ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ, БИОЛОГИИ
НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки
Курган 2018
Булакова, Н.А., Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования: дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2018. – 85 с.
Авторы программы:
Булакова Н.А. | декан факультета профессиональной переподготовки, доцент кафедры естественно-математического образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н. |
Рецензенты:
Войткевич Н.А. | Проректор по УР ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент |
Древницкая Н.Л. | директор муниципального общеобразовательного учреждения города Кургана «Гимназия №31», учитель химии высшей квалификационной категории, к.п.н. |
Программа рекомендована кафедрой естественно-математического образования ГАОУ ДПО ИРОСТ. Протокол № 11 от 04.12.2017 г.
Программа прошла экспертизу программно-экспертного совета ГАОУ ДПО ИРОСТ. Выдан сертификат № г. Протокол №
В Реестре дополнительных профессиональных программ ГАОУ ДПО ИРОСТ зарегистрирована за №
© Н.А. Булакова,
ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2018
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования |
Вид/подвид образовательной программы | Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки |
Объем часов (трудоемкость) в т.ч. теоретических в т.ч. практических | 540 263 (49%) теоретических 277 (51%) практических |
Продолжительность обучения | 5 сессий |
Форма обучения программы | Очно-заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий |
Категория слушателей (указывается уровень образования, сфера профессиональной деятельности) | Педагогические работники |
Требования к уровню образования слушателей (среднее профессиональное или высшее образование) | Высшее или среднее профессиональное и лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование |
Программа разработана на основе - ФГОС ВПО - профессионального стандарта - квалификационной характеристики | -ФГОС ВПО по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) «бакалавр») № 513 от 19.05.2010 г. -ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 Биология (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 101 от 04.02.2010 г. -ФГОС ВПО 050100 по направлению подготовки Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр», Приказ Минобрнауки России № 46 от 17.01.2011 г. -приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6.10.2010 г., регистрационный № 18638) - приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) |
Форма(ы) итоговой (промежуточной) аттестации слушателей (экзамен, зачет, реферат, подготовка и защита образовательного продукта и т.п.) | Зачет, экзамен |
Шкала(ы) оценок слушателей в ходе их аттестации | Зачет/незачет четырехбалльная шкала |
Итоговый документ после освоения программы | Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца |
Общая характеристика
Планируемые результаты обучения
Слушатель отделения профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования» должен обладать следующими
общекультурными компетенциями (ОК):
- «Педагогическое образование»:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
· способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
· готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
· способен на логически верную устную и письменную речь (ОК-6);
· готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
· готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
· способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
· владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
· готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
· способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
· готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
· готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
· способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
- «Химия»:
· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-1);
· способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
· знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-3);
· понимает и соблюдает базовые ценности культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом (ОК-4);
· умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);
· использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);
· умеет работать с компьютером на уровне пользователя и способен применять навыки работы с компьютерами как в социальной сфере, так и в области познавательной и профессиональной деятельности (ОК-7);
· способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-8);
· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);
· способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-10);
· владеет развитой письменной и устной коммуникацией, включая иноязычную культуру (ОК-11);
· владеет одним из иностранных языков (преимущественно английским) на уровне чтения научной литературы и навыков разговорной речи (ОК-12);
· умеет работать в коллективе, готов к сотрудничеству с коллегами, способен к разрешению конфликтов и социальной адаптации (ОК-14);
· способен в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК-15);
· владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-16);
· готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-17);
· владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий (ОК-18);
- «Биология»:
· следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
· уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности (ОК-2);
· приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
· выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
· использует нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
· использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);
· использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
· проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
· критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);
· демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);
· использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Интернет, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
· способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);
· проявляет творческие качества (ОК-14);
· правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);
· заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);
· понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
· умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);
· владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-19);
профессиональными компетенциями (ПК):
- в области педагогической деятельности:
· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
· готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
- в области «Химия»:
· понимает сущность и социальную значимость профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности (ПК-1);
· владеет основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии) (ПК-2);
· способен применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных (ПК-3);
· владеет навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций (ПК-4);
· представляет основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат (ПК-5);
· владеет навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов (ПК-6);
· имеет опыт работы на серийной аппаратуре, применяемой в аналитических и физико-химических исследованиях (ПК-7);
· владеет методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов (ПК-8);
· владеет методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков (ПК-9);
· понимает принципы построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (ПК-10);
· владеет методами отбора материала для теоретических занятий и лабораторных работ (ПК-11);
· имеет опыт педагогической деятельности и знаком с основами управления процессом обучения в общеобразовательных учреждениях (ПК-12);
- в области «Биология»:
· демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);
· использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);
· демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);
· демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);
· применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);
· демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);
· понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7);
· имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8);
· демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9);
· демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10);
· демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК-11);
· знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);
· оперирует правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдает нормы авторского права (ПК-13);
· умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);
- в области научно-исследовательской деятельности:
· способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);
· применяет на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);
· понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);
- в области научно-производственной и проектной деятельности:
· применяет на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18);
· пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);
· пользуется нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20);
- в области организационно-управленческой деятельности:
· понимает и применяет на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21).
Уметь:
· использовать в учебном процессе формы и методы обучения, в том числе выходящие за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.;
· объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
· разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
· владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентностью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностю (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
профессиональной переподготовки
Ноябрь 2018
Декабрь
2018
Январь
2018
Февраль
2018
Март
2018
Апрель
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование разделов
и дисциплин
Всего часов
В том числе
Учебно-методическое обеспечение программы
«Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
Список рекомендуемой литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2010. –368 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007 – 528 с.
3. Астапов, В.М. Атлас анатомии центральной нервной системы (строение и нарушения) / В.М. Астапов, Ю.К. Микадзе. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 83 с.
4. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / А.С. Батуев. – Спб.: Питер, 2010. – 320 с.
5. Белинская, Е.П. Социальная психология Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 304 с.
6. Бодрова, В.А. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова и А.Л. Журавлева. – М., 2008. – 592 с.
7. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
8. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
9. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В.А. Вишневский. – М.: Теория и практика физической культуры, 2002. – 248 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2008. – 672 с.
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 656 с.
12. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. / А.Н. Ждан. – М.: Академический проект, 2008. – 576 с.
13. Журавлев, А.Л. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во ИП РАН, 2007. – 528 с.
14. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
15. Иванников, В.А. Основы психологии. (Часть 1: Введение в психологию) / В.А. Иванников. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.
