Финансовая система и ее звенья.      
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       6.Понятие финансовой системы.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды
денежных доходов и накоплений.

Финансовая система состоит из трех элементов:

1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (соб­ственно финансовая система в узком понимании);

2) совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3) система финансовых органов — финансовый аппарат, или финансовая система с точки зрения управления финансами (см. тему «Управление финансами»)

В зависимости от методов формирования доходов экономиче­ских субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (т. е. публичные финансы) и децентрализованных (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобла­дающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресур­сов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фон­ды. При этом значительная часть указанных средств в дальней­шем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пен­сий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место при­надлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником произ­водственного и социального развития общества.

Функции ФС:

Планирование – формулирование целей и выбор путей их достижения на основе разграничения полномочий и предметов ведения между федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления, а также разработка планов развития предприятий, смет доходов и расходов домашних хозяйств.

Организации – выбор предприятием организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов.

Стимулирования – предполагает выбор оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

 

       7.Звенья финансовой системы.

В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ре­сурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назна­чение и соответствующий финансовый механизм, ориентирован­ный на достижение собственных целей каждого из субъектов эко­номических отношений.

В зависимости от механизма формирования и использования финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финан­совых отношений и их звенья:

1) публичные финансы (государственные и муниципальные):

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- Фондовый рынок;

2) финансы организаций (хозяйствующих субъ­ектов):

- государственных;

- муниципальных;

- акционерных;

- арендных;

- общественных;

3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических денежных отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании централизованных фондов финансовых ресурсов на федеральном, субфедеральном и местном уровнях.

Госбюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Это финансовый план, утвержденный Федеральным собранием как закон. Концентрируются доходы для обеспечения расходов.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанных с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Целевые!

Госкредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов.

Фонды страхования – это совокупность перераспределительных отношений возникающих по поводу защиты интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Фондовый рынок – представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг. Он обеспечивает перелив капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода и служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Финансы организаций – это совокупность экономических денежных отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании децентрализованных финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений.

К ним относятся финансы коммерческих организаций: хозяйственные организации, общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Финансы некоммерческих организаций: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы.

Финансы домашних хозяйств – это экономические денежные отношения, возникающие в секторе домашних хозяйств. Они включают финансы граждан (предпринимательство граждан без образования юридического лица).

 


Финансовая политика.    

 

       8.Сущность финансовой политики.

Государственную финансовую политику следует рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных па мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стра­тегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривает решение крупномасштабных задач.

В процессе ее разработки:

1) прогнозируются основные тенденции развития финансов;

2) формируются концепции их использования;

3) намечаются принципы организации финансовых отношений;

4) составляются целевые программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретно­го этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации финансовых отношений, маневрирования финансо­выми ресурсами.

По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовая политика подразделяется на дефляционную и рефляционную.

Дефляционная финансовая политика представляет собой комплекс мер, направленных на регулирование финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста. Она характеризуется повышением налогового бремени и одновременно снижением государственных расходов, сохранением эмиссии денег и повышением учетной ставки.

Рефляционная финансовая политика - о комплекс мер по регулированию финансовых отношений и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста. Она характеризуется повышением уровня государственных расходов, снижением налогов и процентных ставок.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

- разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

- создание адекватного финансового механизма;

- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Финансовая политика предприятий представляет собой целе­направленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

- выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- максимизация рыночной стоимости предприятия;

- устойчивые темны роста экономического потенциала предприятия;

- рост объемов производства и реализации;

- максимизация прибыли и минимизация расходов;

- обеспечение рентабельной деятельности и т. д.

 

       9.Задачи финансовой политики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Существуют следующие задачи финансовой политики:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;    

- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития - предотвращать социальную напряженность в обществе. Преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой России.

 

       10.Направления финансовой политики государства.  

В качестве важнейших направлений государственной финан­совой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестицион­ная, социальная, таможенная политика.

Бюджетная политика представляет собой совокупность меро­приятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Собственно бюджетная политика выражается в структу­ре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государст­венным долгом. От характера решения этих вопросов зависит со­циально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принуди­тельному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотноше­ний налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и под­ходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения

Инвестиционная политика представляет собой комплекс меро­приятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор эко­номики. Инвестиционная политика как часть финансовой поли­тики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная за­дача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средст­ва в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с реше­нием задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, имми­грационную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экс­порт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная по­литика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами и отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных налогов и платежей.

 

Управление финансами.

