Таблица 77
Предиспозиционные факторы развития заболевания при личностном комплексе «алкогольного прикрытия»
ПАРАМЕТР | ВАРИАНТЫ | Абсолюта, кол-во больных | М±т |
Стиль воспитания | «Избавителя» | 0 | |
Смешанный | 3 | 21,0±11,3 | |
«Преследователя» | 11 | 79,0±11,3 | |
Образование | Незаконченное среднее | 3 | 21,0±11,3 |
Среднее | 4 | 29,0±12,5 | |
Незаконченное высшее | 5 | 36,0±13,3 | |
Высшее | 2 | 14,0±9,7 | |
Семейное положение | Состоящие в первом браке | 4 | 29,0±12,5 |
Холостые | 2 | 14,0±9,7 | |
Состоящие в повторном браке | 8 | 57,0±13,9 | |
Время появления признаков невротизма | Раннее детство | 10 | 72,0±12,5 |
Школьные годы | 2 | 14,0±9,7 | |
Зрелость | 2 | 14,0±9,7 | |
Выдвигаемая' причина болезни | С оматическое заболевание | 11 | 79,0±11,3 |
Личный конфликт | 3 | 21,0±11,3 |
Чаще всего больные этой группы воспитывались в стиле «преследователя». Многие из них испытывали материальные лишения и жестокое обращение в семье. В случаях, когда отмечался тип «ежовые рукавицы», семьи внешне выглядели благополучными. Родители занимали хорошее, иногда высокое социальное положение, но в семье над детьми устанавливался жесткий контроль. При смешанном воспитании доминировали мотивы стиля «преследователя».
Учились в школе больные без интереса, под давлением родителей. В первых классах успеваемость была неплохой, но по мере роста самостоятельности ученика она становилась неравномерной, а затем падала. В результате многие не окончили начатого образования. Образовательный ценз этой группы по сравнению с другими был самым низким. Только двое больных имели высшее образование. Многие бросили учебу в техникуме и институте. Мотивы этого -желание быстрее стать самостоятельными в материальном отношении.
Жизненный путь этих больных часто делал изломы, имелись и отступления назад. К моменту наблюдения трое больных, в прошлом водители, работали слесарями, двое больных, в прошлом бригадиры, занимали рядовые должности, один больной, математик по профессии, прекратил заниматься научной работой, хотя диссертация была почти готова, еще один больной, врач по профессии, за шесть лет три раза менял квалификацию. Общение не приносило им внутреннего удовлетворения ни с теми, кто стоял на более высоком социальном уровне, ни с равными по положению.
Семейная жизнь в данной группе также не складывалась. Почти все состоящие в браке считали его неблагополучным. Холостые отмечали затруднения и разочарования при возникновении близких отношений.
Явления невротизма возникли очень рано и были достаточно тяжелыми. С детства наблюдались навязчивые страхи темноты, наказаний. Лишь у двух больных явления невротизма и невротические реакции появились в зрелом возрасте. Чаще наблюдались психастенические реакции, затем астенические, реже
- истерические.
Причиной своей болезни большая часть больных считала соматическое заболевание, меньшая - лично-семейный конфликт. Истинная же причина невроза ими не осознавалась.
Лечение больные обычно начинали у терапевта или невропатолога. Наиболее распространенный диагноз -нейроциркуляторная дистония. В трех случаях отмечался диэнцефальный синдром, в одном - хронический конъюнктивит.
Клиника и лечение
Таблица 12
Основные клинические характеристики, методы лечения и его результаты при личностном комплексе «алкогольного прикрытия»
ПАРАМЕТР | ВАРИАНТЫ | Абсолюта, кол-во больных | М±т |
Форма невроза | Неврастения | 2 | 14,0±9,7 |
Навязчивых состояний | 10 | 72,0±12,5 | |
Истерический | 2 | 14,0±9,7 | |
Ведущий синдром | Астенический | 1 | 7,0±7,0 |
Астеноипохондри-ческий | 1 | 7,0±7,0 | |
Обсессивно-фоби-ческий | 10 | 72,0±12,5 | |
И стерический | 2 | 14,0±9,7 | |
Методы лечения | ПТ+КПТ+АР | 10 | 72,0±12,5 |
ПТ+КПТ+АР+СТ | 4 | 28,0±t2,5 | |
Непосредственный результат лечения | Полное выздоровление | 5 | 36,0±13,2 |
Значительное улучшение | 6 | 43,0±13,7 | |
Улучшение | 2 | 14,0±9,7 | |
Без перемен | 1 | 7,0±7,0 | |
ПАРАМЕТР ВАРИАНТЫ | Абсолюта, кол-во больных | М±т | |
Отдаленный результат лечения Полноевыздоровление | 3 | 22,0±11,4 | |
Значительное улучшение | 2 | 14,0±9,7 | |
Улучшение | 2 | 14,0±9,7 | |
Без перемен | 7 | 50,0±13,6 |
Чаще в данной группе отмечался невроз навязчивых состояний. Во время конфликтных ситуаций усиливались и учащались невротические реакции. Клиническая картина обычно формировалась на фоне веге-тососудистого пароксизма, сопровождавшегося страхом. В ряде случаев пароксизм возникал после алкогольного эксцесса и сопровождался фобическим синдромом. У восьми больных наблюдалась кардиофобия, у двух - алиеНофобия. Довольно быстро появлялись вторичные навязчивости. Больные боялись оставаться одни, уходить далеко от дома, уезжать из города, ездить в транспорте и т.п. Это начинало ограничивать их социальные возможности. В дальнейшем возникала субдепрессивная симптоматика.
У больных с астеническим неврозом заболевание развилось на фоне значительной нагрузки, которую им пришлось нести в семье и дома. К явлениям астении присоединились субдепрессивные расстройства с навязчивыми размышлениями кататимного содержания, сенестопатии. Сексуальные проблемы и суицидальные размышления отмечались только у одного больного. Все больные с данным комплексом лечились в стационаре.
Особенностями комплекса можно объяснить то, что единого стереотипа поведения здесь не было. Одни больные в стационаре осваивались достаточно долго, затем нашли узкий круг больных для более тесного общения. О своих переживаниях говорили неохотно.
Ha групповых занятиях оставались пассивными до конца курса лечения. Другие больные включались в работу группы быстро и охотно. Третьи приступили к занятиям с неохотой, но затем увлеклись работой. Четвертые, стар отрицательными лидерами, активно стремились сорвать занятия и не скрывали своего негативного отношения к этой форме лечения.