16. Иванников, В.А. Основы психологии. Курс лекций. (Часть 2) / В.А. Иванников. – М., СПб.: Питер, 2010. – 336 с.
17. Иванников, В.А. Основы психологии: курс лекций / В.А. Иванников. – СПб: Питер, 2010. – 210 с.
18. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
19. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
20. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология. Учебник для вузов. 2-е изд. / В.В. Нуркова. – М.: Высшее образование, 2011. – 576 с.
21. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 624 с. – (Хрестоматия по психологии).
22. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования / С.Д. Смирнов. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
23. Соколова, Е.Е. Введение в психологию // Общая психология. В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Т.1. 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
24. Фаликман, М.В. Внимание // Общая психология в 7 т. Том 4. / Под ред. Б.С. Братуся. – М.: Издательский центр «Академия». 1-е изд.: 2006; 2-е изд.: 2010. – 480 с.
25. Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – 327 с.
26. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии / В.В. Шульговский. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 277 с.
Адреса Интернет-ресурсов
1. http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html – Каган М.С. Человек как проблема современной философии.
2. http://univertv.ru/video/psihologiya/psihofiziologiya/kurs_psihofizicheskaya_problema/?mark=all – Курс Ю.А. Александрова «Системная психофизиология».
3. http://www.ht-line.ru – Система Интернет-сервисов тестирования HT-LINE.
4. http://eds.pu.ru – Экспериментально-диагностический комплекс ЭДК.
5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
6. http://www.ht.ru.
7. http://www.psytest.ru.
8. http://koob.ru.
9. http://ihtik.lib.ru.
10. http://elibrary.ru.
11. http://vsetesti.ru.
12. http://azps.ru.
13. http://www.imaton.ru.
14. http://86sch-berezovo.edusite.ru/p50aa1.html – ссылки на сайты по профориентации (описание, должностные инструкции, классификатор и рейтинг профессий, подборка психологических профориентационных игр, приемов, разработок занятий, тестов, онлайн-тестов).
15. http://azps.ru/tests/indexpf.html – психологические тесты по профориентации.
16. http://www.proforientator.ru – Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ и РГПУ.
17. http://www.pedagogy.ru/ – справочный сайт о педагогике.
18. http://pedlib.ru/ – педагогическая библиотека.
19. http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/main.shtml – лекции и семинары по педагогике и психологии.
20. http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Obsh_pegag_5.htm – ссылки на сайты по педагогике.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Современные информационные технологии в преподавании химии, биологии»
1. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании. Специализированный учебный курс /Авторизованный перевод с англ. – М.: «Обучение-сервис», 2007. – 216 с.
2. Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе / Г.А. Бордовский, И.Б Готская и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 31 с. – URL: http://profil.3dn.ru/load/9-2-2.
3. Осин, А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А.В. Осин. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. – 328 с. – URL: http://www.rnmc.ru/default. asp?trID=279.
4. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах / А.В. Осин. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 32 c. – URL: http://profil. 3dn.ru/load/9-1-0-38; http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279.
5. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2007. – 229 с.
Адреса Интернет-ресурсов
Образовательные ресурсы Интернет (Интернет-олимпиады, конкурсы,
Сервисы по созданию сайтов
23. http://google.com.
24. http://rusedu.net.
25. http://okis.ru.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Общие вопросы методики преподавания химии, биологии»
1. Аксенова, И.В. О формах организации познавательной деятельности / Аксенова И.В. // Химия в школе. – 2008. – № 6. – С.51-52.
2. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по биологии /Алексинский В.Н. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 1982. – 192с.
4. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии / Богоявленская А.Е. – М.: Просвещение, 1996. – 412с.
5. Булакова, Н.А. Проектирование урока с целью формирования учебно-познавательной компетентности школьников: методическое пособие / Н.А. Булакова; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. – 42 с.
6. Бурцева, О.И. Кабинет биологии: основная документация и организация работы / О.И. Бурцева, А.В. Гурова. – М.: Экзамен, 2008. – 222 с.
7. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144 с.
8. Войткевич, Н.Н. Олимпиада по биологии: задачи с решениями / Н.Н. Войткевич; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. – 32 с.
9. Голикова, Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии / Голикова Т.В. – Красноярск: КГПУ, 2002. – 165 с.
10. Дьячкова, Л.А. К вопросу о развитии интереса школьников к биологии / Дьячкова Л.А. // Химия: методика преподавания. – 2004. – №4. – С.68-72.
11. Ерыгин, Д.П. Методика решения химических задач / Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. – М.: Просвещение, 1989. – С.174.
12. Жадько, Е.Г. Школьные олимпиады: биология, химия, география. 8-11 классы / Жадько Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 192 с.
13. Злотников, Э.Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения / Злотников Э.Г. // Химия в школе. – 2001. – № 1. – С.60-65.
14. Злотников,Э.Г. Организация и проведение химических олимпиад в США / Злотников,Э.Г., Гаврилова М.В. // Химия в школе. – 2008. – № 6. – С.73-76.
15. Иванова, Р.Г. Профильное обучение и проблема школьного учебника биологии / Иванова Р.Г., Каверина А.А. // Профильная школа. – 2004. – №1. – С.53-56.
16. Ильина, И.Ю. Интегративный курс «Биохимия» / Ильина И.Ю. // Химия в школе. – 2001. – № 3. – С.28-33.
17. Исаев, Д.С. Практикумы исследовательского характера в XI классе / Исаев Д.С. // Химия в школе. – 2002. – № 3. – С.67-73.
18. Исаев, Д.С. Практикумы исследовательского характера в Х классе / Исаев Д.С. // Химия в школе. – 2002. – № 1. – С.64-68.
19. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / Кирсанов А.А. – Казань: Казанский университет, 1982. – 224 с.
20. Ковалева, О.П. Из опыта использования доказательства как средства развития мыслительной деятельности учащихся / Ковалева О.П. // Химия в школе. – 1983. – № 6. – С.41-42.
21. Кравченко, З.И. Практические работы исследовательского характера / Кравченко З.И. // Химия в школе. – 2008. – № 6. – С.61-63.
22. Кузнецов, В.И. Гуманизация – ключевая задача реформы химического образования / Кузнецов В.И., Третьякова Л.Г. // Химия в школе. – 1991. – №3. – С.22-26.
23. Кузнецов, В.И.Проблема гуманизации химического образования и поиски путей ее решения / Кузнецов В.И., Третьякова Л.Г. // Химия в школе. – 1991. – №4. – С.25-28.
24. Левкин, А.Н. Химия в профильной школе: пособие для учителя / под ред. проф. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. – 157 с.
25. Маликова,Т.А. Русская лексика в химической терминологии / Маликова Т.А. // Химия в школе. – 1991. – №5. – С.41-44.