 

       11.Сущность управления финансами.

Под управлением финансами понимается:

1) совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на
объект для достижения определенного результата;

2) воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.

Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:

- финансы предприятий, учреждений и организаций;

- страховые отношения;

- государственные финансы.

Под субъектами управления понимаются организационные структуры, которые осуществляют управление, а именно:

- финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

- страховые органы;

- финансовые органы и налоговые инспекции.

 Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:

- финансовое планирование - занимает важное место в системе управления финансами. Оценивает состояние финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, — на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Составными частями финансового планирования являются бюджетное и налоговое планирование;

- стратегическое управление -заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов а реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;

-оперативное управление - совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов;

Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

-финансовый контроль - осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования.

Управление государственными финансами имеет целью обес­печение:

а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц;

б) бездефицитного государственного бюджета;

в) устойчивости национальной валю­ты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

 

       12.Органы осуществляющие управление финансами в Российской Федерации.

В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

- профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;

- Счетная палата РФ;

- Министерство финансов РФ и его органы на местах;

- Центральный банк РФ;

- Министерство РФ по налогам и сборам;

- Государственный таможенный комитет РФ;

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

- Министерство государственного имущества;

- исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

- Федеральная служба налоговой полиции РФ упразднена Указом президента РФ № 306 от 11.03.2003. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы МВД РФ.

 

       13.Государственные институты участвующие в управлении финансами.

На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:

1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.

Федеральное казначейство в РФ является подразделение Министерства финансов. Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;

3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетный. Основными задачами Счетной пала­ты являются

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих сходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий .

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных плате­жей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением на­логового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

2) вести учет и проводить проверки налого­плательщиков;

3) ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически по­ступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

4) осу­ществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответствен­ность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся:

1) проведение налоговых про­верок по налогам, взимаемых таможенными органами;

2) провер­ка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

3) приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

4) взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

 

7 Финансовое планирование и прогнозирование.

 

       14.Нназначение финансового планирования и его методы.

Как и в любой системе управления социально-экономически­ми процессами, главными этапами выступают планирование и контроль.

В литературе существуют различные определения финансового планирования. В общем виде под финансовым планированием, подразумевается процесс разработки и реализации финансовых планов. Финансовый план, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему творческого ана­лиза, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей. Сведение планирования, например, к разработке формальной модели деятельности предприятия и на ее основе определения системы плановых финансовых показателей, что зачастую используется на практике, можно рассматривать лишь как рабочую схему финансового планирования. Следует иметь в виду, что в процессе финансового планирования должны учитываться многие неформализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования того или иного субъекта.

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации могут формироваться внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Выделяют следующие этапы финансового планирования:

• исследование финансовых результатов деятельности предприятия;

• разработку прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;

• определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;

• прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных и внешних;

• создание и поддержание системы управления финансами предприятия;

• разработку процедур оперативного изменения сформированных планов.

Первостепенное значение в процессе финансового планирования имеет использование прогрессивных методов планирования. Среди них принято выделять четыре наиболее существенных метода:

метод коэффициентов, при котором планируемый показатель финансового плана рассчитывается на основе показателя текуще­го года, измененного на величину коэффициента, отражающего динамику развития процесса за предыдущие несколько лет;

нормативный метод, основанный на использовании установ­ленных норм и нормативов;

метод математического моделирования, заключающийся в по­строении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов;

балансовый метод, в результате использования которого осуще­ствляется согласование направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования.

 

       15.Виды финансового планирования.

Финансовое планирование по срокам делится на стратегиче­ское, текущее и оперативное.

В ходе стратегического планирования определяется движение денежных средств на длительный период (3—5 лет) с учетом долго­срочных вложений и выгоды. Примером стратегического плани­рования на предприятии является составление бизнес-плана. Це­лью его, как правило, является разработка стратегии финансиро­вания и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финанси­рованию новой производственной программы.

Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере на следующие вопросы.

• Каков размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь?

• Каким образом будет использоваться этот капитал?

• Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы возможные источники привлечения финансовых ресурсов?

• На какие уровни поступления денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?

Текущее планирование определяет задания на текущий финан­совый год, детализируемые на более короткие периоды времени (например, с разбивкой по кварталам). Текущий план часто явля­ется составной частью перспективного плана и представляет со­бой документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доход­ных и расходных статей планируемого года. К текущим финансо­вым планам относятся баланс доходов и расходов в коммерческих организациях и сметы в бюджетных учреждениях.

