Особенности системы социального партнерства в РФ:
1.размытость субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегосякласса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям и союзам внутренним и международным. Профсоюзное движение находится в стадии формирования;2.отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях ипредпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей;3.сужается материальная база социального партнерства. Следуетактивизировать усилия государственной власти, деловых кругов,благотворительных фондов и т. д;4.рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретаетсоциально-политическую ориентацию. Политизация профсоюзного движенияпроявляется в формировании широких многофункциональных движений, сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с отстаиванием определенного пути развития;5.преобладание государственной собственности приводит к тому, чтолюбой мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с государством;6.в России не было, да и не могло быть теоретической и социально-психологической подготовки к восприятию социального партнерства, нужнасистема пропагандистско-идеологического обеспечения реформ.Говоря о современном состоянии социального партнерства, председательРоссийского объединения работодателей В. Колмогоров подчеркнул: «Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы». Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке коллективных договоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений. Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений 7.отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (или должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются.Между профкомами и администрацией для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации.В коллективный договор включаются такие вопросы:1. Форма, система и размер оплаты труда.2. Механизм регулирования оплаты труда, исходя из уровня цен.3. Занятость, переобучение.4. Продолжительность рабочего времени, отпусков.5. Улучшение условий и охраны труда.6. Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование.7. Экологическая безопасность и охрана здоровья.8. Льготы.9. Социальное партнерство, обеспечение нормальных условийфункционирования работников.10. Отказ от забастовок по условиям договора.11. Контроль за выполнением договора.Договора заключаются на срок от 1 до 3 лет. Социальное партнерство – это необходимый элемент становления правового государства без конфронтации.В России социальное партнерство, по существу, представляет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.Нередко во взаимоотношениях различных уровней партнерской вертикали«предприятие-регион-центр» проблем больше, чем между социальными партнерами одного уровня. Ситуация в стране больше напоминает партнерство корпоративного типа: налицо совместные действия профсоюза и работодателя с целью «выбить» из региональной комиссии разного рода помощь, налоговые льготы и т.п. для «своего» предприятия. Это дополняется «региональным лоббированием» интересов, через «своих» депутатов в Госдуме и «своего» представителя в Совете Федерации.Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находитадекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов, часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства, предполагающей диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает система социального партнерства в целом, принципы которого правительственная сторона декларирует, но мало что делает для их осуществления.«…Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования».
(Из декларации Всемирной медицинской ассоциации)
Для решения задач, стоящих перед системой здравоохранения, направленных на улучшение качества медицинской помощи населению, необходимо, прежде всего, решать вопрос подготовки медицинских кадров, в том числе и сестринского персонала. Реализация приоритетного Национального проекта «Здоровье», адаптация к рыночным условиям диктует образовательным учреждениям необходимость усиления практико - ориентированной и инновационной направленности подготовки конкурентоспособных выпускников, их трудоустройство и закрепление на рабочем месте. Это позволит удовлетворить потребности отрасли в целом и отдельного работодателя – медицинской организации, и, прежде всего, для работы в сфере высоких медицинских технологий, где особенно ощущается «кадровый голод».
Решение поставленных задач возможно при развитии системы социального партнерства. Социальное партнерство – это отношения между образовательными учреждениями и потребителями специалистов – учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате. При этом социальное партнерство позволяет работодателю стать активным и полноправным участником образовательного процесса, оказывая влияние на «святая святых» образования – его содержание. Основой взаимодействия между партнерами является договор о сотрудничестве, заключенный в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Цель – повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей регионального здравоохранения в квалифицированных медицинских кадрах. Механизм создания социального партнерства – это движение навстречу друг другу, в котором научную и организационную основу системы составляют согласование целей и содержания подготовки специалистов, координация педагогических действий руководителей, преподавателей и организаторов практического обучения, связь теории с практикой. Следовательно, образовательные учреждения вынуждены и обязаны осуществлять мониторинг и аудит рынка труда: изучать спрос на профессии, адекватно оценивать его, участвовать в продвижении своих выпускников при их трудоустройстве.
При этом одновременно удовлетворяются потребности:
o конкретного учреждения здравоохранения – заказчика в необходимом кадровом потенциале,
o студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении,
o колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу, где персонал понимает, как надо готовить будущих специалистов.
Существует еще один вид социального партнерства это госуда́рственно-ча́стное партнёрство. Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. Для успешного выполнения программы ГЧП необходимы:
Рассмотрим, пример госуда́рственно-ча́стного партнерства и как реализуется в нем роль среднего медицинского работника. В последние годы стали много говорить о медицинской сестре комплексного ухода, клинической медицинской сестре, пациенто-ориентируемой медицинской сестре, стали появляться пилотные проекты, статьи в журналах. Рассмотрим опыт организации сестринского дела в стационаре ООО «МедГард» г.Самара. Лечебно-диагностический комплекс «МедГард» был открыт в декабре 2006 года. В структуру входят:
1. Стационар
2. Родильное отделение
3. Поликлиника
4. Операционный блок
5. Отделение анестезиологии и реанимации
6. КДЛ
Стационарное отделение многопрофильное. В одной палате – проктология, в другой – урология, далее – гинекология и.т.д. Располагается на двух этажах – один для терапевтических пациентов, другой – для хирургических.
