25. Содержание государственных финансов.
Государственные финансы занимают важное место в финансовой системе страны, что обусловлено их функциональным назначением — обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, политических и социальных функций.
По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны и управления.
В составе государственных финансов по уровню государственного руководства экономикой и социальной сферой выделяются следующие звенья:
бюджеты разных уровней государственного управления,
внебюджетные фонды,
государственный кредит,
финансы государственных предприятий
В составе государственных финансов важную роль играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. Посредством бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом.
Бюджеты разных уровней являются финансовой базой деятельности для государственных органов власти и органов местного самоуправления. Так, для выполнения общих функций в границах федерации формируется федеральный бюджет. Его ресурсы предназначены для:
•финансирования государственных целевых комплексных программ;
•осуществления общегосударственных мероприятий по стабилизации экономики, развитию социальной сферы;
•выполнения заключенных ранее международных экономических и политических соглашений;
•обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций;
•содержания вооруженных сил и органов управления.
В системе бюджетных отношений особое место занимают бюджеты субъектов РФ. Концентрируемые в них средства распределяются на:
•финансирование социально-культурной сферы;
•финансирование отраслей хозяйства;
•осуществление финансовой помощи нижестоящим бюджетам;
•правоохранительную деятельность и проч.
Бюджеты субъектов РФ обеспечивают поддержание единого уровня социальной защищенности граждан данной территории, предоставление им гарантированных конституцией РФ прав и свобод.
Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам, которые обслуживают потребности органов местного самоуправления и населения данной территории, связанные с:
• решением вопросов местного значения, установленных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
• осуществлением отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления (например, финансирование жилищно-коммунального хозяйства, основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений практически полностью осуществляется за счет средств местных бюджетов);
• обслуживанием и погашением муниципального долга по займам и ссудам.
Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов.
Внебюджетные фонды, под которыми понимают специфическую форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Главное их назначение — финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. Такое обособление источников целевых мероприятий от бюджетных средств позволяет, во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспечение, и, во-вторых, гарантирует целевое использование ресурсов в полном объеме их поступлений.
Внебюджетные фонды довольно разнообразны, что позволяет классифицировать их по соответствующим критериям.
Так, по функциональному назначению выделяют социальные, экономические, природоохранные внебюджетные фонды и другие.
По принадлежности (по уровню управления) различают внебюджетные фонды общегосударственного, регионального и местного значения.
По срокам действия внебюджетные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.
Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Эти отношения возникают, например, в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для финансирования ими возложенных на них расходов.
26. Региональные финансы.
Региональные финансы представляют собой денежные отношения, посредством которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. В состав региональных финансов входят бюджеты субъектов РФ, территориальные внебюджетные фонды, финансы предприятий, находящихся в собственности органов государственной власти субъектов РФ, и отношения государственного кредита на субфедеральном уровне.
Основной составной частью региональных финансов являются бюджеты субъектов РФ. В Российской федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, автономной области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
Доходы бюджетов субъектов РФ включают налоговые доходы, которые составляют около 80% доходов бюджетов, неналоговые доходы (доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности государственных органов власти субъектов РФ, от продажи такого имущества, административные платежи и сборы, штрафные санкции), доходы целевых бюджетных фондов, другие доходы и перечисления (дотации, субвенции, взаимные расчеты, финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (трансферт)). За счет средств бюджетов субъектов РФ преимущественно финансируются промышленность, энергетика, строительство, развитие рыночной инфраструктуры, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности на данной территории, расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, средства массовой информации. Расходы, непосредственно связанные с жизнеобеспечением и социальными потребностями населения, приходятся преимущественно на местные бюджеты.
Региональные внебюджетные фонды бывают фондами экономического и социального развития. К социальным внебюджетным фондам субъектов РФ относятся территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), региональные внебюджетные фонды развития жилищного строительства. Примером экономического внебюджетного фонда являлся до недавнего времени территориальный Дорожный фонд, который с 1998 г. стал учитываться в составе бюджета.
Внебюджетные фонды региона могут формироваться за счет:
• специальных целевых взносов юридических и физических лиц;
• добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций;
• доходов от местных займов, местных денежно-вещевых лотерей, аукционов.
