Совершенствование тарифной политики для энергоемких отраслей промышленности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для крупных энергоемких потребителей конкурентный энер­горынок практически неприемлем из-за непредсказуемости в це-

* Допт > 0 только для избыточных АО-Энерго.


нообразовании на электроэнергию, поэтому второе направление работы связано с возможностью заключения прямых (двусторон­них) договоров купли-продажи электрической энергии на базе установления долгосрочных тарифов.

Возможность применения в расчетах за потребленную электро­энергию долгосрочных фиксированных тарифов. В настоящее время в расчетах за электроэнергию применяются:

регулируемые тарифы — на регулируемом секторе оптового рын­ка и розничных (потребительских) рынках;

свободные цены — на свободном секторе оптового рынка.    1. Регулируемый рынок. В соответствии со ст. 2, 4 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электри­ческую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.95 № 41-ФЗ государственное регулирование осуществляется посред­ством установления экономически обоснованных тарифов, ото­бражающих фактические затраты на ее производство, иные затра­ты, связанные с ее поставкой потребителям, а также нормируе­мую прибыль.

«Срок действия установленных тарифов и (или) их предель­ных уровней не может быть менее чем один год» — ст. 2 Федераль­ного закона «О государственном регулировании...». Таким обра­зом, можно предположить, что тариф может быть установлен на срок более одного года.

    Данный вывод подтверждается также п. 3 Правил государствен­ного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, в соответствии с которым при заключении прямых договоров купли-продажи элек­троэнергии, регулирующие органы с согласия организации, осу­ществляющей регулируемую деятельность, и потребителя уста­навливают тарифы на электроэнергию со сроком действия два и более лет. Однако такие тарифы должны отвечать сущности госу­дарственного регулирования (установления экономически обосно­ванных тарифов); даже если поставщик энергии согласится на установление долгосрочного тарифа, то риск его пересмотра ве­лик (ФЭК, РЭК по своей инициативе и/или на основании реше­ния суда), если тариф перестанет быть экономически обоснован­ным (не будет покрывать затраты + нормативную прибыль из-за роста инфляции и т.п.). Тем более что ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании...» предусматривает обязатель­ное ежегодное утверждение тарифов на стадии формирования со­ответствующих бюджетов (Российской Федерации и ее субъектов).                                         2. Свободный рынок. В соответствии с п. 5. Правил оптового рын­ка электроэнергии переходного периода, утвержденных Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 24.10.03 № 643, оптовая торговля электроэнергией в секторе свободной торговли осуществляется посредством свободного определения цен


и объемов поставки электроэнергии в рамках двусторонних дого­воров купли-продажи электрической энергии. Указанное условие предоставляет субъектам рассматриваемых договорных правоот­ношений право самостоятельно определять стоимость электроэнер­гии, в том числе на долгосрочную перспективу. Данный тариф не является регулируемым и устанавливается по соглашению сторон.

Возможность реализации электроэнергии на свободном секто­ре ограничена 30%-ю планового почасового потребления. Субъек­ты двусторонних (прямых) договоров обязаны оплачивать на рав­ных со всеми остальными участниками сектора свободной торгов­ли условиях потери электроэнергии и стоимость системных огра­ничений (если между сторонами такого договора расстояние со­ставляет более 80 км и имеются системные ограничения). Данное условие осложняет возможность долгосрочного планирования сум­марных расходов по оплате энергоресурсов необходимостью оплаты дополнительной разности узловых цен.

Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 2 Феде­рального закона «Об особенностях функционирования электро­энергетики в переходный период» со дня перехода к целевой мо­дели оптового рынка (100% реализации энергии по свободным ценам ориентировочно 2007 — 2008 гг.) прекращает свое действие Федеральный закон «О государственном регулировании...», а сле­довательно, исключается возможность применения в расчетах та­рифов, установленных ФЭК и РЭК субъектов Российской Феде­рации (вся энергия реализуется по свободным ценам).

На основании изложенного, возможность применения в расчетах долгосрочных регулируемых и/или долгосрочных тарифов затруднена недостаточным правовым регулированием данного вопроса.