При индивидуальной работе многие больные неохотно и формально отвечали на вопросы анкет, без интереса относились к экспериментально-психологическим исследованиям. Некоторые явно недоумевали, когда их расспрашивали о детских годах, взаимоотношениях в семье. Гораздо продуктивней была беседа, когда речь шла о болезненной симптоматике. Поэтому для составления истинного психологического портрета, определения жизненного пути, системы отношений требовались, как ни в какой Другой группе, объективные сведения. Лишь три человека написали свои биографии.
Психотерапевтическая стратегия и тактика здесь и в группе «соматического прикрытия» во много совпадали. Больные довольно быстро понимали связь алкоголизации с психотравмирующей ситуацией, но долго не осознавали, что последняя была обусловлена их личностными характеристиками^
Во многих случаях при первом курсе лечения достичь успеха не удалось. Катамнестическое наблюдение показало, что в этой группе эффект от лечения был самый нестойкий. У ряда больных наступило обострение через два-четыре месяца после выписки, и потребовалось повторное направление в стационар. В этом случае купирование синдрома шло значительно медленнее. Меньшая курабельность определяла более длительные сроки стационарного лечения. Все больные с хорошим состоянием посещали КРОСС.
В качестве иллюстрации приведу следующий пример.
Больной Б., 45лет. Жалобы на бессонницу, страх перед наступлением ночи, раздражительность. Совершенно не выносит шума. После бессонной ночн встает с тяжелой головой. Струдот работает половину дня, потом начинают дрожать руки. Отмечает выраженную тревогу, подавленное настроение, но еще теплится надежда, что сон наладится.
Из анамнеза. Родился в семье рабочего. Наследственность психопатологически ие отягощена. Детство прошло в тяжелых материальных условиях. Отец был на фронте, мать добывала продукты, а дети - Б. и его старшая сестра - оставались на попечении бабушки. В семье в эти годы жили две его тетки с дочерьми, которые были старше Б. За проступки его всегда кто-нибудь строго наказывал. Мечтал, что вернется с фронта отец и защитит его. Но надежды ие оправдались. Отец еще строже наказывал за разные провинности. Кроме того, он постоянно выпивал, скандалил с матерью. К родителям часто приходили гости. Встречи обычно сопровождались выпивкой. Со сверстниками отношения тоже не складывались. Б. был физически слабым, и его часто избивали. В школе его идеалом был преподаватель физкультуры. Хотел стать таким, как он, усиленно занимался физкультурой. Все школьные годы, особенно в начальных классах, находился в постоянном напряжении, тревоге и страхе. Первые четыре класса учился хорошо, ибо учителя хвалили Б., и это было единственным утешением. Годам к 14 физически окреп и рассчитался со многими обидчиками, ио стать лидером, к чему стремился, ему ие удалось, даже просто дружеских отношении' ни с кем не сложилось. С одними Б. не хотел общаться, другие не хотели иметь дела с ним.
Когда тяжело заболела мать, с большой неохотой, под давлением сестры и отца выполнял необходимую работу. Становился все менее послушным. Все время испытывал недовольство жизнью, собой, хотелось добиться авторитета, быть заводилой. В этом возрасте появилось влечение к противоположному полу, но обычно дружбы добиться не мог. Смущался, терялся. Внутренняя тревога, недовольство сопровождались неровным поведением. Стал вспыльчивым, делал все суетно, с ненужной быстротой.
В возрасте 16 лет, поругавшись с отцом, без разрешения ушел из дому, впервые выпил стакан вина, лег на землю и заснул. В результате простудился и заболел воспалением легких. Когда Б. было 18 лет, умерла мать. Очень переживал это. Понял, что умер единственный близкий ему человек. В этом же году окончил школу, поступил на работу учеником газосварщика и одновременно иа заочное отделение в институт сельскохозяйственного машиностроения. Чувствовал некоторое превосходство над рабочими, которые его учили, и тянулся к одному из молодых инженеров. Был в восторге, когда находился в его обществе, слушал его раскрыв рот, мечтал стать таким, как он. Почувствовал себя самостоятельным и взрослым. Иногда выпивал с инженером. Поел едний ус и л ей но проводил мысль о том, что Б. зря учится в институте, только губит молодость, и Б. через год институт бросил. Вскоре инженер уволился с работы, и отношения с ним распались. Рабочие после того как он бросил институт, начали над ним посмеиваться (возможно Б. стал болезненно переносить насмешки).
Душевное состояние было плохим. В свободное время ходил на танцы, но продуктивного общения не возникало. Для «храбрости» иногда выпивал, но желаемого результата это не давало. Перед девушками, которые нравились, робел. Те, которые уделяли ему внимание, не нравились. Б. надеялся, что пойдет в армию, но на врачебной комиссии было выявлено повышенное давление, и ои иа службу призван не был. Работа и отношения иа ней Б. не устраивали. Поступил в техническое училище, которое окончил по специальности фрезеровщика. По этой специальности стал работать. К этому времени относится начало половой жизни с партнершей, которая сама проявила инициативу. После этого беспокоила мысль, ие заболел ли венерическим заболеванием. В тревоге был около 25 дней. Прочитал соответствующую литературу. В дальнейшем при новых контактах возникали мысли о возможном заражении. Поэтому иногда терпел фиаско, что служило поводом для переживаний.
