Тема 10 Развитие систем сертификации в России
10.1 Становление и развитие российской сертификации.
Основополагающие документы в области сертификации
Порядок сертификации: процедуры, исполнители и контроль
Сертификация услуг
Нормативное обеспечение сертификации в РФ
Оплата работ по сертификации
Системы обязательной Системы добровольной
Порядок сертификации: процедуры и исполнители, контроль
Порядок проведения обязательной сертификации
Сертификация услуг
Услуга — результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на:
материальные услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перевозка грузов и людей, торговля, банковские услуги и т.д.;
нематериальные (социально-культурные) услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и т.п.
Необходимость проведения работ по сертификации услуг обусловлена, с одной стороны, предусмотренным Законом РФ «О защите прав потребителей» требованием проведения обязательной сертификации услуг на безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества и для окружающей среды, а с другой стороны — переходом страны к рыночной экономике, в условиях которой качество предоставляемых услуг является важным фактором ее конкуренто-способности.
Порядок проведения сертификации услуг установлен в утвержденном Госстандартом в 1993 г. документе «Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг». Как и в случае сертификации продукции, система сертификации услуг формируется путем создания систем сертификации однородных услуг, регистрируемых в Госстандарте России.
Номенклатуру услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти. Так к услугам, подлежащим обязательной сертификации, относятся услуги по ремонту и техническому обслуживанию электробытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, по химической чистке и стирке белья, парикмахерские услуги, услуги по ремонту и изготовлению мебели и обуви па индивидуальным заказам.
Во многом цели, принципы и правила сертификации услуг аналогичны целям, принципам и правилам сертификации продукции. Вместе с тем, сертификация услуг имеет специфические особенности, связанные с процессами оказания услуг и организации их производства.
При Проведении работ по сертификации услуг необходимо учитывать следующие специфические особенности большинства услуг:
непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя в процессе оказания услуги;
воздействие на потребителя услуг условий обслуживания (санитарно-гигиенических, эстетических, этических, временных и др.);
совпадение по времени ряда процессов производства и потребления услуг,
субъективность оценки качества услуги непосредственно потребителем;
невозможность транспортирования и хранения ряда услуг.
Примером характеристик услуги, которые могут быть установлены в нормативных документах и поддающиеся наблюдению и оценке, являются:
количественные характеристики оборудования и инструментов, штата сотрудников, а также материалов;
время ожидания услуги, время ее предоставления и время технологического цикла;
характеристики относительно гигиены и безопасности, надежности и гарантии;
вежливость, чуткость, компетентность и доступность персонала для клиентов, доверие, и уровень мастерства сотрудников, комфорт и эстетика места предоставления услуги, надежность, точность и полнота исполнения услуги, эффективность контактов.
Рассмотрим особенности сертификации услуг.
В отличие от сертификации продукции, при сертификации услуг возможно применение следующих схем сертификации услуг, причем каждая схема предусматривает проведение инспекционного контроля сертифицированной услуги.
Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуги и выборочную проверку результатов услуги (отремонтированных, вычищенных и других изделий). Рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими организациями.
Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, осуществляемую проверкой технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания либо оценкой системы качества (при наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка системы качества не производится). Кроме того, схема предусматривает выборочную проверку результатов услуги и контроль стабильности процесса оказания услуги.
Схема 3 предусматривает сплошную проверку результатов услуги и инспекционный контроль, осуществляемый путем выборочной проверки результатов услуги. Рекомендуется применять для сертификации материальных услуг (ремонт и изготовление изделий по индивидуальным заказам).
Схема 4 предусматривает аттестацию (оценку) организации, в результате которой организации может быть присвоен разряд (категория, класс и т. п.), и инспекционный контроль путем выборочной проверки результата услуги. Рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и др.
Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества, разработанную в соответствии с рекомендациями ИСО 9004-2, и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования.
