«Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях
основного и среднего общего образования»
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 1
- Основные классы неорганических соединений. Оксиды, основания. Принципы классификации, химические свойства и способы получения.
- Разнообразие способов проникновения вирусного генома в клетку хозяина в различных комбинациях «вирус – клетка»: первые фазы инфекции при заражении бактериофагами, вирусами животных (пикорнавирусы, парамиксовирусы), вирусами растений.
- Метод проектов на уроках химии, биологии.
| |
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 2
- Основные законы и понятия химии (закон сохранения массы и энергии, закон постоянства состава и кратных отношений). Закон Авогадро.
- Генотоксикология. Перспективы лечения наследственных болезней. Задачи медико-генетических консультаций. Роль генетических и социальных факторов в эволюции человека.
- Методика организации и проведения экскурсий.
| |
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
|
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 3
- Кислоты, соли. Принципы классификации. Химические свойства и способы получения солей.
- Стебель древесных растений. Нарастание древесины и луба. Использование древесины и луба в народном хозяйстве.
- Принципы отбора содержания и построения курсов «Химия» и «Биология» (научность, доступность, системность и систематичность и др.).
| |
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 4
1. Атомно-молекулярное учение.
- Современные представления о природе и механизмах биоэлектрической активности в жизнедеятельности организма. Практическое значение исследования электрической активности в оценке функционального состояния организма и тканей человеческого организма при мышечной деятельности.
- Проектирование уроков химии, биологии с использованием современных образовательных технологий.
| |
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 5
- Принципы заполнения атомных орбиталей.
- Восходящий и нисходящий ток минеральных элементов и веществ в растении. Пространственная организация ионного транспорта в корне. Интеграция и регуляция транспорта в целом растении. Минеральное питание как фактор повышения продуктивности сельскохозяйственных растений.
- ГИА и ЭГЭ как формы итогового оценивания.
| |
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
|
БИЛЕТ № 6
- Гибридизация атомных орбиталей. Типы гибридизации. Пространственное расположение гибридных атомных орбиталей.
- Видоизменения побегов: корневище, столон, клубень, луковица, колючка и т.д. Особенности их расположения и строения.
- УМК по химии и биологии.
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение «Теория и методика преподавания химии, биологии»
БИЛЕТ № 7
- Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Изменение строения и свойств элементов в периоде, группе.
- Значение дыхания в жизни растений. Теория В.И. Палладина. Показатели дыхания: интенсивность и дыхательный коэффициент.
- Предметные результаты как система химических и биологических знаний.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 8
- s-, p-, d – элементы. Строение атома, положение и периодичность их изменения в Периодической системе.
- Размножение высших растений: вегетативное и бесполое, половое воспроизведение. Две линии эволюционного развития высших растений – с преобладанием гаметофита и спорофита.
- Составление рабочей программы учителя химии, биологии, направленной на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 9
- Строение органических соединений. Основные положения теории строения химических соединений А.М. Бутлерова.
- Классификация генных мутаций. Представление о прямых и обратных, генеративных и соматических, адаптивных и нейтральных летальных и условно летальных, ядерных и неядерных, спонтанных и индуцированных мутациях.
- Проблемное обучение на уроках химии, биологии.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 10
- Химическая связь и строение молекул. Механизмы образования химической связи.
- Учение Г. Селье об общем адаптационном синдроме; стресс. Роль системы гипоталамус – гипофиз – надпочечники в адаптации организма человека к эмоциональным нагрузкам.
- Здоровьесберегающий потенциал современного урока.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 11
- Ковалентная связь. Ионная связь.
- Получение с помощью генетической инженерии трансгенных организмов. Векторы эукариот. Дрожжи как объекты генетической инженерии. Основы генетической инженерии растений и животных.
- Игровые и информационные технологии в обучении химии и биологии.
| |
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 12
- Металлическая связь. Водородная связь.
- Показатели фотосинтеза: интенсивность, фотосинтетический потенциал, индекс листовой поверхности. Фотосинтез и урожай. Зависимость фотосинтеза от факторов внешней среды. Эндогенная регуляция фотосинтеза.
- Развивающие технологии в преподавании химии, биологии.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 13
- Алкены, строение, физические и химические свойства, получение, применение.
- Практическое значение млекопитающих. Основные черты организации и жизнедеятельности млекопитающих, определяющие их хозяйственное значение. Промысловые звери. Виды Красной книги МСОП, Красной книги Курганской области и др. Акклиматизация и реакклиматизция. Клеточное пушное звероводство.
- Системно-деятельностный подход в преподавании химии, биологии в условиях введения ФГОС.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 14
- Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
- История классификации рас. Типологический и популяционный подходы при классификации рас. Развитие экологических подходов в науке о расах. Расизм, его социальные корни и научная несостоятельность.
- Технология исследовательского обучения на уроках химии, биологии (урок-исследование, индивидуальная и групповая исследовательская работа, учебная конференция и др.).
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение «Теория и методика преподавания химии, биологии»
БИЛЕТ № 15
- Кислоты и основания с точки зрения теории электролитической диссоциации.
