Организация и проведение противоэпидемических мероприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Организация и проведение противоэпидемических мероприятий. Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения. Противоэпидемические мероприятия можно определить, как совокупность обоснованных на данном этапе развития науки рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидацию отдельных инфекций. Противоэпидемические мероприятия проводят в случае возникновения (выявления) инфекционной болезни, профилактические — постоянно, независимо от наличия или отсутствия инфекционного больного. Основу профилактики инфекционных болезней в масштабе страны составляют повышение материального благосостояния народа, обеспечение населения благоустроенным жильем, квалифицированной и доступной медицинской помощью, развитие культуры и т.д. Медицинские аспекты профилактики инфекционных болезней включают систематический санитарный контроль за водоснабжением населения; санитарный и бактериологический контроль за качеством пищевых продуктов, санитарным состоянием предприятий пищевой промышленности и объектов общественного питания, торговли и детских учреждений; проведение плановых дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий; плановую специфическую профилактику среди населения; осуществление мер по санитарной охране границ с целью предупреждения заноса на территорию страны из-за рубежа инфекционных болезней и др. Организационная структура системы противоэпидемической защиты населения включает медицинские и немедицинские силы и средства. Важную роль в обеспечении противоэпидемического режима играют исполнители немедицинского профиля. Комплекс различных по характеру и направленности мероприятий, связанных с очисткой населенных пунктов, питанием, водоснабжением и т.д., выполняют государственные органы, учреждения, предприятия при активном участии населения. Исполнение целого ряда противоэпидемических мероприятий осуществляют лечебно-профилактические учреждения. Санитарно-эпидемиологическая служба главным образом управляет этой деятельностью. Она включает диагностическую (эпидемиологическая диагностика), организационную, методическую и контрольную функции. Исполнительская функция санитарно-эпидемиологических учреждений ограничивается проведением отдельных мероприятий по иммунопрофилактике и дезинфекции, противоэпидемической работой в очаге инфекции. Сложность управленческой деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений заключается в том, что для борьбы с инфекционными заболеваниями требуется привлечение сил и средств, учреждениям не подчиненных. Правовые аспекты противоэпидемической деятельности закреплены в законодательных документах. В систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Россий­ской Федерации входят: 1) Департамент санитарно-эпидемиологического надзора центрального аппарата Министерства здравоохранения Российской Федерации; 2) центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах и районах, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на водном и воздушном транспорте (региональные и зональные); 3) научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля; 4) дезинфекционные станции; 5) государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов; 6) санитарно-эпидемиологическая служба Федерального управления меди­ко-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохране­ния Российской Федерации, подведомственные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора; 7) другие санитарно-эпидемиологические учреждения. Органы и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения разрабатывают целевые комплексные программы профилактических и оздоровительных мероприятий по важнейшим проблемам охраны здоровья населения, принимают совместные решения по вопросам профилактики заболеваний людей; изучают состояние здоровья населения и демографическую ситуацию в связи с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека; организуют и контролируют работу по профилактике инфекционных (паразитарных), профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей. Мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах Министерства обороны, Министерства путей сообщения, Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности осуществляют специальные службы этих министерств и ведомств. Факторами эпидемиологического процесса являются: источник инфекции, механизм передачи возбудителя и восприимчивость населения. Устранение одного из факторов неизбежно приводит к прекращению эпидемического процесса и, следовательно, исключает возможность существования инфекционной болезни. Поэтому профилактические и противоэпидемические мероприятия могут быть эффективными в том случае, если они направлены на обезвреживание (нейтрализацию) источника инфекции, перерыв путей передачи возбудителя и повышение невосприимчивости населения. В отношении источника инфекции при антропонозах выделяют диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные мероприятия, а при зоонозах - санитарно-ветеринарные и дератизационные. Мероприятия по разрыву механизма передачи возбудителя являются санитарно-гигиеническими. В самостоятельную группу можно выделить дезинфек­ционные и дезинсекционные мероприятия. Мероприятия по защите в основном представлены вакцинацией населения, цель которой — создать специфическую невосприимчивость (иммунитет) к отдельным инфекционным заболеваниям. Отдельную группу представляют лабораторные исследования и санитарно-просветительная работа, которые не могут быть отнесены ни к одному направлению, однако выполняются в интересах каждого из них. Раннее и полное выявление инфекционных больных является предпосылкой своевременно начатого лечения, изоляции и проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. Различают пассивное и активное выявление инфекционных больных. В первом случае инициатива обращения за медицинской помощью принадлежит больному или его родственникам. Меры в отношении источника инфекции в эпидемическом очаге следует рассматривать как эффективные в тех случаях, когда в соответствии с патогенезом болезни больного изолируют до наступления заразного периода и на весь его срок (брюшной и сыпной тиф). Эти меры оценивают как малоэффективные, если больного изолируют в начале, в разгар или даже в конце зараз­ного периода (вирусный гепатит, корь, ветряная оспа и др.). Больного или носителя изолируют, как правило, помещая в соответствующее ЛПУ вплоть до полного клинического выздоровления или достижения эффективной санации носителя. Сроки и условия изоляции определены специальными инструкциями. При ряде инфекционных болезней допускается изоляция больного или носителя на дому при соблюдении условий, исключающих возможность передачи инфекции. Есть ряд болезней, при которых госпитализация обязательна и предусмотрена законодательными документами. Инфекционных больных госпитализируют силами ЛПУ на специальном транспорте, подлежащем дезинфекции. При зоонозах домашних животных наиболее радикальной мерой является их уничтожение. В отдельных случаях, если речь идет о высокоценных породах животных, прибегают к лечению или созданию специальных хозяйств для содержания и санации пораженного скота. Наряду с обеззараживанием источников инфекции проводят мероприятия по уничтожению эктопаразитов — переносчиков возбудителей. При зоонозах такие меры проводит ветеринарная служба, которая предоставляет соответствующую информацию санитарно-эпидемиологической службе. При зоонозах диких животных (природно-очаговые болезни) проблема заключается в истреблении или уменьшении плотности популяции иногда на больших территориях, особенно при обнаружении случаев чумы, бешенства и др. Эти мероприятия являются дорогостоящими и проводятся по эпидемиологическим или эпизоотологическим показаниям