На работе были тяжелые условия труда. Отношения складывались по ранее описанному стереотипу. Испытывал постоянную тревогу, неудовлетворенность, но старался не конфликтовать с начальством. В конце концов (через 10лет) Б. перевели на более интересную работу. Повысились и заработки. Понимал, что пора жениться. Но и здесь все обстояло по-прежнему: те, с которыми сходился, расценивались как недостойные его. Когда женщина нравилась, ие мог добиться успеха. С будущей женой знаком был с детства, но никогда не встречался, так как она была моложе его на девять лет. Случайно попал с ней в одну компанию, где как старший по возрасту пользовался вниманием многих. На этой вечеринке ебяизился с ней, но жениться в течение года не решался, так как мучили различные сомнения, связанные с разницей в возрасте, с тем, что она, может быть, будет неверна, что «отдалась с целью окрутить» и т.п. Но она сказала, что влюбилась в него, когда была еще ребенком, и никаких претензий к нему не имеет. После долгих колебаний оформил брак и решил еще пожить «для себя», поэтому первые четыре года не было детей. Жили дружно. Разногласия были только в одном вопросе. Жена любила шумные компании, новые знакомства. Б. больше нравилась тихая жизнь и времяпрепровождение вдвоем. Легкая тревога у больного возникла, когда на одной из вечеринок подруги жены сказали, что у нее старый муж. Несколько угнетало, что жена ссорится с его близкими. С рождением сына жена стала уделять Б. меньше внимания, что очень его обидело. Начались конфликты. С рождением второго сына хлопот стало больше. Скандалы участились (бытовые вопросы, проблемы воспитания). Неблагополучные отношения были и на работе. В это время Б. много занимался общественной работой. Большая нагрузка была и при благоустройстве дома (проводка газа). Иногда, чтобы немного разрядиться, выпивал. Влечения к спиртному не испытывал, но опохмелялся. Выпивки были ие чаще двух-трех раз в месяц. Последние два года чувствовал себя утомленным, тревожным. Выявился псориаз, который то и дело обострялся. Б. стал раздражительным. Иногда покалывало сердце. Однажды после тяжелой работы выпил стакан вина, пошел домой и лег вздремнуть. Проснулся через два часа, почувствовал себя плохо: возникли страх и неприятное ощущение в области сердца, спастические головные боли, и «страх перешел в голову». Потом стало еще хуже. Вызвали «скорую помощь». Давление было 150/100, и врач сказал, что у Б. гипертонический криз. Последний был купирован, ио появился сильный страх смерти. Понимал его неленость, о ничего ие мог с собой сделать. Страх сопровождался потливостью, сердцебиением, пульсацией сосудов в области головы, что еще более усиливало его. Старался не заснуть. С ужасом просыпался от своего храпа. От приема спиртных напитков отказался совершенно. Состояние ие улучшалось. Утром, разбитый и утомленный, приходил на работу, но на работе мог находиться только первую половину дня. Обострился псориаз. Страхи и тревога нарастали. Обратился к психиатру, который назначил малые дозы транквилизаторов, которые давали лишь временный эффект. Дозы препаратов увеличивались, и сами они менялись (реладорм, седуксен, тазепам, фенибут, феназепам и др.), ио стойкого эффекта не было.
Страх смерти прошел, но, к своему ужасу, Б. отметил, что не может заснуть, хотя дозу транквилизаторов увеличил до четырех таблеток на ночь. На различных этапах лечения назначались также нейролептики (тнзерцин, хлорпротиксен). Выводил из себя малейший шум. Запретил дома смотреть телепередачи после 22 часов. Мог устроить скандал в доме, если кто-нибудь из близких случайно хлопнет дверью, уронит что-нибудь и т.п. Конфликты с женой участились, стали раздражать дети. Страх перед наступлением ночи усиливался. В это время семья получила новую квартиру. Бытовые условия улучшились, но состояние Б. ухудшилось. Напряженными стали отношения на работе. Особенно плохо относились к нему те, кого он раньше критиковал. Когда убедился, что одними лекарствами делу не поможешь, стал пытаться лечиться с помощью гипноза и аутогенной тренировки, но расслабиться не удавалось, во время сеансов отвлечься от навязчивых мыслей не мог. Иногда даже занятия ухудшали состояние. Консультировался у различных врачей. Кроме транквилизаторов назначались аминолон, пи ранетам, проводилась витаминотерапия. Каждый курс начинал с надеждой, «на нового врача смотрел, как на Бога, ио вскоре убеждался, что и на этот раз эффекта не будет».
В семье стало совсем плохо (раздраженная жена, запуганные дети). Жена поставила вопрос о разводе. Во время лечения в дерматологической клинике по поводу обострения псориаза Б. было предложено лечение методами групповой психотерапии. После выписки он на занятия не явился, очередной курс аутогенной тренировки эффекта не дал. В это время и был направлен к психотерапевту иа консультативный прием.
Соматический статус. Кроме легких проявлений псориаза, органической патологии нет.
Неврологический статус. Оживление сухожильных рефлексов, гипергидроз, легкий акроцианоз.
Психический статус. Во время беседы был тревожен. Рассказывая о себе, перескакивал с одного события на другое. Временами плакал. Когда врач его обнадежил, с патетикой в голосе сказал, что если это случится и он заснет, то будет молиться на врача, как на Бога, и станет его рабом. Основная жалоба - страх бессонницы, из-за чего без лекарств не может заснуть. Все остальное зависит от сна. Если поспит хотя бы пять часов, то и настроение, и работоспособность неплохие. Если же сон полностью нарушен, становится раздражительным, в теле возникают неприятные ощущения, болят голова и сердце. Отметил, что нарушены отношения в семье и на работе, испытывает чувство безысходности, когда начинает задумываться над своими проблемами, не может выбраться из «заколдованного круга, в который попал», но все же окончательно надежда его не покидает.
Лабораторные исследования. В крови - реакция стресса.
Анализ случая. Воспитание больного шло в стиле «преследователя». Сформировалась нестабильная личностная позиция, что привело к неудовлетворенности как в личной жизни, так и на работе. Рано возникли признаки невротизма и невротические реакции. Здесь наблюдались и неврастенические, и психастенические реакции, а в поведении были элементы демонстративности, обидчивости, которые следует отнести к признакам истерического регистра.
Внутреннее эмоциональное напряжение, сопровождавшееся тревогой, неуверенность в своих начинаниях больной купировал приемом спиртных напитков. Невротические реакции усилились с рождением детей, что з'худшило семейные отношения. Постепенно выраженность фонового эмоционального напряжения нарастала. После алкогольного эксцесса довольно быстро сформировался фрбический синдром с кардиофобией, танатофобией. Дальнейшее развитие заболевания привело к трансформации содержания синдрома. Ведущим симптомом стала агрипнофобия, на фоне которой возник широкий спектр симптомов астенического крута, отмечалась истерическая окраска симптоматики, сенестопатии. Подавленность, тоска сочетались с тревогой и страхами.
Поскольку ведущим синдромом был обсессивно-фобический, был поставлен диагноз - невроз навязчивых состояний.
Лечение. У больного были нарушены межличностные отношения, коррекция которых требовала его участия в ситуации. Поэтому решено было лечение проводить амбулаторно в соответствии с терапевтической программой. Во время первой беседы были использованы приемы когнитивной терапии, сократического диалога, а также техника амортизации (полное сочувствие к несчастьям больного, признание превосходства его личностных качеств над личностными качествами его партнеров по общению). В процессе беседы больной сам пришел к выводу, что ему надо менять стиль поведения, если он хочет добиться успеха в процессе межличностного взаимодействия. Осознал он также и механизм становления невроза, и роль своей личности в формировании симптоматики.
Медикаментозное лечение было назначено следующее: галоперидол, феназепам, карбонат лития, элеутерококк для вызывания реакции активации. Больному были разъяснены принципы подбора доз и механизма действия препаратов. Уже после первой беседы почувствовал облегчение. Спал лучше, но принял две таблетки феназепама на ночь. К занятиям в психотерапевтической группе приступил охотно, но старался также побеседовать с врачом индивидуально.