Помимо отмеченных схем, может применяться схема, основанная на заявлении-декларации исполнителя и последующем инспекционным контроле за сертифицированной услугой. Эта схема может применяться для малых организаций, граждан-предпринимателей и на срок до одного года для организаций, начинающих свою деятельность.
Проверка (испытание) результатов материальных услуг осуществляется в аккредитованных испытательных лабораториях, а нематериальных — в аккредитованных социологических центрах.
Применением знака соответствия для сертифицированной услуги считается маркирование им тары, упаковки, квитанции, путевки, абонемента, билетов и др., а также использование знака соответствия в рекламных, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках.
Организация работ по сертификации услуг в России оказалась более сложной, чем представлялось вначале. Это обусловлено практически полным отсутствием соответствующей нормативной базы, дефицитом высококвалифи-цированных экспертов-аудиторов по сертификации услуг, большим разнообразием конечных результатов оказания услуги, во многом субъективностью оценки качества нематериальных услуг.
Нормативные документы
Необходимым условием для проведения сертификации является наличие нормативного документа (НД), определяющего требования к продукции или услугам и методы испытаний.
Для целей сертификации должны использоваться документы, пригодные для однозначного подтверждения соответствия им продукции и услуг. Характеристики и требования к продукции или услугам должны быть сформулированы ясно, точно, обоснованно и конкретно. Субъективные положения типа "достаточная прочность", "необходимая безопасность" и т.п. не допускаются.
Численные значения подтверждаемых показателей в нормативных документах приводятся либо в виде предельных значений, например, "не более...", "не менее...", либо в виде номинального значения с односторонним или двусторонним допустимым отклонением (допуском).
В нормативные документы, используемые для сертификации, включаются только те характеристики, которые могут быть объективно проверены имеющимися на данное время методами испытаний (измерений, анализа).
Используемый метод испытаний должен основываться на применении имеющегося в наличии испытательного оборудования и средств измерений, позволяющих проводить испытания в сравнительно короткие сроки.
Метод испытаний и применяемые средства испытаний должны обеспечивать воспроизводимость результатов в разных лабораториях.
Для обеспечения в процессе сертификации идентификации единиц продукции в нормативных документах содержатся требования по её маркировке.
Большое значение для достижения целей сертификации имеет правильное установление в нормативных документах, используемых при обязательной сертификации, требований, обеспечивающих безопасность продукции и услуг для жизни, здоровья граждан, сохранности их имущества, а также безопасность окружающей среды. Требования безопасности должны обеспечивать устранение или ограничение опасных и вредных воздействий на потребителя и окружающую среду тех видов продукции, процессов, работ и услуг, которые обладают внутренними источниками опасности или способны стать ее источником под воздействием внешних факторов.
Внешним опасным фактором может стать как сам потребитель (при технически неграмотном использовании продукции), так и неприемлемые условия, в которых осуществляется потребление (эксплуатация) продукции, выполняются работы или оказываются услуги.
Объектами воздействия являются жизнь, здоровье, имущество и элементы окружающей среды (атмосфера, гидросфера, земля, ее недра, ландшафты, растительный и животный мир).
Требования, устанавливаемые в нормативных документах, контролируемые при сертификации и направленные на обеспечение безопасности продукции (процессов, работ и услуг) для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды и предотвращение вреда имущества граждан, учитывают: источник опасного (вредного) воздействия; вид опасного (вредного) воздействия; объект нормирования (регламентации в нормативном документе).
В зависимости от источника опасного (вредного) воздействия различают: требования безопасности, относящиеся к свойствам и характеристикам продукции (процессов, работ, услуг), обусловливающим ее опасное (вредное) воздействие;
требования безопасности, относящиеся к потребителю продукции (процессов, работ, услуг), например, требования к технически грамотному и безопасному использованию изделия по назначению, его транспортированию, хранению и утилизации;
требования безопасности, относящиеся к условиям окружающей среды, в которых потребляется продукция, выполняются работы или оказываются услуги, например, требования к обеспечению необходимых экологических показателей среды использования продукции.
