Й этап. Формирование произносительных умений и навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Й этап. Подготовительный

Задача тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а)   вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специ­альных упражнениях;

в)   формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной до­статочности для постановки звуков;

 г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчи­ковой гимнастики;

д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и боль­ших затрат времени.

Й этап. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранить дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетиче­ски чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). Постановка звуков в такой последовательности: Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

- свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3'];

- шипящий [Ш];

- сонор [Л];

- шипящий [Ж];

- соноры [Р], [Р'];

- шипящие [Ч], [Щ].

Способ постановки — смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Фут­бол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для [Р], [РЬ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабан­щик», «Гармошка», «Пулемет»;

для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

 

2) . Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):

• [С], [3], [Ш], [Ж], [С], [3'], [Л"] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных (Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах);

• [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со сте­чением согласных;

• [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вы­рабатывать вибрацию.

 

3). Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепля­ется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объ­единяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

 

4).   Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

 

5).   Дифференциация звуков:

С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л.

6). Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлече­ниях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)

3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового ана­ лиза и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнения для челюстей

1.Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2.Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

3.То же в быстром темпе.

4.Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

5.Повторяется первое упражнение.

Упражнения для губ

6.«Улыбка» — растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо вид­ны и верхние, и нижние резцы.

7.То же с сомкнутыми губами и зубами.

8.«Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

9.Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».

10.Вращательные движения губами.

11.Отставление нижней губы от зубов и десен.

12.Втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

13. «Болтушка» — движения языком вперед-назад.

14. «Часики» — движения языком вправо-влево.

15. «Качели» — движения языком вверх-вниз:

а)  к верхней — нижней губе;

б)   к верхним — нижним зубам;

в)  к верхним — нижним альвеолам.

16. Круговые движения языком:

а)  по губам;

б)  по зубам в преддверии рта;

в)   за зубами.

17.«Лошадки» — щелканье языком.

18. «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу; подержать 10-15 с. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).

19. «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в этом положении 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до его кончика шпателем).

20. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».

  21.«Желобок» («Трубочка») — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

   22.«Чашечка» («Ковшик») — широкий язык поднять кверху.

   23.«Грибок» — язык широкий, плоский, присосать к твердому нёбу; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.

 

 

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

                   ФИО ребенка

Группа_______ Возраст______

1.  Развитие подвижности артикуляционного аппарата___

2. Развитие фонематического слуха______________________

3. Коррекция звукопроизношения_______________________

4. Формирование навыков фонематического восприятия____

5. Развитие речевого дыхания, голоса____________________

6.Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков__________________________________

7.  Развитие общей и мелкой моторики____________________

8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления

9. Подготовка к обучению грамоте_______________________

10. Воспитание самоконтроля за речью___________________

11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

ФИО ребенка______________

Группа________ Возраст_____

1.  Развитие подвижности артикуляционного аппарата______

2. Коррекция звукопроизношения_______________________

3. Развитие речевого дыхания, голоса____________________

4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков__________________________________

5. Развитие общей и мелкой моторики_________________ .

6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления________________________________

7.  Подготовка к обучению грамоте_______________________

8. Воспитание самоконтроля за речью____________________

9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Опытные логопеды рекомендуют строить индивидуальное логопедическое занятие с учетом развития всех сторон речи.

Пример индивидуального логопедического занятия

1. Патология ребенка: псевдобульбарная дизартрия (стертая форма); ОНР (3 уровень рече­вого недоразвития по Р.Е. Левиной): нарушено произношение свистящих и шипящих зву­ков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фоне­матического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пассивного словаря, номинативного, атрибутивного. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования; выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Несформированность слухового внимания и памяти. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен.

Логопедическое заключение и его обоснование указывается один раз, можно на титуль­ном листе плановой тетради.

Ход занятия

1) Организационный момент.

2) Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.

3) Артикуляционная гимнастика.

4) Фонематический строй речи.

5) Формирование ритмической стороны речи.

6) Воспитание мягкой голосоатаки.

7) Графическое восприятие буквы.

3. Задание для воспитателя:

   1. Артикуляционные упражнения.

1. Работа по индивидуальным тетрадям.

4. Домашнее задание:

Основная задача — отрабатывать и закреплять навыки, полученные на занятии.