26. Минченков, Е.Е. Влияние специфики межпредметных связей на деятельность учителя и учащихся в процессе обучения биологии / Минченков Е.Е. // Химия: методика преподавания. – 2004. – №5. – С.23-32.
27. Назаренко, В.М. Программа экологизированного курса биологии для средней общеобразовательной школы // Химия в школе. – 1993. – №5. – С.35-45.
28. Назаренко, В.М. Экологизированный курс биологии: от темы к теме / Назаренко В.М. // Химия в школе. – 1994. – С.13; № 4. – С.38; № 6. – С.43; 1995. – № 2. – С.29-33; № 5. – С.35-40; 1996. – № 1. – С.29-36; №2. – С.31-35; №4. – С.36-39; №6. – С.18-21.
29. Назаренко, В.М. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании / Назаренко В.М., Лучинина И.В. // Химия в школе. – 1993. – №6. – С.47-53.
30. Назарова, Т.С. Организация кабинета биологии в средних учебных заведениях: Нормы и требования: пособие для учителя / Назарова Т.С. – М.: 5 за знания, 2007. – 176 с.
31. Об образовании: Закон РФ. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 56 с.
32. Общая методика обучения биологии в школе / Р.Г. Иванова, Н.А. Городилова, Д.Ю. Добротин и др., под ред. Р.Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008. – 319 с.
33. Олейников, Н.Н. Химия. Основные алгоритмы решения задач / Олейников Н.Н., Муравьева Г.П. – Учебное пособие. – М.: УНЦДО, ФИЗМАТЛИТ, 2003. – 272 с.
34. Панфилова, Л.В. Формирование системы экологических знаний при изучении биологии в педагогическом университете / Панфилова Л.В. // Химия: методика преподавания. – 2004. – №5. – С.13-22.
35. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
36. Полосин, В.С. Практикум по методике преподавания биологии: учеб. пособие для студентов. – 6-е изд., перераб. / Полосин В.С., Прокопенко В.Г. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
37. Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
38. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Рабунский Е.С. – М.: Педагогика, 1975. – 184с.
39. Родыгина, И.В. Обобщение знаний с использованием художественной литературы / Родыгина И.В. // Химия в школе. – 1995. – № 5. – С.22-24.
40. Саламов, А.Х. Отбор содержания курса «Химия» на основе систематических межпредметных связей / Саламов А.Х., Буданова А.А. // Химия: методика преподавания. – 2004. – №4. – С.18-23.
41. Сгибнева, Е.П. Современные открытые уроки биологии 8-9 классы / Сгибнева Е.П., Скачков А.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 320 с.
42. Слета, Л.А. 1001 задача по биологии с ответами, указаниями, решениями / Слета Л.А., Черный А.В., Холин Ю.В. – М.: Илекса, 2004. – 368 с.
43. Смирнова, В.В. Методы математики при изучении углеводородов / Смирнова В.В., Крюкова Л.Н. // Химия в школе. – 2001. – № 3. – С.37-40.
44. Сурин, Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по биологии: Развивающий эксперимент / Сурин Ю.В. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 144 с.
45. Сурин, Ю.В. Развивающий эксперимент: программное обеспечение школьного курса / Сурин Ю.В. // Химия в школе. – 1998. – № 5. – С.63-69; № 6. – С.68-72.
46. Титова, И.М. Вечер-игра «Краски разных времен» / Титова И.М. // Химия в школе. –1993. – №6. – С.63-70.
47. Титова, И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения биологии / Титова И.М. // Химия в школе. – 1996. – № 3. – С.14-22.
48. Титова, И.М. Уроки биологии 8 класс. Система личностного развития учащихся: пособие для учителя / Титова И.М. – СПб.: КАРО, 2002. – 256 с.
49. Ушкалова, В.Н. Химия: конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в вузы / Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
50. Фатеева, Г.И. Музыка в жизни ученых-химиков / Фатеева Г.И. // Химия в школе. – 1994. – № 6. – С.26-27.
51. Химия: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград, 2007. – 184 с.
52. Хомченко, И.Г. Сборник задач и упражнений по биологии для средней школы / Хомченко И.Г. – М.: Новая волна, 1998. – 222 с.
53. Хрусталев, А.Ф. Химические теоремы / Хрусталев А.Ф. // Химия в школе. – 1998. – №7. – С.30-31.
54. Чернобельская, Г.М. Методика обучения биологии в средней школе / Чернобельская Г.М. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
55. Шамова, М.О. Учимся решать расчетные задачи по биологии: технология и алгоритмы решения / Шамова М.О. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96 с.
56. Шелинский, Г.И. О фундаментальной классификации химических реакций / Шелинский Г.И., Телешов С.В. // Химия в школе. – 2008. – №6. – С.18-21.
57. Шилина, Л.Я. О развитии образного мышления учащихся / Шилина Л.Я. // Химия в школе. – 2008. – №6. – С.22-24.
58. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / Якиманская И.С. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
Адреса Интернет-ресурсов
1. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386.
2. Аналитические материалы «Качество общего образования. Анализ качества подготовки обучающихся по учебным предметам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений. 2005-2009 годы»: http://centeroko.ru/public.htm.
3. Болотов, В. и др. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников: http://federalbook.ru/files/FSO-SREDNEE/Soderzhanie/II/CO1_str39-45.pdf.
4. Игнатова, О.А. Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы: http://festival.1september.ru/articles/510804/.
5. Карпов, С.А. Оценка качества образования в системе управления качеством образования: http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=post&id=4105.
6. Материалы к концепции «Подходы к созданию системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ»: http://www.mccme.ru/edu/oficios/2006/proekt0/concept-material.doc.
7. Новиков, А.М. и др. Как оценивать качество базового профессионального образования?: http://www.anovikov.ru/artikle/kach_bpo.htm.
8. Построение ОСОКО: цели и задачи, основные элементы: http://www.fipi.ru/binaries/264 /kovaleva%20osoko.ppt.
9. Центр оценки качества образования ИСМО РАО: http://centeroko.ru/.
10. Портал фундаментального химического образования ChemNet. Химическая информационная сеть: Наука, образование, технологии: http://www.chemnet.ru.
11. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»: http://him.1september.ru.
12. Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция «Химия»; http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry.
13. Естественно-научные эксперименты: химия. Коллекция Российского общеобразовательного портала: http://experiment.edu.ru.
14. Алхимик: сайт Л.Ю. Аликберовой: http://www.alhimik.ru.
15. Всероссийская олимпиада школьников по химии: http://chem.rusolymp.ru.
