Метапсихологический трюизм состоит в том, что способность эго достигать качественной дифференциации основывается на длинной истории сложных взаимодействий. Это взаимодействия между конституцией, созревающими автономными функциями и обучением. В результате складываются дифференцированные когнитивные структуры, постепенно обеспечивающие связывание импульсов и, следовательно, снижение тревоги. Эти структуры можно рассматривать как примеры неопасной диссоциации между различными формами мысли и между мышлением и другими психологическими действиями. Количество различных типов психологических действий, имеющихся для контроля тревоги, представляет собой важный фактор ее снижения. Я думаю, что, сосредоточившись на вопросах эффективности контроля и защиты, можно недооценить значение разнообразия средств. Стремясь изучить роль пересказа сновидения в контроле тревоги, следует начать с признания его базисного вклада в набор средств бессознательного удержания уровня тревоги в допустимых пределах. Разно-
[290]
образные способы контроля тревоги использовала одна пациентка, демонстрировавшая слабую способность защитить себя от садистских фантазий. Плохо замаскированное содержание этих фантазий выражалось синхронизированными вариантами в словах, в открытом поведении и в изложении сновидений; если использовать экономическую метафору, то ее манифестная тревога, благодаря числу используемых каналов, была намного меньшей, чем если такой канал был единственным. Когда бывал открыт лишь один канал, то видимое полностью ошеломляло пациентку, так что она падала духом. Она сознательно ждала, что сновидения снимут, как она выражалась, «часть бремени».
Эту пациентку весьма заботили различия между разными формами мышления и между скрытым мышлением и открытым моторным действием, она внимательно следила, чтобы те не сближались. Довольно долго ее поглощала мысль, что я не могу видеть ее сновидений, в связи с чем представление «из вторых рук» было бесцветным, всего лишь вербальным, по сравнению с полной сенсорной яркостью образов. Мне казалось, что она отводила мне детскую роль «простого» слушателя описаний взрослых и возбуждающих эмоциональных сцен, качество которых несколько ускользало от нее. До тех пор, пока существовало предполагаемое различие в модальности, и она считала, что может видеть, а я — только слышать ее сны, наблюдалась фантазия о контроле над опасностями ее участия в родительских отношениях. Она описывала печальные события, но этим сновидениям недоставало аффекта, пока она уверяла себя, что один из нас видит, а другой только слышит, хотя мы обе задействованы в одном и том же переживании. Позднее тревога стала проявляться в пробуждении из-за ночных кошмаров со звуковым, но не образным содержанием. Она в ужасе просыпалась и обнаруживала, что на самом деле сама издавала хрюкающие звуки, о которых она также упоминала в своем изложении не-образного сновидения. Лишь подойдя к изложениям таких снов, она смогла выделить мне зрительную долю. У нее спонтанно появилась мысль нарисовать сновидения, чтобы я могла их увидеть. Что интересно, до этого желание рисовать у нее всегда подавлялось.
[291]
Способность разделить сокровенные и тайные действия означало, во-первых, безопасность семейной эмоциональной сцены (садистского характера) и, кроме того, отмечало изменение ее позиции по отношению к браку своих родителей; теперь она начала допускать, что два человека могут делать вместе что-то хорошее.
Чувство господства
Каким бы ужасающим или хаотичным ни был бы текст сновидения, при пересказе человек, тем не менее, ощущает, его подчиненность. В акте изложения сновидения присутствует чувство господства. В этом отношении пересказ сновидения можно описать словами Эрнста Криса (Kris,1952) как «регрессию на службе эго». До тех пор, пока бодрствующий человек еще может говорить: «Я имел сновидение», а не что-то вроде: «Сновидение имело меня» — мы не можем говорить о том, что бессознательное подавило эго. Изложение сновидения как частичная функция эго преобладает в попытках добиться сильного контроля, когда человек, страшась своих фантазий, приходит к едва замаскированным сновидениям о надвигающейся катастрофе. Они часто понимаются как прорыв (ослабленное в состоянии сна эго оказывается не в состоянии поддерживать защиты), но, я думаю, удерживание психической катастрофы в рамках текста сновидения требует осознания попытки сокращения внутреннего мира и его различных образов до статуса части-объекта, ограничивая их выражение.
Утверждение, что сновидение является формой эго-контроля, имеет значение для теории посттравматических сновидений. Теперь можно оспаривать концептуальную строгость фрейдовской теории, если посмотреть на нее с позиции данной статьи, а именно: сновидение служит примером превосходящего функционирования эго (Hartmann, 1947, 1950).