Региональные внебюджетные фонды создаются на основании решений представительных органов власти субъектов РФ.
Финансовые отношения, которые характеризуют государственный кредит органов власти субъектов РФ, составляют отдельное (второе) звено региональных финансов.
Финансы региональных предприятий составляют последнее звено региональных финансов. К ним относятся финансовые ресурсы предприятий, находящихся в собственности органов государственной власти субъекта РФ, и финансовые ресурсы субъектов хозяйствования, используемые ими на финансирование социальных объектов на данной территории.
27. Местные финансы.
Местные финансы включают следующие звенья: бюджет органов местного самоуправления, местные внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных предприятий. Остановимся на экономической характеристике каждого из этих звеньев.
Местные бюджеты, являясь самостоятельным звеном бюджетной системы, решают определенные задачи по социально-экономическому развитию данной территории, возложенные на органы местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. К местным бюджетам традиционно относятся: районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Характеризуя их доходную базу, можно отметить, что основными доходными источниками являются:
• собственные доходы, включающие местные налоги и сборы, доли федеральных и субфедеральных налогов, закрепленные за местным бюджетом на постоянной основе, другие собственные доходы;
• поступления от регулирующих доходов, которые передаются в бюджет на фиксированной основе и на определенный срок;
• финансовая помощь в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований).
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с финансированием социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, местного транспорта, органов местного самоуправления, местной промышленности и сельского хозяйства. Как правило, в структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и на социальную сферу, поэтому любой срыв финансирования в процессе исполнения бюджета чреват социальными осложнениями.
Следующим звеном местных финансов является муниципальный кредит, который представляет денежные отношения, возникающие у органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в их распоряжение и их использованием на финансирование соответствующих расходов данного муниципального образования.
Местные органы самоуправления могут также создавать по своему решению различного рода внебюджетные фонды экономического, социального или природоохранного характера.
Государственный бюджет.
28.Бюджет.
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.
В энциклопедическом словаре даны два варианта понятия «бюджет»:
- роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке;
- предположительное исчисление ожидаемых расходов и доходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.
Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ государственный бюджет носит название федерального.
Бюджет государства - это консолидированный бюджет России.
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет как «свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации». Поэтому бюджет государства - это федеральный бюджет плюс бюджеты 89 субъектов Федерации.
Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны.
Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686-1689 гг. король был вынужден отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.
В России первая роспись доходов и расходов была составлена на 1723 г. С 1802 г. роспись составлялась ежегодно. С 1811 г. начинается составление бюджета России.
Бюджет составляется на бюджетный или финансовый год.
Бюджетный год – законодательно установленный срок исполнения государственного бюджета. В РФ финансовый год совпадает с календарным. Япония, ФРГ – с 1 апреля. Италия – с 1 июля. США – с 1 октября.
Кроме финансового года устанавливается и счетный период – это финансовый год и один месяц (январь) для завершения всех операций по исполнению бюджета.
Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами местного самоуправления и экономическими субъектами, населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом, выполнения им своих функций. Эти отношения находят свое выражение в принятии ряда нормативных актов, законов, определяющий порядок формирования и использования централизованных фондов денежных средств.
Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономических субъектов, с другой — направленностью использования бюджетных средств. Другими словами, социальная сущность бюджета может быть раскрыта при детальном рассмотрении и ответе на два вопроса: кто является реальным поставщиком финансовых ресурсов в бюджеты разных уровней? На какие цели и в чьих интересах расходуются средства бюджетов?
С юридической точки зрения бюджет — это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.
Как специальный финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором: 1) в количественном выражении определены предполагаемые доходы, источники их получения, распорядители и предполагаемые получатели этих средств для реализации тех или иных функций государства, органов местного самоуправления; 2) отражается процесс получения и распределения государственных денежных ресурсов, необходимых для выполнения его функций.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.
Совокупность всех бюджетов территории образует консолидированный бюджет данной территории. (ст.2 БК). Все бюджеты бюджетной системы образуют консолидированный бюджет РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод местных бюджетов, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.
Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики страны и регионов. Он определяет лишь изъятую государством ( в разные уровни бюджетов) части ВВП. Его рост – это прежде всего рост налоговых изъятий, а не увеличение богатства территорий.
