57.Понятие государственного кредита.
Кредит - совершенно иная форма денежных отношений. Нежели государственный бюджет и страхование. Специфика кредита в том, что:
- деньги переходят от плательщика к получателю на возмездной и возвратной основе;
- прямая сделка через определенное время обязательно дополняется обратной сделкой - фигуры плательщика и получателя меняются местами;
- время между прямой и обратной сделкой всегда конечно, и оно устанавливается сторонами сделки;
- право временного владения заемными деньгами продается за деньги - занимаешь одну сумму, возвращаешь ее с процентами;
- заемщик дает кредитору конкретную гарантию возврата заемных денег.
Государственный кредит - экономические отношения между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой стороны, когда государство выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта.
Если государство приобретает деньги физических и юридических лиц в свое временное владение, то оно выступает как заемщик.
Если государство предоставляет деньги физическим и юридическим лицам в их временное владение, то оно выступает как кредитор.
Наконец, если государство берет на себя ответственность за исполнение обязательств по возврату денег юридическими и физическими лицами как заемщиками, то оно выступает как гарант.
Государство - особый участник экономических отношений. Его масштабы, финансовые возможности, его способность проконтролировать любую сделку, наконец, его умение взыскивать долги - все это определяет специфику государственного кредита по сравнению с обычным частным кредитом. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством
обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
2) дефицит государственного бюджета;
3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
58. Функции государственного кредита.
В соответствии со своими особенностями, государственный кредит выполняет следующие функции:
- распределительная – она состоит в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства. Государственные займы – второй после налогов источник финансирования российского государственного бюджета; отметим, что гораздо разумнее занимать деньги не на текущие, а на капитальные расходы, распределяя эффект кредита и соответствующее долговое бремя между годами и поколениями людей. В ряде случаев государство вынуждено заниматься рефинансированием (размещением новых займов в целях погашения прежних займов; важно, чтобы новые займы по стоимости своего обслуживания были дешевле прежних);
- регулирующая – государственный кредит воздействует на денежное обращение, валютные курсы, процентную ставку на рынке ссудного капитала, а также на занятость и предпринимательскую активность. Это очень мощный инструмент государственной финансовой и экономической политики. Мобилизация денежных сбережений физических и юридических лиц с помощью государственного займа превращает эти сбережения в инвестиционные ресурсы. Тем самым изменяется структура спроса в пользу его увеличения на инвестиционные товары. Но кредит – это палка о двух концах. Занимая все больше и больше, государство поднимает цену кредита, процентную ставку.
- контрольная - эта функция обеспечивает прозрачность самих денежных заимствований, их использования, процентных расчетов и возврата заемных средств. Осуществляя контрольную функцию, государство опирается как на возможности своей бюджетной системы, так и на возможности банковской системы страны.
59.Государственные и муниципальные займы.
Государственные и муниципальные займы — это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.
Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.
Государственные займы можно классифицировать следующим образом:
1) в зависимости от субъектов заемных отношений:
- размещаемые центральными органами управления;
- размещаемые местными органами управления;
2) в зависимости от места размещения:
- внутренние;
- внешние;
3) в зависимости от обращения на рынке:
-рыночные - свободно обращаются на рынке ценных бумаг и обычно используются для финансирования дефицита бюджета;
-нерыночные - не могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг;
4) в зависимости от срока привлечения средств:
- краткосрочные — займы со сроком погашения до одного года;
- среднесрочные — со сроками погашения от одного года до пяти лет;
- долгосрочные — со сроками погашения от пяти лет и выше;
5) и зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
-закладные – обеспечиваются конкретными доходами или имуществом;
- беззакладные - обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента;
6) в зависимости от характера выплачиваемого дохода:
- процентные - подразумевают доход в виде начисления процента;
- выигрышные - доход в виде выигрышей в момент погашения;
- процентно-выигрышные - облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть - в форме выигрыша;
- беспроигрышные - гарантируют выигрыш на каждую облигацию;
- беспроцентные (целевые) - не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров;
7) в зависимости от условий обращения:
- с правом досрочного погашения;
- без нрава досрочного погашения;
8) по методам размещения:
- размещаемые на добровольной основе;
- размещаемые по подписке;
- размещаемые принудительно.
60.Государственные кредиты.
Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление внутреннего государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.
61.Бюджетные кредиты и ссуды.
