическая функция
Прогностическая функция характерна для всех наук и всякого научного знания. Объяснение и прогнозирование составляют два основных свойства и назначения любого научного знания. Прогностическая функция отчасти связана и является продолжением методологической функции. Прогноз при этом не совпадает и существенно отличается от предсказания, поскольку последнее не всегда связано с наукой. Предсказание часто в основном опирается на интуицию.
Названные функции дополняют многие другие.
1. Предпосылочная. Дополняет методологическую функцию. Благодаря философии ученый в своих исследованиях не начинает с нуля, а опирается на совокупность исходных положений, допущений и предпосылок, образующих «предпосылочное знание».
2. Эвристическая и мотивирующая. Философия является неистощимым источником новых идей и гипотез. Она направляет процесс научного поиска, поддерживает научный интерес, задает исследовательские ориентиры, выступает движущей силой.
3. Обобщающая, интегративная. Помогает ученым выходить за эмпирические рамки, формулировать общие законы, говорить о мире в целом, создавать единую картину мира.
4. Упорядочивающая, проясняющая. Ставит задачу систематизировать, понять происходящее, выделить существенное, навести порядок в науке.
5. Коммуникативная. Выступает посредником для ученых смежных и отдаленных областей, помогает устранять разрыв между естественными и социально-гуманитарными науками, устанавливает общение и диалог между учеными и деятелями культуры и искусства.
6. Ценностно-этическая. Поддерживает внимание к актуальной проблеме взаимоотношения знания и ценности.
В компетенцию философии всегда входили самые острые вопросы о началах, сущности, основаниях. Можно сказать, что основная роль философии в науке была и остается, прежде всего, мировоззренческая, методологическая и критическая.
Основные понятия и категории экономического бытия и сознания
В своих исследованиях и размышлениях философия экономики использует многие категории и понятия. Одной из них является «труд». Эта категория является центральной, она имеет исключительно важное значение. Ее можно назвать абсолютной, поскольку она охватывает все области материальной и духовной жизни человека и общества. Труд представляет собой целесообразную деятельность, направленную на создание предметов, необходимых для существования и развития человека, для удовлетворения его потребностей. Он является необходимым условием отношений человека с природой и между людьми. Труд создал самого человека, выделил его и общество из природы. По Энгельсу, животная стадия становления человека завершилась и перешла в человеческую стадию, когда его труд стал производить продуктов больше, чем требовалось для выживания. По Марксу, в «пламени труда» творится собственно человеческое бытие.
Труд может рассматриваться в самых разных смыслах и значениях. В узко экономическом понимании он предстает как рабочая сила, средство для получения заработка. В широком философско-экономическом понимании он представляет собой сложный и естественный процесс жизни людей, направленный на преобразование природы, на создание природного и социального бытия человека. Преобразуя, изменяя в процессе труда природу, создавая необходимые предметы и вещи, человек изменяет и самого себя, свое бытие. Труд выражает основной способ существования человека, его образ жизни, он также означает необходимое, абсолютное условие человеческой жизни. Труд является источником всякого богатства.
Труд воплощает сущностную силу человека. Он выступает главным фактором экономической и любой другой деятельности.
Важными, базовыми сферами экономики являются производство, распределение, обмен и потребление. Все они опосредованы трудом, тесно связаны между собой. Маркс в этом плане отмечает, что эти сферы являются частями единого целого, имеющиеся между ними различия находятся внутри единства. Отношения между ними являются системными. Изменения в одном секторе вызывают изменения в других. Господствующим компонентом выступает производство, поскольку в нем находится главный источник функционирования, с него начинается весь процесс, который завершается потреблением. Производство подразделяется на материальное и духовное.
Важными факторами в экономике являются также многие другие: собственность, капитал, товар, деньги, рынок и т.д. Собственность означает принадлежность предметов, средств и продуктов производства отдельным лицам или коллективам лиц. Она может быть индивидуальной, частной и коллективной (общественной). Собственность выражает общественное отношение, возникающее между людьми по поводу используемых объектов. В результате одни имеют статус собственников, а другие – лишенных собственности. Капитал является экономической категорией, выражающей стоимость средств производства, использование которых создает прибавочную стоимость. Сегодня возросла роль виртуального и спекулятивного капитала. Товар – «клеточка» капиталистического производства, представляет единство потребительной стоимости и меновой стоимости. Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента и средства обращения. В наше время деньги решают все. Современный капитализм именуется финансовым, раньше его называли менеджерским. Рынок – система экономических отношений, возникающих в сфере товарного производства, основанного на купле и продаже. Сегодня утвердился «рыночный фундаментализм» и «рыночный фанатизм» (Ж. Стиглиц). Рынок функционирует под знаком дерегулирования, дерегламентации и либерализации, особенно финансовых рынков.
