При сертификации продукции экономические взаимоотношения складываются между заявителем, с одной стороны, и органами по сертификации и испытательными лабораториями, с другой.
Рассматривая вопрос об оплате услуг по сертификации, необходимо иметь в виду, что сертификация -это прежде всего инструмент рыночной экономики. Наличие юридически и экономически независимых изготовителя (продавца) и потребителя делает возможным появление третьей стороны, не зависимой от первых двух, которая берет на себя посреднические функции по оценке качества продукции. Как и любой посредник, профессионально занимающийся такой деятельностью, система сертификации должна получать от этого определенный доход.
В условиях рыночных отношений, когда и изготовитель (продавец), и потребитель преследуют собственный интерес, их обращение к сертификации диктуется прежде всего экономическими причинами. Вследствие этого основной объем работ по сертификации в условиях сложившейся рыночной экономики за рубежом падает на долю добровольной сертификации. Если весь объем работ по сертификации принять за 100%, то добровольная сертификация там занимает не менее 80%.
Основным мотивом обращения изготовителя (продавца) продукции к добровольной сертификации является получение подтверждения определенного уровня качества как конкурентного преимущества. Для фирм, продукция которых уже завоевала доверие потребителей, в Европейском союзе существует форма подтверждения соответствия по так называемому модулю Е (заявление о соответствии нормативам ЕС), на основании которого изготовитель письменно оформляет заявление о соответствии. Для фирм, которые только выходят на рынок со своей продукцией, предусмотрены формы подтверждения соответствия с участием третьей стороны - органов по сертификации.
Известны случаи, когда в результате сертификации продукции в известной системе сертификации изготовитель получал возможность повысить цену этой продукции в несколько раз. Кроме того, сертификация продукции в таких системах дает возможность расширить рынок сбыта и завоевать более прочные позиции на уже освоенном рынке. Таким образом, в условиях рыночной экономики изготовитель (продавец) имеет прямой экономический интерес в проведении добровольной сертификации.
Следует отметить, что в странах с рыночной экономикой довольно большой объем работ по сертификации продукции проводится и в рамках обязательной сертификации. Наличие во многих странах (Франции, Испании, Португалии, Финляндии, ФРГ, Бельгии, США и др.) нормативных актов, регулирующих отношения по защите прав потребителей, вызывает необходимость проведения сертификации в законодательно регулируемой сфере, или, как это называется в России, обязательной сертификации. Как правило, такая сертификация проводится под эгидой государства и за счет государственного бюджета или при финансовой поддержке государства.
Интерес потребителя в проведении сертификации заключается в том, что он получает продукцию необходимого качества. В случае, если продукция, прошедшая сертификацию, не соответствует установленным требованиям, претензии могут быть предъявлены не только к изготовителю, но и к органу по сертификации, выдавшему сертификат.
В России, находящейся в процессе становления рыночных отношений, экономические условия иные. Поэтому основной объём работ по сертификации падает на обязательную сертификацию, введенную законодательно. В Законе РФ «О защите прав потребителей» статья 5 «Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)» гласит, что реализация товаров без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям, запрещается. Таким образом, заявитель вынужден обращаться в opган по сертификации Системы ГОСТ Р для получения сертификата соответствия, являющегося основанием для беспрепятственной реализации товара.
Оплата работ по сертификации в Системе ГОСТ Р основывается на следующих принципах:
все фактически произведенные работы по сертификации, за исключением работ, финансирование которых в соответствии с законодательством осуществляется из средств государственного бюджета, оплачиваются за счет собственных средств заявителя вне зависимости от принятых по их результатам решений;
уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%;
инспекционный контроль за сертифицированной в обязательном порядке продукцией и услугами оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими соответствующие работы;
добровольная сертификация, включая передачу права применения сертификата и знака соответствия, осуществляется на условиях договора.
На основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, оплата работ по сертификации продукции относится к элементу «Прочие затраты». Таким образом, все издержки, связанные с проведением как обязательной, так и добровольной сертификации, заявитель фактически перекладывает на потребителя своей продукции.
В состав затрат на проведение сертификации входят:
оплата услуг органа по сертификации продукции и (или) органа по сертификации систем качества и производств;
оплата услуг испытательной лаборатории;
оплата инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
В общем случае суммарные затраты заявителя на сертификацию (С) определяются по формуле:
С = Сос + Соб + Сип +Сск +Сик +Сикj + Трс (6.1)
где: Сос - стоимость услуг органа по сертификации, руб.;
Соб - стоимость образцов, взятых у изготовителя для испытаний, руб.;
Сип - стоимость испытаний продукции в аккредитованной испытательной
лаборатории, руб;
Сск - стоимость сертификации системы качества (или производства), руб.;
Сик- стоимость инспекционного контроля за соответствием
сертифицированной в обязательном порядке продукции (услуги)
требованиям НД, руб.;
Сикj - стоимость одной проверки, проводимой в рамках инспекционного
контроля за соответствием сертифицированной системы качества
(производства) требованиям НД, руб.;
Трс - расходы по отбору, идентификации, упаковке и транспортировке
образцов к месту испытаний при сертификации, руб.
В зависимости от конкретной ситуации в формулу (6.1) включаются только элементы, соответствующие составу фактически проводимых работ.
Стоимость услуг органа по сертификации Coc(Cck) определяется так:
Coc(Cck) = tocj * T * (1+ (Kнз + Кнр) :100 ) * (Р:100) (6.2)
где: tocj - трудоемкость обязательной сертификации конкретной продукции по
j-й схеме сертификации, чел./дни.
При обязательной сертификации продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, оплате подлежат работы, фактически выполняемые органом по сертификации в зависимости от состава документов, предоставленных декларантом.
Стоимость испытаний при обязательной сертификации продукции (услуги) калькулируется аккредитованной испытательной лабораторией на основе самостоятельно установленных нормативов материальных и трудовых затрат в действующих ценах и доводится до сведения заинтересованных сторон.
Оплата инспекционного контроля производится заявителем по единому договору на сертификацию, заключаемому с органом по сертификации. При необходимости в рамках этого договора может действовать дополнительное соглашение. В случае привлечения органом по сертификации к работам по инспекционному контролю специализированной организации, ее услуги оплачиваются по договору, заключаемому между органом по сертификации и привлекаемой организацией, за счет средств заявителя.
Стоимость инспекционного контроля (Сик) определяется по формуле:
q
Cик= Сад +å Снпi , (6.3)
i=1
где: Сад - стоимость работ по сбору и анализу данных о качестве сертифициро-
ванной продукции (услуги), руб.;
Снпi - стоимость одной проверки, проведенной в рамках инспекционного
контроля, руб.;
q - число проверок, проведенных в рамках инспекционного контроля в
течение срока действия сертификата соответствия.
Стоимость работ по сбору и анализу данных о качестве сертифицированной продукции (услуги) определяется на основе фактических трудозатрат специалистов, занятых на этих работах, с учетом, что их средняя дневная тарифная ставка не должна превышать ставки минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством.
Стоимость образцов, взятых у изготовителя, определяется по их фактической себестоимости. Оплата образцов, отобранных в торговле, производится в соответствии с их розничной ценой на основании документов, удостоверяющих факт покупки. Расходы на набор и доставку образцов к месту испытаний включают фактически произведенные органом по сертификации затраты на их транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и утилизацию, подтвержденные соответствующими документами. Контрольные испытания оплачиваются по тарифам соответствующей испытательной лаборатории.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 193.