Осуществляется государственными структурами ведомств, министерств (контрольно-ревизионными управлениями) в отношении подчиненных организаций и учреждений. На территориальном уровне его осуществляют отраслевые органы территориальной исполнительной власти (например, департаменты образования, здравоохранения). Сюда же относят Федеральную комиссию по фондовому рынку, структуры контроля внебюджетных фондов.
Эффективность государственного ведомственного контроля ниже вневедомственного из-за внутриведомственной заинтересованности в сокрытии нарушений внутри своего ведомства.
Негосударственный финансовый контроль можно подразделить на:
1) внутрихозяйственный;
2) аудиторский;
3) общественный;
4) страховой.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется на предприятиях и в организациях силами работников: главного бухгалтера, руководителя предприятия, работников бухгалтерии и финансового отдела (дирекции). Объективные условия для эффективности такого контроля есть, так как лица, его осуществляющие, знают процессы на предприятии.
Аудиторский контроль. Сейчас к нему прибегает сама администрация предприятия для налаживания работы внутренних служб и получения консультаций, накануне проверок налоговыми органами, для предотвращения санкций, то есть проводится внутренний аудит. По закону аудиторский контроль проводится в коммерческих банках, акционерных обществах и других коммерческих организациях. Внешний аудиторский контроль проводит аудиторская фирма, с которой заключен договор. Внутренний (на крупных предприятиях) отдел по аудиту осуществляет контроль над филиалами и отделениями.
Общественный контроль осуществляли в СССР органы народного контроля, сейчас его проводят:
• средства массовой информации (для этого необходима гласность);
• профсоюзы (контроль за соблюдением трудового законодательства);
• политические партии (контроль за своими конкурентами);
• население, которое призывают сообщать соответствующим контрольным органам о замеченных нарушениях.
Страховок контроль — осуществляется страховыми компаниями его на стадии заключения и действия контракта, при наступлении страхового случая.
19. Методы и приемы финансового контроля.
На практике различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии.
Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения его финансового состояния и возможных направлений развития.
Надзор — это контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за этой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
Анализ финансово-хозяйственной деятельности — изучение отдельных вопросов в целях установления причинно-следственной связи с применением экономико-математических приемов и статистических методов. Используется и для изучения финансово-хозяйственного положения предприятия.
Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводить арбитражным судом при установлении признаков финансовой не состоятельности (невыполнений взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Ревизия — наиболее полный и обстоятельный метод: комплексный контроль за всей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Это самый результативный метод. Виды ревизии:
сплошная (вся деятельность); выборочная; тематическая; плановая; внеплановая.
Ревизия начинается со снятия кассы, выведения сальдо по книгам бухгалтерского учета. Затем сверяются данные бухгалтерского учета с первичными документами.
Существуют различные приемы контроля:
1. Документальный финансовый контроль:
а) формальная проверка (наличие реквизитов, осуществление исправлений);
б) юридическая проверка (соответствие операций законодательству);
в) арифметическая проверка (счетная проверка);
г) встречная проверка (сличение операций с данными контрагента);
д) логическая проверка (проверка последовательности операций, финансовых потоков, их размеров).
2. Фактический финансовый контроль:
а) инвентаризация (сопоставление фактически наличных материальных ценностей с данными бухгалтерского учета);
б) экспертная оценка качества;
в) лабораторный анализ.
В зависимости от времени проверки выделяют три фирмы финансового контроля:
1. Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д.
Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
2. Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача — своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных
доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
3. Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению случаев нарушения финансовой дисциплины.
20. Государственный финансовый контроль и его осуществление.
Само понятие «государственный финансовый контроль» включает в себя следующие положения:
- контроль за исполнением федерального бюджета;
- контроль за исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- контроль за организацией денежного обращения;
- контроль за использованием кредитных ресурсов;
- контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
- контроль за состоянием государственных резервов;
- контроль за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ;
- контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование федерального бюджета;
- контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объему, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
В настоящее время в Российской Федерации нет ни единого органа государственного финансового контроля. Важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности является президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины, осуществляемый в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных актов.
Функции финансового контроля выполняет также Главное контрольное управление Президента РФ, являющееся структурным подразделением Администрации Президента и действующее на основе Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.
Правительство РФ на основании Конституции РФ и Федерального закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ имеются специальные комитеты и комиссии, функциями которых являются проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, а также контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. В Государственной Думе таким комитетом является Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации - Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.