Большое значение в экономике имеет способ производства, который представляет собой способ соединения производительных сил и производственных отношений, обеспечивающий необходимое производство материальных благ. Он также означает сложившееся разделение труда и отношений собственности, определяющее социально-классовую структуру общества. По Марксу, общества различаются между собой не тем, что производят, а тем, как производят. Маркетинг означает систему управления предприятием (фирмой), которая обеспечивает продвижение товаров на рынок для удовлетворения спроса с учетом потребностей покупателя. В его функции входит анализ и прогнозирование рынка; оценка конкурентоспособности продукции и емкости рынка; разработка мер по внедрению новой продукции с учетом максимизации прибыли и минимизации издержек производства.
В настоящее время, в связи с затянувшимся финансово-экономическим кризисом, оживился интерес к государственному регулированию экономики. Лучшую концепцию государственного регулирования экономики разработал Дж. Кейнс, на основе которой возникло государство всеобщего благосостояния. Его расцвет пришелся на послевоенный период (1946-1975), который французский социолог Ж.Фурастье определил как «славное тридцатилетие». Этот период был также назван «золотым веком капитализма» (Г.Эспинг-Андерсен). В конце 1970-х гг. вместо кейнсианства на основе монетаризма М. Фридмана утвердился неолиберализм, который также продолжался тридцать лет (1979-2008) и закончился глубоким кризисом и полным крахом. В настоящее время идет поиск новой модели экономики и социального государства.
Экономическое сознание представляет собой одну из форм общественного сознания наряду с политической идеологией, правосознанием, религией, моралью, искусством. Оно является одним из древнейших, возникло в античности, чем во многом обязано Аристотелю. В Новое и последующее время его становление и развитие проходило в рамках политэкономии или общей экономической теории. Экономическое сознание является духовно-практическим осмыслением и освоением экономических отношений, социально-экономической жизни. Оно также означает осознание базовых первичных потребностей. Этот процесс отражения, осмысления и осознания не является пассивным, он оказывает активное обратное влияние и воздействие на экономические отношения, события и явления. Обратное воздействие при этом может быть как положительным и прогрессивным, так и консервативным и отрицательным. Характерные особенности экономического сознания находят выражение в множестве общих понятий и категорий, примерами которых являются: потребность, интерес, польза, благо, выгода и др.
Экономическое сознание можно также определить как совокупность теорий, концепций, представлений, понятий, настроений, традиций, предпочтений, оценок, с помощью которых происходит освоение сферы экономической жизни отдельными индивидами, группами, слоями, классами и обществом в целом. Условно экономическое сознание подразделяется на два уровня: 1.эмпирический или обыденно-практический; 2.теоретический. Первый доступен прямому, непосредственному наблюдению и отражению, для него характерна стихийность, он находится в компетенции экономической психологии, которая изучает традиции, обычаи, мотивы, чувственные настроения и побуждения. Второй уровень предполагает рационально-логический подход, он относится к компетенции экономической идеологии, которая покоится на рациональных формах знания и познания. Наряду с экономическим сознанием выделяют также экономическое мышление, которое можно определить как экономическое сознание в действии, в той или иной общественной ситуации.
Примером экономического сознания являются потребности. Они означают свойство человека нуждаться в определенных условиях своего существования. Их возникновение и формирование обусловлено природными и социально-экономическими условиями жизни людей. Маркс отмечал, что удовлетворенная потребность рождает новую. В науке разработана обширная классификация потребностей, среди которых выделяются материальные и духовные, базовые и необходимые, истинные и искусственные, престижные. Существует концепция разумных потребностей. Современное общество характеризуется как «общество потребления», оно ориентировано на материальные потребности, на потребительство. В этом плане с античных времен выделились две альтернативные жизненные установки: аскетизм и гедонизм.
Особое место занимают интересы, выступающие формой общественных отношений и фактором мотивации деятельности конкретного человека. Они выступают как осознанный интерес. Они также выражают общее отношение человека к природной и социальной действительности. Их специфика проявляется в способах и путях удовлетворения потребностей. Структура экономических интересов зависит от характера хозяйствующих субъектов и особенностей экономических отношений. Экономические интересы проявляются в таких понятиях, как выгода, прибыль, рентабельность.
Формированию экономического сознания всегда придавалось большое значение. П. Столыпин указывал на необходимость «чувства собственности». Философ И.А. Ильин говорил о «хозяйственном инстинкте». Большое внимание формированию экономического сознания уделялось в советское время. Для этих целей на предприятиях проводились экономические занятия. В наше время ситуация изменилась, но, к сожалению, не в лучшую сторону. Хотя экономическому сознанию по-прежнему уделяется много внимания, оно в основном сведено к первому, поверхностному уровню. В центре внимания находится потребительство, которое всячески поддерживается и стимулируется. Главным средством влияния и воздействия при этом выступает реклама, которая нередко предстает современной формой обмана, манипулирования и насилия.