Относительно вопроса: почему посттравматические сновидения повторяются? — мы имеем объяснение Фрейда,
[292]
сформулированное с точки зрения экономических концепций; говорится, что этот тип сновидения повторяется в запоздалой попытке ответить на чрезмерное возбуждение, вызванное травматическим событием. Развивая экономическую метафору, можно сказать, что посредством временного перераспределения можно регулировать силу возбуждения и постепенно уменьшить напряжение. Однако эго-психолог может задать вопрос: участвуют ли в этом процессе погашения и какие-нибудь когнитивные аспекты действия? Я думаю, в двух отношениях мы должны ответить «да». Первое относится к представлению о всестороннем проигрывании травмы, подразумеваемому в теории Фрейда (1920), когда он говорит об этих сновидениях как о «стремлении ретроспективно справиться с раздражителями» (с. 32). Чтобы эта, выраженная языком личного действия, формулировка стала понятной, необходимо обратиться к интенциональным когнитивным позициям, сознательным или нет. Все, что такая экономическая модель может пояснять, — это лишенные содержания явления разрядки, такие как приступы слепой паники6. Экономическая модель не дает никаких идей, которые можно было бы скоординировать с содержанием текста посттравматического сновидения.
Согласно когнитивной модели, пребывающий в шоке человек предпринимает запоздалую попытку овладеть реальной нежелательной ситуацией, предоставляя себе в воображении еще один шанс — добиться иного исхода, не того, которым обременила его жизнь. Однако, чтобы дать себе эту вторую «попытку», он должен вернуться в воображении к первой главе беспокоящей его истории, так сказать, на место преступления. Несомненно, такое целенаправленное проигрывание, несмотря на его неизбежный частичный провал, требует теории сновидений, включавшей бы наряду с концепциями разрядки формы удовлетворения желания и контроля эго.
Второй момент, в отношении которого, я думаю, можно выступить в защиту эго при объяснении повторения посттравматического сновидения, связан с синтетической функцией, или интеграцией. Нежелательное событие происходит — мы хотим, чтобы его не было. Глубоко отвратительно
[293]
не только содержание события, но, кроме того, и само чувство нежелательности. Эта вторичная антипатия берет свое начало от защитных попыток отрицания и диссоциации. «Это не случилось со мной» борется с «увы, это случилось со мной». Чтобы поддержать, по меньшей мере, частичную желаемую нереальность, мы жертвуем личностной целостностью в глубоком дискомфорте расщепления эго.
У сравнительно здорового эго нерасположенность к расщеплению постепенно превосходит таковую к восстановлению в памяти и повторному переживанию первоначальной травмы. Лучше быть одним целым, хотя и раздавленным, чем, подобно автономной ящерице, отбрасывать поврежденную часть. Результатом повторного переживания травмы любым способом является уменьшение расщепленности эго. Постепенно шокированный человек оказывается способен включить нежелательное событие в контекст своего представления о себе, каким бы полным сожаления, печальным и горьким это ни было. Целостное «я» можно обрести вновь только при условии, что приемлется изменившееся «я». Без этого принятия человек представляет собой неполную личность. Я только что сказала: «Вновь пережить любым способом» — и хочу спросить: не является ли сновидение особенно подходящим для достижения ре-интеграции после вызванной стрессом диссоциации? Тому, что оно таковым является и каким-то образом делает это, есть множество клинических аналитических свидетельств. Кроме того, есть систематические исследования Брижера и др. (Breger др.,1971) и Гринберга и др. (Greenberg др., 1972), задокументировавших последовательности сновидений после травматических переживаний. Они показывают, как и записи сновидений после тяжелой утраты Паркса (Parkers, 1972), что с течением времени как в явном содержании, так и в ассоциациях наблюдается прогрессирующее снижение частоты обращений к недавней травме и увеличение ассоциативно релевантных тем, относящихся к прошлому: память о недавней травме постепенно связывается и интегрируется с детскими травматическими воспоминаниями. Брижер и др. (Breger др., 1971) в заключении к своей работе говорят: «Этот ассимилятивный процесс ... облегчает ин-
[294]
теграцию глубоко переживаемой информации в решения, ставшие доступными благодаря сновидению или программам первичного процесса».