Он используется для анализа сводных показателей бюджета при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты территорий.
29.Задачи и функции бюджета, бюджетное регулирование.
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях:
1. образование бюджетного фонда (формирование денежных фондов) – это налоги с юридических и физических лиц, займы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, доходы от эмиссии бумажных денег.
2. распределительная функция (использование денежных фондов) – перераспределение финансовых ресурсов в отрасли с низкой рентабельностью, в непроизводственную сферу, в субъекты (акцепторы), бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов.
3. контрольная функция (контроль за формированием и использованием денежных фондов) – бюджет отражает экономические процессы и показывает какие отрасли н/х прибыльны, а какие убыточны.
К основным задачам бюджета относят:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
-финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Бюджетное регулирование — это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней.
Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. В условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа, и носит, как правило, косвенный характер.
Существует два метода формирования и использования бюджетных средств — собственно бюджетный и кредитный. Бюджетный метод представляет собой принудительное изъятие части денежных доходов предприятий и населения и безвозмездное использование этих средств на определенные цели.
Кредитная форма предполагает формирование части доходов бюджета за счет внутренних и внешних займов, а также расходование части бюджета в виде бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам и т. п.
30.Бюджетная политика.
Бюджетная политика - это часть финансовой политики государства, которая выражается:
- в системе мер, проводимых государством по линии бюджетных доходов и расходов;
- в политике государства в области регулирования размера бюджетного дефицита и источников его финансирования;
- в принципах построения взаимоотношений между бюджетами различных уровней.
Основные задачи бюджетной политики на 2004 г. состоят в следующем:
1) повышение благосостояния населения.
Увеличение доходов может быть обеспечено за счет:
-улучшения собираемости налогов при одновременном снижении налоговых ставок по налогу на прибыль (доходы) предприятий с отменой необоснованных льгот;
-увеличения акцизов и лицензионных сборов за право производства, разлива и хранения алкогольной продукции, платежей за пользование природными ресурсами;
-и т. д.;
2) обеспечение устойчивого роста экономики;
3) совершенствование налоговой системы и снижение налогового бремени (снижение НДС до 18%);
4) необходимо ограничение роста непроцентных расходов бюджетной системы, что обеспечит более низкие темпы роста расходов по сравнению с темпами роста экономики;
5) исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом.
Доходы и расходы бюджетов.
31.Доходы бюджета.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Виды доходов бюджетов:
-налоговые - обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в пользу бюджета (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени);
-неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К неналоговым доходам относятся доходы:
- от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
- финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
Собственные доходы бюджетов представляют собой те доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за бюджетами соответствующих уровней.
К ним относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные, и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются не менее чем на три года нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
3 2 .Понятие налогов.
В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые методы.
Налоги - обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.
Налоги - сложная стоимостная категория, прошедшая длительный исторический путь становления как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновременно с государством. Следовательно, с одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов, с другой - налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего.
Существует несколько существенных признаков налога:
- императивность - предписываемое налогоплательщику со стороны государства требование обязательности налогового платежа. При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции;
- смена собственника - через налога доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя денежный фонд;
- безвозвратность - налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику;
- безвозмездность - плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав.
Установить налог или сбор можно только законом и только посредством прямого перечисления в законе существующих элементов налогового обязательства (ст.17 НК):
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
В настоящее время действует множество налогов, которые можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги на собственность, доходы и капитал, взимаются непосредственно с дохода или со стоимости имущества. Эти налоги называют также оценочными. Субъектами прямых налогов могут быть как получатели дохода, так и собственники капитала, имущества. Прямые налоги преимущественно представляют собой обложение земли, капитала, доходов. Относятся – налог на прибыль, подоходный налог, налоги на имущество, на землю и др.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу. Перечисляют в бюджет косвенные налоги непосредственно производитель или продавец товара, а плательщиками косвенного налога являются покупатели продукции, товаров, работ, услуг. Относятся – НДС, акцизы, таможенные пошлины.
3 3 .Функции налогов.