16. Органическая химия: электронный учебник для средней школы: http://www. chemistry.ssu.samara.ru.
17. Основы химии: электронный учебник: http://www.hemi.nsu.ru.
18. Открытый колледж: Химия: http://www.chemistry.ru.
19. Дистанционная олимпиада по химии: телекоммуникационный образовательный проект: http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/chemistry.
20. Дистанционные эвристические олимпиады по химии: http://www.eidos.ru/ olymp/chemistry.
21. Занимательная химия: http://home.uic.tula.ru/~zanchem.
22. Методика обучения химии: сайт кафедры химии НГПУ: http://mctnspu.narod.ru.
23. Методическое объединение учителей химии Северо-Восточного округа города Москвы: http://bolotovdv.narod.ru.
24. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии». Онлайн-справочник химических элементов WebElements: http://webelements.narod.ru.
25. Популярная библиотека химических элементов: http://n-t.ru/ri/ps.
26. Сайт Alhimikov.net: учебные и справочные материалы по химии: http://www. alhimikov.net.
27. Сайт Chemworld.Narod.Ru – Мир химии: http://chemworld.narod.ru.
28. Сайт «Виртуальная химическая школа»: http://maratakm.narod.ru.
29. Химический портал ChemPort.Ru: http://www.chemport.ru.
30. http://www.himhelp.ru.
31. Химия: Материалы «Википедии» – свободной энциклопедии. Занимательная химия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Химия.
32. Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии: http://school-sector.relarn.ru/nsm.
33. Химия и жизнь – XXI век: научно-популярный журнал в помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова: http://www.hij.ru.
34. Школьникам о химии: сайт химического факультета АлтГУ: http://www.chem.asu.ru /abitur.
35. http://www.livt.net.
36. Электронная библиотека по химии и технике. Заочная естественно-научная школа (Красноярск): учебные материалы по биологии для школьников: http://rushim.ru/books/ books.htm.
37. Электронная библиотека учебных материалов по химии на портале Chemnet: http:// www.zensh.ru.
38. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary.
39. Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам. Элементы жизни: сайт учителя химии М.В. Соловьевой: http://zelenyshluz.narod.ru.
40. http://www.school2.kubannet.ru.
41. Энциклопедия «Природа науки»: Химия: http://elementy.ru/chemistry.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Науки о биологическом многообразии
(микробиология, вирусология, ботаника, зоология)»
1. Барнс, Р., Кейлоу, П., Олив, П., Голдинг, Д. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход. – М.: Мир, 1992. – 583 с.
2. Бобринский, Н.А., Кузнецов, Б.А. Определитель млекопитающих СССР. – М.: Просвещение, 1965.
3. Громов, Б.Д. Строение бактерий: Учеб. пособие / Б.Д. Громов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – 190 с.
4. Гусев, М.В. Микробиология / М.В. Гусев, Л.А. Минеева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 376 с.
5. Догель, В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981. – 606 с.
6. Друщиц, В.В. Палеонтология беспозвоночных. – М.: МГУ, 1974. – 528 с.
7. Зеликман, А.Л. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1965. – 332 с.
8. Иванов, А.В., Полянский, Ю.И., Стрелков, А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Часть 1. – М.: Высшая шк.,1981. – 504 с.
9. Иванов, А.В., Мончадский, А.С., Полянский, Ю.И., Стрелков, А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Часть 2. Типы: Кольчатые черви, Членистоногие. – М.: Высшая школа, 1983. – 543 с.
10. Иванов, А.В., Полянский, Ю.И., Стрелков, А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Часть 3. Типы: Сипункулиды, Моллюски, Щупальцевые, Иглокожие. – М.: Высшая школа, 1985. – 390 с.
11. Ионина, Н.Г., Мозжухина, Е.Н. Методика преподавания биологии: Учебно-методическое пособие для студентов-биологов. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2001. – 87 с.
12. Карташев, Н.Н., Соколов, В.Е., Шилов, И.А. Практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для биол. спец. университетов. – М.: Высшая школа, 1981. – 320 с.
13. Константинов, В.М. и др. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 242 с.
14. Константинов, В.М., Наумов, С.П., Шаталова, С.П. Зоология позвоночных: Учебник. – М.: Академия, 2000. – 496 с.
15. Константинов, В.М., Шаталова, С.П. Сравнительная анатомия позвоночных животных: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 304 с.
16. Красная книга Курганской области. – Курган: Зауралье, 2002. – 424 с.
17. Курс зоологии. В 2-х томах. Т.1. Зоология беспозвоночных / Под. ред. Б.С. Матвеева. – М.: Высшая шк., 1966. – 552 с.
18. Лурия, С. Общая вирусология / С. Лурия, Дж. Дарнелл. – М.: Мир, 1970.
19. Млекопитающие фауны СССР, Ч. 1 и 2 . – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1963.
20. Натали, В.Ф. Зоология беспозвоночных. – М.: Учпедгиз, 1963. – 420 с.
21. Наумов, Н.П., Карташев, Н.Н. Зоология позвоночных: Учебник для биол. спец. университетов. В 2-х ч. – М.: Высшая школа, 1979.
22. Наумов, С.П. Зоология позвоночных: Учебник для пед. институтов по биол. спец. – М.: Просвещение, 1982. – 464 с.
23. Петров, В.А. Общая ботаника с основами геоботаники / В.А. Петров, Л.И. Абрамова, С.А. Баландин, Н.А. Березина. – М., 1994.
24. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных: Учебное пособие для пед. институтов по биол. спец. / Т.А. Адольф, В.Т. Бутьев, А.Т. Бутьев, А.В. Михеев, В.И. Орлов. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
25. Царев, В.Н. Микробиология, вирусология и иммунология / В.Н. Царев. – М: Практическая Медицина, 2010. – 581 с.
26. Шлегель, Г. Общая микробиология / Г. Шлегель. – М.: Мир, 1987. – 563 с.
27. Эсау, К. Анатомия семенных растений / К. Эсау. В 2 т. –М., 1980.
28. Яхонтов, А.А. Зоология для учителей. В 2-х т., т. 2. – М.: Просвещение, 1968.
Дополнительная литература
1. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.: Молодая гвардия, 1971-1988.
2. Банников, A.Г. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. – М.: Мысль, 1971.
3. Бей-Биенко, Г.Я. Общая энтомология. – М.: Высшая школа, 1980. – 416 с.
4. Беклемишев, В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. В 2 томах. Т. 1: Проморфология; Т. 2: Органология. – М.: Наука, 1964.
5. Бигон, М., Харпер, Дж., Таунсенд, К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2-х томах. – М.: Мир, 1989. – Т. 1. – 667 с.; Т. 2. – 477 с.
6. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 831 с.
7. Гинецинская, Т.А., Добровольский, А.А. Частная паразитология. Паразитические простейшие и плоские черви. – М.: Высшая школа, 1978. – 303 с.
8. Догель, В.А., Полянский, Ю.И., Хейсин, Е.М. Общая протозоология. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – 592 с.
9. Жизнь животных. В 7-ми томах. Т. 3. – М.: Мир, 1984. – 463 с.
10. Жизнь животных. В 7-ми томах. Т. 1. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
11. Жизнь животных. В 7-ми томах. Т. 2. – М.: Мир, 1987. – 447 с.
12. Захваткин, Ю.А. Эмбриология насекомых. Курс лекций. – М.: Высш. школа, 1975. – 328 с.
13. Захваткин, Ю.А. Курс общей энтомологии. – М.: Агропромиздат, 1986. – 320 с.
14. Иванов, А.В. Происхождение многоклеточных животных. Филогенетические очерки. – Л.: Наука, 1968. – 287 с.
15. Международный кодекс зоологической номенклатуры. Издание третье. Принят ХХ Генеральной ассамблеей Международного союза биологических наук: Пер. с англ. и фр. – Л.: Наука, 1988. – 205 с.
16. Рауп, Д., Стэнли, С. Основы палеонтологии. – М., 1974. – 390 с.
Адреса Интернет-ресурсов
1. www.foodprom.ru – официальный сайт издательства «Пищевая промышленность». Журналы «Пищевая промышленность».
2. http://molbiol.ru/ – сайт сообщества молекулярных биологов.
3. http://textbookofmycrobiology.com/ – учебная информация по микробиологии на английском языке.
4. www.herba.msu.ru – «Херба» – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, цветные фотографии, изображения из атласов.
5. www.luzhok.ru/ – Лужок» – сайт, посвященный декоративным растениям.
6. gopher://gopher.adp.wisc.edu:70/LL/.data/.bot – более 5000 фотографий сосудистых растений всей Земли из 250 семейств, 850 родов.
7. http://www.cnr.vt.edu/dendro/dendrology/syllabus/twigkey/key1.htm – леса, дендрология.
8. http://www.npmrc.usgs.gov/resource/ottrdata/plntguid/species.htm – флора Среднего Запада.
9. http://www.utoronto.ca/webdocs/HTMLdocs/NewHTML/htmlindex.html – флора Канады.
10. http://flora.huh.harvard.edu/china/miss/mssindex.htm – флора Китая.
11. http://www.repetitor.1c.ru/online/disp.asp?10;2 – 1С Репетитор-онлайн. Материалы по всем разделам биологии. Научно-популярные и образовательные статьи. Ссылки на биологические Интернет-ресурсы.
12. http://mediaterra.ru/project/biology – базовые разделы биологии . Интерактивный учебник по биологии. Разделы по зоологии, ботанике, микробиологии, истории науки. Персоналии. Вопросы и ответы. Тесты.
13. Научные интернет-проекты:
«Биоразнообразие России» – http://www.zin.ru/BioDiv/index.html;
Информация для зоологов — BIOSIS Internet Resource Guide for Zoology – http:// www.biosis. org.uk.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Физиология (растений, человека и животных,
Адреса Интернет-ресурсов
1. www.alleng.ru/d/bio/bio034.htm.
2. www.physiologynorma.ru.
3. www.twirpx.com.
4. www.medbook.net.ru/011645.shtm .
5. www.e-anatomy.ru.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Биология клетки (цитология, гистология, биохимия и молекулярная биология)»
1. Афанасьев, Ю.И. Гистология: учебник / Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др. // Под ред. Ю.И. Афанасьева. – М.: Медицина, 2001 – 744 с.
2. Афанасьев, Ю.И. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Ю.И. Афанасьев, А.И. Яцковский. – М.: Медицина, 2002. – 322 с.
3. Гемонов, В.В., Лаврова, Э.Н., Фалин, Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов. Учебное пособие для студентов стоматологических ВУЗов (факультетов). – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 256 с.
4. Гемонов, В.В., Лаврова, Э.Н., Фалин, Л.И. Атлас по гистологии и эмбриологии органов ротовой полости и зубов. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. – 96 с.
5. Заварзин, А.А. Биология клетки: общая цитология: учебник / А.А. Заварзин, А.Д. Харазова, М.Н. Молитвин. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1992.
6. Ленинджер, А. Основы биохимии: В 3 т.: учебник / Ленинджер А. – М.: Мир, 1985.
7. Талалаев, С.В. Тестовые задания. Гистологическая техника, цитология, общая гистология: учебное пособие / Талалаев С.В., Мотин Ю.Г. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного медицинского университета, 2010. – 164 с.
8. Ченцов, Ю.С. Общая цитология:учебник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
9. Шапиро, Я.С. Биологическая химия. Учебное пособие / Шапиро Я.С. – Издательство «ЭЛБИ – СПб», 2004. – 368 с.
10. Щербаков, В.Г. Биохимия: учебник / В.Г. Щербаков, В.Г. Лобанов, Т.Н. Прудникова и др. // Под ред. В.Г. Щербакова. – Издательство «Гиорд», 2003. – 438 с.
Дополнительная литература
1. Алмазов, И.В., Сутулов, Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина 1978. – 533 с.
2. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии: Учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, Г.И. Пупышева, А.В. Смирнов; Под ред. Р.П. Самусева. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2004. – 400 с.
3. Бойчук, Н.В. Тестовые задания по предмету «Гистология, цитология и эмбриология»: приложение к учебнику «Гистология» / Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, Э.Г. Улумбеков, Ю.А. Челышев. – М.: ГЭОТАР-Медицина, 1997. – 319 с.
4. Быков, В.Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека) / В.Л. Быков. – СПб.: СОТИС, 2001.
5. Быков, В.Л. Частная гистология человека. (Краткий обзорный курс) / В.Л. Быков. – СПб.: СОТИС, 2002. – 304 с.
6. Гунин, А.Г. Гистология в таблицах и схемах / А.Г. Гунин. – М.: МИА, 2005 – 192 с.
7. Спирин, А.С. Структура рибосом и биосинтез белка / А.С. Спирин. – М.: Высш. шк., 1986.
8. Улумбеков, Э.Г. Гистология: Учебник / Э.Г. Улумбеков, А.Ю. Челышев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 672 с.
Электронные учебные ресурсы
1. Кузнецов, С.Л., Мушкамбаров, Н.Н., Горячкина, В.Л. «Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии». – CD-диск: ММА им.Сеченова и фирма «Диаморф», 1999-2005.