В зависимости от вида опасного (вредного) воздействия различают:
требования физической безопасности, направленные на защиту объектов от воздействия опасных (вредных) факторов физической природы (механических, энергетических, радиационных и т.п.);
требования химической безопасности, направленные на защиту объектов от воздействия опасных (вредных) факторов химической природы (например, отравляющих веществ);
требования биологической безопасности, направленные на защиту объектов от воздействия опасных (вредных) факторов биологической природы (патогенных микроорганизмов - бактерий, вирусов, грибков и др.);
требования психофизиологической безопасности, направленные, как правило, на защиту потребителей от воздействия опасных (вредных) физических и нервно-психических перегрузок.
Требования безопасности, подтверждаемые в обязательной сертификации, составляют лишь часть общих требований к продукции.
При обязательной сертификации средств, основное назначение которых - обеспечивать безопасность жизни и здоровья потребителя, используют функциональные показатели.
К таким средствам, в зависимости от их назначения, устанавливают требования, которые обеспечивают:
обнаружение наличия опасных и вредных факторов в продукции и в технологических процессах ее производства и потребления (разнообразные средства измерений: дозиметры, газоанализаторы, токоизмерительные клещи и т.п.);
оповещение потребителей о наличии опасных и вредных факторов в продукции или в технологических процессах ее производства (знаки безопасности и др.);
непосредственную защиту потребителей от воздействия на них опасных и вредных факторов окружающей среды и продукции (костюмы изолирующие, защитные системы, оградительные устройства и др.);
предотвращение возникновения опасных и вредных воздействий продукции и окружающей среды на потребителей (системы автоматического регулирования и блокировки технических систем и устройств, средства нормализации параметров воздушной среды рабочих мест и жилых помещений и т.п.).
В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация, используются: 1) законодательные акты, в которых содержатся конкретные требования к продукции, работам и услугам; 2) госу-дарственные стандарты; 3) санитарные правила и нормы; 4) строительные нормы и правила; 5) другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
В соответствии с Законом РФ «О стандартизации», в государственных стандартах к обязательным относятся требования: безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды; жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости; взаимозаменяемости; единства методов контроля; единства маркировки. Кроме перечисленных, законодатель-ством Российской Федерации могут устанавливаться иные требования, обязательность выполнение которых определяется государственными интересами на данный момент. Так, Законом РФ «Об энергосбережении» к обязательным требованиям отнесены показатели энергопотребления.
Следует подчеркнуть, что не все обязательные требования стандартов подтверждаются посредством обязательной сертификации. Из этих требований подлежат проверке при обязательной сертификации только те, которые установлены соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию. В качестве государственных стандартов используются:
межгосударственные стандарты (ГОСТ);
государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);
республиканские стандарты РСФСР (не прекратившие своего действия).
В обязательной сертификации используются следующие виды государственных стандартов: стандарты технических условий; стандарты общих технических условий; стандарты общих технических требований; стандарты безопасности.
Санитарные правила и нормы (СанПиН) разрабатываются и утверждаются Минздравом России. Они определяют обязательные санитарно-гигиенические требования к продукции и услугам. В первую очередь это касается пищевой продукции, продукции легкой и текстильной промышленности, а также других видов продукции, где имеется непосредственный контакт с человеком или с продуктами, потребляемыми человеком.
Строительные нормы и правила, как и государственные стандарты, утвержденные Госстроем России, содержат обязательные требования к продукции строительной индустрии: строительным материалам и конструкциям, зданиям и сооружениям.
Обязательные требования содержатся также и в других нормативных документах, например, для лекарственных средств - в Фармакопее или фармакопейных статьях.
В качестве нормативных документов, устанавливающих требования к методам испытаний при обязательной сертификации, используются:
государственные стандарты;
методики федеральных органов исполнительной власти;
аттестованные методики, утвержденные на уровне организаций.
