Глава VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1989 1990 гг. ознаменовались крупными изменениями в международных отношениях. В целом они развиваются и русле дальнейшего углубления позитивных тенденций, достижения реальных результатов на пути обеспечения международной безопасности.

Новый этап в советско-американских отношениях. Со времени визита главы Советского государства к Вашингтон в декабре 1987 г., когда был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), отношения между двумя странами существенно изменились. Возникло взаимное понимание того, что холодная война» уходит ц прошлое. СССР и США начали строить отношения на новой основе: они теперь не рассматривают друг друга как противники. Обе стороны пришли к заключению, что имеющиеся противоречия могут быть разрешены политическими средствами и, кроме того, они менее существенны, чем общечеловеческие проблемы, которые можно решать только путем сотрудничества, совместными усилиями.

Выполнение обеими сторонами Договори о РСМД позволило советским людям чувствовать себя спокойно и умеренно: на территории Западной Европы уже нет ракет, способных за несколько минут с большой точностью поразить цель в европейской части СССР. Появилась возможность провести важные структурные изменения в Вооруженных Силах СССР, и частности сократить несколько соединений в ракетных войсках стратегического назначения.

В результате конструктивного взаимодействия государств развивается процесс урегулирования региональных конфликтов. Заметно расширились советско-американские связи в области науки, образования и культуры, развивается живое общение людей. Постоянные контакты между Кремлем и Белым домом свидетельствуют об укреплении взаимного доверия. Неофициальная встреча М. С. Горбачева и Дж. Буша на Мальте в декабре 1989 г. заложила фундамент налаживания новых отношений на основе курса, ведущего от конфронтации через соперничество к партнерству.

Важной вехой в развитии советско-американских отношений по восходящей линии стал государственный визит Президента СССР М. С. Горбачева в США в конце мая — начале июня 1990 г. и его переговоры с Президентом США Дж. Бушем. Результаты их переговоров получили воплощение в пакете соглашений, протоколов и совместных заявлений, подписанных во время встречи на высшем уровне.

Своим содержанием эти документы затрагивают многие области, имеющие жизненно важное значение для обеих стран и для всего мира. Стороны подписали соглашение, предусматривающее ликвидацию подавляющей части накопленного ими химического оружия и отказ от его производства. Это открывает путь к заключению международной конвенции о запрещении химического оружия в глобальном масштабе.

После продолжительных и напряженных переговоров СССР и США договорились об усовершенствовании проверки на местах мощности ядерных взрывов. Таким образом были устранены препятствия, тормозившие ратификацию двух важных советско-американских договоров, подписанных еще в 1974 и 1976 гг.,— об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и о подземных ядерных взрывах в мирных целях. Заключено также важное соглашение, дополняющее и расширяющее советско-американское соглашение 1973 г. о научно техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.     

Два президента выступили с совместным Заявлением, в котором изложены основные согласованные положения Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), а также с совместным Заявлением о согласии сторон на проведение в будущем переговоров по ядерным и космическим вооружениям с целью ослабления опасности войны и укрепления международной стабильности. Договор СНВ-1 предполагается подписать после окончательного согласования его статей.

Участники встречи на высшем уровне сделали также совместное Заявление о переговорах по сокращению обычных вооружений и вооруженных сил в Европе. Они взяли на себя обязательство ускорить темпы переговоров в Вене, которые велись в течение многих лет, и безотлагательно достигнуть соглашения по всем нерешенным вопросам, имея в виду, что договор по обычным вооружениям должен стать фундаментом обеспечения европейской безопасности.

Во время встречи был подписан ряд других соглашений, в том числе о торговле между двумя странами. Переговоры отчетливо показали, что при наличии расхождений по многим вопросам СССР и США достигли большой степени согласия и сделали практические шаги к дальнейшему оздоровлению международной обстановки. Встреча на высшем уровне подняла на качественно новую ступень отношения между руководителями двух стран. Она открыла благоприятные перспективы для сотрудничества и взаимодействия СССР и США в интересах советского и американского народов и на благо мировой цивилизации.