2. Мотин, Ю.Г. Электронный атлас микрофотографий гистологических препаратов [электронный ресурс] / Ю.Г. Мотин. – Барнаул: Изд-во АГМУ, 2010.
3. Тестовые задания по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. – М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2003.
Адреса Интернет-ресурсов
1. www.histol.chuvashia.com.
2. www.alexmorph.narod.ru.
3. http://hist.yma.ac.ru/mor/hist00.htm.
4. http://mushkambarov.narod.ru/.
5. http://www.mblab.gla.ac.uk/dictionary/ – цитологический словарь (пояснения терминов молекулярной и клеточной биологии: названия клеточных структур, важных биохимических агентов и белков).
6. http://www.e-cell.org/ – биомоделирование : электронная клетка. Информация о разработках в области компьютерной биологии: моделирование процессов, происходящих в клетке и органеллах, изучение биохимических путей и биоритмов. Публикации специалистов по данной проблеме.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Генетика и эволюция (генетика и селекция, теория эволюции)»
1. Айала, Ф. Кайгер, Дж. Современная генетика в 3 т. – М.: Мир, 1988.
2. Алиханян, С.И., Акифьев, А.П., Чернин, Л.С. Общая генетика. – М.: Высшая школа, 1995.
3. Ватти, К.В., Тихомирова, М.М. Руководство к практическим занятиям по
генетике. – М.: Просвещение, 1972, 1979.
4. Дубинин, Н.П. Общая генетика. – М.: Наука, 1976.
5. Инге-Вечтомов, С.Г. Генетика с основами селекции. – М.: Высшая школа, 1989.
6. Ионина, Н.Г., Мозжухина, Е.Н. Методика преподавания биологии: Учебно-методическое пособие для студентов-биологов. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2001. – 87 с.
7. Каминская, Э.А. Сборник задач по генетике. – Минск, 1977.
8. Лобашев, М.Е., Ватта, К.В., Тихомирова, М.М. Генетика с основами селекции. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979.
Дополнительная литература
1. Алтухов, Ю.П. Генетические процессы в популяциях. – М., 1989.
2. Алтухов, Ю.П. Наследственность человека и окружающая среда. – Наука.
3. Бердышев, Г.Д., Криворучко, И.Ф. Медицинская генетика. – 1999.
4. Бочков, Н.П., Захаров, А.Д., Иванов, В.И. Медицинская генетика. – М.: Медицина, 1984.
5. Быков, Н.П. Генетика человека. – М., 1978.
6. Генетические основы селекции животных. – М.: Наука, 1996.
7. Джинко, Дж. Нехромосомная наследственность. – М.: Мир, 1966.
8. Жимулев, И.Ф. Общая и молекулярная генетика. – Изд-во НГУ, 2003.
9. Заяц, Р.Г., Бутвиловский, В.Э. Лекции по цитологии и генетике. – 2002.
10. Каминская, Э.А. Общая генетика. – М., 1986.
11. Медченко, А. Экологичекая генетика. – М., 1990
12. Плохинский, Н.А. Математические методы в биологии. – Изд-во МГУ, 1978.
13. Проблемы экспериментальной биологии. – М.: Наука, 1977.
14. Сингер, М., Берг, П. Гены и геномы. – М.: Мир, 1998.
15. Стент, Г., Кэлиндар, Р. Молекулярная генетика. – М.: Мир, 1981.
16. Фогель, Ф., Мотульски, А. Генетика человека. В 3-х томах (пер. с англ.). – М.: Мир, 1990.
17. Хедрик, Ф. Популяционная генетика. – Москва: Техносфера, 2003.
Адреса Интернет-ресурсов
1. «Генетические алгоритмы» – сайт, посвященный алгоритмам и методам. Содержит приличное количество информации по генетическим алгоритмам. Представлено 2 набора статей: первый – для начинающих (здесь рассказывается о том, что такое генетический алгоритм, в чем их отличие от других и т. д.), и второй набор – для более опытных пользователей, позволяющий понять генетические алгоритмы глубже: http://algolist.manual.ru/ ai/ga/index.php.
2. «Популярно о генетических алгоритмах» – по данной ссылке расположен очень популярный материал по генетическим алгоритмам от Сергея Исаева. По словам самого автора, документ был создан на основе различных материалов на английском языке, доступных в сети в огромном количестве, с целью популяризации генетических алгоритмов в нашей стране: http://bspu.ab.ru/Docs/~saisa/ga/ga-pop.html.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Экология и рациональное природопользование»
1. Гиляров, А.М. Популяционная экология. – М.: МГУ, 1990. – 191 с.
2. Грин, Н., Стаут, У., Тейлор, Д. Биология: в 3-х т. Т.2. – М.: Мир, 1990. – 362 с.
3. Закон РФ «Об охране окружающей среды». – М., 2002.
4. Ионина, Н.Г., Мозжухина, Е.Н. Методика преподавания биологии: Учебно-методическое пособие для студентов-биологов. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2001. – 87 с.
5. Одум, Ю. Экология: в 2-х т. – М.: Мир, 1986.
6. Путилов, А.В. Охрана окружающей среды. – М., 1991.
7. Федоров, В.Д., Гильманов, Т.Г. Экология. – М.: МГУ, 1980. – 464 с.
8. Шилов, И.А. Экология: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1997.
Дополнительная литература
1. Вронский, В.А. Прикладная экология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1996.
2. Коммонер, Б. Замыкающий круг. – Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
3. Красная книга Курганской области. – Курган: Зауралье, 2002. – 424 с.
4. Красная книга Российской Федерации. Животные. – М.: Астрель, 2000.
5. Проблемы экологии России / Под ред. В.И. Данильяна. – М., 1993.
6. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.
7. Яндыганов, Я.Я. Экономика природопользования: Учеб. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1997.
Адреса Интернет-ресурсов
1. Виртуальный репетитор по биологии (виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения биологии в средней школе): http://vschool.km.ru/ repetitor.asp?subj=99.
2. Учебный курс по общей биологии: электронное пособие (теоретические основы цитологии, генетики, экологии, теории эволюции и материал для закрепления и усвоения (упражнения и вопросы). Обучающая программа по общей биологии (демо-версии программ): http://www.informika.ru/text/database/biology/.
3. Биология: научные публикации (публикации известных западных научных и научно-популярных журналов. Краткие содержания и полные версии статей по всем разделам биологии): http://www.bioone.org/bioone/?request=index-html.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Биология человека (анатомия и основы антропологии)»
1. Анатомия человека: В 2 т. / Э.А. Борзяк, Е.А. Добровольская, В.С. Ревазов, М.Р. Сапин. – М., 1986. – Т.1-2.