В регулируемом секторе рынка необходимо:

внести поправки в Федеральный закон «О государственном ре­гулировании...», указывающие, что долгосрочные тарифы, уста­новленные органом регулирования на срок от 2 до 15 лет, рассчи­тываются исходя из прогноза изменения затрат энергоснабжающей организации на период действия тарифов. Затраты могут быть пе­ресмотрены с учетом изменения цен на топливо, основные мате­риалы, изменения в налоговой системе, а по остальным статьям затрат необходимо проводить корректировку пропорционально от­клонениям фактической инфляции от заложенной в плановых дол­госрочных тарифах;

разработать глубокую методику расчета долгосрочных тарифов. Кроме того, в условиях реформирования электроэнергетики воз­никает проблема правопреемственности в случае ее банкротства (тогда потребитель выступает в роли кредитора), ее реорганиза­ции, глубоких аварий и т.д. Следовательно, необходимо принятие нового закона о формировании долгосрочных контрактов и тари­фов на электрическую энергию;


включить норму в Правила оптового рынка (и/или Федераль­ный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.03 № 35-ФЗ) о том, что при переходе к свободному ценообразованию на электриче­скую энергию сохраняются и продолжают действовать долгосроч­ные тарифы, установленные регулирующим органом, до истече­ния срока, на который они были установлены;

утвердить методику расчета долгосрочных тарифов.

Для свободного сектора оптового рынка необходимо устано­вить в Правилах оптового рынка, что потери по прямым догово­рам оплачиваются по цене энергии по прямому договору и исходя из фактической величины потерь.

Возможность заключения двусторонних (прямых) договоров куп­ ли-продажи электроэнергии. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» порядок заключения и реализа­ции двусторонних договоров регулируется в рамках работы:

на оптовом рыке — Правилами оптового рынка;

розничном рынке — Положением о функционировании роз­ничных рынков.

1. Розничный (потребительский) рынок. В настоящее время отсут­ствует положение о функционировании розничных рынков. Одна­ко Основы ценообразования и Правила государственного регули­рования содержат условия о порядке формирования стоимости электроэнергии, реализуемой по прямым договорам купли-про­дажи электроэнергии. Для развития названных актов ФЭК России в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потре­бительском) рынке, утвержденных Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 31.07.02 № 49-э/8, подтвердила данную возможность.

При таких обстоятельствах, учитывая названные нормы, не ис­ключается возможность заключения двусторонних (прямых) до­говоров купли-продажи электроэнергии на розничном (потреби­тельском) рынке.

2. Оптовый рынок. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.03 № 643 утверждены Правила оптового рын­ка электрической энергии (мощности) переходного периода. В со­ответствии с п. 1 названных Правил торговля электроэнергией на оптовом рынке осуществляется:

на регулируемом секторе — по тарифам, утверждаемым ФЭК России;

в секторе свободной торговли — по прямым (двусторонним) договорам либо в форме отбора ценовых заявок покупателей и продавцов по свободным (нерегулируемым) ценам.

Учитывая требования данной нормы, следует отметить, что возможность заключения двусторонних договоров купли-продажи прямо предусмотрена только в рамках работы на свободном сек-


торе оптового рынка. Иные нормы названных Правил также рег­ламентируют порядок заключения и исполнения двусторонних сговоров только в рамках работы такого сектора.

В соответствии с положениями Основных принципов функцио­нирования и развития Федерального (общероссийского) оптово­го рынка электрической энергии (мощности), утвержденных По­становлением Правительства Российской Федерации от 12.07.96 № 793, поставщики осуществляют поставку на оптовый рынок, а покупатели — потребление с оптового рынка без заключения между собой соответствующих договоров. Прикрепление покупателей электроэнергии к производителям (поставщикам) электроэнер­гии осуществляет ЗАО «ЦЦР ФОРЭМ» по результатам работы за каждый месяц.

Из изложенного выше следует, что двусторонние договоры куп­ли-продажи электроэнергии могут быть заключены в рамках рабо­ты на свободном секторе оптового рынка на часть энергопотребления соответствующего покупателя. Действующее законодательство Рос­сийской Федерации не исключает возможности применения дву­сторонних договоров купли-продажи электроэнергии.