Важным шагом в этом направлении стало совместное советско-американское заявление «Ответственность за мир и безопасность в меняющемся мире». В документе отмечено, что отношения конфронтации между Востоком и Западом уступают место сотрудничеству и партнерству. ООН все больше превращается в подлинный центр согласованных совместных действий по поддержанию международной безопасности, мирному урегулированию споров и предотвращению конфликтов. Оба государства заявили, что они намерены в ООН и ее учреждениях придавать особое значение поиску практических решений вопросов мира и безопасности, политических, экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем. Стороны определили направления, по которым они будут стремиться к сотрудничеству со всеми членами ООН, объединяющей ныне 160 государств. При этом имеется в виду отказ от излишней риторики, от бесплодных и негибких позиций, продиктованных идеологическими соображениями, что является предпосылкой создания атмосферы доверия в ООН между всеми ее членами. Документ в поддержку деятельности ООН знаменует собой осознание крупнейшими державами необходимости высокой ответственности за судьбы мира и объединения усилий сообщества наций для строительства свободного от конфронтации нового мироустройства на основе целей и принципов Устава ООН, общечеловеческих ценностей.

Урегулирование внешних аспектов германского единства. В течение послевоенных лет Германия оставалась расколотой на две части. С осени 1949 г. на ее территории существовали два немецких государства – ФРГ и ГДР. На протяжении 45 лет германский вопрос порождал напряженность. В центре Европы сохранялась опасная зона конфронтации, где два военно-политических союза вплотную противостояли друг другу.

Все эти годы в сознании немцев жило стремление к тому, чтобы устранить ненормальное положение, в котором оказался немецкий народ, и достигнуть объединения в рамках единой Германии. Курс советского руководства в духе нового политического мышления и события, происшедшие в ГДР (см. § 7), создали благоприятные условия для этого. Немецкий народ, свободно осуществляя право на самоопределение, выразил стремление к государственному единству Германии, чтобы она стала равноправным и суверенным членом идущей по пути объединения Европы.

В феврале 1990 г. между государствами-победителями во второй мировой войне – СССР, США, Великобританией и Францией – и двумя германскими государствами была достигнута договоренность о создании переговорного механизма «2 плюс 4».

В результате трудных переговоров, которые велись в течение семи месяцев в рамках этого механизма, и преодоления значительных препятствий был выработан документ, содержащий решения по всему комплексу внешних аспектов германского единства. 12 сентября 1990 г. в Москве министры иностранных дел шести государств подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.

Договор установил, что внешними границами объединенной Германии являются границы ГДР и ФРГ, и подтвердил окончательный характер этих границ как существенную составную часть мирного порядка в Европе. Стороны признали, что объединенная Германия не имеет никаких территориальных претензий к другим государствам и не будет выдвигать таких претензий в будущем. В конституции объединенной Германии не должно содержаться каких-либо положений, противоречащих этим принципам.

Правительства ГДР и ФРГ подтвердили свои заявления о том, что с немецкой земли будет исходить только мир, а также свой отказ от производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием. Объединенная Германия также будет придерживаться этих обязательств как участник договора о нераспространении ядерного оружия.

Вооруженные силы объединенной Германии подлежат сокращению в течение 3 – 4 лет до 370 тыс. человек. К концу 1994 г. советские войска будут выведены с территории бывшей ГДР и Берлина. В течение этого срока там будут находиться лишь немецкие формирования территориальной обороны, не включенные в структуру НАТО. Договором предусмотрено запрещение размещать в Восточной Германии иностранные войска и ядерное оружие или его носители после вывода оттуда советских войск. На срок их пребывания на немецкой земле войска США, Великобритании и Франции будут находиться в Берлине. СССР согласился на вхождение объединенной Германии в НАТО, учитывая, что Североатлантический альянс продемонстрировал стремление к изменениям в своей деятельности.

Организация Варшавского Договора и НАТО больше не рассматривают друг друга как противники и готовы не прибегать к силе или к угрозе применения силы. Улучшение советско-американских отношений, развитие общеевропейского процесса в позитивном духе открыли перспективы изменения структур ОВД и НАТО и налаживания прямых связей между ними.

С объединением Германии были исчерпаны права и ответственность четырех держав в отношении Берлина и Германии в целом. Правительства СССР, США, Великобритании и Франции заявили о прекращении действия четырехсторонних соглашений и решений военного и послевоенного времени относительно Германии и роспуске соответствующих органов. Объединенная Германия обрела полный государственный суверенитет в своих внутренних и внешних делах.