Экономика и этика
Тесные отношения между этикой и экономикой установились давно, в далекой Античности, вместе с возникновением этической и экономической мысли. Становление и развитие этих отношений продолжалось в Средневековье. Великие мыслители тех эпох, такие как Платон, Аристотель, Фома Аквинский и другие, опирались в своих рассуждениях в первую очередь на справедливость. Они при этом рассматривали этику и экономику в их единстве, хотя ставили первую выше второй. К тому же этика того времени получила большее развитие, нежели экономика.
С наступлением Нового времени ситуация существенно меняется. Быстрое и ускоряющееся развитие получает экономика. Этика и экономика начинают все дальше отдаляться друг от друга, между ними наблюдается усиливающийся разрыв. Это можно увидеть на примере А. Смита, который написал две книги: «Теория нравственных чувств» (1759) и «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). В первой Смит выступил как философ-моралист, он пространно развивает мысль о симпатии, которую люди спонтанно и естественно испытывают друг к другу. Благодаря второй книге Смит стал знаменитым экономистом, основателем классической политической экономии. Здесь он делает из индивидуального интереса единственный мотив обмена между людьми. Своей второй книгой, ее содержанием Смит фактически положил начало антиэтической линии в экономической теории, хотя в последний период жизни он оценивал значение первой своей работы выше второй.
Тем не менее, этика продолжала существовать, и у нее были влиятельные защитники. Среди них – И. Бентам, основатель утилитаризма, который во многом реабилитировал этику и предложил определение основного ее принципа как баланс удовольствий и страданий, который поддается точному математическому исчислению. Для него высшей ценностью общества является благосостояние, определяемое счастьем наибольшего числа людей. Другой представитель утилитаризма, Дж.С. Милль, продолжил начинания Бентама, намереваясь установить способ прямого включения этики в экономику.
В последующем вопрос о взаимосвязи этики и экономики оставался открытым и во многом неопределенным. Одни отдавали приоритет этике, другие – экономике. Для экономики все более притягательным магнитом выступали точные науки – физика и математика. Экономисты упрекали этиков в их экономической некомпетентности. Многие из них считали экономику лидером среди общественных наук. Они также полагали, что экономика все больше становится самостоятельной, такой же наукой, как физика. Поэтому этика бесполезна экономике, она для нее не представляет существенного интереса. Представители этики, в свою очередь, упрекали экономистов в том, что под влиянием позитивизма они забывают о человеке, который превращается в «экономического человека» (homo economicus), интересы которого ограничены одной только наживой.
В целом взаимосвязь этики и экономики признавалась, хотя понималась по-разному. Для одних экономистов было вполне достаточным простое присоединение экономики к традиционной этике, что означало признание и соблюдение таких требований, как быть честным, искренним, уважать клиентов, не лгать, не обманывать, не воровать, выполнять обещания и т.д. Другие стремились к более глубокому синтезу этики и экономики, считали необходимым обнаружить или сконструировать этическое начало в самой экономике, что соответствовало бы экономической этике. Что касается философии экономики, то она начала складываться только в XIX в., хотя этика, будучи частью философии, всегда выступала от ее имени.
В 1970-х гг. в США произошло важное событие: возникла особая дисциплина «бизнес-этика», принявшая две основные формы: как общественное движение – этика бизнеса; как научная дисциплина – бизнес-этика. Появление этики бизнеса было вызвано невиданным ростом коррупции и других финансово-экономических злоупотреблений. Как общественное движение этика бизнеса охватила множество стран и стала широким международным феноменом. В наше время все большее число людей, включая экономистов, вполне понимает, что без этической составляющей экономические явления оказываются вне поля социальной ответственности. Отсюда резкое возрастание общественного интереса к этической проблематике, к экономической этике.
Существующие концепции или модели этики различаются теми принципами или ценностям, на которых они строятся. Наиболее обоснованной и привлекательной в этом плане представляется этика справедливости. Она покоится на положении, согласно которому люди по своей природе являются общественными существами. Главной ценностью для них выступает человеческое равенство и справедливость как ее выражение. В основе этики справедливости лежит главенство закона, перед которым все равны без всяких дискриминаций и привилегий.
В понимании или подходах к справедливости имеются определенные различия.
1. Эгалитаристский подход. Согласно эгалитаризму все люди равны в принципе, поэтому все блага и тяготы должны распределяться равномерно.
2. Рыночный подход. В соответствии с данным подходом блага должны распределяться с учетом индивидуального вклада в общее дело.
