Для крупных энергоемких потребителей конкурентный энергорынок практически неприемлем из-за непредсказуемости в це-
* Допт > 0 только для избыточных АО-Энерго.
нообразовании на электроэнергию, поэтому второе направление работы связано с возможностью заключения прямых (двусторонних) договоров купли-продажи электрической энергии на базе установления долгосрочных тарифов.
Возможность применения в расчетах за потребленную электроэнергию долгосрочных фиксированных тарифов. В настоящее время в расчетах за электроэнергию применяются:
регулируемые тарифы — на регулируемом секторе оптового рынка и розничных (потребительских) рынках;
свободные цены — на свободном секторе оптового рынка. 1. Регулируемый рынок. В соответствии со ст. 2, 4 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.95 № 41-ФЗ государственное регулирование осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов, отображающих фактические затраты на ее производство, иные затраты, связанные с ее поставкой потребителям, а также нормируемую прибыль.
«Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее чем один год» — ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании...». Таким образом, можно предположить, что тариф может быть установлен на срок более одного года.
Данный вывод подтверждается также п. 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, в соответствии с которым при заключении прямых договоров купли-продажи электроэнергии, регулирующие органы с согласия организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и потребителя устанавливают тарифы на электроэнергию со сроком действия два и более лет. Однако такие тарифы должны отвечать сущности государственного регулирования (установления экономически обоснованных тарифов); даже если поставщик энергии согласится на установление долгосрочного тарифа, то риск его пересмотра велик (ФЭК, РЭК по своей инициативе и/или на основании решения суда), если тариф перестанет быть экономически обоснованным (не будет покрывать затраты + нормативную прибыль из-за роста инфляции и т.п.). Тем более что ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании...» предусматривает обязательное ежегодное утверждение тарифов на стадии формирования соответствующих бюджетов (Российской Федерации и ее субъектов). 2. Свободный рынок. В соответствии с п. 5. Правил оптового рынка электроэнергии переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.03 № 643, оптовая торговля электроэнергией в секторе свободной торговли осуществляется посредством свободного определения цен
и объемов поставки электроэнергии в рамках двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии. Указанное условие предоставляет субъектам рассматриваемых договорных правоотношений право самостоятельно определять стоимость электроэнергии, в том числе на долгосрочную перспективу. Данный тариф не является регулируемым и устанавливается по соглашению сторон.
Возможность реализации электроэнергии на свободном секторе ограничена 30%-ю планового почасового потребления. Субъекты двусторонних (прямых) договоров обязаны оплачивать на равных со всеми остальными участниками сектора свободной торговли условиях потери электроэнергии и стоимость системных ограничений (если между сторонами такого договора расстояние составляет более 80 км и имеются системные ограничения). Данное условие осложняет возможность долгосрочного планирования суммарных расходов по оплате энергоресурсов необходимостью оплаты дополнительной разности узловых цен.
Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» со дня перехода к целевой модели оптового рынка (100% реализации энергии по свободным ценам ориентировочно 2007 — 2008 гг.) прекращает свое действие Федеральный закон «О государственном регулировании...», а следовательно, исключается возможность применения в расчетах тарифов, установленных ФЭК и РЭК субъектов Российской Федерации (вся энергия реализуется по свободным ценам).
На основании изложенного, возможность применения в расчетах долгосрочных регулируемых и/или долгосрочных тарифов затруднена недостаточным правовым регулированием данного вопроса.
В регулируемом секторе рынка необходимо:
внести поправки в Федеральный закон «О государственном регулировании...», указывающие, что долгосрочные тарифы, установленные органом регулирования на срок от 2 до 15 лет, рассчитываются исходя из прогноза изменения затрат энергоснабжающей организации на период действия тарифов. Затраты могут быть пересмотрены с учетом изменения цен на топливо, основные материалы, изменения в налоговой системе, а по остальным статьям затрат необходимо проводить корректировку пропорционально отклонениям фактической инфляции от заложенной в плановых долгосрочных тарифах;
разработать глубокую методику расчета долгосрочных тарифов. Кроме того, в условиях реформирования электроэнергетики возникает проблема правопреемственности в случае ее банкротства (тогда потребитель выступает в роли кредитора), ее реорганизации, глубоких аварий и т.д. Следовательно, необходимо принятие нового закона о формировании долгосрочных контрактов и тарифов на электрическую энергию;
включить норму в Правила оптового рынка (и/или Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.03 № 35-ФЗ) о том, что при переходе к свободному ценообразованию на электрическую энергию сохраняются и продолжают действовать долгосрочные тарифы, установленные регулирующим органом, до истечения срока, на который они были установлены;
утвердить методику расчета долгосрочных тарифов.
Для свободного сектора оптового рынка необходимо установить в Правилах оптового рынка, что потери по прямым договорам оплачиваются по цене энергии по прямому договору и исходя из фактической величины потерь.
Возможность заключения двусторонних (прямых) договоров куп ли-продажи электроэнергии. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» порядок заключения и реализации двусторонних договоров регулируется в рамках работы:
на оптовом рыке — Правилами оптового рынка;
розничном рынке — Положением о функционировании розничных рынков.
1. Розничный (потребительский) рынок. В настоящее время отсутствует положение о функционировании розничных рынков. Однако Основы ценообразования и Правила государственного регулирования содержат условия о порядке формирования стоимости электроэнергии, реализуемой по прямым договорам купли-продажи электроэнергии. Для развития названных актов ФЭК России в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.02 № 49-э/8, подтвердила данную возможность.
При таких обстоятельствах, учитывая названные нормы, не исключается возможность заключения двусторонних (прямых) договоров купли-продажи электроэнергии на розничном (потребительском) рынке.
