ПРОИЗВЕДЕНИИ. ОСОБЕННОСТИ
ЧЕХОВСКОГО ЮМОРА
Цели деятельности учителя: совместно с учащимися на основе анализа рассказа «Хирургия» выяснить, какими средствами писатель создает юмористическую ситуацию, что такое юмор и какую задачу он выполняет; обменяться впечатлениями о прочитанных юмористических рассказах Чехова; учить школьников выразительному и внимательному чтению произведений Чехова, понаблюдать за языком рассказов, смыслом заголовков, особенностями композиции, обратить внимание на «говорящие» фамилии героев.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные знания: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников. Рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Оборудование: иллюстрации к рассказам А. П. Чехова.
Ход урока
I . Выразительное чтение рассказа А. П. Чехова «Хирургия» (или инсценирование).
II. Беседа с учащимися по вопросам домашнего задания. (см. учебник, с. 268).
Вопросы:
1. О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов?
2. Что побудило писателя к созданию рассказа – собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или... собственные размышления о провинциальных лекарях?
3. Как выглядела земская больница? Расскажите о пациентах. На что намекает автор, давая своим героям фамилии Вонмигласов, Курятин?
4. Кто из героев вызывает смех? сочувствие?
5. Что такое юмор? Можно ли рассказ назвать юмористическим? На чем основан юмор этого рассказа?
6. Найдите высказывания фельдшера о хирургии. Что хочет сказать герой, и что говорит о нем автор?
7. Обратите внимание на то, как «работает» фельдшер. О чем эти действия рассказывают читателю?
8. Какой вывод можно сделать о «врачебном искусстве» фельдшера, о его культуре?
9. Понятен ли вам язык чеховского рассказа?
Многие рассказы Чехова занимают 2—3 страницы. Но автор умеет кратко и просто изобразить явления жизни и обыкновенных людей, передать глубокое содержание и доставить высокое художественное наслаждение. Чеховская простота — это результат огромного труда писателя. Вот что Чехов однажды посоветовал М. Горькому: «Еще совет: читал корректуру, вычеркивай те, где можно, определения существительных и глаголов». В основе чеховского юмора не просто наблюдательность автора, живопись языка: искра смешного высекается, когда сталкивается несовместимое. Чехов смеется над несуразностью поведения своих героев, над их речью. Но чаще всего чеховский смех имеет грустный оттенок.
III. Чтение по учебнику статьи «О смешном в литературном произведении» (с. 269-270).
— Какие произведения вызывают у вас веселый, добродушный смех?
— Какие произведения Чехова вы назвали бы юмористическими?
— Какие рассказы Чехова вы прочитали дома? (Пересказ произведений «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Певчие» и др.)
I V . Литература и изобразительное искусство.
— Как вы проиллюстрировали произведения Чехова?
Работа по вопросам и заданиям в учебнике, с. 268.
Учащиеся демонстрируют свои работы, следует просмотр и обсуждение.
Домашнее задание: прочитать рассказ Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».
Урок 39. Д. В. ГРИГОРОВИЧ.
«ГУТТАПЕРЧЕВЫЙ МАЛЬЧИК»
(внеклассное чтение)
Цели деятельности учителя: познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России ХIХ в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью; помочь учащимся стать настоящими читателями.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока
Дата: 2018-12-21, просмотров: 404.