КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социально-экономический и политический кризис. В результате начатых в конце 70-х гг. экономических реформ удалось решить ряд сложных проблем. В течение относительно короткого времени – за десять лет – повысился жизненный уровень городского и сельского населения, на потребительском рынке появилось много ранее отсутствовавших товаров. Это было следствием поощрения государством индивидуальной трудовой деятельности, бурного развития мелкого производства на селе, Однако материально-техническая база этого процесса была недостаточной.

Преодолеть резкий разрыв между спросом и предложением оказалось невозможным. Надежды основной массы населения – рабочих, крестьян, интеллигенции, студенчества – на существенное улучшение положения не оправдались. От проводимых реформ больше всего выиграли мелкие предприниматели, торговцы, часть крестьянства. Основная масса населения, прежде всего значительная часть рабочего класса, оставалась сторонником старой системы хозяйствования, которая гарантировала ей пожизненную занятость при общем невысоком уровне дохода. Она возлагала надежды на улучшение своего положения на государство и не поддерживала проводимые реформы. Их противником была и значительная часть партийно-государственного аппарата, в котором видную роль играли выдвиженцы «культурной революции». Безуспешными оказались попытки сократить его численность: за 10 лет реформы она возросла с 18 до 27 млн. человек.

С середины 80-х гг. в стране стали обостряться социальные антагонизмы. Недовольство своим положением выражала интеллигенция и особенно студенчество. Материальное положение этих слоев населения, несмотря на реформу, существенно не улучшилось. Положение интеллигенции и студенчества является результатом проводимой в КНР политики, которая рассматривает образование как отрасль непроизводственной сферы. Но расходам на образование на душу населения КНР занимает 132-е место в мире.

Недовольство населения вызывала коррупция, широко распространившаяся в среде партийно-государственного аппарата. За хозяйственные преступления ежегодно привлекались к судебной ответственности около 100 тыс. человек.

Весной и летом 1989 г. КНР оказалась перед лицом серьезного кризиса. Интеллигенция, студенчество, традиционно играющие большую роль в общественно-политической жизни, наиболее квалифицированная часть рабочего класса стали добиваться проведения политических реформ – ликвидации монопольного положения КПК, перехода к подлинной, а не формальной многопартийности, создания правового государства, гарантирования прав человека.

Подавление демократического движения. В марте 1989 г. на стенах студенческих общежитии Пекина появились дацзыбао (листовки) с призывами «бороться за демократию, свободы и права человека». Затем начались манифестации студентов в центре китайской столицы, которыми руководила возникшая в это время Независимая ассоциация пекинских студентов. В ответ на отказ правительства начать диалог со студентами последние объявили голодовку протеста на площади Тяньаньмэнь у памятника народным героям. К студентам присоединились преподаватели, журналисты, рабочие, служащие государственных учреждений. Площадь заполнили сотни тысяч людей. Первоначально руководство КНР даже приветствовало действия манифестантов.

Премьер Госсовета Ли Пэн говорил, что «действия студентов-патриотов, выступающих за демократию, против коррупции, позитивно влияют на работу правительственных органов». Однако в руководстве шла борьба между сторонниками реформ и теми, кто стоял на консервативных позициях, 20 мая в Пекине было введено военное положение, а студенты возвели на улицах столицы баррикады. В течение двух недель войска не предпринимали активных действий, но затем по приказу правительства перешли 3 июня в наступление, применив против манифестантов танки и огнестрельное оружие. В результате этих действий много людей было убито и ранено, некоторые арестованные по приговорам судов расстреляны,

После «наведения порядка» на площади Тяньаньмэнь ЦК КПК и Госсовет заявили, что был подавлен «чудовищный контрреволюционный мятеж», организованный противниками социализма внутри и вне Китая. Генеральный секретарь ЦК КПК Чжао Цзыян был обвинен в том, что проводил политику буржуазного, антисоциалистического характера и использовал студенческое движение в контрреволюционных целях. Он был отстранен от своего поста и заменен Цзян Цзэминем.

Замедление процесса реформ. Власть сосредоточили в своих руках консерваторы-фундаменталисты, которые считают необходимым сохранение основ «традиционной модели социализма», признавая необходимость ее «постепенного усовершенствования».

В КНР началось «возвращение к истокам», осуществление «четырех основных принципов» (социализм, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна, диктатура народной демократии, руководящая роль Коммунистической партии). Это практически означало замедление, если не прекращение реформ.

Руководство КНР провозгласило политику стабилизации политического, экономического и социального развития страны. В экономике взят курс на сокращение капиталовложений, усиление контроля над частным предпринимательством. По сравнению с 1988 г. число небольших частных предприятий уменьшилось на 15%. Если до лета 1989 г. западные бизнесмены проявляли интерес к капиталовложениям в китайскую экономику, то позднее приток кредитов сократился.

Этому способствовало и то, что США и ряд западных стран наложили экономические санкции на КНР в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь, Уменьшился и поток западных туристов, который был одним из важных источников валюты. Сокращение капиталовложений и частного предпринимательства обострило проблему безработицы.

В сфере политики и идеологии взят жесткий курс. Средства массовой ин-

формации подвергают критике дух «буржуазного либерализма», ко всем явлениям общественной жизни осуществляется подход с позиций «классовой борьбы». Если в недавнем прошлом поощрялись предприимчивость и инициативность, то теперь – послушание и исполнительность, бескорыстие, служение обществу.

В выступлениях руководителей и на страницах печати говорится о необходимости развивать «систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций», но акцент при этом делается на усилении руководящей роли К?ПК. Подчеркивается, что страна не готова к широкой демократии, плюрализму мнений, а поэтому необходимо единомыслие. Идеи Мао Цзэдуна рассматриваются как развитие марксизма-ленинизма в специфических условиях Китая.

Политика руководства КНР встречает поддержку тех слоев населения, которые не готовы к переходу на рельсы рыночной экономики, консервативно настроены, связывают свои надежды с сильным централизованным государством, берущим на себя функцию защиты их интересов. В то же время многие крестьяне, опасаясь, что у них могут отнять землю, сокращают свои капиталовложения в развитие хозяйства. Недовольство проявляют интеллигенция и студенчество.

Руководство КНР, стремясь добиться экономической и политической стабильности, ведет усиленную борьбу с коррупцией в партийно-государственном аппарате. Родственникам чиновников, как и им самим, запрещено заниматься коммерческой деятельностью.

Закрыты многочисленные спецмагазины для руководящих работников, члены высшего руководства пересели из «мерседесов» в машины китайского производства, Но все эти меры не означают демонтажа административно-командной системы, ослабления монополии КПК на власть.

Вопросы

1. В чем состоят причины замедления хода реформ в Китае.

2. Каковы последствия подавления демократического движения?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.