В классическом психоанализе методическая процедура прихода к значению сновидения заключается в разложении его на дискретные элементы и последующем сборе ассоциаций к каждому из этих элементов. Логическое обоснование методики обеспечивается теоретическим представлением о том, что ассоциативные цепочки, предоставляемые сновидцем, вместе с некоторыми предложенными аналитиком связями и дополнениями, позволят проследить психические процессы, порождающие сновидение, и приведут обратно к его латентному содержанию или бессознательному значению. Предполагается, что так определяемое значение сновидения тождественно его каузальной первопричине; то есть, раскрываемые анализом латентные мысли и желания считаются основными отправными пунктами формирования сновидения.
Исходя из перспективы конструкции, в фокусе которой — человеческая субъективность, определение значения сновидения есть вопрос о путях, посредством которых сновидение внедряется в актуальные переживания сновидца. Восстанавливая символы и метафоры сновидения до формирующих личностных контекстов, интерпретация воссоздает связующие звенья между образами сновидения и насущными заботами субъективной жизни сновидца. Разрабатывая феноменологический подход к психологии сновидений, мы стремимся понять, каким образом сновидения инкапсулируют собственный мир и прошлое сновидца. С нашей точ-
[311]
ки зрения, полезность сбора свободных ассоциаций заключается не в воссоздании предполагаемых каузальных путей формирования сновидения, а, скорее, в создании контекстов субъективного значения, с точки зрения которых можно изучить и понять мысленные образы. В добавок к дискретным элементам манифестного сновидения, полезными отправными точками для ассоциативного развития могут служить характерные тематические конфигурации «я» и объекта, входящие в повествование сновидения (Stolorow, 1978b). Такие темы, если их абстрагировать от конкретных деталей и представить сновидцу, могут существенно обогатить возникающие ассоциации и явиться важным источником проникновения в сущность пред-мыслительных бессознательных структур восприятия, организующих субъективный мир человека.
В центре концептуальной конструкции психоаналитической феноменологии располагается ряд принципов интерпретации психологических явлений в их личностных контекстах. В том, что касается сновидений, эти принципы предоставляют пути рассмотрения мысленных образов сновидения на фоне субъективной вселенной сновидца. Многие из них подразумеваются в классической теории формирования сновидений Фрейда. Мы считаем, что эту теорию стоит рассматривать скорее как герменевтическую систему правил интерпретации, чем как каузально-механистическое описание процессов формирования сновидения. Фрейд (1900) утверждал, что интерпретация обратна работе сновидения — анализ сновидения идет по путям формирования сновидения в обратном направлении. Более точным будет сказать, что теория работы сновидения прослеживает обратно пути следования психоаналитической интерпретации. Например, «механизм» конденсации является теоретической противоположностью интерпретирующего принципа, состоящего в том, что одиночный элемент текста сновидения может быть связан с множеством субъективных контекстов в психической жизни сновидца. Аналогично, механизм смещения инвертирует принцип, состоящий в том, что человек может переставлять и взаимозаменять аффективные акценты на различных элементах сновидения, для
[312]
того чтобы определить субъективно опасные или конфликтные конфигурации образов, кристаллизации которых в сознании сновидец пытается не допустить.
Классическое мнение о том, что сновидения представляет попытку удовлетворения желаний, также можно рассматривать как интерпретирующий принцип, направляющий поиск связи сновидения с субъективными заботами сновидца. Предоставляя аналитику первоначальное направление, эта посылка обеспечивает ориентирующий фокус для связи сновидения с эмоционально значимыми моментами жизни. Мы расширяем классическую концепцию удовлетворения желания в сновидении до более общего и включающего эту концепцию предположения о том, что сновидения всегда олицетворяют одну или более личных целей сновидца. Такие цели включают обсуждавшееся Фрейдом удовлетворение желаний, но также и ряд других важных психологических целей, которые мы обозначим в следующем разделе данной статьи.
Интерпретирующие принципы психоаналитической феноменологии применительно к сновидениям помогают аналитику в его подходе к содержанию манифестного сновидения и ассоциациям к нему. Они позволяют составить сложную карту различных линий символического выражения, связывающих сновидение с собственным миром сновидца. Полезность этих принципов для изучения конкретного сновидения заключается в том, насколько близко они подводят к интерпретации, убедительно объясняющей различные моменты текста сновидения как воплощения насущных вопросов и проблем субъективной жизни сновидца. Правильность или адекватность интерпретации конкретного сновидения, в свою очередь, оценивается по тем же самым герменевтическим критериям, на которых основывается оценка обоснованности психоаналитической интерпретации в целом — логическая последовательность аргументации, совместимость интерпретации с общими сведениями аналитика о психической жизни сновидца, обстоятельность объяснения при разъяснении различных деталей, эстетическая красота анализа в освещении ранее скрытых закономерностей построения повествования сновидения и в их привяз-
[313]
ке к стоящим на заднем плане структурам собственной субъективности сновидца.
А теперь давайте перейдем от этого общего обсуждения интерпретации сновидения к рассмотрению частного атрибута процесса сновидения — конкретной символизации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.