3. Коллективистская (коммунистическая) справедливость. Она состоит в том, что каждый вносит свой вклад в общее дело по способности, а получает блага – по потребности.
4. Социал-демократическая справедливость. Она означает ограниченный вариант коллективистского подхода.
5. Социал-либеральный подход. Его предложил американский ученый Д. Роулз. Он опирается на следующие принципы: а) равные права по наиболее широким свободам; б) неравенство по социально-экономическим параметрам должно обеспечивать при распределении благ максимум преимуществ для наименее привилегированных лиц.
Существуют и другие этические концепции и модели. Так, японский экономист А. Сен, лауреат Нобелевской премии, полагает, что главной этико-экономической ценностью следует считать не богатство, не изобилие, не достижение признанных жизненных стандартов и даже не свободу или справедливость, но право на реализацию своего критического мнения.
В настоящее время широкое распространение и влияние получила концепция «социальной ответственности» бизнеса. Ее существенный момент состоит в том, что она предполагает дополнительные социальные расходы, которые выходят за рамки обязательных расходов, определенных законом, договором, регламентом или каким-либо обязательством. Социальная ответственность означает некую социальную инновацию.
Об актуальности взаимосвязи этики и экономики говорит одно недавнее событие. Весной 2009 г. Гарвардская школа бизнеса выступила с идеей бизнес-клятвы, напоминающей известную клятву Гиппократа, которую дают выпускники медицинских вузов. Гарвардская идея клятвы возникла в связи со 100-летним юбилеем Школы и начавшимся финансово-экономическим кризисом. Она представляет собой добровольное обязательство выпускников школы MBA соблюдать нормы этики и нести ответственность за свои действия.
Подводя некоторый итог можно сделать определенные выводы. Отношения между этикой и экономикой прошли долгий путь и существенную эволюцию. В течение двух больших эпох – Античности и Средневековья – между ними наблюдалась органическая взаимосвязь, которая во многом была спонтанной и естественной. Отчасти это было обусловлено тем, что экономика находилась на стадии становления.
С наступлением Нового времени в отношениях между этикой и экономикой происходят существенные изменения. Их прежняя тесная взаимосвязь нарушается. Инициатива при этом исходила от экономики, и она была связана с тем, что «конституирование экономики в качестве самостоятельной дисциплины привело к ее известному отчуждению от этики»[85]. Экономическая теория всячески стремилась быть во всем похожей на строгую науку, такую как физика. И тогда этика оказывалась ненужной экономике, которая вполне может обойтись без этики. Однако в действительности это была иллюзия. Дело в том, что экономика имеет фундаментальное отличие от физики. В отличие от физики в экономике понятия выступают в качестве ценностей, которые целиком зависят от интересов и поведения людей и тем самым находятся в компетенции этики. Поэтому в экономике наряду с экономистами, которые были сторонниками чистой экономической теории, свободной от всякой этики, значительная часть экономистов выступала за плодотворные контакты, сотрудничество и союз этики и экономики.
Понимание органического единства и союза экономики и этики утвердилось в 1970-е гг. Осмысление и осознание этого союза шло и идет не без трудностей. Однако необходимость и актуальность разработки экономической этики не подлежит сомнению. Исследования в этой области опираются на теорию игр, концепции общего равновесия, теорию коллективного выбора и другие теории. Изучение этой сложной и актуальной темы потребует еще много усилий. Современная экономическая этика развивается под знаком социальной справедливости и ответственности.
Контрольные вопросы:
16. В чём состоит предмет философии экономической науки?
17. Каковы сходства и различия философии экономики и философии хозяйства?
18. Каковы сходства и различия философии экономики и экономической философии?
19. В чем главная функция философии экономики?
20. Каковы основные категории экономического бытия?
21. В чем суть экономического сознания?
22. Какова была эволюция отношений этики и экономики?
23. Каковы перспективы создания экономической этики?
Темы рефератов:
1. С. Булгаков как создатель «Философии хозяйства».
2. Философия экономики и философия хозяйства: сходства и различия.
3. От философии экономики к экономической философии?
4. Проблемы создания экономической этики.
Список литературы:
6. Канке В.А. Современная этика: учебник для магистров -2-е изд. - М.: Омега-Л, 2014. – 222 с.
7. Орехов А.М. Философия экономики в России: рождение традиции: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 140 с.
8. Самсин А.И. Основы философии экономики: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 271 с.
9. Тяпин И.Н. Философия экономики: учеб. пособие. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
10. Философия экономики. Антология / под ред. Даниэла Хаусмана; пер. с англ. - М.: Изд. Института Гайдара, 2012. – 520 с.
Тема 2.
В.Г. Федотова, Н.Н. Федотова
Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.