профессиональной переподготовки
(пояснительная записка)
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки разработана на основе:
· федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) «бакалавр») № 513 от 19.05.2010 г.;
· федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 101 от 04.02.2010 г.;
· ФГОС ВПО 050100 по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), Приказ Минобрнауки России № 46 от 17.01.2011 г.;
· примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 337 от 17.09.2009 г.;
· профессионального стандарта педагога (Профессиональный стандарт учителя математики и информатики), приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
· квалификационных характеристик должностей работников образования: учитель, преподаватель (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационных характеристик должностей работников образования» с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.).
Программа разработана с учетом:
· федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6.10.2009 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования» № 19707 от 04.02.2011 г.);
· федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.;
· федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (от 17.04.2012 г. №413).
Цель программы профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования» получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере теории и методики преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования.
Задачи:
1) обеспечить научно-теоретическую и методическую подготовку педагогов для качественного осуществления образовательного процесса в современных условиях;
2) сформировать систему теоретических знаний и практической готовности к организации преподавания химии и биологии в образовательных учреждениях;
3) повысить уровень общекультурной и профессиональной компетентностей педагогов.
Изучение химии и биологии в ФГОС основного общего образования, в проекте ФГОС среднего (полного) общего образования представлено предметной областью «Естествознание», которая обеспечивает осознание их значения в повседневной жизни человека.
В результате изучения предметов «Химия» и «Биология» обучающиеся развивают логическое мышление, получают представление о теоретических основах и базовых понятиях наук, о разнообразии биологических объектов и химических веществ.
Программа рассчитана на 540 учебных часов. Программные модули носят практикоориентированную направленность (51% – практические занятия, которые играют особую роль в обеспечении продуктивности профессиональной переподготовки педагогов).
Программой предусмотрены следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Дополнительная профессиональная программа (профессиональной переподготовки) «Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования» состоит из модулей:
· Психология и педагогика.
· Нормативные основы системы образования
· Методика преподавания биологии, химии.
· Современные информационные технологии в преподавании химии, биологии
· Науки о биологическом многообразии (микробиология, вирусология, ботаника, зоология).
· Физиология (растений, человека и животных, высшая нервная деятельность, иммунология).
· Биология клетки (цитология, гистология, биофизика, биохимия, молекулярная биология).
· Генетика и эволюция (генетика и селекция, теории эволюции).
· Экология и рациональное природопользование.
· Биология человека (анатомия и основы антропологии).
· Неорганическая химия.
· Органическая химия.
· Химический эксперимент.
· Стажировка
По итогам освоения программы слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, удостоверяющий право на ведение нового вида профессиональной деятельности.
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования» включает в себя:
· Титульный лист.
· Паспорт ДПП ПП.
· Общую характеристику ДПП ПП (пояснительная записка).
· Календарный учебный график.
· Учебный план.
· Рабочую программу, которая включает в себя учебно-тематический план и содержание программы.
· Организационно-педагогические условия:
- Учебно-методическое обеспечение.
- Перечень технических и программных средств обучения.
- Сведения о преподавателях, реализующих данную программу.
· Оценочные материалы.
· Аннотацию программы.
Планируемые результаты обучения
Слушатель отделения профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания химии, биологии на уровнях основного и среднего общего образования» должен обладать следующими
общекультурными компетенциями (ОК):
- «Педагогическое образование»:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
· способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
· готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
· способен на логически верную устную и письменную речь (ОК-6);
· готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
· готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
· способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
· владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
· готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
· способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
· готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
· готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
· способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
- «Химия»:
· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-1);
· способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
· знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-3);
· понимает и соблюдает базовые ценности культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом (ОК-4);
· умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);
· использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);
· умеет работать с компьютером на уровне пользователя и способен применять навыки работы с компьютерами как в социальной сфере, так и в области познавательной и профессиональной деятельности (ОК-7);
· способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-8);
· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);
· способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-10);
· владеет развитой письменной и устной коммуникацией, включая иноязычную культуру (ОК-11);
· владеет одним из иностранных языков (преимущественно английским) на уровне чтения научной литературы и навыков разговорной речи (ОК-12);
· умеет работать в коллективе, готов к сотрудничеству с коллегами, способен к разрешению конфликтов и социальной адаптации (ОК-14);
· способен в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК-15);
· владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-16);
· готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-17);
· владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий (ОК-18);
- «Биология»:
· следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
· уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности (ОК-2);
· приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
· выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
· использует нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
· использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);
· использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
· проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
· критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);
· демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);
· использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Интернет, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
· способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);
· проявляет творческие качества (ОК-14);
· правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);
· заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);
· понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
· умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);
· владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-19);
профессиональными компетенциями (ПК):
- в области педагогической деятельности:
· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
· готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
- в области «Химия»:
· понимает сущность и социальную значимость профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности (ПК-1);
· владеет основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии) (ПК-2);
· способен применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных (ПК-3);
· владеет навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций (ПК-4);
· представляет основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат (ПК-5);
· владеет навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов (ПК-6);
· имеет опыт работы на серийной аппаратуре, применяемой в аналитических и физико-химических исследованиях (ПК-7);
· владеет методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов (ПК-8);
· владеет методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков (ПК-9);
· понимает принципы построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (ПК-10);
· владеет методами отбора материала для теоретических занятий и лабораторных работ (ПК-11);
· имеет опыт педагогической деятельности и знаком с основами управления процессом обучения в общеобразовательных учреждениях (ПК-12);
- в области «Биология»:
· демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);
· использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);
· демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);
· демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);
· применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);
· демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);
· понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7);
· имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8);
· демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9);
· демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10);
· демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК-11);
· знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);
· оперирует правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдает нормы авторского права (ПК-13);
· умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);
- в области научно-исследовательской деятельности:
· способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);
· применяет на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);
· понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);
- в области научно-производственной и проектной деятельности:
· применяет на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18);
· пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);
· пользуется нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20);
- в области организационно-управленческой деятельности:
· понимает и применяет на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 440.