ПРИМЕР ВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ТЕТРАДИ:

 

№ занятия, дата проведения Содержание занятия Анализ выполнения заданий ребенком (трудности) Над чем следует работать на следующем занятии
Занятие № 1 (дата) Тема занятия: ... 1. Организационный момент: (сюрпризный момент, начало игрового сюжета) 2. Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха: «Веселая вертушка» 3. Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [Ш]) для губ: - «трубочка — улыбка» - 5-6 раз (если трубочка из губ недостаточно, логопед большим и указательным пальцем нажимаем на щеки, выдвигая их вперед); - «хоботок — покой»; «хоботок» влево, вправо; - «жевать язык»; - «хоботок» по часовой и против часовой стрелки; - поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу; - опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу. 4. Фонематический строй речи: «Выдели звук на фоне слога. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук» 5. Формирование ритмической стороны речи: «Покажи кар­точку с цифрой. Сколько ударов ты слышишь?» 1111111111 (с опорой на наглядность) 6. Воспитание мягкой голосоатаки: «Пропеть гласные звуки» (со средней силой голоса) У-У, АУ-АУ, АИУ-АИУ. 7. Графическое восприятие буквы: «Ощупывание буквы из наждака: 10 раз с открытыми, 15 раз с закрытыми глазами»     Недостаточная продолжительность выдоха   Трубочка не получается   Хоботок не удерживается, формируется только с помощью руки логопеда Затрудняется выделять звук Ш Гнусавость     Удлинять выдох, фиксировать диафрагмальное дыхание Пассивная гимнастика, логопедический массаж     Работать над выделением звука   Снятие носового оттенка

Примерный план на 10 занятий

 

Занятие Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха Артикуляционная гимнастика Фонематичес кий строй речи Формирование ритмической стороны речи Воспитание мягкой голосоатаки Графическое восприятие буквы
Занятие № 1 1. Постановка диафрагмального дыхания: положение «лежа», игрушка-контроль. 2. «Веселая вертушка» Для каждого звука своя артикуляционная гимнас­тика «Выдели звук на фоне слога». «Хлопни в ладоши, когда услы­шишь звук...» «Покажи карточку с цифрой. Сколько ударов ты слышишь: 11111?»(с опорой на наглядность) Пропеть гласные звуки (со средней силой голоса): У-У, АУ-АУ, АИУ-АИУ Ощупывание букв из наждака: 10 раз с открыты­ми, 15 раз с закры­тыми глазами
Занятие № 2 1. «Полный выдох»; «Оттягивающий выдох» 2. «Мыльные пузыри»   Тоже «Подними флажок, если в слове есть заданный звук» «Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку с количеством ударов» (с опорой на нагляд­ность) Усиление голоса: беззвучно – шепотом – тихо - громко Лепка буквы из пластилина; Складывание буквы из веток
Занятие № 3 1. «Фиксированный выдох» (изменение раствора рта) «Выдох воздуха тремя толчками». 2. «Волшебные шарики» Тоже «Чудо-дерево»: «Укрась дерево игрушками, которые, имеют заданный звук» «Прослушай серию ак­центированных уда­ров, покажи карточку с количеством ударов». (За ширмой, без опоры на наглядность) Усиление и ослаб­ление голоса без паузы, на одном выдохе «Нарисуй букву пальцем». «Выложи букву из пуговиц, карандашей»
Занятие № 4 1. «Свисток», «Фиксированный выдох со звуками: с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш». 2. «Помоги насекомым перелететь че­рез реку» Тоже «Отбери картинки, в названии которых есть заданный звук» «Отхлопай ритм». (Без опоры на наглядность -изолированные удары, серия простых уда­ров) Счет: прямой от 1 до 5 (с повышением голоса) Буквенные паззлы. Выкладывание буквы: из лент, ве­ревок; из ложек, вилок; из бусин, из теста
Занятие № 5 1. Выдох на слоги. 2. «Путешествие» Тоже «Отбери овощи, в названии которых есть заданный звук» «Отхлопай серию акцентированных ударов; запиши   условными знаками предложен­ные для воспроизведе­ния удары; самостоятельно воспроизведи удары по карточке» Названия дней недели: пн.- без звука; вт. - шепотом; ср. - сред, силы; чт. - громко; пт. - сред, силы; сб. - шепотом; вс. - без звука Выкладывание буквы из: - из шнурка; - из листиков, цветов; - из кубиков; - линеек  
Занятие № 6 1.Полупропевки на выдохе: мамаомумы. 2. «Одуванчик» Тоже «Отбери картинки, названия которых начинаются на заданный звук» Медленно отхлопай ритмический рисунок: та, тата, тату, тата, та тату, та тата Произнесение предложения с изменением силы голоса: «Мама ушла до­мой» «Подружи буквы». Логопед говорит - ребенок выкладывает: А, О, У
Занятие № 7 1. Дыхательные упражнения с движениями. 2. «Как воет ветер?» Тоже «Отгадай загадку. Покажи, с какого  звука начинается от­гадка» Отхлопай ритм слова и предложения с одновременным произнесением Вопроситель ная, повествова тельная, воскли цательная интонации: - Уоа? - Уоа. - Уоа! «Вылепи буквы У, О, А». (Буква которая отраба тывается). «Подружи их, как я назову: ра, ро, ру,ры»
Занятие № 8 1. Дыхательные упражнения с движениями. 2. «Бабочка на цветках» Тоже «Кто больше?». («Отыщи    на картинке слова с заданным звуком») Ритмическое произнесение имени, названий деревьев, животных под хлопки Диалог: - Уоа? - Уоа. Сложение слогов из   кубиков, названных логопедом
Занятие № 9 1. Дыхательные упражнения с движением. 2. «Запусти самолетик» Тоже «Я назову 4 слова, а ты скажешь,  какое по счету слово лишнее и почему: рак, рот, i сом, рука. Лиш­нее 3-е слово Воспроизведение ритмической структуры с игрой в мяч Диалог: - Уоа? - Уоа. «Подружи  буквы, как я назову: ор, ар, ур, ара, оро, УРУ»
Занятие № 10 1. Дыхательные упражнения с движениями. 2. «Перышко» Тоже «Магазин»: «Купи только те продукты, в названии которых есть заданный звук» (В нача­ле, в конце, в се­редине, вообще) Воспроизведение ритмической структуры со считалками Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки» «Напиши слоги под диктовку»