Налоги как финансовая категория выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют своп отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют следующие функции;
- фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Обеспечивает возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. она обусловливает регулирующую функцию;
- регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов, оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней связана;
- контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику;
- распределительная функция — необходимое дополнение контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте;
- социальная функция представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Её предназначение — обеспечение и защита конституционных нрав граждан.
Регулирующая и фискальная функции находятся в единстве и противоположности. Соблюдение паритета этих функций на практике обеспечивает оптимальные условия для развития хозяйства и государства. При этом необходимо помнить о так называемом «эффекте Лаффера» (кривая Лаффера): налоговые изъятия имеют критический предел, после которого резко ухудшаются воспроизводственные параметры и падает сумма отчисляемых налогов. Иначе говоря, при повышении налоговой ставки сверх определенного уровня все большая часть хозяйствующих субъектов начинает ухолить в нелегальный бизнес.
3 4 .Способы взимания налогов.
В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов:
- кадастровый - на основе реестра (кадастра), содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (размер участка земли). Это способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению, применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения:
- изъятие у источника выплаты дохода - изъятие налога до получения субъектом дохода. Пример - исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога;
- декларационный - изъятие налога после получения дохода субъектов и представления последним декларации обо всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан;
- изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога);
- изъятие в процессе потребления (дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств);
- административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог.
3 5 .Налоговая система и ее принципы.
Налоговая система - это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятие «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны. Налоговая система — более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
Важное место в создании эффективной системы налогообложения занимают принципы ее построения. Теория налогообложения конкретизировала общие установки и создала принципы научно-практической организации налоговых отношений.
Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит еще
в 1776 г. Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы:
- принцип равномерности, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;
- принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее;
- принцип удобства (привилегированности), согласно которому налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков;
- принцип дешевизны, в соответствии с которым издержки по уплате налогов плательщиком и по взиманию налогов государством должны быть минимальными;
-принцип обязательности подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов;
- принцип справедливости - справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые;
-принцип подвижности (эластичности) - способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической политики;
- принцип однократности налогообложения - один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;
- принцип стабильности - стабильность действующей налоговой системы во времени;
- принцип оптимальности - оптимальный выбор источника и объекта налогообложения. Оптимальный с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и т. д.;
- принцип стоимостного выражения - денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме;
- принцип единства - действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация; данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия
прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.
3 6 .Налогообложение и налоговый механизм.
Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.
Выделяют три основных метода расчета налогов (налогообложения):
- исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (налоге продаж);
- исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (акцизы);
- исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (налог на прибыль организаций).
Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства.
3 7 .Закрепленные и регулирующие налоги.
В соответствии с бюджетной системой РФ налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего их можно подразделить на:
Закрепленные налоги – непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд.
Регулирующие налоги – поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодня – это налог на прибыль с предприятий и налог на доходы физических лиц, акцизы.
Завершается процесс формирования налоговой системы РФ, а именно сокращение количества налогов, упрощение налоговой системы, начатый с 1 января 1999 г. (ввод в действие 1 части НК).
Трехуровневый характер действующих налогов и сборов объясняется территориальным устройством РФ. Налоговый федерализм состоит в распределении получаемых доходов и закреплении налоговых поступлений в качестве доходного источника за конкретным уровнем бюджетной системы.
С вступлением в силу изменений (№ 95-ФЗ от 29.07.2004) с 1 января 2005 г. Федеральный закон № 2118-1 от 27.12.91. «Об основах налоговой системы в РФ» утрачивает силу.
С 2005 г. (изменения внесенные в НК летом и осенью 2004 г.) система налогов и сборов РФ будет состоять из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов:
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) налог на наследование и дарение;
8) водный налог;
9)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Региональные налоги (ст. 14 НК):
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес
3) транспортный налог.
Местные налоги (ст. 15 НК):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы (ст. 18 НК):
СНР могут предусматривать особый порядок определения налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусматриваемых ст. 13-15 НК.