Через две недели занятий больному, используя приобретенные навыки общения, удалось наладить отношения в семье и на работе. Прошло чувство безнадежности, улучшилось настроение, меньше стали тревога, но осталась раздражительность. Разработанную поведенческую программу выполняет с большим внутренним напряжением, но когда получает от партнеров именно такие ответы, какие ожидались, успокаивается. Сон стал спокойнее. Удалось снизить дозу феназепама до одной таблетки на ночь. Но совсем не принять лекарства боится. Один раз попробовал, но сразу же усилились навязчивости. Начал активно заниматься аутогенной тренировкой в предложенной модификации. Отметил, что жену раздражает его спокойствие. Она стала вспыльчивой, с каждым разом предъявляет все больше претензий к нему. Через две недели Б. не выдержал. Симптоматика снова обострилась, но не достигла исходного уровня. Для продолжения лечения и исключения из ситуации решено было положить больного в клинику. Он сразу же активно включился в работу психотерапевтической группы, став одним из лидеров ее.
Лечение, начатое амбулаторно, было продолжено. Состояние Б. продолжало улучшаться. Через две недели почувствовал себя практически здоровым. Овладел четырьмя упражнениями аутогенной тренировки. Начато постепенное снижение доз лекарст-
СОЗ
венных препаратов. Б. пытался не принимать на ночь феназепам, но тогда возникали тревога и страх, что не может заснуть.
После выписки Б. продолжал заниматься в психотерапевтической группе в КРОССе. Отметил, что стало ухудшаться состояние жены. В связи с этим жена также была привлечена к занятиям групповой психотерапии. При обследовании у нее был выявлен астенический невроз с гиперстенической формой астенического синдрома. Состояние больного было неустойчивым. Иногда не выдерживал нападок жены, и агрипнофобия возвращалась. Когда же больному становилось лучше, хуже чувствовала себя жена. Пришлось положить ее в клинику, где состояние купировалось через 10 дней.
В дальнейшем Б. и его жена в течение года посещали занятия в КРОССе. Симптоматика у больного порой обострялась, но он уже установил связь между ухудшениями и ошибками своего поведения. Лекарства полностью удалось отменить только к концу года.
Катамнез. Отношения в семье стали хорошими. Б. с успехом использует навыки общения на производстве и в общественной работе. Исчезло постоянное чувство тревоги, чувствует себя совсем другим человеком. Сон практически всегда спокойный, при затруднениях в засыпании удается наладить сон аутогенной тренировкой.
Стабильные, ровные отношения позволяют сделать вывод о коррекции личностного комплекса, о чем свидетельствует и экспериментально-психологическое обследование.
Личностный комплекс оказывает решающее влияние не только на жизненный путь, но и на клинические параметры невроза. Невроз возникает тогда, когда исчерпываются механизмы психологической защиты и начинает страдать соматовегета-тивное обеспечение. Определение личностного комплекса позволяет прогнозировать жизненный путь больного, выявить ситуации, которые будут для него психотравмирующими, предсказать пути, по которым пойдет заболевание, планировать стратегию и тактику не только лечения, но и профилактики и реабилитации. При этом определяется группа риска.
Как биоген формирует блок, так и социоген - отношения: сформировавшиеся на ранних этапах онтогенеза эмоционально-ценностные отношения человека к миру, себе и близким людям, закрепившиеся способы решения социальных задач с большим трудом могут быть изменены и оказывают детерминирующее воздействие на весь ход дальнейшего развития: «Социально-психологические характеристики человека начинают приобретать собственную логику развития. Выключившись из той системы отношений, которая некогда породила эти свойства, индивид начинает искать или создавать сходные системы отношений...» (Л. И. Анциферова, 1982) или, как говорят в народе, «свинья везде грязь найдет».
Но на этом аналогия гена с социогеном заканчивается. Ген у нас в течение жизни не меняется, разве что произойдет мутация. Если же появляется минус хотя бы в одной позиции, то тенденция развития личности такова, что рано или поздно появятся минусы и в остальных позициях. Наблюдается внутрилич-ностный «порочный круг» (рис. 5.13.).
Из вышеизложенного следует, что первой стратегической задачей профилактики, лечения и реабилитации больных неврозами является коррекция малоадаптивного личностного комплекса таким образом, чтобы все его параметры получили стабильное и позитивное содержание. При
этом я использую принцип целенаправленного моделирования эмоций, позволяющий
во-первых, максимально активизировать больного при проведении лечения,
во-вторых, избежать формальных отношений,
в-третьих, использовать технические приемы различных психотерапевтических систем,
в-четвертых, сделать больного равноправным участником лечебного Процесса.
Я представляю пути воздействия на личностный комплекс при целенаправленном моделировании эмоций следующим образом (рис. 5.14.). Эмоциональная сфера - центр всего. Личностный комплекс, вызывая фоновое эмоциональное напряжение, часто неосознаваемое, искажает когнитивные процессы. Происходит неверная оценка действительности, в результате деятельность становится также малоадаптивной. Личность вступает в конфликт с собой и своим окружением. Это приводит к тому, что возникают мышечные зажимы, а также расстройства в соматовегетативной сфере.
Обычно пациент приходит к врачу со спектром отрицательных эмоций (тревога, страх, депрессия и т. д.). Задача целенаправленного моделирования эмоций - вызвать у больного эмоции интереса и радости. А это можно сделать, влияя на когнитивные процессы, деятельность, соматовегетативную сферу и мышечную систему. Здесь открывается широкая возможность для применения различных методик и их комбинаций. Так, при воздействии на познавательные процессы я использовал когнитивную терапию, сократический диалог, трансактный и сценарный анализ, психологическое айкидо (о нем уже говорилось выше), библиотерапию, рациональную психотерапию и т. д.
Моделирование эмоций интереса и радости в процессе деятельности происходит на занятиях групповой психотерапии. Полезными оказались и приемы поведенческой терапии. Модифицированный мною метод аутогенной тренировки, а также лечебная физкультура, воздействуя на соматовегетативную сферу, также позволяют вызвать эмоцию интереса. Естественно, моя схема не универсальна. В ней не отражены связи эмоций с мотивационной сферой, сферой влечений и т. д. Таким образом, данный подход открывает возможности для дальнейшего совершенствования про*-филактических и лечебных мероприятий.