Структура занятия

1.  Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка:

• общие артикуляционные упражнения;

• специальные артикуляционные упражнения;

• упражнения по развитию силы голоса и выдоха.

3. Объявление темы занятия.

 


4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных уп­ражнений, механическим воздействием).

5.   Анализ артикуляции по плану:

• положение губ;

• положение зубов;

• положение языка (кончика, спинки, корня);

• участие голосовых складок;

• характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха — опознавание звука:

• в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим ха­рактеристикам;

• в слогах, с учетом вышеуказанных рекомендаций;

• в словах;

• в предложениях;

• в тексте.

8. Закрепление произнесения звука в слогах.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия:

• повторение: «Какой звук отрабатывался на занятии?»;

• анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

• заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

11. Оценка работы ребенка на занятии с положительной психологической направлен­ностью.


Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнение моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных момент артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слогов и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15.Оценка работы детей на занятии.



Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

—общей моторики;

—мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Развитие дыхания, голоса.

7. Объявление темы:

—активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «...»;

—задания на обобщение и классификацию по теме: «...».

8. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его за­пись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14. Оценка работы детей на занятиях.

 

Примечание. Цели, структуру и объем занятий можно варьировать в зависимости от структуры дефекта и возможностей детей.

 



Личность логопеда:

• собранность и внимательность логопеда на занятии;

• самообладание и самоорганизация;

• стиль и тон в работе;

• речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);

• соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

• доброжелательное отношение к детям;

• соблюдение норм педагогической этики;

• мастерство педагогического общения;

• знание материала занятия.

 

13. Общие выводы и предложения:

14. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений:



ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛОГОПЕДА НА ЛЕТНЕ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Й этап. Подготовительный

Задача тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а)   вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специ­альных упражнениях;

в)   формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной до­статочности для постановки звуков;

 г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчи­ковой гимнастики;

д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и боль­ших затрат времени.

й этап. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранить дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетиче­ски чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). Постановка звуков в такой последовательности: Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

- свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3'];

- шипящий [Ш];

- сонор [Л];

- шипящий [Ж];

- соноры [Р], [Р'];

- шипящие [Ч], [Щ].

Способ постановки — смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Фут­бол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для [Р], [РЬ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабан­щик», «Гармошка», «Пулемет»;

для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

 

2) . Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):

• [С], [3], [Ш], [Ж], [С], [3'], [Л"] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных (Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах);

• [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со сте­чением согласных;

• [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вы­рабатывать вибрацию.

 

3). Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепля­ется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объ­единяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

 

4).   Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

 

5).   Дифференциация звуков:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.