В основе договора лежит сбалансированность законных интересов всех участвующих сторон. Советский Союз в процессе наработки договора учитывал распространенные опасения, как бы в результате германского урегулирования не пострадали интересы СССР и не был нанесен ущерб его безопасности. В итоге удалось получить все необходимые гарантии и обязательства, отвечающие реальным условиям и обстановке в Европе.

Договор подвел окончательную черту под итогами второй мировой войны и 45-летним послевоенным периодом. На политической карте Европы появилось экономически мощное государство с населением 78 млн. человек, которое благодаря своему потенциалу входит в разряд крупнейших держан мира. При объединении стороны заявили о том, что конституция объединенной Германии будет защищать сохранение основ свободного и демократического строя.

СССР исходит из того, что теперь существует новая Германия, извлекшая уроки из своей историк. Советско-германские отношения имеют огромное значение для будущего народов двух стран и для судьбы Европы. Поэтому после объединения Германии стороны заключили всеобъемлющий и основополагающий двусторонний договор, который охватил все области отношений и поставил их на базу стабильности, доверия и взаимодействия.

Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ, подписанный 9 ноября 1990 г. в Бонне Президентом СССР М. С. Горбачевым и федеральным канцлером ФРГ Г. Колем, но-новому определяет отношения в сфере безопасности. Он исключает использование первыми вооруженных сил друг против друга или против третьих государств, а также оказание военной помощи или содействия нападающему, если СССР или ФРГ стали бы объектом какой-либо агрессии. В договоре зафиксированы принципы строгого уважения прав и интересов сторон, установления уровней оборонной достаточности, решения возникающих спорных вопросов путем консультаций.

Существенной чертой договора является предусмотренное в нем новое качество сотрудничества в области экономики, науки и техники, образования и культуры, экологии, развития обменов в различных сферах и на разных уровнях. Этот документ знаменует серьезный поворот в советско-германских отношениях в направлении надежного и ответственного партнерства, широкого взаимодействия в создании общеевропейских структур, необходимых для вступления в XXI столетие. Договор заключен сроком на 20 лет с возможностью его продления.

Между СССР и ФРГ достигнута договоренность о вкладе ФРГ в финансирование вывода советских войск с территории бывшей ГДР. Федеративная .республика взяла на себя крупные финансовые обязательства перед Советским Союзом до конца 1994 г. Кроме того, СССР получил беспроцентный кредит на сумму 3 млрд. марок сроком на 5 лет.

Общеевропейский процесс в изменившихся условиях. Реализация идей нового политического мышления и осуществление на практике современной военной доктрины (см. с. 252 учебника) привели к крупным изменениям в вопросах оборонной политики СССР. Советский Союз в одностороннем порядке предпринял значительное сокращение войск и вооружений.

В течение 1989 – 1991 гг. численность Вооруженных Сил СССР уменьшается на 500 тыс. человек. К середине 1990 г. ока сократилась на 300 тыс. человек.

С учетом мероприятий но переводу войск на оборонительную структуру количество танков сокращено на 16 тыс., артиллерийских систем – на 21 тыс., боевых самолетов - свыше 860, надводных кораблей и подводных лодок – 40. Достигнута договоренность с Чехословакией и Венгрией о завершении вывода советских войск с территории этих стран в середине 1991 г., из Монголии вывод советских войск завершен в конце 1990 г. Перемены в СССР и странах Восточной Европы, объединение Германии, новые отношения между СССР и США открыли обнадеживающие перспективы в развитии общеевропейского процесса. Значительную ленту в создание новой обстановки в Европе внесли совместные декларации и договоры, заключенные Советским Союзом с Францией, Италией, Испанией, Финляндией. В результате советско-американских переговоров на уровне руководителей внешнеполитических ведомств были устранены многие разногласия и разрешены спорные вопросы, связанные с подготовкой многостороннего соглашения о сокращении вооружений обычного типа и вооруженных сил в Европе. После консультаций США с союзниками по НАТО и СССР – с союзниками по ОВД согласованный текст Договора об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже 19 ноября 1990 г.

Предусматривая значительное сокращение вооружений и войск, договор установил паритет между обоими союзами на основе разумной достаточности вооружений каждой из сторон, ликвидировал угрозу внезапного нападения. Одновременно главы государств и правительств 22 стран – членов ОВД и НАТО – подписали Совместную декларацию, провозгласившую их намерения строить новые отношения партнерства и дружбы.