Почему я считаю, что именно эмоция интереса может оказать решающее воздействие на коррекцию личностного комплекса? Как уже отмечалось, последний, вызывая эмоциональное напряжение, искажает восприятие человеком действительности и самого себя. Пунктирные линии ни рис. 5.14. показывают, как формируется невроз. Длительное существование эмоции интереса, которую удается создать в процессе терапии, способствует тому, что пациент начинает видеть обстоятельства не искаженными, не через темные очки своей фоновой эмоциональной напря-л-сенности и отрицательных эмоций, а в их истинном свете, что ведет к «прозрению» и в конечном итоге к коррекции малоадаптивного личностного комплекса, что показано на рис. 5.14. сплошными линиями. Таким образом, при целенаправленном моделировании эмоций терапевтический эффект идет по тем же путям, по которым шло формирование болезни, но только в обратном направлении.
Результаты лечения стали повышаться, но катам-нестическое наблюдение показало, что личностные комплексы оказались достаточно стойкими, и больные нуждаются в поддерживающей психотерапии. Так спонтанно возник наш КРОСС. Многие больные, отметив у себя значительные положительные изменения, стали консультантами по вопросам общения у себя в семье и на производстве. Но на многие вопросы они ответить не могли. Возникали у них и собственные проблемы, где они не могли быстро сориентироваться. На катамнестические осмотры бывшие пациенты стали приходить вместе с родственниками и друзьями. Ожидая приема, они организовывали дискуссии, а затем просили врача стать арбитром. Когда были подготовлены кадры психотерапевтов и психологов, владеющих современными психотерапевтическими методами, КРОСС был организационно оформлен и начал свою работу. Позднее на базе клуба возникла Северо-Кавказская психотерапевтическая ассоциация «Психологическое айкидо».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Спасибо, дорогой читатель, что вы дочитали почти до конца мою книгу. Теперь напрягитесь, ибо дальше изложение может показаться весьма странным. Но не торопитесь с выводами и продолжите чтение.
Я пишу и работаю для того, чтобы получить Нобелевскую премию. В 1984 году мы с моим другом профессором Л.А.Калинкиным высказали одну, думается, перспективную гипотезу, о которой уже говорилось выше. Суть ее заключается в следующем.
В нашем организме имеются две адаптационные системы. Одна система описана Г. Се лье, которую можно назвать стрессорной. Она действует в экстремальных ситуациях, когда раздражитель бывает чрезмерной силы. Но эта адаптация неполноценная, ибо сопровождается разрушением тех или иных систем организма. Представьте себе, что в вашей квартире пробита наружная стена. Что делать? Приходится разрушать внутреннюю, чтобы как можно быстрее залатать брешь. Но потом ведь придется восстанавливать и внутреннюю перегородку. Таков механизм стресса.
С нашей точки зрения, в организме имеется еще одна адаптационная система, которая действует в повседневной жизни, когда мы испытываем влияние раздражителей слабой и средней силы. Тогда возникают реакции тренировки и активизации, описанные ростовскими учеными Л.Х.Гаркави, М.А.Уколовой и Е.Б.Квакиной. Но они считают, что эти реакции реализуются через те же механизмы, что и стресс (гипофиз - кора надпочечников).
По нашему мнению, реакции активизации и тренировки являются результатом действия гипотетической адаптационной системы, которую мы условно назвали антистрессорной. Эти реакции реализуются через эндорфинную и алкогольную системы организма (еще раз напомню, что наш организм вырабатывает морфинопо-добные вещества - эндорфины и алкоголь). Не буду загружать работу биохимическими и физиологическими терминами (к тому же я не ахти какой специалист в этой области) и продолжу изложение в популярной форме. Думаю, истина от этого не пострадает.
Определить ту или иную реакцию можно по психологическому состоянию. Когда у человека стресс, он ощущает тревогу; основное вещество - адреналин. Реакция тренировки определяет состояние покоя; основное вещество - эндорфины. Во время реакции активации настроение приподнятое, иногда человек испытывает веселье, смеется, основное вещество - алкоголь.
Когда начинает действовать стрессорный раздражитель, то, с одной стороны, он запускает стрессорную адаптационную систему, с другой - активизирует анти-стр ее сорную. Если стрессорный раздражитель действует достаточно долго, постепенно мощь антистрессорной системы увеличивается, и раздражитель, который раньше был стрессорным, перестает быть таковым. Это на себ'е испытал каждый, кто занимался спортом и закаливанием. Вначале физическая нагрузка и холодо-вой раздражитель были стрессорными (и боль, и озноб), а затем становились приятными, вызывали удовольствие. Те, кто знает, что такое прострел, почечная и печеночная колика, вывих сустава, вспомните то чувство радости, которое у вас возникало, когда после грамотной медицинской помощи исчезали боли, мучившие несколько часов. Часто больные бурно изъявляют свою благодарность: прыгают, пляшут и поют ог радости, обнимают и целуют врача. Здесь все понятно. Адреналин после снятия боли прекращал выделяться, а избыток эндорфинов и алкоголя, накопившийся во время стимуляции антистрессорной системы, вызывал чувство радости. Ну а если помощь вовремя не оказывалась, боль постепенно притуплялась. Древние заметили: «Боль рождает мысль, мысль рождает успокоение». Сейчас дока-зано, что выработка эндорфинов происходит в отделах мозга, тесно связанных с мыслительными процессами. Вот почему, когда нам удается вывести пациента из болезненного состояния, у него отмечается творческий подъем, он начинает расти. «В горниле страданий выковывается личность».
А можно ли расти без страданий? По-видимому, нет. Но если соотношение отрицательных и положительных эмоций соблюдается (1 /7), жизнь становится еще более приятной, как умеренно поперченная пища. Следите за этим соотношением. Если вы с удовольствием прошли пешком 30 минут, то через силу идите не более 4-5 минут. Попробуйте следовать этой рекомендации, и не заметите, как научитесь бегать. Многие тренеры с успехом используют ее.
Эта гипотеза, как вы уже догадались, легла в основу целенаправленного моделирования эмоций, о котором уже говорилось выше (быстро наступает лечебный эффект, когда после удивления у пациентов возникают эмоции интереса и радости). Я разработал техники нирваны и психосмехотерапии. Методы, которыми я пользуюсь, считаю лекарственными. Но только лекарства вырабатывает сам организм, когда у человека хорошее расположение духа. И если вам было просто интересно читать, то и в это время состояние вашего здоровья улучшалось. Я заметил, что посещающие наши тренинговые группы практически переставали болеть и прекращали прием спиртных напитков, хотя никакой антиалкогольной пропаганды не проводилось. Да и зачем пить алкоголь и употреблять наркотики, когда их и так много в крови!