Государственные и муниципальные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной основе российским юридическим лицам, получили название бюджетные кредиты. Если заемщиком на срок до 6 месяцев является российский орган власти, то это — бюджетная ссуда. Финансовую помощь иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям называют государственными кредитами.
Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.
В Бюджетном кодексе установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.
Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом, который проводит также проверку целевого использования бюджетного кредита.
Возврат предоставленных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
Под дотациями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
62.Государственные гарантии.
Государственные и муниципальные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, экономическими субъектами. Государственные и местные органы гарантируют не только безусловное погашение займов (кредитов), но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных заимствованиях.
Верхние пределы предоставляемых государством гарантий ежегодно устанавливаются при принятии закона о федеральном бюджете и региональных законов о бюджетах субъектов Федерации. При этом общая сумма утвержденных законом гарантий в валюте включается в состав государственного внешнего долга, а общая сумма гарантий в рублях - в состав государственного внутреннего долга.
Государственные гарантии не выдаются:
· при наличии задолженности по платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды;
· предприятиям и организациям с неблагополучным финансовым состоянием.
Использование государственных и муниципальных заимствований и гарантий ведет к образованию государственного и муниципального долга. Предоставленные государственные и муниципальные кредиты формируют государственные (муниципальные) финансовые активы или долг перед соответствующим органом власти.
Государственный долг РФ.
63.Понятие государственного долга.
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Различают капитальный, основной и текущий государственный и муниципальный долг. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпушенных и непогашенных долговых обязательств государственных и местных органов власти и гарантированных ими долговых обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств органов власти и гарантированных ими заимствований; текущий — предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государственными и муниципальными органами, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Как и сами долговые отношения государственный и муниципальный долг может быть внутренним и внешним. Согласно мировой практике, внутренний долг формируется на основе отношений с юридическими и физическими лицами — резидентами, внешний— на основе отношений с иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами, международными организациями. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет внутренний долг как обязательства, выраженные в российской валюте, а внешний — как обязательства, выраженные в валюте других стран.
Согласно существующим уровням власти различают государственный долг федеральный и региональный, муниципальный долг.
В объем государственного внутреннего долга включаются:
- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем внешнего долга Российской Федерации входят:
- объем основного долга по полученным Российской Федерации кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Управление государственным долгом Российской Федерации возложено на Правительство Российской Федерации, государственным долгом субъекта Российской Федерации — на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
64.Управление государственным и муниципальным долгом.
Под управлением государственным и муниципальным долгом понимается совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпушенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных и муниципальных заимствований, определению условий и предоставлению государственных и муниципальных гарантий и кредитов и контролю за их целевым использованием.
Управляя своим долгом, государственные органы и органы местного самоуправления определяют соотношение между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными заимствованиями, гарантиями и кредитами), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займов, гарантий и кредитов, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и кредитов и выполнения финансовых обязательств по ним. Соответствующие органы устанавливают и все другие необходимые аспекты функционирования государственного и муниципального долга.
В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие задачи:
• удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти соответствующего уровня взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
• поддержание у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
• минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
• поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного и муниципального долга;
• обеспечение эффективного и целевого использования заимствованных средств, гарантированных займов, государственных и муниципальных кредитов;
• обеспечение своевременного возврата государственных и муниципальных кредитов и уплаты процентов по ним;
• диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, срокам выплаты доходов и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
• координация действий федеральных органов, органов субъектов РФ и местного самоуправления на рынке государственных и муниципальных долговых обязательств.
Управление государственным и муниципальным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития долга находятся в компетенции Федерального собрания, президента и правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов федерации и местного самоуправления. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов, решений местного самоуправления; Федеральное собрание РФ и законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и местного самоуправления их принимают, а президент РФ, главы региональных и местных администраций их отклоняют или подписывают.
Оперативное управление долгом является функцией исполнительной власти. Активное участие в нем принимают Министерство финансов РФ, финорганы субъектов РФ и местного самоуправления.
Первым и определяющим моментом в управлении государственным и муниципальным долгом является регулирование уровня внутренней и внешней задолженности и удержание ее на приемлемом уровне. Это достигается на основе установления законодательных ограничений по долговым обязательствам федеральных, региональных и муниципальных органов. Бюджетное право и закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливают предельные объемы государственного и муниципального долга, предельные объемы государственных и муниципальных заимствований, предельные объемы расходов на обслуживание и погашение долгов, необходимость разработки и утверждения программ внутренних и внешних заимствований.
Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние годы вынуждали властные структуры постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга. Под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
С конца 1998 г. государственный и муниципальный долг функционирует под знаком новации но государственным ценным бумагам. Новация — это замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми, с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.
IV. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ.
Внебюджетные фонды.
65.Понятие внебюджетных фондов.
Внебюджетный фонд - это совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и имеют целевое назначение. Это форма образования и расходования фонда денежных средств вне системы бюджетов государства для защиты социальных интересов отдельных групп населения и решения конкретных задач экономического характера. В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. Кроме того,
внебюджетные фонды выступают как совокупность финансовых средств целевого назначения, находящихся в руках органов власти.
Увеличение количества и объема средств внебюджетных фондов является характерной особенностью для развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в
различных регионах.
Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:
- выделением из бюджета определенных особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;
- формированием фондов с собственными источниками доходов.
Внебюджетные фонды имеют всегда строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов являются государственной либо муниципальной собственностью. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положительного
сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.
Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а так же выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций. Внебюджетные фонды могут привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.
66.Государственные внебюджетные фонды.
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
67.Классификация внебюджетных фондов.
В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на:
1) фонды социального назначения (социального страхования). В последнее десятилетие в промышленно развитых странах значительно возросли фонды социального назначения, что позволяет государственным властям проводить активную социальную политику. В образовании этих фондов используют:
- страховые взносы застрахованных;
- страховые взносы предпринимателей;
- субсидии и беспроцентные ссуды государства;
2) экономические фонды - в Российской Федерации к ним относятся внебюджетные фонды территориального (регионального) развития и ведомственные (отраслевые, межотраслевые) внебюджетные фонды.
Фонды различаются по правовому положению и целям создания. По правовому положению фонды делятся на:
- государственные - находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации);
- местные - могут находиться в распоряжении органов местного самоуправления.
В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяют на:
-фонды социального назначения (фонды социального страхования) - для решения задач социального характера;
- экономические фонды - имеют экономическую направленность.
Региональные внебюджетные фонды бывают фондами экономического и социального развития. К социальным внебюджетным фондам субъектов РФ относятся территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), региональные внебюджетные фонды развития жилищного строительства. Примером экономического внебюджетного фонда являлся до недавнего времени территориальный Дорожный фонд, который с 1998 г. стал учитываться в составе бюджета.
Внебюджетные фонды региона могут формироваться за счет:
• специальных целевых взносов юридических и физических лиц;
• добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций;
• доходов от местных займов, местных денежно-вещевых лотерей, аукционов.
Региональные внебюджетные фонды создаются на основании решений представительных органов власти субъектов РФ.
Местные органы самоуправления могут также создавать по своему решению различного рода внебюджетные фонды экономического, социального или природоохранного характера.
68.Внебюджетные фонды экономического и иного назначения
На федеральном, региональном и местном уровнях создаются внебюджетные фонды экономического, административно-правового, экологического и иного назначения. Внебюджетные фонды экономического характера представлены отраслевыми и межотраслевыми фондами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (фонды НИОКР), Российским фондом технологического развития. Фондом для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг. Резервным фондом по безопасности функционирования транспортных систем, региональными и муниципальными фондами развития жилищного строительства, фондами инвестиций и другими.
Источниками образования внебюджетных фондов экономического назначения могут быть отчисления от себестоимости продукции (работ, услуг), от прибыли предприятий и организаций, доходы от оказания платных услуг, от коммерческой деятельности фондов, добровольные пожертвования, заемные средства и другие источники. Например, фонды НИОКР формируются за счет добровольных отчислений от себестоимости продукции организаций в размере до 1,5% стоимости реализуемой продукции, доходов от оказания платных услуг, от коммерческой деятельности, добровольных взносов. 25% средств внебюджетных фондов НИОКР образуют Российский фонд технологического развития.
Внебюджетные фонды административно-правового характера представлены внебюджетным Фондом развития исполнительного производства, Фондом развития прокуратуры РФ, фондами поддержки правоохранительных органов субъектов РФ. Эти фонды формируются за счет части сумм исполнительских сборов, отчислений предприятий и организаций части средств, поступающих к ним по инициативе прокуратуры, доходов от хранения временно свободных денежных средств в кредитных организациях, добровольных взносов и др.
Решениями региональных и местных органов власти могут быть созданы внебюджетные фонды экологического и иного назначения для решения определенных задач в рамках соответствующих территорий. В каждом конкретном случае определяются источники формирования фондов и целевые направления использования средств.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 307.