Главными функциями текущего финансового планирования являются:

• определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления: производственной, инвестиционной, маркетинговой, научно-проектной и изыскательской деятельности, социальных проектов;

• планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг);

• планирование денежных потоков;

• планирование (прогнозирование) прибыли от деятельности предприятия в целом;

• планирование доходности инвестиций.

Оперативное финансовое планирование охватывает короткие промежутки времени (от 5 дней до 3 месяцев) и заключается в оп­ределении конкретной последовательности и сроков осуществле­ния всех текущих расчетов с поставщиками, работниками пред­приятия, бюджетом и внебюджетными фондами, кредитными организациями и т.п. В рамках оперативного финансового пла­нирования составляются такие виды планов, как платежный ка­лендарь, кассовый план и расчет потребности в краткосрочном кредите.

 

       16.Финансовое прогнозирование.

Финансовое планирование и прогнозирование — это важней­шие составные элементы управления финансами. Они использу­ются для научного обоснования текущего и перспективного раз­вития экономики, изменений в конкретном периоде темпов рос­та отдельных отраслей, звеньев хозяйства.

Под прогнозированием понимается разработка и составление прогнозов, то есть научно обоснованных гипотез о вероятном буду­щем состоянии экономической системы и экономических объек­тов и характеризующих это состояние показателей.

Финансовое прогнозирование широко используется на центра­лизованном и децентрализованном уровнях как инструмент науч­ного предвидения, вариантного анализа, получения дополнитель­ной информации при выработке решений. В рыночной экономи­ке распространено прогнозирование спроса, рыночной конъюнк­туры и т.п.

Финансовое прогнозирование — это прежде всего предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главная цель финансового прогнозирования — определенна реально возможного объема финансовых ресурсов и потребности в них в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.

 


Финансовый механизм.

 

        17.Понятие финансового механизма и его составных частей.

Финансовый механизм представляет собой совокупность спосо­бов организации финансовых отношений, применяемых общест­вом для обеспечения условий социально-экономического разви­тия. Финансовый механизм включает виды, формы, методы орга­низации финансовых отношений и способы их количественного определения.

Структура финансового механизма состоит из различных эле­ментов, соответствующих многочисленным финансовым отноше­ниям. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет большое количество видов, форм и методов их организации (т.е. элементов финансового механизма). Государство, основываясь на действии экономических законов, закономерностях развития финансов и задачах экономической политики, устанавливает ме­тоды распределения созданного продукта, национального дохода. Формы денежных накоплений; предусматривает виды платежей; определяет принципы и направления использования государст­венных финансовых ресурсов и т.д.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений эко­номики, на основе построения финансовой системы финансо­вый механизм подразделяется на финансовый механизм хозяйст­вующих субъектов, страховой, механизм государственных и муни­ципальных финансов. Каждый из них включает соответствующие структурные звенья. Так, механизм государственных финансов включает бюджетный механизм, механизм внебюджетных фон­дов, государственного кредита, финансовый механизм государст­венных (унитарных, казенных) предприятий.

Так финансовый механизм предприятий - это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, станавливаемые государством в соответствии с требованиями экономических законов.

Это система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании, стимулировании и использовании финансовых ресурсов.

Структура финансового механизма включает 5 элементов:

- финансовый метод - это способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (налогообложение, страхование, инвестирование, планирование, прогнозирование и т. д.);

- финансовый рычаг это прием действий финансового метода (прибыль, доход, амортизация, арендная плата, курсы валют, процентная ставка, стоимость ценных бумаг и т. д.);

- правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и другие документы органов управления);

- нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы, выпускаемые Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и т. д.);

- информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию, рейтинговые агентства, составляющие и публикующие рейтинги предприятий, банков, организаций).

 

Финансовый контроль.

 

       18.Понятие финансового контроля, его виды.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.

Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль включает в себя не только оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.

Предметом финансового контроля выступают различные фи­нансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уров­ней; размеры налоговых платежей; доходы хозяйствующих субъектов; их издержки обращения; себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируе­мых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Существующие формы финансового контроля, применяемые на практике, можно классифицировать по следующим признакам:

по регламенту осуществления выделяют обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроли;

по времени проведения — предварительный, текущий и последующий контроли;

по субъектам контроля — государственный (в том числе пpeзидентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) контроль;

по объектам контроля — бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1. Государственный контроль: общегосударственный (вневедомственный) и ведомственный;

2. Негосударственный контроль.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.