С работы уходить не захочется, если руководитель создаст атмосферу интереса и радости. И только так могут долго поддерживаться семейные отношения. Люди к вам будут тянуться, если в процессе общения с вами у них в крови будет повышаться уровень алкоголя и эндорфинов.
Профессор Л.А.Калинкин уже вылечился от этой идеи, а я пока еще нахожусь в болезненном состоянии. Несколько раз пытался организовать исследования, чтобы эту гипотезу превратить в теорию, но, как вы сами понимаете, не хватило средств и личностей, которые
хотели бы погрузиться в эту проблему. Этой работой я хочу привлечь внимание исследователей и финансистов. И если они заинтересуются этой гипотезой, превратят ее в теорию и при этом хотя бы сошлются на нас, я буду доволен.
Я же сейчас работаю над учебником психотерапии. В его основу положен опыт преподавания психотерапии в Ростовском медицинском университете. Постараюсь, чтобы его было интересно читать. Есть задумка написать книгу о воспитании детей и дать в ней психотерапевтические методики, которые могли бы применять учителя в педагогическом процессе. Если эта книга будет пользоваться успехом, я расширю и дополню ее. Хотелось бы также написать учебник по психиатрии для начинающих психиатров и подробно рассказать в ней о неврозах, психопатиях и акцентуациях характера. Думается, она заинтересует тех, чья профессиональная деятельность связана с общением. Накопился большой материал для работы «Идеи психотерапии в религиозных учениях и работах известных философов».
Нобелевской премии мне все равно не получить. Это я понимаю. Но путь к ней хороший. Не так ли? Не дойду до вершины, но все равно ведь поднимусь!
А теперь хочу с вами проститься. До новых встреч на страницах новых книг!
Основная литература
Абабков В.А. Некоторые клинико-социальные аспекты восстановительного лечения больных неврозами с системными соматическими расстройствами // Клинические и социальные вопросы реабилитации психических больных. Ижевск, 1981. С. 180-182.
Аль буханова- Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. жури. 1983. N 1. С. 14-29.
Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психических больных: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1981. 496 с.
Адлер А. (АЛег А.). Индивидуальная психология// История зарубежной психологии. 30-60-е годы: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 131-140.
Айрапетянц М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и клинике. М.: Медицина, 1982. 272 с.
Аксентьев СБ. и др. Комплексное применение бензодиазепинов, солей лития и галоперидола при лечении навязчивых движений и тикозных гиперкинезов различного происхождения // Жури, невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1987. Т. 87. N 3. С. 422-424.
Александровский /О.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 с.
Анохин /Т.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы // Вести. АМН СССР. 1965. N 6. С. 10.
Ануфриев А.А. Психопатологическая структура и форма невротического состояния // V Всероссийский съезд невропатологов и психиатров. М. 1985. Т. 1. С. 184-186.
Анциферова A.M. О динамическом подходе к психологическому исследованию // Психол. журн. 1981. N 2. С. 8-18.
Анциферова A.M. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 140-147.
Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Различные типы поведенческих реакций и эмоциональных состояний и их влияние на патофизиологические и клинические синдромы // Успехи физиол. наук. 1978. N 3. С. 49-72.
Бараш Б,А. и др. изменения уровня контроля личности в процессе групповой психотерапии неврозов / / Исследование механизмов и эффективность психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 31-33.
Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного»: О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. М.: Медицина, 1968. 468 с.
Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетики. М.: Наука, 1966. 250 с.
Вальдман А.В., Александровский Ю.А. Психофармакотерапия невротических расстройств. М.: Медицина, 1987. 288 с.
Гаркави Л.Х.. и др. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д: Изд-во Рост, унта, 1979. 126 с.
Жариков Н.М. Эпидемиологические исследования в психиатрии. М.: Медицина, 1977. 168 с.
Зачепицкий Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. С. 12-11. (Тр. Ленингр. научно-исследовательского ин-та им. В.М.Бехтерева. Т. 93).
Мзард К. (Izard С). Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 440 с.
Кабанов М.М. и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. С. 312.
Казначеев В.А. современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
Калинкин Л.А., Литвак М.Е., Губарева А.Е. Стресс-антистрессовый комплекс - система завершенности и развития организма // Комплексные проблемы туризма и отдыха «человек - природа - отдых». М., 1987. С. 17-18.
Карвасарский Б.Д. Неврозы. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1990. 576 с.
Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.
Карвасарский Б.Д. и др. Основные формы и синдромы для унифицированной оценки состояния больных неврозами: Методическое письмо. М., 1974. 42 с.
Кемпински A. (Kempinski А.). Психопатология неврозов. Варшава: Польск. мед. изд-во, 1975. 270 с.
Кита ев - Смык Л.А. Психология стресса. М.: Киев, 1983. 368 с.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1979. 608 с.
Кои И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте М.: Медицина, 1984. 221 с.
Корнетов Н.А. Учение о конституциях в клинико-антропологиЧеских исследованиях в психиатрии: Обзор литературы // МРЖ. 1986. Разд. 14. N 8. С. 3-8.
Короленко Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина, 1978. 271 с.
Корчак Я. Как любить детей. Минск: Беларусь, 1980. 80 с.
Косолапой В.И. О самом главном / / Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1985. 368 с.
Красин Е.Д. и др. Нервно-психические заболевания студентов. Томск, 1982. 114 с.
Красносельский Г.И. Китайская гимнастика для лиц пожилого возраста. М.: Медгиз, 1961. 30 с.
Крыжановскнй Г.Н. Детерминантные структуры в патологии нервной системы. М.: Медицина, 1980. 360 с.
Кулагин Б.В. Психология и психофизиология тревожности как свойство и состояние: Обзор иностранной литературы // Физиология человека. 1981. Т 7. N 5. С. 917-925.
Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М.: Медицина, 1970. 220 с.
Леонгард К. (Leonhard К.). Акцентуированные личности. Киев: Вигца шк., 1981. 390 с.
Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. Л.: Медицина, 1974. 207 с.
Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1975. 215 с.
Макеева Е.И. Система интенсивной активирующей психотерапии затяжных неврозов в специализированных стационарах: Дис.... канд. мед. наук. Харьков, 1981. 163 с.
Маслоу A. (Maslow А.). Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 108-117.
Меерсоя Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Паука, 1987. 278 с.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1960. 135 с.
Наэм Дж. (Nahem J.). Психология и психиатрия в США: Критика буржуазной идеологии и ревизионизма. М., 1984. 300 с.
Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 133-139.
Норакидзе В.Г. Типы характера и фиксированная установка. Тбилиси, 1966. 191 с.
Панов А.Г. и др. Теория и практика аутогенной тренировки. 2-е изд. Л., 1980. 272 с.