2. Гремяцкий, М.А. Анатомия человека: Учеб. – М.: Сов. наука, 1950. – 631 с.
3. Ионина, Н.Г., Мозжухина, Е.Н. Методика преподавания биологии: Учебно-методическое пособие для студентов-биологов. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2001. – 87 с.
4. Рогинский, Я.Я., Левин, М.Г. Антропология. – М.: Высш. шк., 1978. – 528 с.
5. Синельников, Р.Д. Атлас анатомии человека: Учеб.: В 3 т. – М.: Медицина, 1978-1981.
6. Тегако, Л.И., Саливон, И.И. Основы современной антропологии. – Мн.: Университетское, 1989. – 271 с.
7. Тегако, Л.И., Марфина, О.В. Практическая антропология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.
8. Хрисанфова, Е.П., Перевозчиков, И.В. Антропология. – М.: Высш. шк., 1991. – 318 с.
Дополнительная литература
1. Алексеев, В.П. Географические очаги формирования человеческих рас. – М., 1985.
2. Алексеева, Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. – М., 1986.
3. Бунак, В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. – М., 1980.
4. Васильев, С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. – М., 1996.
5. Гремяцкий, М.А., Хрисанова, Е.Н. Анатомия человека: Практ. занятия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. – 166 с.
6. Итоги науки и техники. Антропология: в 5 т. – М., 1985-1991.
7. Казначеев, В.П., Казначеев, С.В. Адаптация и конституция человека. – Новосибирск, 1986.
8. Ламберт, Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. – Л., 1991.
9. Морфология человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 344 с.
10. Фоули, Р. Еще один неповторимый вид: Экологические аспекты эволюции человека. – М., 1990.
11. Хить, Г.Л., Голинова, Н.А. Расовая дифференциация человечества. – М., 1990.
12. Хрисанфова, Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. – М., 1996.
Адреса Интернет-ресурсов
1. Виртуальный репетитор по биологии (виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения биологии в средней школе): http://vschool.km.ru/ repetitor.asp?subj=99.
2. Учебный курс по общей биологии: электронное пособие (теоретические основы цитологии, генетики, экологии, теории эволюции и материал для закрепления и усвоения (упражнения и вопросы). Обучающая программа по общей биологии (демо-версии программ): http://www.informika.ru/text/database/biology/.
3. Биология: научные публикации (публикации известных западных научных и научно-популярных журналов. Краткие содержания и полные версии статей по всем разделам биологии): http://www.bioone.org/bioone/?request=index-html.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Неорганическая химия»
Основная литература
1. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высш.шк., 1988. – 639 с.
2. Воробьева, О.И., Лавут, Е.А., Тамм, Н.С. Вопросы, упражнения и задачи по неорганической химии. – М.: Издво Моск. унта, 1985. – 180 с.
3. Гольбрайх, З.Е., Маслов, Г.И. Сборник задач и упражнений по химии. – М.: Высш. шк., 1997. – 384 с.
4. Горшков, В.И., Кузнецов, И.А. Основы физической химии. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. унта, 1993. – 336 с.
5. Коттон, Ф., Уилкинсон, Дж. Современная неорганическая химия. – М.: Мир, 1969. – Ч. 1, 3.
6. Практикум по неорганической химии / Под ред. В.П. Зломанова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. унта, 1994. – 320 с.
7. Спицын, В.И., Мартыненко, Л.И. Неорганическая химия. – М.: Изд-во Моск. унта, 1991, 1994. – Ч. 1, 2.
8. Турова, Н.Я. Неорганическая химия в таблицах. – М.: Высш. хим. колледж РАН, 1997. – 140 с.
Дополнительная литература
1. Гиллеспи, Р., Харгиттаи, И. Модель отталкивания электронных пар валентной оболочки и строение молекул. – М.: Мир. 1992. – 296 с.
2. Дикерсон, Р., Грей, Г., Хейт, Дж. Основные законы химии. – М.: Мир, 1982. – Т. 1, 2. – 652 с., 620 с.
3. Карапетьянц, М.Х., Дракин, С.И. Общая и неорганическая химия. 3-е изд. – М.: Химия, 1994. – 588 с.
4. Карапетьянц, М.Х., Дракин, С.И. Строение вещества. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1978. – 303 с.
5. Некрасов, Б.В. Основы общей химии. – М.: Химия,1972-1973. – Т. 1, 2. – 656 с., 688 с.
6. Пиментел, Дж.К., Кунрод, Дж. Возможности химии сегодня и завтра. – М.: Мир, 1992. – 285 с.
7. Полторак, О.М., Ковба, Л.М. Физикохимические основы неорганической химии. – М.: Издво Моск. унта, 1984. – 288 с.
8. Суворов, А.В., Никольский, А.Б. Общая химия. – С.Петербург: Химия, 1997. – 623 с.
9. Угай, Я.А. Общая и неорганическая химия. – М.: Высш. шк., 1997. – 526 с.
10. Фримантл, М. Химия в действии. – М.: Мир, 1991. – Ч. 1, 2. – 528 с., 620 с.
11. Химия и периодическая таблица / Под ред. К. Сайто. – М.: Мир, 1982. – 320 с.
12. Хьюи, Дж. Неорганическая химия: строение вещества и реакционная способность. – М.: Химия, 1987. – 696 с.
Адреса Интернет-ресурсов
1. http://heme.gsu.edu/post_docs/koen/worgche.html – ресурсы органической химии на Интернет.
2. http://www.organic-chemistry.org/reactions.htm.
3. http://www.chem.isu.ru/leos/.
4. Научная электронная библиотека.
5. http://www2.viniti.ru/ – база данных ВИНИТИ.
6. http://pubs.acs.org/ – журналы американского химического общества.
7. www.sciencemag.org/ – журнал «Science» издательства American Association for the Advancement of Science (AAAS).
8. Электронная библиотека диссертаций РГБ.
9. Химические базы данных.
10. http://maxkul.chat.ru/chem.html – ресурсы, полезные для химиков.
Список рекомендуемой литературы к разделу
«Органическая химия»
Основная литература
1. Грандберг, И.И. Практические работы и семинарские занятия по органической химии: пособ. / Грандберг И.И. – М: Дрофа, 2001. – 352 с.
2. Иванов, В.Г., Гева, О.Н., Гаверова, Ю.Г. Сборник задач и упражнений по органической химии / Иванов В.Г. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 320 с.
3. Травень, В.Ф. Органическая химия: учебник для вузов: в 2 т. / Травень В.Ф. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 727 с., 654 с.
4. Целуйкин, В.Н., Чадина, В.В. Очистка и идентификация органических веществ: учеб. пособие / Целуйкин В.Н. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. – 70 с.