В обязательной сертификации используются следующие виды стандартов, устанавливающих требования к методам испытаний:
стандарты методов контроля (испытаний);
стандарты правил приемки;
стандарты общих технических условий;
стандарты технических условий.
Методики испытаний, утверждаемые федеральными органами исполни-тельной власти, содержатся в документах (методических указаниях, методиках, инструкциях, порядках) Минздрава России, Госгортехнадзора, МВД и т.п.
При отсутствии признанных методик испытаний могут быть использованы методики, утвержденные на уровне организации при условии их аттестации в установленном порядке.
Разработку методики испытаний осуществляют с учетом требований нормативных документов на продукцию и (или) методы ее испытаний. При её осуществлении необходимо предусмотреть проведение экспериментальных исследований и (или) расчетов. Разработанная методика испытаний подписывается исполнителями и утверждается руководителем организации.
Аттестацию методик испытаний проводят организации, уполномоченные Госстандартом России (институты, территориальные oрганы Госстандарта). Организация - разработчик методики представляет методику испытаний, результаты проведенных исследований и другие имеющиеся материалы, подтверждающие правильность положений, установленных в методике.
Для проведения аттестации составляется программа работы комиссии, которая в общем случае оценивает:
соответствие методов испытаний требованиям стандартов или приравненных к ним документов;
правильность выбора метода испытаний;
правильность назначения допустимых отклонений характеристик условий испытаний;
правильность выбора средств испытаний для воспроизведенния условий испытаний с заданной погрешностью;
возможность определения с помощью примененных средств измерений характеристик объекта с заданной точностью;
правильность назначения объема выборки и порядка отбора образцов в соответствии с целями испытаний (схемами сертификации);
Анализ методики проводится с учетом представленных разработчиком результатов исследований и расчетов. При этом главное внимание уделяется факторам, характеризующим точность получаемых peзультатов испытаний. При недостаточности данных для оценки методики должен проводиться эксперимент по отдельным требованиям методики или пробные испытания объекта по всей программе. В процессе эксперимента определяются значения показателей повторяемости, а в ряде случаев - воспроизводимости. Полученные значения указанных показателей вписываются в методику.
Результаты аттестации оформляют в виде заключения. На титульном листе методики делается запись "Аттестована", проставляются подпись руководителя организации, проводившей аттестацию, и дата выдачи заключения.
Внесение изменений в действующие нормативные документы должно осуществляться в соответствии с требованиями Государственной системы стандартизации и Единой системы конструкторской документации.
Для достоверности результатов сертификации все участники должны пользоваться при сертификации полным актуализированным фондом нормативных документов, причем экземпляры нормативных документов должны быть оригиналами или копиями, заверенными в установленном порядке уполномоченными организациями.
При добровольной сертификации отсутствуют жесткие ограничения на использование разных видов нормативных документов. Помимо государственных стандартов и приравненных к ним документов могут быть использованы технические условия, стандарты предприятий, контракты и другие документы, пригодные для сертификации.
В России в настоящее время процент НД, гармонизированных с зарубежными документами на продукцию и методы испытаний, крайне мал. Часть имеющихся НД не пригодна для целей сертификации. Имеют место случаи отсутствия в государственных стандартах, санитарных правилах и нормах требований безопасности на потенциально опасную продукцию (например, на пищевые продукты, содержащие модифицированный крахмал). Все это, а также переход от сертификации к механизму подтверждения соответствия обусловливает необходимость применения новых принципов стандартизации (добровольность стандарта, введение технического регламента и т.д.), подобных тем, которые используются в мировой практике, в частности, в ЕС, при подтверждении соответствия. В настоящее время на основе практики стандартизации зарубежных стран подготовлена Концепция совершенство-вания стандартизации в РФ, определяющая в том числе направления развития нормативной базы сертификации.
Тема 10 Развитие систем сертификации в России
10.1 Становление и развитие российской сертификации.
Основополагающие документы в области сертификации
Дата: 2018-12-21, просмотров: 209.