При организации стационарной сестринской помощи сотрудники отошли от традиционной на сегодняшний день модели, где в отделении идёт разделение труда и в штате есть процедурная, перевязочная, постовая медицинские сёстры со своими обособленными узкими функциями и задачами. Каждая медицинская сестра несёт ответственность за конкретного пациента в полном объёме и оказывает ему всю необходимую сестринскую помощь. На одну медицинскую сестру приходится 4-6 пациентов. Но поверьте, это совсем не мало, учитывая, что лечебно-диагностическом комплексе «МедГард» высокий оборот койки. (см.приложение1.)
Интенсивность лечения и обследования очень большая, и даже с таким, на первый взгляд, небольшим количеством пациентов, работы хватает. К тому же, когда пациент платит деньги, он гораздо больше требует к себе внимания. Сестринские посты располагаются на каждом этаже. При поступлении пациента медицинская сестра проводит его регистрацию в электронной системе «Медиалог», проводит все необходимые процедуры и провожает в палату. Палаты двухместные, комфортабельные, с санузлом и душем. Если есть необходимость провести какую-либо манипуляцию, например, перевязку, или по другой причине - можно отделиться с помощью занавески. Все манипуляции – инъекции, перевязки, забор крови проводятся в палате. Питание тоже приносят в палату в специализированных термоконтейнерах. Медицинская сестра, ответственная за конкретного пациента, ведёт всю необходимую документацию по его лечению и уходу. Заполняется лист сестринского ухода, с помощью которого ведётся мониторинг состояния пациента, если есть какие-либо изменения, и это в рамках компетенции медицинской сестры – то проблема решается средним медицинским звеном, если нет – вызывается врач. Сами врачи тоже оценили карту как полезную документацию в их работе. Если есть тяжелобольной – то на него ведётся специальная карта ухода за тяжелобольным с почасовым мониторингом состояния и решением сестринских задач ухода за данным пациентом. Бывают ситуации, когда медицинская сестра занята с другим пациентом, а необходимо здесь и сейчас провести манипуляцию её подопечному, и тогда работу выполняет свободная на данный момент медсестра. На каждом этаже находится по манипуляционному кабинету, где проводится вся подготовительная работа – заряжаются системы, готовятся шприцы с лекарственными средствами, вакуумные пробирки для забора крови и т.д. Хозяйками являются все медицинские сёстры, только у каждой есть участок, за который она несёт персональную ответственность.
Медицинские сёстры отделения являются хозяйками не только в манипуляционной. Они наделены полномочиями по контролю за заполнением врачами различной документации: направления, листы назначений, согласия и т.д. Надзор за правильностью выполнения санитарно-противоэпидемического режима – к примеру, если врач не провёл обработку рук перед манипуляцией или не одел чепчик - медицинская сестра имеет право не разрешить выполнять ему, к примеру, перевязку.
В трудовой книжке идет запись «медицинская сестра стационара», что соответствует приказу «О номенклатуре должностей…» Проведена аттестация рабочих мест, где определены условия труда, в том числе вредные, такие, как работа с кровью. Ещё один аспект, существенно помогающий в работе медицинских сестёр – разработанные ими алгоритмы сестринских манипуляций, сформированными в папку специалиста. Выполнение алгоритмов на практике помогает существенно снизить риск ошибок и осложнений манипуляций, в том числе инфекционных.
То, что касается организации работы медицинских сестёр стационара, многое взято из далеко забытого старого – в далёких восьмидесятых, не было процедурных и перевязочных - были посты с закреплёнными палатами. Данный подход позволяет комплексно оценить состояние пациента, осуществлять полноценный уход за ним, пациент знает, что у него есть «своя» медицинская сестра, к которой он может обратиться с любой проблемой и ему помогут её решить. За девять лет работы стационара не было ни одной жалобы на работу сестринской службы со стороны пациентов, лишь множество благодарностей.
Внедрение в систему здравоохранения социального партнерства один из основных шагов в профилактике и улучшения качества медицинских услуг и поэтому не случайно наш президент Владимир Владимирович Путин в своем выступлении заметил, то, что модернизация системы подготовки средних медицинских работников, имеет решающую роль, в формировании нового поколения медицинских кадров системы здравоохранения РФ. Министр здравоохранения Верони́ка И́горевна Скворцова сказала, что совершенствование профессиональной деятельности среднего медицинского персонала в рамках внедрения новых технологий и расширения функций имеет ключевое значение для кадровой политики Министерства здравоохранения.
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Почему необходимо внедрять социальное партнерство в систему здравоохранения?
2.Что такое социальное партнерство?
3. Как взаимодействует социальное партнерство в системе здравоохранения?
4. Какой пример социального партнерства вы знаете?
5. Как развивалось социальное партнерство?
6. Какие преимущества социального партнерства?
6. ЗАДАНИЕ: составьте примерную схему социального партнерства (см. приложение 2).
7. ИСТОЧНИКИ:
Нормативно-правовые акты
Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
Отраслевая программа развития сестринского дела Российской Федерации.
Литература
1.Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.
2.Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
3.Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:
Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
4..Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.
Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
5. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова –
М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
6.Двойников С.И. Проведение профилактических мероприятий М., ГЭОТАР-
Медиа, 2015г.
Электронные источники
1.http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
2.http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
3.http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
4.www.med-pravo.ru – нормативные документы.
5.www.rosmedlib. ru – медицинская студенческая библиотек
2.Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
3.Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:
Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
4..Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.
Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
5. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова –
М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
6.Двойников С.И. Проведение профилактических мероприятий М., ГЭОТАР-
Медиа, 2015г.
Электронные источники
1.http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
2.http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
3.http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
4.www.med-pravo.ru – нормативные документы.
5.www.rosmedlib. ru – медицинская студенческая библиотек
Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.