19 – 21 ноября 1990 г. в Париже состоялась встреча стран – участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на высшем уровне. Парижская хартия для новой Европы, принятая в итоге встречи, подтвердила хельсинкские принципы отношений между европейскими странами, США и Канадой и стремление всех участников СБСЕ к многостороннему сотрудничеству. Признано необходимым проведение регулярных политических консультаций между участниками СБСЕ и образование постоянных структур общеевропейского взаимодействия. Решено создать секретариат СБСЕ, бюро по свободным выборам, центр по предотвращению конфликтов. Были также определены основные ориентиры будущего развития общеевропейского процесса и подготовки следующей встречи в верхах в Хельсинки в 1992 г.

Парижский форум ознаменовал собой окончание эры раскола и конфронтации и начало новой эпохи в европейских отношениях.

Он заложил прочные основы безопасности на континенте.

Кризис в районе Персидского залива. Как отмечается в учебнике (с, 192), восьмилетняя война между Ираком и Ираном нанесла большой ущерб обоим государствам и осложнила обстановку на Ближнем и Среднем Востоке. Ирак вышел из этой войны с ослабленной экономикой и огромным внешним долгом.

Вместе с тем война стимулировала процесс милитаризации страны, создание крупной, хорошо вооруженной армии. Усилились и политические амбиции президента Ирака Саддама Хусейна, его претензии на лидерство в арабском мире.

В конце . 1989 г. Ирак предъявил соседнему государству Кувейт ряд требований, касавшихся поставок нефти и территориальных вопросов. 2 августа 1990 г. иракская армия вторглась в Кувейт, совершив неспровоцированную агрессию. Эмир и правительство бежали в Саудовскую Аравию. Немногочисленная армия смогла оказать лишь слабое сопротивление. Кувейт был полностью оккупирован и объявлен частью Ирака.

Грубое попрание суверенитета Кувейта и захват его Ираком вызвали возмущение мирового сообщества. Совет Безопасности ООН решительно осудил агрессивные действия Ирака, потребовал немедленного вывода войск и ввел широкие экономические санкции по отношению к Ираку. Все капиталовложения Ирака и Кувейта в иностранных банках были заморожены, блокирован экспорт нефти.

Многие государства направили в Саудовскую Аравию военные контингенты и вооружения для защиты этой страны от возможной иракской агрессии. Основу мощной военной группировки, сосредоточенной на территории Саудовской Аравии, составили вооруженные силы США, достигшие 500 тыс. человек. Военные корабли США и других стран вели патрулирование в водах Персидского залива.

Положение осложнилось неурегулированностью палестинского вопроса и отсутствием единства в арабском мире относительно действий Ирака. Используя карательные акции израильских властей против арабов в Иерусалиме, осужденные Советом Безопасности ООН и мировой общественностью, Саддам Хусейн стал претендовать на роль защитника арабских народов от посягательств Израиля.

Рассматривая действия Ирака как вызов мировому сообществу, Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, требовавших безусловного прекращения аннексии Кувейта, однако Багдад игнорировал эти призывы. Тогда Совет Безопасности установил конечную дату вывода иракских войск из Кувейта – 15 января 1991 г. В случае отказа Ирака выполнить это требование было санкционировано применение военной силы.

Меры, предпринятые Советским Союзом, Францией и другими странами в целях мирного разрешения кризиса, к сожалению, оказались безуспешными. 17 января многонациональные силы антииракской коалиции во главе с США нанесли массированные но (душные и ракетные удары по военным и другим объектам в Ираке и Кувейте. Район Персидского залива стал зоной разрушительной войны.

Вопросы и задания

1. Чем, по вашему мнению, объясняются позитивные изменения в советско-американских отношениях? На основе известных вам примеров определите значение происходящих перемен.

2. Как вы оцениваете объединение двух германских государств и создание единой Германии?

3. Используя материалы, переданные средствами массовой информации, охарактеризуйте последние достижения общеевропейского процесса.

4. Аргументируйте вашу позицию относительно причин возникновения и путей разрешения кризиса в районе Персидского залива.

 

Учебное издание

Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.