2. Оптовый рынок. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.03 № 643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода. В соответствии с п. 1 названных Правил торговля электроэнергией на оптовом рынке осуществляется:
на регулируемом секторе — по тарифам, утверждаемым ФЭК России;
в секторе свободной торговли — по прямым (двусторонним) договорам либо в форме отбора ценовых заявок покупателей и продавцов по свободным (нерегулируемым) ценам.
Учитывая требования данной нормы, следует отметить, что возможность заключения двусторонних договоров купли-продажи прямо предусмотрена только в рамках работы на свободном сек-
торе оптового рынка. Иные нормы названных Правил также регламентируют порядок заключения и исполнения двусторонних сговоров только в рамках работы такого сектора.
В соответствии с положениями Основных принципов функционирования и развития Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.96 № 793, поставщики осуществляют поставку на оптовый рынок, а покупатели — потребление с оптового рынка без заключения между собой соответствующих договоров. Прикрепление покупателей электроэнергии к производителям (поставщикам) электроэнергии осуществляет ЗАО «ЦЦР ФОРЭМ» по результатам работы за каждый месяц.
Из изложенного выше следует, что двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии могут быть заключены в рамках работы на свободном секторе оптового рынка на часть энергопотребления соответствующего покупателя. Действующее законодательство Российской Федерации не исключает возможности применения двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии.
В регулируемом секторе рынка необходимо:
внести поправки в Федеральный закон «О государственном регулировании...», указывающие на то, что на регулируемом секторе оптового рынка могут устанавливаться долгосрочные тарифы на электроэнергию в рамках исполнения долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии (мощности);
сохранить нормы п. 6 Основ ценообразования, п. 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, предусматривающие возможность заключения двусторонних договоров, указав, что данная норма применяется к отношениям на регулируемом секторе оптового рынка;
в Правила оптового рынка (и/или Федерального закона «Об электроэнергетике») включить норму о том, что при переходе к свободному ценообразованию на электрическую энергию сохраняются и продолжают действовать долгосрочные (прямые) договоры, а также долгосрочные тарифы, установленные регулирующим органом, до истечения срока, на который они были установлены (заключены);
в разрабатываемом в настоящее время проекте Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, иных актах четко отразить возможность (порядок) заключения долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии с применением в расчетах тарифов (ставок), в том числе определяемых в соответствии с упомянутыми положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.02 № 226,
а также установить обязательный порядок заключения таких договоров в отношении отдельных потребителей.
Инвестиционные тарифы. Как разновидность предыдущей проблемы предлагается к рассмотрению также тема долгосрочных инвестиционных тарифов на электроэнергию. Инвестицион ный тариф может представлять собой долгосрочный тариф на электрическую энергию, установленный государственным органом на длительный период времени (до 15 лет), для вновь создаваемых (реконструируемых) энергоемких промышленных производств. Предполагается, что инвестиционный тариф может действовать и после окончания переходного периода реформирования электроэнергетики.
Основанием для предоставления инвестиционного тарифа должно являться решение Правительства Российской Федерации о включении инвестиционного проекта на создание (строительство) или реконструкцию энергоемкого промышленного производства в реестр инвестиционных проектов энергоемких промышленных производств.
Для получения инвестиционного тарифа инвестор направляет в Правительство Российской Федерации заявление и проект технико-экономического обоснования строительства (реконструкции) энергоемкого промышленного производства, согласованный с администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти дают свое заключение о целесообразности включения инвестиционного тарифа в реестр.
Федеральный орган государственного регулирования цен рассчитывает и предоставляет в Правительство Российской Федерации рекомендации по выбору производителя (производителей) электрической энергии и мощности, расчет предельных уровней и предельных сроков предоставления инвестиционного тарифа. По сути — это разновидность государственного займа, а по технологии — это возможная привязка к АЭС или ГЭС как базовым генератором для крупных потребителей.
По результатам рассмотрения ходатайства с учетом заключений министерств и ведомств Правительство Российской Федерации принимает решение о включении инвестиционного проекта в реестр. Соответствующий орган государственного регулирования цен (тарифов) в месячный срок с момента обращения инвестора с заявлением об установлении инвестиционного тарифа производит расчет и устанавливает его в рамках предельных уровней, определенных решением Правительства Российской Федерации.
Инвестиционный тариф представляется на полный объем энергии. Он фиксируется на уровне удельных переменных затрат генерирующей компании и дополнительной премии, а если будут вво-
диться новые генерирующие мощности, то добавляется инвестиционная составляющая. Под удельными переменными затратами понимаются дополнительные затраты, которые несет генерирующая компания для производства и реализации электрической энергии, приведенные на 1 кВт • ч отпуска новому потребителю. При этом заинтересованность производителя электрической энергии строится на получении дополнительной премии. Инвестиционный тариф утверждается для определенной генерирующей компании или, в случае недостатка свободных мощностей, группы генерирующих компаний, в том числе станций, выведенных на ФОРЭМ.
Внедрения инвестиционного тарифа имеет следующие преимущества:
обеспечение приемлемых условий для увеличения объема инвестиций в развитие производства в России для энергоемких производств;
улучшение инвестиционного климата за счет фиксированного (заранее известного поэтапного изменения) тарифа на срок окупаемости проекта;
улучшение социально-экономической ситуации за счет создания дополнительных рабочих мест и роста дохода населения;
увеличение поступлений в федеральный, региональные и местные бюджеты;
получение генерирующими и энергоснабжающими компаниями дополнительного дохода от более полного использования производственных мощностей и увеличения их рынка сбыта;
эффективное долгосрочное управление спросом на электрическую энергию, позволяющее оптимально развивать энергетическую отрасль и привлекать дополнительные инвестиции в дополнительные генерирующие мощности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.