1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2. упрощенная система налогообложения;
3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Федеральные налоги устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные и местные налоги – Налоговый кодекс устанавливает все элементы налогообложения, кроме налоговых ставок, порядка и срока уплаты. Эти элементы устанавливаются законами субъектов федерации или нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Новый порядок предусматривает, что если региональные или местные налоги не введены в действие соответствующими законами субъекта РФ или правовыми актами муниципального образования, то на этой территории они взиматься не будут. Новый порядок начинает действовать с 1 января 2006 г.
3 8 .Расходы бюджета.
С начала XX в. во всех развитых странах наблюдается постоянный рост расходов государственного бюджета. Он связан с решением военно-стратегических задач, усилением влияния государства на экономику стран в части стимулирования развития ее приоритетных сфер; с решением социальных задач, в том числе выравниванием социально-экономических условий воспроизводства в отдельных регионах; с решением задач геополитического характера.
Через все звенья финансовой системы перераспределяется до 60% национального дохода, а через государственный бюджет до - 40-45%.
Расходы государственного бюджета в развитых странах Запала включают 5 групп:
- военные;
- вмешательство в экономику;
- содержание государственного аппарата;
- решение социальные задач;
- предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.
Государственное вмешательство в экономику призвано не только стимулировать высокие темпы экономического роста, но и предотвращать или смягчать циклические колебания. Расходы на эти цели в развитых стран достигают до 25% бюджета.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.
Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Капитальные расходы бюджетов представляют собой расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
Текущие расходы бюджетов — это расходы, направленные на обеспечение текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета — группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статья-ям и видам расходов.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов:
- органов исполнительной власти;
- органов местного самоуправления.
Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе па проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми акта-
ми Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Расходы бюджетов осуществляется в следующих формах:
- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
- средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;
- трансфертов населению;
- ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
- инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;
- кредитов иностранным государствам;
- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
3 9 .Функциональная классификация расходов.
В связи с переходом на новую бюджетную классификацию важное значение приобрела классификация расходов по функциональному признаку (объединяет несколько признаков).
1. Госуправление — финансирование парламента, администрации президента, правительства, других органов исполнительной власти, счетной палаты, органов финансовой системы.
2. Международная деятельность — расходы на реализацию международных договоров, международное сотрудничество (предоставление кредитов другим странам), расходы на содержание дипломатических представительств, посольств за рубежом; взносы в международные организации (ООН, ЮНЕСКО и др.); предоставление предприятиям кредитных ресурсов, полученных от иностранных представительств, банков, организации; выделение валютных средств по решению правительства, неторговые операции.
3. Национальная оборона — в том числе на текущее содержание Вооруженных Сил (денежное довольствие и др.); покупку вооружения и техники; военные НИОКР; капитальное строительство; пенсии военнослужащим.
4. Расходы на правоохранительные органы Сюда входят расходы на содержание МВД, внутренние войска; уголовно-исправительные учреждения; на содержание налоговой полиции; органов госбезопасности, а также расходы на пограничные и противопожарные службы.
5. Федеральная судебная система.
6.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу —финансирование РАН, государственных научно-технических программ, целевых научных фондов.
7. Финансирование промышленности, энергетики, строительства — госинвестиции в основном на социальные объекты, жилищное строительство, строительство и реконструкцию зданий федеральных ведомств и министерств. На производственные капитальные вложения из федерального бюджета выделяется всего 0,2% ресурсов.
8. Финансирование сельского хозяйства — льготное кредитование за счет бюджета сельхозпредприятий (закупка семян, топлива, запчастей); па землеустройство (охрана, рекультивация, мелиорация); целевые дотации сельхозпредприятиям (в виде компенсации разницы в ценах или предоставления различных надбавок к ценам на комбикорма, топливо, семена, дотации на племенное животноводство, компенсация части страховых взносов; закупка за счет государства сельхозтехники, передача в аренду с последующим выкупом; финансовый лизинг — закупка сельхозтехники.
9. Охрана окружающей среды.
10. Финансирование транспорта, дорожного хозяйства, связи, информатики.
11. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства — Включает дотации, так как население оплачивает лишь 50% услуг.
12. Финансирование рыночной инфраструктуры .
13. Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных событий.
14. Расходы на образование — финансирование вузов в федеральной собственности, ПТУ; из бюджетов регионов — остальные вузы и ПТУ, из местных бюджетов — общеобразовательные школы и дошкольные учреждения.
