Правопреемство в международном праве: виды, кодификация норм, особенности правопреемства государств (СССР и др.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правопреемство в международном праве - пе­реход прав и обязанностей от одного его субъекта к другому.

Наиболее часто встречается правопреемство государств, крайне редко - межправительственных организаций.

Вопрос о правопреемстве государств может возникнуть в случаях слияния двух или более государств (включая вхождение одного или нескольких небольших государств в состав более крупного), разделения государства на два и более или выход ма­лого государства или государств из состава большого. Он может быть поставлен и при коренной ломке общественно-экономических и политических структур и образования на месте государства-предшественника государства с резко отличающим­ся от прежнего социальным содержанием. Вместе с тем вопрос о правопреемстве в принципе не возникает, если в рамках одного и того же государства происходит неконституционная смена правительства: сохраняется государство как субъект междуна­родного права и все его международные обязательства, посколь­ку они связывают не правительство, а именно государство. В та­кой ситуации новым правительством может быть поставлен лишь вопрос об отказе от некоторых договоров, особенно при изменении формы правления, если есть основания для такого отказа, предусмотренные правом международных договоров, а не об общем пересмотре отношения к своим международным обязательствам, характерном для правопреемства.

Виды. Правопреемстве возникает:

1) при распаде федерации;

2) при др. территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);

3) при социальных революциях;

4) при распаде колониальной системы.

Объектами правопреемства могут быть:

1) территория;

2) договоры;

3) гос. с.-сть;

4) гос. архивы;

5) гос. е долги;

6) членство в международных организациях.

Существуют следующие виды правопреемства:

1) полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника;

2) неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности;

3) отсутствие правопреемства - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам.

Кодификация норм. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Особенности правопреемства гос.-в. Вопрос о том, является ли Россия правопреемником Совет­ского Союза, освещается по-разному. В ряде документов Россия называется правопреемником СССР. Об этом говорится, в част­ности, в Соглашении о распределении всей собственности быв­шего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 г. и некоторых дру­гих. Вместе с тем в Указе Президента РФ от 8 февраля 1993 г. № 201 «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» Россия рассматривается как продолжатель СССР. Государства - участники СНГ поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и в других международных организациях.

Правопреемство межправительственных орга­низаций наступает в весьма ограниченных случаях, предусмотренных либо международным договором, либо решения­ми заинтересованной организации.

Правопреемство государств в международном праве имеет 2 аспекта: внешний и внутренний. Они тесно связаны между собой. Внешний аспект - правопреемство в отношении международных обязательств, в первую очередь договорных. Внутренний - право­преемство в отношении территории, населения, имущества, де­нежных средств и т.п. Внутренний аспект может приобретать ме­ждународное значение (например, в случае нахождения имущест­ва или денежных средств государства за рубежом).

Дата: 2018-09-13, просмотров: 387.