Петраков Б,Д., Петракова Л.Б. Психическое здоровье мира в XX веке // Медицина и здравоохранение.
Сер.: Соц. гигиена и организация здравоохранения. М,, 1984. Вып. 5. 70 с.
Петраков Б.Д. и др. Клинико-эпидемиологический анализ пограничных состояний у работников промышленных предприятий // Актуальные вопросы клинической диагностики, терапии и профилактики пограничных состояний. Томск, 1987. С. 30-32.
Положий Б.С. Клиническая и социально-экономическая эффективность внедиспансерной психиатрической помощи // Пограничные психические расстройства. М., 1988. С. 121-125.
Положий Б.С. Некоторые вопросы организации вне-диспансерной психопрофилактической помощи работникам промышленности // VIII Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов. М. 1988. Т. 1. С. 254.
Рожнов В.Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд. Ташкент, 1985. С. 29-45.
Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с.
Селье Г. (Selye Н.). Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. С. 123.
Семичов СБ. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987. 84 с.
Семке В.Я. К проблеме клинической динамики и терапии пограничных состояний // V Всероссийский съезд невропатологов и психиатров. М. 1985. Т. 1. С.267-269.
Семке В.Я. К проблеме систематики пограничных состояний // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1987. Вып. 11. С. 1673-1684.
Семке В.Я. Теоретические и методологические аспекты систематики пограничных состояний // VIII Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов. М. 1988. Т. 1. С. 126-128.
Семке В.Я. и др. Клиническая динамика и первичная профилактика пограничных нервно-психических расстройств / / Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986. С. 133-138.
Сухомлияский В. А. Родительская педагогика. М.: Наука, 1978. 95 с.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования // Экспериментальные основы психологии установки. М., 1966. 450 с.
Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978. 400 с.
Федотова Е.О. Нарушения устойчивости самооценки при неврозах: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985. 22 с.
Фрейд 3. (Freud S.J. Методика и техника психоанализа. М.. 1923. 136 с.
Фурст Д.Б. (Furst J.B.). Невротик. Его среда и внутренний мир. М., 1957. 376 с.
Чугунов В. С, Васильев В.Н. Неврозы, неврозопо-добные состояния и симпатико-адреналовая система. М.: Медицина, 1984. 192 с.
Illинга ров Г.А., Мельников Г.В. Взаимодействие социального и биологического в психическом здоровье человека // Вопросы соотношения биологического и социального в психиатрии. М., 1984. С. 8-18.
Юнг К. (Jung K.J. Архетипы коллективного бессознательного // История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века: Тексты. С. 158-164.
Ahrens St. Die psychosomatische Personlichkeitsstruc-tur -Factum oder Fiction? // Fortschr. Neurol. Psychi-atr. 1983. Vol. 52. N 12. S. 409-426.
Alexander F. Psychosomatic medicine. Its principles and applications. N.Y.: Norton, 1950. 300 p.
Allport G. W. Pattern and Growth in personality. N.Y.: Holt; Rinehart and Winston, 1961. Vol. 14. 593 p.
Beck A. T. Cognitive Therapy and Emotional Disorders. N.Y.: Penguin book, 1979. 340 p.
Berne E. Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry. N.Y.: Ballantine books, 1961. 298 p.
Berne E. Game people play. The psychology of Human relationships. Repr. H arm on ds worth: Penguin book, 1976. 173 p.
Berne E. What do you say after you say «Hallo». The psychology of Humandestiny. N.Y.: Grove Press, 1977. 457 p.
Bloomfieldt C. Humor in Psychotherapy and Analysis / Int. J. Soc. Psychiatr. 1980. Vol. 26. N 2. P. 35-41.
Budman S.H., Stone J. Advances in Brief Psychotherapy. A Review of Recent Literature // Hosp. Commun. Psychiatr. 1983. Vol. 34. N 10. P.939-946.
Cattell R.B. Personality and motivation structure and measurement. N.Y.: World book. 1957. 948 p.
Cremerius J. Sur Prognose unbehandelter // Neuro-sen Z. psychosom. Med. 1964. Bd. 12. S. 106-114.
Eysenk H.J. The effects of psychotherapy: anevaluati-on // J. consult. Psychol. 1952. Vol. 16. P. 319-324.
Eysenk H.J. Anxiety and the natural history of neurosis // Stress and anxiety. Eds. Ch.D.Spiellerger, J.G.Sa-rason. N.Y., 1975. P.51-58.
FrancI V.E. The doctor and the soul. From Psychotherapy to Logotherapy. Harmondsworth: Penguin book, 1973. 282 p.
Fried M. Endemic stress. The psychology of resignation and the politics of scarsity // Amer. J. Orthopsychiatr. 1982. Vol. 52. N 1. P. 4-19.
Ginard H.C.-E. Pueden curarse las neurosis // Rev. Hosp. Psiq. Habana. 1980. Vol. 21. N 3. S. 119-424.
Hahn P. Die Bedeutung des somatischen Entgegenkom-mens» fur die Symptombildung bei der phobischen Herzneurose // Therapiewoche. 1976. Bd. 26. N 27. S. 963-969.
Henker F.O. Psychosomatic illness: Biochemical and psychologie foundations // Psychosomatics. 1984. Vol. 25. N 1. P. 19-24.
Hettemma P.J. Personality and Adaptation. Amsterdam; N.Y.: Oxford, 1979. 228 p.
Horney K. Neurosis and Human Growth. The striggle Toward Self Realisation. N.Y.: W.W. Norton and со, 1950. 391 p.
Karoly P., Steffen J.J. Improving the Long-Term Effects of Psychotherapy. Models of Durable outcome. N.Y.: Garden Press, 1980. 219 p.
Lidz F. The person. N.Y.: Penguin book, 1976. 615 p.
Mandel H.P. Short-Term Psychotherapy and Brief Treatment Techniques. N.Y.: Plenum Press, 1981. 682 p.
Maslow A.M. Towards a psychology of being. Second edition. N.Y.: Grove Press, 1971. 240 p.
Morawetz A., Walker G. Brief therapy with singlepar-ent families. N.Y.: Brunner/Mazel, 1984. Vol. 19. 378 p.
Rachman S. Spontaneous remission and latent learning // The investigation of psychotherapy: Commentaries and Reading. N.Y.: Niley and Sons, 1966. P.198-222.
Rogers C.R. Encounter groups. II arm onds worth: Penguin book, 1975. 174 p.
Sharma P.S., Sharma A. Psychological Management of Anxiety in Young Adults // J. of Dentistry for Children. 1976. Vol. 43. N 5. P. 321-324.
Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity. N.Y.: Knopf, 1971. 347 p.
WolpeJ. The Practice of behavior therapy. N.Y.: Perga-mon press, 1973 V->1 ^6 318 o.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Их я даю для того, чтобы вы могли отдохнуть и немного развлечься, не отрываясь от книги.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Цель - добиться расслабления всех поперечно-полосатых мышц. Если это удается, то на выполнение необходимых действий тратится минимальное количество энергии. Больше всего упражнений для мышц лица, и неудивительно. Процентов 40 двигательных центров занимаются регулировкой мыши лица. Упражнения как бы массируют кожу лица изнутри, что приводит к разглаживанию морщин. Приток крови к мышцам лица усиливает по рефлекторным механизмам приток крови к мозгу, снимаются спазмы его сосудов, улучшается сон. Но самое главное - вы научитесь видеть свое лицо со стороны и будете осознавать, что выражает ваше лицо, и не попадете в такую, например, ситуацию, когда вам кажется, что все должны вас испугаться, а на самом деле раздается смех. Это знание поможет вам более выразительно и убедительно выступать, ибо главное не то, что говорится, а то, как это говорится и что выражает лицо выступающего. Особое внимание обратите на упражнение «маска смеха».
Делать эти упражнения надо не всю жизнь, а до тех пор, пока вы сможете пошевелить каждой мышцей так, чтобы при этом не двигались кости, а мышцами лица владеть так, чтобы фотографии, сделанные в разное время, были бы неотличимы. Проверьте себя следующим образом. Сфотографируйтесь на паспорт Когда придете получать фотографию, посмотрите на нее, сделайте такое же выражение лица и еще раз сфотографируйтесь. Если вторая фотография будет неотличима от первой, то вы можете управлять мышцами своего лица и знаете, что оно выражает. Службу это вам сослужит огромную.
Упражнения для мышц лица
«Маска удивления». Выполняется сидя или стоя, лучше перед зеркалом. Одновременно с медленным вдохом поднять брови, как это делает удивляющийся человек. На свободном выдохе опустить брови.
«Маска гнева». Нахмурить брови, сжать губы, раздуть крылья носа. Мышечное усилие наращивается постепенно, одновременно с медленным вдохом. Во время свободного выдоха мышцы освобождаются от Напряжения.
«Маска смеха». Медленно вдохнуть. Углы рта максимально подняты вверх, глаза прищуриваются, рот приоткрывается, обнажая зубы (между верхними и нижними должно поместиться два пальца). Задержите дыхание. Теперь быстро выдохнуть и расслабить мышцы лица.
«Маска брюзги». Углы рта опустите, рот сожмите, мышцы подбородка напряжены.
«Маска трубача». Выполняя упражнение, следует не только раздувать щеки, но и напрягать мышцы. Рот плотно сжат, круговая мышца рта напряжена.
Упражнение для круговых мышц глаз. Выполняется сидя. На медленном вдохе опускайте верхние веки, сперва мягко, затем с постепенно нарастающим усилием. Наконец глаза теперь сильно зажмуриваются. Упражнение для обоих глаз одновременно. Вариант - для каждого глаза поочеоелно.
Упражнение «ЛЬ». Выполняется стоя. Имитируется движение языка при произношении звука «ЛЬ»: язык прижат к корням верхних зубов на границе с твердым небом. Рот приоткрыт. Медленный вдох - постепенное напряжение, свободный выдох - расслабление.
Упражнение для жевательных мышц. Жуйте жевательную резинку, морковку или хлебную корку. Сжимание челюстей сопровождается вдохом, разжимание - выдохом. «Кусающие усилия» (вертикальной плоскости) следует чередовать с растирающими (горизонтальной плоскости). Движения должны быть неторопливыми, повторять их следует 10-15 раз.
Для остальных мышц упражнения придумайте сами.
Приложения
II. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Классическая аутогенная тренировка по Шульцу включает в себя шесть упражнений:
вызывание чувства тяжести в мышцах; вызывание тепла в теле; успокоение ритма дыхания; успокоение ритма сердцебиений; вызывание тепла в эпигастрии; вызывание прохлады в области лба.
Для освоения методики Шульца необходимо три месяца непрерывной работы. Эта работа несложная, но, к сожалению, у большинства из нас не хватает методичности. Кроме того, здесь не учитывается наша индивидуальность. Хотите или нет, но начинайте с правой руки, потом начинайте переходить к левой. А если у меня легче расслабляется левая рука? Необходимость все время проговаривать текст изначально мешает расслабиться. Многих смущает слово «тренировка», инстинктивно вызывающее чувство напряжения. Конечно же, это тренировка, но не тренировка безволия. Здесь необходимо научиться ничего не хотеть, ничего не делать. Вот почему многие начинают заниматься AT, когда им плохо, и бросают занятия, когда становится лучше. Так человек в холод наденет пальто с чужого плеча, а как только потеплеет, сбросит его, и при очередном ухудшении он не .помнит то чужое пальто, которое грело в прежние времена.
Так вот, после того, как вы научитесь расслабляться, надо лечь на кровать на спину, положить под колени валики, сделанные из небольших полотенец (при полностью разогнутых коленях расслабиться сложно). Затем закрыть глаза, расслабиться и мысленным взором фиксировать внимание то на одной, то на другой группе мышц. А можно просто спокойно лежать в состоянии расслабления. Сосуды мышц расширятся, наполнятся кровью, и вы почувствуете тяжесть. Вот вам и первое упражнение. Проследите, как развивается чувство тяжести, в какой группе мышц оно появилось в первую очередь, в какой во вторую и т. д. Это и будет ваша индивидуальная формула для первого упражнения. Мы все засыпаем, а это возможно только при расслаблении. Поэтому овладеть AT может каждый. Собственно, овладевать ею и не нужно. Просто следует снять те запоры, которые мешают использовать то, что нам дано от природы.
Продолжайте лежать расслабленными. Нетрудно сообразить, что переполненные кровью мышцы начнут прогреваться. У каждого это будут разные группы мышц. И ощущения при этом могут быть разные. У одного -тепло, у другого - приятное пока-лывание, которое возникает, когда после холодного обливания вы снова зашли в парную. Могут быть и другие ощущения. Их необходимо выразить соответ-ствующими словами. Это будет ваша индивидуальная формула для второго упражнения AT.
Когда я осваивал AT по классическому методу Шуль-ца, честно сказать, у меня ничего не получилось. Пото-м, когда я перешел к этому способу, оказалось, что вначале у меня тяжелеет правая нога, а тепло проявляется в виде приятного легкого покалывания в пальцах.
А как у вас?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.