С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

6). Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлече­ниях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)

3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового ана­ лиза и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых зву­ ков:

• лексические и грамматические упражнения;

• нормализация просодической стороны речи;

• обучение рассказыванию.

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координи­рованная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному пере­ключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляци­онного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение про­стых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

1). Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных арти­куляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая опре­деленного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивиду­ально;

2). Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражне­ний. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепле­ние и совершенствование артикуляционной моторики.

Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно — со всей группой или небольшими подгруппами.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 мин несколько раз в день:

• в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;

• в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ре­бенка;

• с родителями дома.

 

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обяза­тельным соблюдением правильной осанки.

 

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

 

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но пос­тепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

 

5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.

 

6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

 

7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под му­зыку, с хлопками и т.д.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнения для челюстей

1.Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2.Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

3.То же в быстром темпе.

4.Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

5.Повторяется первое упражнение.

Упражнения для губ

6.«Улыбка» — растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо вид­ны и верхние, и нижние резцы.

7.То же с сомкнутыми губами и зубами.

8.«Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

9.Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».

10.Вращательные движения губами.

11.Отставление нижней губы от зубов и десен.

12.Втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

13. «Болтушка» — движения языком вперед-назад.

14. «Часики» — движения языком вправо-влево.

15. «Качели» — движения языком вверх-вниз:

а)  к верхней — нижней губе;

б)   к верхним — нижним зубам;

в)  к верхним — нижним альвеолам.

16. Круговые движения языком:

а)  по губам;

б)  по зубам в преддверии рта;

в)   за зубами.

17.«Лошадки» — щелканье языком.

18. «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу; подержать 10-15 с. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).

19. «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в этом положении 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до его кончика шпателем).

20. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».

  21.«Желобок» («Трубочка») — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

   22.«Чашечка» («Ковшик») — широкий язык поднять кверху.

   23.«Грибок» — язык широкий, плоский, присосать к твердому нёбу; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.

 

 

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

                   ФИО ребенка

Группа_______ Возраст______

1.  Развитие подвижности артикуляционного аппарата___

2. Развитие фонематического слуха______________________

3. Коррекция звукопроизношения_______________________

4. Формирование навыков фонематического восприятия____

5. Развитие речевого дыхания, голоса____________________

6.Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков__________________________________

7.  Развитие общей и мелкой моторики____________________

8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления

9. Подготовка к обучению грамоте_______________________

10. Воспитание самоконтроля за речью___________________

11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

ФИО ребенка______________

Группа________ Возраст_____

1.  Развитие подвижности артикуляционного аппарата______

2. Коррекция звукопроизношения_______________________

3. Развитие речевого дыхания, голоса____________________

4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков__________________________________

5. Развитие общей и мелкой моторики_________________ .

6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления________________________________

7.  Подготовка к обучению грамоте_______________________

8. Воспитание самоконтроля за речью____________________

9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Опытные логопеды рекомендуют строить индивидуальное логопедическое занятие с учетом развития всех сторон речи.

Пример индивидуального логопедического занятия

1. Патология ребенка: псевдобульбарная дизартрия (стертая форма); ОНР (3 уровень рече­вого недоразвития по Р.Е. Левиной): нарушено произношение свистящих и шипящих зву­ков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фоне­матического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пассивного словаря, номинативного, атрибутивного. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования; выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Несформированность слухового внимания и памяти. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен.

Логопедическое заключение и его обоснование указывается один раз, можно на титуль­ном листе плановой тетради.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.