6). Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)
3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового ана лиза и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых зву ков:
• лексические и грамматические упражнения;
• нормализация просодической стороны речи;
• обучение рассказыванию.
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:
1). Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально;
2). Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно — со всей группой или небольшими подгруппами.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 мин несколько раз в день:
• в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;
• в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;
• с родителями дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Упражнения для челюстей
1.Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
2.Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
3.То же в быстром темпе.
4.Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.
5.Повторяется первое упражнение.
Упражнения для губ
6.«Улыбка» — растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
7.То же с сомкнутыми губами и зубами.
8.«Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
9.Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
10.Вращательные движения губами.
11.Отставление нижней губы от зубов и десен.
12.Втягивание нижней губы внутрь рта.
Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):
13. «Болтушка» — движения языком вперед-назад.
14. «Часики» — движения языком вправо-влево.
15. «Качели» — движения языком вверх-вниз:
а) к верхней — нижней губе;
б) к верхним — нижним зубам;
в) к верхним — нижним альвеолам.
16. Круговые движения языком:
а) по губам;
б) по зубам в преддверии рта;
в) за зубами.
17.«Лошадки» — щелканье языком.
18. «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу; подержать 10-15 с. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).
19. «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в этом положении 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до его кончика шпателем).
20. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».
21.«Желобок» («Трубочка») — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
22.«Чашечка» («Ковшик») — широкий язык поднять кверху.
23.«Грибок» — язык широкий, плоский, присосать к твердому нёбу; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.
|
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
ФИО ребенка
Группа_______ Возраст______
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата___
2. Развитие фонематического слуха______________________
3. Коррекция звукопроизношения_______________________
4. Формирование навыков фонематического восприятия____
5. Развитие речевого дыхания, голоса____________________
6.Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков__________________________________
7. Развитие общей и мелкой моторики____________________
8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
9. Подготовка к обучению грамоте_______________________
10. Воспитание самоконтроля за речью___________________
11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
ФИО ребенка______________
Группа________ Возраст_____
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата______
2. Коррекция звукопроизношения_______________________
3. Развитие речевого дыхания, голоса____________________
4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков__________________________________
5. Развитие общей и мелкой моторики_________________ .
6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления________________________________
7. Подготовка к обучению грамоте_______________________
8. Воспитание самоконтроля за речью____________________
9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Опытные логопеды рекомендуют строить индивидуальное логопедическое занятие с учетом развития всех сторон речи.
Пример индивидуального логопедического занятия
1. Патология ребенка: псевдобульбарная дизартрия (стертая форма); ОНР (3 уровень речевого недоразвития по Р.Е. Левиной): нарушено произношение свистящих и шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пассивного словаря, номинативного, атрибутивного. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования; выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Несформированность слухового внимания и памяти. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен.
Логопедическое заключение и его обоснование указывается один раз, можно на титульном листе плановой тетради.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.