Функционирование системы добровольной сертификации должно осуществляться в рамках зафиксированных при государственной регистрации области ее распространения и правил проведения сертификации. Соблюдение этого требования является необходимым условием сохранения действия государственной регистрации системы добровольной сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрирован-ного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.
Все изменения, вносимые в систему, должны быть документально оформлены. Изменения, касающиеся документов системы, хранящихся в Государственном реестре, должны представляться в Госстандарт России.
В каждой системе добровольной сертификации должны применяться соответствующие ей схемы сертификации, устанавливаемые исходя из специфических особенностей функционирования данной системы. Выбор схемы сертификации определяется:
категорией объекта добровольной сертификации (продукция, paбота, услуга, система качества);
типом сертифицируемой совокупности объектов добровольной сертификации (выпуск, партия или единичный экземпляр);
этапом жизненного цикла, на котором проводится сертификация данного объекта, - у изготовителя (исполнителя) или другого поставщика, на хранении, у продавца, у потребителя и т.д.;
гарантируемой степенью достоверности подтверждения соответствия объекта добровольной сертификации заданным требованиям.
Нарушение зафиксированных при регистрации правил проведения сертификации в системе может повлечь за собой аннулирование регистрации.
В системах добровольной сертификации для указания соответствия сертифицированного объекта заданным требованиям, согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг», используют метод, основанный нa совместном применении сертификата и знака соответствия.
Сертификат соответствия оформляется на определенную совокупность сертифицированных объектов (партия, выпуск), а знаком соответствия маркируется каждая единица объекта, входящая в эту совокупность (ее тара, упаковка и/или сопроводительная техническая документация).
Сертификаты соответствия, применяемые в системах добровольной сертификации, должны содержать следующие сведения:
наименование и регистрационный номер системы добровольной сертификации;
наименование и адрес органа по добровольной сертификации;
наименование и адрес изготовителя (исполнителя), а также заявителя (если это не одно и то же лицо);
наименование и кодовое обозначение сертифицированного объекта, а также другие дополнительные сведения о нем, обеспечивающие установление принадлежности сертификата соответствия сертифицированной совокупности объектов, на которую он распространяется (тип, вид, марка, номер и размер партии, об удостоверения о качестве и т.д.);
ссылку на соответствующий документ и пункты в нем, устанавливающие требования, на соответствие которым проведена сертификация;
дату выдачи сертификата соответствия;
подпись и должность уполномоченного лица.
Правила конкретной системы добровольной сертификации могут устанавливать необходимость включения в сертификат соответствия дополнительных сведений.
Срок действия сертификата соответствия, оформленного для определенного выпуска сертифицированного объекта, устанавливает орган по добровольной сертификации с учетом срока действия документов, на соответствие которым сертифицирован данный объект, а также срока, в течение которого может быть обеспечена стабильность его производства.
Срок действия сертификата соответствия, оформленного для конкретной партии или экземпляра сертифицированного объекта, как правило, не устанавливается.
Знак соответствия применяется при подтверждения требований нормативного документа конкретного статуса (государственный стандарт, международный стандарт, технические условия и т.д.) в случаях, когда удостоверяется соответствие:
всем требованиям нормативного документа;
группе требований нормативного документа, если система предназначена для сертификации объектов на соответствие только этой группе требований (например, требованиям надежности).
Возможно применение знака соответствия для части требований, установленных нормативным документом, если эта часть может быть однозначно указана с помощью ограничительной маркировки (например, «только герметичность»).
Руководящий орган системы добровольной сертификации в устанавливаемом им порядке ведет реестр, в котором регистрируются:
объекты, сертифицированные в данной системе;
системы сертификации однородных объектов, функционирующих в составе системы (при их наличии);
органы по добровольной сертификации, испытательные лаборатории и органы инспекционного контроля, аккредитованные в системе;
эксперты системы;
организационно-методические документы системы.
Реестр ведется на носителях информации и по формам, установленным руководящим органом системы добровольной сертификации в зависимости от вида объекта регистрации.
Финансирование работ по добровольной сертификации в системе осуществляется из средств заказчика. Порядок оплаты регламентируется условиями договоров между заказчиком и исполнителем работ по добровольной сертификации. Стоимость этих работ устанавливается на основании договорной цены между указанными сторонами.
Признание сертификатов добровольной системы субъектами, не входящими в систему, производится по усмотрению этих субъектов. Основным критерием для признания является авторитет органа по сертификации, выдавшего сертификат.
Признание результатов деятельности одной системы добровольной сертификации другими родственными системами, в том числе и взаимное признание, осуществляется на основе соглашений. В системах добровольной сертификации, имеющих намерение заключить между собой соглашение о взаимном признании результатов их деятельности, должны быть гармонизированы правила проведения сертификации.
