69.Правовая база функционирования государственных социальных внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г.
Фонд социального страхования Российской Федерации создан согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. Положение о ФССР утверждено 12 февраля 1992 г.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования образован в соответствии с Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 г. № 1499-11 в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. В субъектах РФ были сформированы территориальные фонды ОМС.
70.Единый социальный налог.
Единый социальный налог введен в действие Налоговым коксом РФ с 1 января 2001 г. Предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Его налогоплательщиками являются две группы лиц:
группа 1 — работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;
группа 2 — индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.
Объектом налогообложения для исчисления налога являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг); авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.
Для второй группы налогоплательщиков объектом налогообложения для исчисления социального налога являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, принимающих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Не подлежат обложению государственные пособия, компенсационные выплаты, суммы страховых платежей, выплачиваемых организацией по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, и некоторые другие виды доходов, установленные Налоговым кодексом РФ. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате социального налога для отдельных налогоплательщиков.
Ставки социального налога дифференцированы для различных групп и категорий налогоплательщиков. С 1 января 2005 года ставки ЕСН снижаются с 35,6% до 26%. При этом планка налоговой базы увеличена со 100 тыс.руб. до 280 тыс.руб.
Так, для налогоплательщиков первой группы — работодателей, производящих выплаты наемным работникам, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств — общая суммарная ставка при доходе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. составляет 26%,
в том числе в Федеральный бюджет – 20% (ФБ-6%, ПФ – 14%),
в Фонд социального страхования — 3,2%,
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,8%,
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%.
Для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции и т. д. (т. е. исключенных из первой группы), ставка социального налога при налоговой базе нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. составляет 20%,
в том числе в Федеральный бюджет — 15,8%,
в Фонд социального страхования – 2,2%,
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,8,
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 1,2%. Для адвокатов Налоговый кодекс предусматривает особый порядок как уплаты, так и установления ставки налога.
Для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции и т. д. (т. е. исключенных из первой группы), суммарная ставка при доходе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. установлена в размере 26,1%, в том числе в Пенсионный фонд — 20,6, в Фонд социального страхования — 2,9, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно 0,1 и 2,5%.
Для второй группы налогоплательщиков ставка социального налога при налоговой базе нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. составляет 10%,
в том числе в Федеральный бюджет — 7,3%,
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,8%,
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 1,9%. Для данной категории налогоплательщиков социальный налог не предусматривает отчислений в Фонд социального страхования.
Для адвокатов Налоговый кодекс предусматривает особый порядок как уплаты, так и установления ставки налога.
Сумма социального налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы.
Отличительной особенностью социального налога является регрессивный характер установления ставки налога для всех категорий налогоплательщиков: с ростом налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года ставка налога уменьшается.
71.Пенсионный фонд РФ.
Пенсионный фонд России - это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.
Основной принцип, положенный в основу создания пенсионных фондов, - принцип солидарности поколений. Его суть состоит в необходимости обеспечения заработанного конкретным человеком материального уровня путем перераспределения средств как во времени, так и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми страховыми отчислениями уже обеспечил себе определенный прожиточный уровень в будущем, который должен быть гарантирован в независимости от наличия средств в конкретном фонде.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
Источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают:
- средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
-средства федерального бюджета, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- доходы от коммерческих операций.
Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые в Пенсионном фонде, используются:
- на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);
- оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
- повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни;
- содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;
-участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;
- осуществление коммерческих операций фонда;
- другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.
Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:
-выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
- пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
- организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через Уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах региональных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ для обеспечения сбалансированности доходов и расходов осуществляет Правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об исполнении бюджета представляются Правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.
72.Фонд социального страхования РФ.
Фонд государственного социального страхования является важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем пли иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе. Оп представляет собой централизованный
денежный фонд государства, создаваемый страховым методом. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
К основным источникам формирования средств Фонда государственного социального страхования относятся:
- средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
- средства федерального бюджета;
- средства, вырученные системой социального страхования от реализации путевок в санатории и дома отдыха;
- другие поступления и взносы.
Средства Фонда государственного социального страхования расходуются по следующим основным направлениям:
- выплата пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.). Кроме того, предусмотрены единовременные выплаты: при рождении ребенка, на погребение;
- обеспечение финансирования санаторно-курортного обслуживания работников. Из средств фонда государственного социального страхования выплачивается полностью или частично приобретение трудящимся разнообразных путевок в санатории, дома отдыха, детские лагеря и т. п.;
- на финансовое обеспечение процесса социальной и профессиональной адаптации инвалидов, содержание санаториев-профилакториев, ремонт и аренду оздоровительных лагерей, внешкольное обслуживание детей и т. д.
Наиболее крупными статьями бюджета ФСС являются выплаты по временной нетрудоспособности вместе с выплатами пособий на детей (порядка 60%), на санаторно-курортное обслуживание (порядка 30%). Выплаты пособий семьям, имеющим детей, составляют порядка 20% бюджета ФСС. В условиях низкой рождаемости такая доля на выплату пособий семьям, имеющим детей, представляется крайне низкой. Ее вполне можно было бы увеличить по крайней мере в два раза за счет доли на санаторно-курортное лечение, оздоровление и проезда к месту отдыха и лечения.
73.Фонд обязательного медицинского страхования.
Медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения.
Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим спою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ. Формирование финансовых ресурсов Фонда осуществляется за счет отчислений
от средств, аккумулированных посредством внесения единого социального налога. Средства Фонда обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности.
Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
По организационному признаку Фонд обязательного медицинского Страхования подразделяется на:
- федеральный фонд - создается Правительством РФ;
-территориальный фонд - создается правительствами республик в составе Российской Федерации, органами власти автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Основными задачами Фонда обязательного медицинского страхования являются:
-обеспечение предусмотренных законодательством мероприятий по всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
- поддержка финансовой устойчивости системы обязательного медицинского обслуживания;
- участие в разработке и осуществлении государственной политики в области охраны здоровья населения и др.
В функции фондов включается контроль за своевременным и полным поступлением взносов, а также за рациональным их использованием.
Около 10% бюджета используется на финансирование материально-технического и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения федерального уровня.
Структура расходов средств территориальных фондов ОМС дифференцирована по отдельным регионам. В среднем порядка 80% используется на финансирование программ обязательного медицинского страхования.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 298.