В регулируемом секторе рынка необходимо:

внести поправки в Федеральный закон «О государственном регулировании...», указывающие на то, что на регулируемом секторе оптового рынка могут устанавливаться долгосрочные тарифы на электроэнергию в рамках исполнения долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии (мощ­ности);

сохранить нормы п. 6 Основ ценообразования, п. 3 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, предусматривающие воз­можность заключения двусторонних договоров, указав, что дан­ная норма применяется к отношениям на регулируемом секторе оптового рынка;

в Правила оптового рынка (и/или Федерального закона «Об электроэнергетике») включить норму о том, что при переходе к свободному ценообразованию на электрическую энергию сохра­няются и продолжают действовать долгосрочные (прямые) дого­воры, а также долгосрочные тарифы, установленные регулиру­ющим органом, до истечения срока, на который они были уста­новлены (заключены);

в разрабатываемом в настоящее время проекте Правил функ­ционирования розничных рынков электрической энергии, иных актах четко отразить возможность (порядок) заключения долго­срочных двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии с применением в расчетах тарифов (ставок), в том числе опреде­ляемых в соответствии с упомянутыми положениями Постанов­ления Правительства Российской Федерации от 02.04.02 № 226,


а также установить обязательный порядок заключения таких дого­воров в отношении отдельных потребителей.

Инвестиционные тарифы. Как разновидность предыдущей проблемы предлагается к рассмотрению также тема долгосроч­ных инвестиционных тарифов на электроэнергию. Инвестицион­ ный тариф может представлять собой долгосрочный тариф на электрическую энергию, установленный государственным орга­ном на длительный период времени (до 15 лет), для вновь созда­ваемых (реконструируемых) энергоемких промышленных про­изводств. Предполагается, что инвестиционный тариф может действовать и после окончания переходного периода реформи­рования электроэнергетики.

Основанием для предоставления инвестиционного тарифа дол­жно являться решение Правительства Российской Федерации о включении инвестиционного проекта на создание (строительство) или реконструкцию энергоемкого промышленного производства в реестр инвестиционных проектов энергоемких промышленных производств.

Для получения инвестиционного тарифа инвестор направляет в Правительство Российской Федерации заявление и проект тех­нико-экономического обоснования строительства (реконструкции) энергоемкого промышленного производства, согласованный с ад­министрацией соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти дают свое заклю­чение о целесообразности включения инвестиционного тарифа в реестр.

Федеральный орган государственного регулирования цен рас­считывает и предоставляет в Правительство Российской Федера­ции рекомендации по выбору производителя (производителей) электрической энергии и мощности, расчет предельных уровней и предельных сроков предоставления инвестиционного тарифа. По сути — это разновидность государственного займа, а по технологии — это возможная привязка к АЭС или ГЭС как базо­вым генератором для крупных потребителей.

По результатам рассмотрения ходатайства с учетом заключе­ний министерств и ведомств Правительство Российской Федера­ции принимает решение о включении инвестиционного проекта в реестр. Соответствующий орган государственного регулирова­ния цен (тарифов) в месячный срок с момента обращения инве­стора с заявлением об установлении инвестиционного тарифа производит расчет и устанавливает его в рамках предельных уров­ней, определенных решением Правительства Российской Феде­рации.

Инвестиционный тариф представляется на полный объем энер­гии. Он фиксируется на уровне удельных переменных затрат гене­рирующей компании и дополнительной премии, а если будут вво-


диться новые генерирующие мощности, то добавляется инвести­ционная составляющая. Под удельными переменными затратами по­нимаются дополнительные затраты, которые несет генерирующая компания для производства и реализации электрической энергии, приведенные на 1 кВт • ч отпуска новому потребителю. При этом заинтересованность производителя электрической энергии строит­ся на получении дополнительной премии. Инвестиционный тариф утверждается для определенной генерирующей компании или, в случае недостатка свободных мощностей, группы генерирующих компаний, в том числе станций, выведенных на ФОРЭМ.

Внедрения инвестиционного тарифа имеет следующие преиму­щества:

обеспечение приемлемых условий для увеличения объема инвестиций в развитие производства в России для энергоемких производств;

улучшение инвестиционного климата за счет фиксированного (заранее известного поэтапного изменения) тарифа на срок оку­паемости проекта;

улучшение социально-экономической ситуации за счет созда­ния дополнительных рабочих мест и роста дохода населения;

увеличение поступлений в федеральный, региональные и мест­ные бюджеты;

получение генерирующими и энергоснабжающими компания­ми дополнительного дохода от более полного использования про­изводственных мощностей и увеличения их рынка сбыта;

эффективное долгосрочное управление спросом на электри­ческую энергию, позволяющее оптимально развивать энергети­ческую отрасль и привлекать дополнительные инвестиции в до­полнительные генерирующие мощности.







Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.