Для создания условий признания отечественных систем добровольной сертификации на международном, региональном или национальном уровнях необходимо также:
обеспечить соответствие системы общепризнанным правилам организации и функционирования таких систем, установленным в соответствующих международных и региональных документах по сертификации и аккредитации;
использовать наряду с отечественными нормативными документами, на соответствие которым проводится добровольная сертификация, также аналогичные международные (региональные) и национальные стандарты зарубежных стран;
в своих правилах предусматривать возможность проведения не-зависимым органом, представляющим все стороны, заинтересованные в функциониро-вании системы, беспристрастной проверки соответствия системы требованиям, обеспечивающим признание результатов ее деятельности в соответствующей международной (региональной) или национальной системе сертификации.
Госстандарт России по данным Государственного реестра организует публикацию официальной информации о зарегистрированных системах добровольной сертификации, о правилах, нормах и рекомендациях, действующих в этих системах, о применяемых в них сертификатах и знаках соответствия, о международных договорах, касающихся функционирования этих систем.
Сертификация услуг
Услуга — результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на:
материальные услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перевозка грузов и людей, торговля, банковские услуги и т.д.;
нематериальные (социально-культурные) услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и т.п.
Необходимость проведения работ по сертификации услуг обусловлена, с одной стороны, предусмотренным Законом РФ «О защите прав потребителей» требованием проведения обязательной сертификации услуг на безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества и для окружающей среды, а с другой стороны — переходом страны к рыночной экономике, в условиях которой качество предоставляемых услуг является важным фактором ее конкуренто-способности.
Порядок проведения сертификации услуг установлен в утвержденном Госстандартом в 1993 г. документе «Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг». Как и в случае сертификации продукции, система сертификации услуг формируется путем создания систем сертификации однородных услуг, регистрируемых в Госстандарте России.
Номенклатуру услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти. Так к услугам, подлежащим обязательной сертификации, относятся услуги по ремонту и техническому обслуживанию электробытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, по химической чистке и стирке белья, парикмахерские услуги, услуги по ремонту и изготовлению мебели и обуви па индивидуальным заказам.
Во многом цели, принципы и правила сертификации услуг аналогичны целям, принципам и правилам сертификации продукции. Вместе с тем, сертификация услуг имеет специфические особенности, связанные с процессами оказания услуг и организации их производства.
При Проведении работ по сертификации услуг необходимо учитывать следующие специфические особенности большинства услуг:
непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя в процессе оказания услуги;
воздействие на потребителя услуг условий обслуживания (санитарно-гигиенических, эстетических, этических, временных и др.);
совпадение по времени ряда процессов производства и потребления услуг,
субъективность оценки качества услуги непосредственно потребителем;
невозможность транспортирования и хранения ряда услуг.
Примером характеристик услуги, которые могут быть установлены в нормативных документах и поддающиеся наблюдению и оценке, являются:
количественные характеристики оборудования и инструментов, штата сотрудников, а также материалов;
время ожидания услуги, время ее предоставления и время технологического цикла;
характеристики относительно гигиены и безопасности, надежности и гарантии;
вежливость, чуткость, компетентность и доступность персонала для клиентов, доверие, и уровень мастерства сотрудников, комфорт и эстетика места предоставления услуги, надежность, точность и полнота исполнения услуги, эффективность контактов.
Рассмотрим особенности сертификации услуг.
В отличие от сертификации продукции, при сертификации услуг возможно применение следующих схем сертификации услуг, причем каждая схема предусматривает проведение инспекционного контроля сертифицированной услуги.
Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуги и выборочную проверку результатов услуги (отремонтированных, вычищенных и других изделий). Рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими организациями.
Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, осуществляемую проверкой технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания либо оценкой системы качества (при наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка системы качества не производится). Кроме того, схема предусматривает выборочную проверку результатов услуги и контроль стабильности процесса оказания услуги.
Схема 3 предусматривает сплошную проверку результатов услуги и инспекционный контроль, осуществляемый путем выборочной проверки результатов услуги. Рекомендуется применять для сертификации материальных услуг (ремонт и изготовление изделий по индивидуальным заказам).
Схема 4 предусматривает аттестацию (оценку) организации, в результате которой организации может быть присвоен разряд (категория, класс и т. п.), и инспекционный контроль путем выборочной проверки результата услуги. Рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и др.
Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества, разработанную в соответствии с рекомендациями ИСО 9004-2, и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования.
Помимо отмеченных схем, может применяться схема, основанная на заявлении-декларации исполнителя и последующем инспекционным контроле за сертифицированной услугой. Эта схема может применяться для малых организаций, граждан-предпринимателей и на срок до одного года для организаций, начинающих свою деятельность.
Проверка (испытание) результатов материальных услуг осуществляется в аккредитованных испытательных лабораториях, а нематериальных — в аккредитованных социологических центрах.
Применением знака соответствия для сертифицированной услуги считается маркирование им тары, упаковки, квитанции, путевки, абонемента, билетов и др., а также использование знака соответствия в рекламных, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках.
Организация работ по сертификации услуг в России оказалась более сложной, чем представлялось вначале. Это обусловлено практически полным отсутствием соответствующей нормативной базы, дефицитом высококвалифи-цированных экспертов-аудиторов по сертификации услуг, большим разнообразием конечных результатов оказания услуги, во многом субъективностью оценки качества нематериальных услуг.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.