- Загрязнение атмосферы диоксидом серы, выбрасываемым промышленными предприятиями. Образование в атмосфере серной кислоты. Кислые дожди и их воздействие на озера, реки и леса. Проблема загрязнения водоемов.
- Требования ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам образования в рамках учебных предметов «Химия» и «Биология».
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 16
- Динамическое равновесие в растворах. Ионные реакции в растворах.
- Филогенетическое развитие головного мозга. Сопоставление головного мозга человека с мозгом других приматов.
- Цели и содержание контроля результатов обучения химии, биологии. Формы, виды и методы контроля результатов обучения по химии и биологии в средней школе.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 17
- Гидролиз солей.
- Зависимость распространения амфибий от условий существования. Особенности питания. Особенности размножения в различных условиях среды. Неотения. Развитие: последовательная смена типов строения в онтогенезе в связи с изменениями условий жизни (на примере метаморфоза лягушки). Годовой цикл жизни.
- Использование приемов технологии критического мышления на уроках химии и биологии.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение «Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 18
- Окислительно-восстановительные процессы. Окислитель. Восстановитель. Классификация окислительно-восстановительных реакций.
- Региональные проблемы области. Особо охраняемые природные территории Курганской области: заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности.
- Урок в контексте системно-деятельностного подхода: методологические основы урока, типология уроков.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
_______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 19
- Закон действующих масс. Зависимость скорости химической реакции от концентрации и природы реагирующих веществ. Катализ. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.
- Карпоз и его формы на основе пищевых отношений (комменсализм) и проживания (синойкия). Аменсализм. Нейтрализм. Протокооперация.
- Общие требования к современному уроку. Критерии анализа урока.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 20
- Классификация органических соединений и основы современной номенклатуры органических соединений.
- Роль в биосфере представителей классов типа членистоногие. Филогенетические связи классов типа членистоногих и кольчатых червей.
- Современные образовательные технологии в практике работы учителя химии, биологии.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 21
- Алканы, строение, физические и химические свойства, получение, применение.
- Сезонные, суточные и полусуточные ритмы. «Биологические часы». Фотопериодизм у растений и животных.
- Лабораторные и практические занятия по химии и биологии, методика их проведения в средней школе.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 22
- Алкины, ароматические углеводороды (арены), строение, физические и химические свойства, получение, применение.
- Железы смешанной секреции. Роль поджелудочной и половых желез. Гормональная регуляция углеводного и жирового обменов.
- Содержание школьного биолого-химического образования. Факторы, определяющие содержание учебных предметов «Химия» и «Биология».
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 23
- Спирты, фенолы, строение, физические и химические свойства, получение, применение.
- Особенности организации многощетинковых (Polychaeta), малощетинковых (Oligochaeta), пиявок (Hirudinea), образ жизни представителей этих классов, значение в биосфере.
- Демонстрационный биологический и химический эксперимент, его организация и методика проведения в средней школе.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 24
- Альдегиды, карбоновые кислоты, строение, физические и химические свойства, получение, применение.
- Разделение покрытосеменных на классы. Основные направления эволюции покрытосеменных. Главные порядки покрытосеменных. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных для человечества.
- Понятие о методе обучения. Классификации методов обучения, краткая характеристика и особенности их применения в обучении химии, биологии.
|
Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
М.П.
Ректор института
______________
Б.А. Куган
| Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 25
- Важнейшие химические производства Курганской области.
- Взаимоотношения микроорганизмов и макроорганизмов (растений, животных, человека). Патогенные микроорганизмы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Ключевые особенности ФГОС, структура. Характеристика требований к предметным результатам освоения учебных программ по химии и биологии.
|
АННОТАЦИЯ
Наименование программы
| Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования
|
Вид/подвид образовательной программы
| Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки
|
Автор(ы) программы (Ф.И.О., должность, место работы, звание)
| Булакова Н. А., декан факультета профессиональной переподготовки, доцент кафедры естественно-математического образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.
|
Регистрационный номер
|
|
Объем часов (трудоемкость)
| 540
263 (49%) теоретических
277 (51%) практических
|
Категория слушателей
| Педагогические работники
|
Цель программы
| Получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере теории и методики преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования
|
Основные формы и методы обучения
| Лекции, семинары, практические занятия, консультации
|
Итоговая аттестация
| Итоговый экзамен
|
Краткое содержание программы: дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования» состоит из модулей:
· Психология и педагогика.
· Нормативные основы системы образования
· Методика преподавания биологии, химии.
· Современные информационные технологии в преподавании химии, биологии
· Науки о биологическом многообразии (микробиология, вирусология, ботаника, зоология).
· Физиология (растений, человека и животных, высшая нервная деятельность, иммунология).
· Биология клетки (цитология, гистология, биофизика, биохимия, молекулярная биология).
· Генетика и эволюция (генетика и селекция, теории эволюции).
· Экология и рациональное природопользование.
· Биология человека (анатомия и основы антропологии).
· Неорганическая химия.
· Органическая химия.
· Химический эксперимент.