15. Культура и искусство; средства массовой информации — 2/3 за счет субъектов федерации и местных бюджетов. Федеральный бюджет предоставляет средства в основном на телевидение, радио, некоторые центральные печатные издания; местные бюджеты — на дома культуры, клубы, библиотеки (городские).
16. Здравоохранение и физическая культура — Хотя есть система медицинского страхования, но из бюджета все равно выделяются большие средства, так как у нас бюджетно-страховая медицина. Финансируются исследовательские центры, РАМН, санэпидемстанции (федеральный бюджет), иногда скорая помощь.
17. Социальная политика —3/4 — из федерального бюджета — расходы на социальное обеспечение, предоставление пособий, компенсаций различным слоям населения (помимо внебюджетной системы); пособия беженцам; программа «Дети России», социальная помощь матерям, детским домам, предоставление социальных пенсий и др.
18. Обслуживание государственного долга - 90% из федерального бюджета — уплата процентов по внешнему и внутреннему госдолгам, погашение основной суммы долга.
19. Прочие расходы, в том числе финансовая помощь субъектам федерации и нижестоящим бюджетам, фонд трансфертов; объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс местных органов власти (местные бюджеты); резервный фонд (президента, правительства), государственная поддержка Крайнего Севера.
40 .Дефицит бюджета.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место одна из следующих трех ситуаций: 4
• сбалансированность доходов и расходов,
• превышение расходов над доходами — дефицит бюджета;
• превышение доходов над расходами — профицит бюджета.
Сбалансированность бюджета — это равенство доходов и расходов бюджета.
Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.
Дефицит бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над доходами. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются и источники его финансирования. При этом текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета.
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение его долга.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.
41.Источники финансирования дефицита бюджетов.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники следующих видов:
• кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
2) внешние источники следующих видов:
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:
1) внутренние источники в следующих формах:
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
2) внешние источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
• кредиты, полученные от кредитных организаций.
Основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:
- в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;
- в увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;
- в координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.
42.Профицит бюджета.
Профицит бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:
- сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета
- сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если указанные выше меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.
43.Целевые бюджетные фонды.
Целевой бюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда используются строго по назначению.
Целевой бюджетный фонд создается компетентным органом, этот же орган утверждает Положение о фонде, в котором определяется правовой статус последнего. Фонд, как и бюджет, действует в течение одного года, после чего деятельность его либо пролонгируется, либо он упраздняется. Создание целевых бюджетных фондов предусматривается законом РФ о бюджете на соответствующий год.
Впервые целевые бюджетные фонды стали формироваться в РФ в 1995 г. взамен некоторых внебюджетных фондов. Они образовывались для целевого финансирования отдельных государственных расходов. Они создаются не навсегда, а на определенное время.
С января 2001 года большинство целевых фондов были упразднены.
С 2001 года в федеральный бюджет включены средства лишь целевого бюджетного Фонда Министерства РФ по атомной энергии.
Целевые бюджетные фонды имеют источником своего формирования, как правило, специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейское векселя и др. эти фонды консолидируются в составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного государственного контроля за поступлением и целевым использование этих средств.
14 Бюджетная система и бюджетное устройство.
44.Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства.
Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Оно основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных, территориальных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, и исполнению бюджета. Бюджетное устройство включает распределение доходов и расходов между видами бюджетов.
Основными документами, регламентирующими бюджетное устройство и бюджетный процесс, являются Конституция и Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетная система является частью системы государства и по сути представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
§ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
§ составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов страны, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
• первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень — бюджеты субъектов РФ (республиканские, т.е. республик, входящих в состав РФ; областные, краевые, национальных округов, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов:
- 21 республиканский бюджет,
- 55 краевых и областных бюджетов
- 10 бюджетов автономных округов
- бюджет Еврейской автономной области
- бюджет г. Москвы и Санкт-Петербурга
итого 89
• третий уровень — местные бюджеты (1867 бюджетов районов, 1091 бюджетов городов, 329 бюджетов городских районов и округов, 1922 бюджетов поселков городского типа, 24444 бюджета сельских администраций) Итого 29635
45.Принципы построения бюджетной системы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 322.