Правопреемство в международном праве - переход прав и обязанностей от одного его субъекта к другому.
Наиболее часто встречается правопреемство государств, крайне редко - межправительственных организаций.
Вопрос о правопреемстве государств может возникнуть в случаях слияния двух или более государств (включая вхождение одного или нескольких небольших государств в состав более крупного), разделения государства на два и более или выход малого государства или государств из состава большого. Он может быть поставлен и при коренной ломке общественно-экономических и политических структур и образования на месте государства-предшественника государства с резко отличающимся от прежнего социальным содержанием. Вместе с тем вопрос о правопреемстве в принципе не возникает, если в рамках одного и того же государства происходит неконституционная смена правительства: сохраняется государство как субъект международного права и все его международные обязательства, поскольку они связывают не правительство, а именно государство. В такой ситуации новым правительством может быть поставлен лишь вопрос об отказе от некоторых договоров, особенно при изменении формы правления, если есть основания для такого отказа, предусмотренные правом международных договоров, а не об общем пересмотре отношения к своим международным обязательствам, характерном для правопреемства.
Виды. Правопреемстве возникает:
1) при распаде федерации;
2) при др. территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);
3) при социальных революциях;
4) при распаде колониальной системы.
Объектами правопреемства могут быть:
1) территория;
2) договоры;
3) гос. с.-сть;
4) гос. архивы;
5) гос. е долги;
6) членство в международных организациях.
Существуют следующие виды правопреемства:
1) полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника;
2) неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности;
3) отсутствие правопреемства - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам.
Кодификация норм. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).
Особенности правопреемства гос.-в. Вопрос о том, является ли Россия правопреемником Советского Союза, освещается по-разному. В ряде документов Россия называется правопреемником СССР. Об этом говорится, в частности, в Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 г. и некоторых других. Вместе с тем в Указе Президента РФ от 8 февраля 1993 г. № 201 «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» Россия рассматривается как продолжатель СССР. Государства - участники СНГ поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и в других международных организациях.
Правопреемство межправительственных организаций наступает в весьма ограниченных случаях, предусмотренных либо международным договором, либо решениями заинтересованной организации.
Правопреемство государств в международном праве имеет 2 аспекта: внешний и внутренний. Они тесно связаны между собой. Внешний аспект - правопреемство в отношении международных обязательств, в первую очередь договорных. Внутренний - правопреемство в отношении территории, населения, имущества, денежных средств и т.п. Внутренний аспект может приобретать международное значение (например, в случае нахождения имущества или денежных средств государства за рубежом).
Дата: 2018-09-13, просмотров: 387.