специализированными учреждениями здравоохранения и ветеринарной службы. Хозяйственное освоение территорий (распашка степей, мелиорация, лесонасаждение) приводит зачастую к ликвидации природных очагов инфекционных болезней. Успех противоэпидемической работы складывается из качества используемых средств, достаточности объема, своевременности и полноты проводимых мероприятий. Эффективность противоэпидемических мероприятий - это их способность изменять уровень, структуру и динамику инфекционной заболеваемости, предотвращать или уменьшать связанный с заболеваемостью ущерб здоровью населения. Эффективность противоэпидемических мероприятий принято рассматривать в трех аспектах: эпидемиологическом, социальном и экономическом. Режимно-ограничительные мероприятия проводят в отношении лиц, подвер­гавшихся или подверженных риску заражения. Продолжительность этих мероприятий определяется временем опасности заражения лиц, контактирующих с больным или носителем, плюс максимальный инкубационный период, Можно выделить три категории режимно-ограничительных мероприятий: усиленное медицинское наблюдение, обсервация и карантин. Усиленное медицинское наблюдение направлено на активное выявление инфекционных больных среди лиц, находившихся в общении с больным (носителем) дома, по месту работы, учебы и т. д. Среди этих лиц в течение максимального инкубационного периода болезни проводят опрос, медицинское обследование, термометрию, лабораторные исследования и др. Обсервация (наблюдение) — усиленное медицинское наблюдение за здоровьем людей, которые находятся в зоне карантина и намерены ее покинуть. Карантин - режимно-ограничительное мероприятие в системе противоэпи­демического обслуживания населения, предусматривающее полную изоляцию контактных лиц, обеспечиваемую вооруженной охраной, при возникновении очагов особо опасных инфекций. При менее опасных инфекциях карантин означает введение некоторых мероприятий по разобщению лиц, бывших в контакте с больным, запрещение приема новых или перевода детей из группы. в группу в организованных коллективах, недопущение лиц, общавшихся с больным, в детские коллективы, на пищевые предприятия, ограничение их контакта с другими лицами. Характер мероприятий по разрыву путей передачи инфекции зависит от осо­бенностей эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителя во внешней среде. Успех обеспечивают общесанитарные мероприятия, кото­рые проводят независимо от наличия заболеваний, — санитарный контроль за водоснабжением и пищевыми продуктами, очистка населенных мест от нечистот, борьба с выплодом мух и т.д. Общесанитарные мероприятия играют ре­шающую роль в профилактике кишечных инфекционных болезней. Кроме общесанитарных мероприятий, большое значение в пресечении дальнейшей передачи инфекции играют дезинфекция, дезинсекция и дератизация. При инфекциях дыхательных путей фактором передачи является воздух, поэтому столь трудны меры по разрушению механизма передачи, особенно в больничных условиях и организованных коллективах. Разработка способов и приборов для дезинфекции воздуха в таких условиях необходима, и такая работа ведется. Для индивидуальной профилактики в очаге инфекции рекомен­дуют ношение марлевых повязок. Перерыв механизма передачи при инфекциях наружных покровов достигается повышением общей и санитарной культуры населения, улучшением жилищных условий, санитарной обстановки в быту и на производстве. Огромное значение мер по перерыву механизма передачи ярко проявляется при болезнях кровяной группы, при которых фактором передачи является живой переносчик (вши, комары, клещи и др.). Мероприятия по повышению невосприимчивости населения сводятся как к общеукрепляющим мерам, повышающим неспецифическую резистентность организма, так и к созданию специфического иммунитета проведением профилактических прививок. Направленность мероприятий зависит от особенностей инфекции. Наряду с комплексным подходом к противоэпидемической деятельности решающими будут меры, направленные на наиболее уязвимое и доступное звено. Так, при кишечных инфекциях основу профилактики составляет комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на перерыв путей передачи бо­лезней и предупреждение заражения населения. В то же время эти мероприятия малоэффективны при инфекциях дыхательных путей, так как практически невозможно прервать чрезвычайно активно действующий при них аэрозольный механизм передачи возбудителей инфекции. Регулирует заболеваемость инфекциями дыхательных путей иммунологический фактор. В связи с этим решающую роль в профилактике этой группы инфекций играют ме­роприятия по специфической иммунизации населения с целью создания вы­сокой прослойки коллективного иммунитета. Соответственно, те болезни, в борьбе с которыми разработаны вакцины, относятся к управляемым средствами иммунопрофилактики. К таким инфекциям относят ряд аэрозольных антропонозов (корь, дифтерия, коклюш, эпидемический паротит и др.). К инфекциям, управляемым санитарно-гигиеническими мероприятиями, относят антропонозы с фекально-оральным механизмом передачи (шигеллезы, брюш­ной тиф, вирусные гепатиты А и Е и др.). Однако при полиомиелите устойчивое снижение заболеваемости стало возможным лишь после разработки и широкого использования живой вакцины. Профилактика заболеваемости людей эдонозами домашних животных обеспечивается санитарно-ветеринарными мероприятиями и прививками, а природно-очаговыми инфекциями - режимно-ограничительными и прививочными мероприятиями. Удельный вес отдельных мероприятий различен и зависит не только от характера инфекции, но и от той санитарно-эпидемиологической ситуации, в которой их проводят. Гигиеническое воспитание и обучение населения, как одно из обязательных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, продолжает оставаться основной задачей санэпидслужбы. Анализ причин санитарных правонарушений, совершенных должностными лицами и работниками, занятыми в сфере производства и реализации пищевых продуктов, питьевого водоснабжения населения, бытового обслуживания, воспитания и обучения детей показывает, что совершенные нарушения санитарного законодательства связаны с незнанием установленных требований выше перечисленных видов деятельности. Зачастую это незнание приводит к негативным последствиям, в том числе к массовым инфекционным заболеваниям, пищевым отравлениям. От уровня гигиенических знаний, навыков и умений руководителей, специалистов, рядовых работников зависит санитарно-эпидемиологичес­кое состояние объекта и, в конечном счете, санитарно-эпидемиологи­ческое благополучие, здоровье различных групп населения, пользую­щихся услугами этих учреждений, предприятий и организаций. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны зависит от соблюдения действующего санитарного законодательства всеми хозяйствующими объектами, частными предпринимателями, в первую очередь это относится к предприятиям и организациям водообеспечения населения, пищевой промышленности, торговли, общественного питания, воспитательно-образовательных учреждений. В Российской Федерации накоплен значительный опыт по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья. Вместе с тем, уровень деятельности в области гигиенического обучения и воспитания населения нельзя признать удовлетворительным. В сложившейся ситуации еще более актуальной становится необхо­димость последовательного проведения целенаправленных профилактических мер. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность этой профилактической деятельности исключительно высока. Между тем состояние гигиенического воспитания ещё далеко от зап­росов сегодняшнего дня. Поверхностные, приблизительные, несистема­тизированные знания, обладателями которых становится большинство людей, непросто сделать конструктивными и использовать для форми­рования убеждений.