Но существуют ли определенные характеристики сновидения, благодаря которым оно успешно выполняет функции отреагирования и интеграции вслед за стрессом?
Классический ответ был бы следующим: снижение защит (бдительности) во время сна позволяет эго соприкоснуться с подавленными идеями, в связи с этим наблюдается аннулирование расщепления и интеграция. Ночное и дневное мышление соединяются в компромиссе, который повествуется как сновидение.
Но изложение сновидения — само по себе действие диссоциированное, и содержание воспринимается рассказчиком как отличное от содержания дневного мышления и, в здравом уме, не смешивающееся с ним. Поэтому не парадоксально ли предположение, что отщепившаяся функция должна быть особенно подходящей для реинтеграции? Тем не менее, возможно, именно из-за своих диссоциативных характеристик сновидение становится носителем, вместилищем отщепившихся элементов. Раз у сновидца складывается иллюзия, что он не отвечает за свое сновидение, значит, туда спокойно можно вкладывать нежелательные мысли. Оно функционирует как убежище, где можно хранить отщепившиеся элементы до тех пор, пока не появятся благоприятные условия для их интеграции с сознательно приемлемыми элементами. Диссоциация без всякого доступа к сознанию, как на стадиях онемения или застывания в первичной реакции на стресс, уступает место диссоциации с частичным доступом к сознанию — через ночное мышление; так обеспечивается испытательная площадка, промежуточная станция на пути к интеграции. В этом отношении сновидение функционирует аналогично отрицанию в описании Фрейда (1925).
Фрейд утверждал, что посттравматические сновидения — это исключения7 из правила удовлетворения желания: «Функция сновидения потерпела неудачу» (1933: 29). Действительно, она потерпела неудачу с точки зрения спящего эго, так как спящий просыпается, но как превосходно она уда-
[295]
лась с точки зрения бодрствующего эго — видеть сон о травматическом переживании с незначительным аффектом — значит достичь окончательного удовлетворения желания о том, чтобы то, что было реальным, в конце концов оказалось только сном, как отметил Штейн (Stein,1965). Например, в одном случае сновидения пациента о чей-то смерти понимались как упражнения в превращении реальной потери в «просто приснившуюся». Он назвал эти сновидения снами о «смерти, замаскированной под смерть». Наверное, стоит отметить, что этот пациент признавал, что его сновидения и анализ доставляют ему большое удовольствие, несмотря на страдания: для него подвижность аналитического процесса с демонстрацией меняющихся и сверх-детерминированных значений его реакций означала, что все это было сном, в который он мог загнать страшное завершение и бесповоротность реальности.
Сокращение измерений
Давайте перейдем к рассмотрению идеи о том, что, если сновидение не является подчиненной функцией, то оно перестает быть полезным эго. Иначе это можно сформулировать так: сновидение должно иметь меньше измерений, чем восприятие в бодрствующем состоянии, подобно тому, как рисунок, скульптура, поэма или фильм должны иметь меньше измерений, чем естественное событие. Конечно же, само восприятие — это активность абстрактная, и всякий отдельный акт восприятия включает редуцирующий выбор из многих возможных измерений, теоретически определяющих данное событие.
Однако в случае психоза и иногда во время анализа чувство господства теряется, и тогда пациенты ощущают, что их сновидения угрожают овладеть эго. Пациентка с сильной боязнью оказаться поглощенной проецированными плохими образами демонстрировала лежащую в основании фантазии дилемму человека, частичные функции которого угрожали сравняться с целым. Она стала ощущать свои сно-
[296]
видения таким же большими, как она сама — это похоже на состояние человека, поглотившего своего двойника, или на попытку впихнуть предмет в полиэтиленовый пакет, равный по размеру самому предмету (в этот момент она сделала важную оговорку, поменяв вместилище и вмещаемое местами: она говорила о «крови, полной уборной»). Для остатка «я» не было места, и существовала опасность, что она (вместилище) расколется пополам. Эта конкретная фантазия о том, что ее одолеют и разрушат собственные сновидения, слегка просматривалась в ранней защитной фазе анализа, когда она напевала мелодию песенки под названием «Мне показалось, что я вижу живой сон». (Фантазии и сновидения этой пациентки были сильно раздуты бессознательными вкладами со стороны матери, которая, подавляя себя, редко рассказывала сны, и чья проецируемая агрессия принималась дочерью с чувством вины и соучастия для того, чтобы замаскировать свою собственную.)
