Оплата работ по сертификации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При сертификации продукции экономические взаимоотношения складываются между заявителем, с одной стороны, и органами по сертификации и испытательными лабораториями, с другой.

Рассматривая вопрос об оплате услуг по сертификации, необходимо иметь в виду, что сертификация -это прежде всего инструмент рыночной экономики. Наличие юридически и экономически независимых изготовителя (продавца) и потребителя делает возможным появление третьей стороны, не зависимой от пер­вых двух, которая берет на себя посреднические функции по оценке качества продукции. Как и любой посредник, профессионально занимающийся такой деятельностью, система сертификации должна получать от этого оп­ределенный доход.

В условиях рыночных отношений, когда и изготовитель (прода­вец), и потребитель преследуют собственный интерес, их обращение к сертификации диктуется прежде всего экономическими причинами. Вследствие этого основной объем работ по сертификации в условиях сложившейся рыночной экономики за рубежом падает на долю доб­ровольной сертификации. Если весь объем работ по сертификации принять за 100%, то добровольная сертификация там занимает не менее 80%.

Основным мотивом обращения изготовителя (продавца) продукции к добровольной сертификации является получение подтверждения определенного уровня качества как конкурентного преимущества. Для фирм, продукция которых уже завоевала доверие потребителей, в Ев­ропейском союзе существует форма подтверждения соответствия по так называемому модулю Е (заявление о соответствии нормативам ЕС), на основании которого изготовитель письменно оформляет заявление о соответствии. Для фирм, которые только выходят на рынок со своей продукцией, предусмотрены формы подтверждения соответствия с участием третьей стороны - органов по сертификации.

Известны случаи, когда в результате сертификации продукции в известной системе сертификации изготовитель получал возмож­ность повысить цену этой продукции в несколько раз. Кроме того, сертификация продукции в таких системах дает возможность расши­рить рынок сбыта и завоевать более прочные позиции на уже освоен­ном рынке. Таким образом, в условиях рыночной экономики изгото­витель (продавец) имеет прямой экономический интерес в проведе­нии добровольной сертификации.

Следует отметить, что в странах с рыночной экономикой до­вольно большой объем работ по сертификации продукции проводится и в рамках обязательной сертификации. Наличие во многих странах (Франции, Испании, Португалии, Финляндии, ФРГ, Бельгии, США и др.) нормативных актов, регулирующих отношения по защите прав потребителей, вызывает необходимость проведения сертификации в законодательно регулируемой сфере, или, как это называется в России, обязательной сертификации. Как правило, такая сертификация проводится под эгидой государства и за счет государственного бюджета или при финансовой поддержке государства.

Интерес потребителя в проведении сертификации заключается в том, что он получает продукцию необходимого качества. В случае, если продукция, прошедшая сертификацию, не соответствует установленным требованиям, претензии могут быть предъявлены не только к изготовителю, но и к органу по сертификации, выдавшему сертификат.

В России, находящейся в процессе становления рыночных отношений, экономические условия иные. Поэтому основной объём работ по сертификации падает на обязательную сертификацию, введенную законодательно. В Законе РФ «О защите прав потребителей» статья 5 «Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)» гласит, что реализация товаров без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям, запрещается. Таким образом, заявитель вынужден обращаться в opган по сертификации Системы ГОСТ Р для получения сертификата соответствия, являющегося основанием для беспрепятственной реализации товара.

Оплата работ по сертификации в Системе ГОСТ Р основывается на следующих принципах:

все фактически произведенные работы по сертификации, за исключением работ, финансирование которых в соответствии с законодательством осуществляется из средств государственного бюджета, оплачиваются за счет собственных средств заявителя вне зависимости от принятых по их результатам решений;

уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%;

инспекционный контроль за сертифицированной в обязательном порядке продукцией и услугами оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими соответствующие работы;

добровольная сертификация, включая передачу права применения сертификата и знака соответствия, осуществляется на условиях договора.

На основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, оплата работ по сертификации продукции относится к элементу «Прочие затраты». Таким образом, все издержки, связанные с проведением как обязательной, так и добровольной сертификации, заявитель фактиче­ски перекладывает на потребителя своей продукции.

В состав затрат на проведение сертификации входят:

оплата услуг органа по сертификации продукции и (или) органа по сертификации систем качества и производств;

оплата услуг испытательной лаборатории;

оплата инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

 

В общем случае суммарные затраты заявителя на сертификацию (С) определяются по формуле:

                  С = Сос + Соб  + Сипскикикj + Трс                              (6.1)

где: Сос - стоимость услуг органа по сертификации, руб.;

  Соб - стоимость образцов, взятых у изготовителя для испы­таний, руб.;

  Сип - стоимость испытаний продукции в аккредитованной испытательной            

            лаборатории, руб;

  Сск - стоимость сертификации системы качества (или про­изводства), руб.;

   Сик- стоимость инспекционного контроля за соответст­вием

           сертифицированной в обязательном порядке продукции (услуги)

           требованиям НД, руб.;

   Сикj - стоимость одной проверки, проводимой в рамках инспекционного        

              контроля за соответствием сертифи­цированной системы качества 

              (производства) требо­ваниям НД, руб.;

   Трс - расходы по отбору, идентификации, упаковке и транспортировке 

            образцов к месту испытаний при сер­тификации, руб.

В зависимости от конкретной ситуации в формулу (6.1) включаются только элементы, соответствующие составу фактически проводимых работ.

Стоимость услуг органа по сертификации Coc(Cck) определяется так:

            

                 Coc(Cck) = tocj * T * (1+ (Kнз + Кнр) :100 ) * (Р:100)         (6.2)

 

где: tocj - трудоемкость обязательной сертификации конкретной продукции по

              j-й схеме сертификации, чел./дни.

При обязательной сертификации продукции, ввозимой на терри­торию Российской Федерации, оплате подлежат работы, фактически выполняемые органом по сертификации в зависимости от состава документов, предоставленных декларантом.

Стоимость испытаний при обязательной сертификации продукции (услуги) калькулируется аккредитованной испытательной лабо­раторией на основе самостоятельно установленных нормативов мате­риальных и трудовых затрат в действующих ценах и доводится до сведения заинтересованных сторон.

Оплата инспекционного контроля производится заявителем по единому договору на сертификацию, заключаемому с органом по сертификации. При необходимости в рамках этого договора может действовать дополнительное соглашение. В случае привлечения ор­ганом по сертификации к работам по инспекционному контролю спе­циализированной организации, ее услуги оплачиваются по договору, заключаемому между органом по сертификации и привлекаемой ор­ганизацией, за счет средств заявителя.

Стоимость инспекционного контроля (Сик) определяется по формуле:

                                                      q

                           Cик= Сад +å Снпi ,                                                      (6.3)

                                                     i=1

где: Сад - стоимость работ по сбору и анализу данных о ка­честве сертифициро-

           ванной продукции (услуги), руб.;

  Снпi - стоимость одной проверки, проведенной в рамках инспекционного

           контроля, руб.;

   q - число проверок, проведенных в рамках инспек­ционного контроля в

        течение срока действия сер­тификата соответствия.

Стоимость работ по сбору и анализу данных о качестве сертифи­цированной продукции (услуги) определяется на основе фактических трудозатрат специалистов, занятых на этих работах, с учетом, что их средняя дневная тарифная ставка не должна превышать ставки мини­мальной месячной оплаты труда, установленной законодательством.

Стоимость образцов, взятых у изготовителя, определяется по их фактической себестоимости. Оплата образцов, отобранных в торгов­ле, производится в соответствии с их розничной ценой на основании документов, удостоверяющих факт покупки. Расходы на набор и доставку образцов к месту испытаний вклю­чают фактически произведенные органом по сертификации затраты на их транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и утилизацию, подтвержденные соответствующими документами. Кон­трольные испытания оплачиваются по тарифам соответствующей испытательной лаборатории.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 174.