5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Какая занимается профилактикой распространения инфекций?

2. Какая основная задача санитарно-эпидемиологической службы?

3. Какие антропонозы относятся к фекально-оральным механизмом передачи?

4. Какие инфекции относятся  к аэрозольным антропонозам?

5.Как называется усиленное медицинское наблюдение за здоровьем людей, которые находятся в зоне карантина и намерены ее покинуть?

6.Кто относится к живым переносчикам инфекции?

7.Как называется режимно-ограничительное мероприятие в системе противоэпи­демического обслуживания населения?

8. Какая система государственной санитарно-эпидемиологической службы Россий­ской Федерации?

9.Какие пути передачи инфекции?

10. Какие два основных вида иммунопрофилактики?

11. Как уничтожают микроорганизмы?

12. Какая история профилактики инфекционных заболеваний?

6. ЗАДАНИЕ:

Подготовьте доклад на тему: «Основные факторы риска развития  инфекционных заболеваний».

 

7. ИСТОЧНИКИ:


Нормативно-правовые акты

1.Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

2.Отраслевая программа развития сестринского дела Российской Федерации.

 Литература

1.Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.

2.Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.

3.Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:

Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

4..Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.       

Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.

5. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова –

М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

 6.Двойников С.И. Проведение профилактических мероприятий М., ГЭОТАР-   

Медиа, 2015г.

Электронные источники

1.http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

2.http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

3.http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

4.www.med-pravo.ru – нормативные документы.

5.www.rosmedlib. ru – медицинская студенческая библиотек

 

 

             

 

 

                                              Тема 8

Дата: 2018-12-21, просмотров: 254.