5. Чадина, В.В., Аниськова, Т.В. Алифатические углеводороды: учеб. пособие / Чадина В.В. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2009. – 100 с.
6. Чадина, В.В., Неверная, О.Г., Целуйкин, В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по органической химии: учеб. пособие / Чадина В.В. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. – 96 с.
Дополнительная литература
1. Агрономов, А. Е. Сборник задач по органической химии: учеб. пособие / Агрономов А.Е. – М.: изд-во МГУ, 2000. – 160 с.
2. Астафьева, Л.С. Экологическая химия / Астафьева Л.С. – М: Академия, 2006. – 222 с.
3. Березин, Б.Д., Березин, Д.Б. Курс современной органической химии / Березин Б.Д. – М.: «Высшая школа», 1999. – 767 с.
4. Веселовская, Т.К., Мачинская, И.В. и др. Вопросы и задачи по органической химии / Веселовская Т.К. – М.: «Высшая школа»,1988. – 255 с.
5. Гинзбург, О.Ф., Петров, А.А. и др. Практикум по органической химии / Гинзбург О.Ф. – М.: «Высшая школа», 1988. – 255 с.
6. Нейланд, О.Я. Органическая химия / Нейланд О.Я. – М.: «Высшая школа», 1990. – 751 с.
7. Петров, А.А., Бальян, Х.В., Трощенко, А.Т. Органическая химия: учебник для вузов / Петров А.А. – М.: «Высшая школа», 1991. – 592 с.
8. Шостаковский, М.Ф., Томина, Л.Д. и др. Органическая химия: методические указания и контрольные задания для студентов химико-технологических специальностей ВУЗов / Шостаковский М.Ф. – М.: «Высшая школа», 1985. – 69 с.
Адреса Интернет-ресурсов
1. http://heme.gsu.edu/post_docs/koen/worgche.html – ресурсы органической химии на Интернет.
2. http://www.organic-chemistry.org/reactions.htm.
3. http://www.chem.isu.ru/leos/.
4. Научная электронная библиотека.
5. http://www2.viniti.ru/ – база данных ВИНИТИ.
6. http://pubs.acs.org/ – журналы американского химического общества.
7. www.sciencemag.org/ – журнал «Science» издательства American Association for the Advancement of Science (AAAS).
8. Электронная библиотека диссертаций РГБ.
9. Химические базы данных.
10. http://maxkul.chat.ru/chem.html – ресурсы, полезные для химиков.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
БИЛЕТ № 6
Итоговый экзамен
Отделение «Теория и методика преподавания химии, биологии»
БИЛЕТ № 7
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 8
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 9
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 10
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 12
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 13
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 14
Итоговый экзамен
Отделение «Теория и методика преподавания химии, биологии»
БИЛЕТ № 15
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 16
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 17
Итоговый экзамен
Отделение «Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 18
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 19
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 20
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 21
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 22
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 23
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 24
Итоговый экзамен
Отделение « Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования»
БИЛЕТ № 25
АННОТАЦИЯ
Наименование программы | Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования |
Вид/подвид образовательной программы | Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки |
Автор(ы) программы (Ф.И.О., должность, место работы, звание) | Булакова Н. А., декан факультета профессиональной переподготовки, доцент кафедры естественно-математического образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н. |
Регистрационный номер | |
Объем часов (трудоемкость) | 540 263 (49%) теоретических 277 (51%) практических |
Категория слушателей | Педагогические работники |
Цель программы | Получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере теории и методики преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования |
Основные формы и методы обучения | Лекции, семинары, практические занятия, консультации |
Итоговая аттестация | Итоговый экзамен |
Краткое содержание программы: дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования» состоит из модулей:
· Психология и педагогика.
· Нормативные основы системы образования
· Методика преподавания биологии, химии.
· Современные информационные технологии в преподавании химии, биологии
· Науки о биологическом многообразии (микробиология, вирусология, ботаника, зоология).
· Физиология (растений, человека и животных, высшая нервная деятельность, иммунология).
· Биология клетки (цитология, гистология, биофизика, биохимия, молекулярная биология).
· Генетика и эволюция (генетика и селекция, теории эволюции).
· Экология и рациональное природопользование.
· Биология человека (анатомия и основы антропологии).
· Неорганическая химия.
· Органическая химия.
· Химический эксперимент.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ, БИОЛОГИИ
НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки
Курган 2018
Булакова, Н.А., Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования: дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2018. – 85 с.
Авторы программы:
Булакова Н.А. | декан факультета профессиональной переподготовки, доцент кафедры естественно-математического образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н. |
Рецензенты:
Войткевич Н.А. | Проректор по УР ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент |
Древницкая Н.Л. | директор муниципального общеобразовательного учреждения города Кургана «Гимназия №31», учитель химии высшей квалификационной категории, к.п.н. |
Программа рекомендована кафедрой естественно-математического образования ГАОУ ДПО ИРОСТ. Протокол № 11 от 04.12.2017 г.
Программа прошла экспертизу программно-экспертного совета ГАОУ ДПО ИРОСТ. Выдан сертификат № г. Протокол №
В Реестре дополнительных профессиональных программ ГАОУ ДПО ИРОСТ зарегистрирована за №
© Н.А. Булакова,
ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2018
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования |
Вид/подвид образовательной программы | Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки |
Объем часов (трудоемкость) в т.ч. теоретических в т.ч. практических | 540 263 (49%) теоретических 277 (51%) практических |
Продолжительность обучения | 5 сессий |
Форма обучения программы | Очно-заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий |
Категория слушателей (указывается уровень образования, сфера профессиональной деятельности) | Педагогические работники |
Требования к уровню образования слушателей (среднее профессиональное или высшее образование) | Высшее или среднее профессиональное и лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование |
Программа разработана на основе - ФГОС ВПО - профессионального стандарта - квалификационной характеристики | -ФГОС ВПО по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) «бакалавр») № 513 от 19.05.2010 г. -ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 Биология (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 101 от 04.02.2010 г. -ФГОС ВПО 050100 по направлению подготовки Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр», Приказ Минобрнауки России № 46 от 17.01.2011 г. -приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6.10.2010 г., регистрационный № 18638) - приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) |
Форма(ы) итоговой (промежуточной) аттестации слушателей (экзамен, зачет, реферат, подготовка и защита образовательного продукта и т.п.) | Зачет, экзамен |
Шкала(ы) оценок слушателей в ходе их аттестации | Зачет/незачет четырехбалльная шкала |
Итоговый документ после освоения программы | Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца |
Общая характеристика
Дата: 2018-12-21, просмотров: 540.