Какие же измерения восприятия жертвуются для того, чтобы сновидение хорошо соответствовало комфорту сновидца? Первым идет временное измерение. Для бодрствующего эго сновидение всегда «уже было», оно существует в прошедшем времени. Как прошлое, сновидение разделяет убежище с историей в том смысле, что его уже нельзя изменить. Его можно забыть, интерпретацию можно представить иначе, но как экзистенциально прошлое событие, излагаемое в настоящем, оно имеет специфические преимущества. Меня поразили выигрыши от временного смещения в изложении сновидения пациентки с сильной тревогой преследования. Сны снились ей часто, и сновидение означало изгнание текущей травмы трансфера в прошлое. Пересказ сна представлял собой попытку отодвинуть латентное содержание в прошлое, даже если это только прошлое «минувшей ночи». Для анализа этой пациентки оказалось важным, когда она начала рассказывать сновидения утром того дня, когда проводились сеансы. В течение длительного времени ей удавалось достичь только самонаблюдения; но стоило лишь вовлечься в прямой трансфер, как в физическом поведении во время сеанса стали проявляться бессознательные импульсы. Они были все более неистовыми, если
[297]
мне не удавалось сыграть роль суперэго, которое пациентка хотела спроецировать на меня, чтобы бороться с ним снаружи, а не внутри себя. Но, пересказывая сновидение, каким бы разрушительным ни было его содержание, она чувствовала себя в безопасности; внутри она была достаточно живой, чтобы произвести это содержание, а так как теперь оно ощущалось в прошлом, защищенным временем, то ни она, ни я не могли его коснуться. Здесь сопротивление заявляет о себе в полный голос, но в этом примере я хочу выделить ту меру безопасности для эго, которую пациентке давало изложение сновидения. Будучи неспособной поддерживать структурное разделение суперэго и эго-функций из-за боязни внутреннего конфликта, она проецировала суперэго и таким образом не теряла контроля над тем, что осталось. Без проекции она боялась, что я вторгнусь в ее мир и вступлю в сговор с ненавистными внутренними образами. Единственным местом, где этого не могло произойти, были пересказы сновидений, так как она чувствовала, что эти сны уже пережиты. Кроме того, они переживались вдали от меня.
Для этой пациентки была необходима также пространственная диссоциация; она должна была напоминать себе еще и о том, что место действия манифестного сновидения далеко. Она часто рассказывала сновидения о географических картах, воображала карты в трещинах на стене и внимательно следила, чтобы мое кресло никогда случайно не оказывалось придвинутым ближе к кушетке, чем обычно. На протяжении многих сеансов она сидела на корточках в самом дальнем углу комнаты или, в качестве альтернативы, стояла рядом с моим креслом, но позади меня в пространстве, так же, как ее сновидения находились позади меня во времени. Вы не удивитесь, узнав, что сознательно больше всего она боялась заснуть и увидеть сон на кушетке.
Эта пациентка дает нам хороший пример и того, как сновидение влияет на другое сокращение измерений — на количество классов психологических объектов. Я имею в виду триаду, состоящую из я, внутренних образов и внешних объектов. Каждый член этой тройки представлялся как автономная сущность и подлежал перемещению посредством
[298]
интроекции и проекции. До тех пор, пока она имела дело только с внутренними образами, после пробуждения она могла чувствовать себя в безопасности. Но в остальной бодрствующей жизни управление этой триадой оказывалось слишком сложным. Она боялась отдать свои внутренние образы во власть внешних объектов, которые, подобно Дудочнику*, будут слишком привлекательными, чтобы им сопротивляться, и ее «я» останется покинутым и опустошенным. Существовала и опасность того, что внутренние образы и внешние объекты вступят в сговор и нападут на «я». Сохраняя дистанцию в трансфере (как пространственно так и эмоционально), она предотвращала первую возможность — что я и ее внутренние образы найдем общий язык и покинем ее. Проецирование внутренних объектов нацеливалось на вторую опасность — не уцелеть: лучше быть невредимой, даже если и пустой. Единственным временем, когда между ней и внутренними образами могло произойти что-то безопасное, был период пересказа сновидения. В содержании фантазий присутствовало немало свидетельств, что погружение в сон служило возвращением к единоличному обладанию коленями матери, которого она искала. Например, во время сеанса она одновременно хотела и сидеть на моих коленях, и чтобы я ушла из комнаты и позволила ей остаться в одиночестве. Она обратила мое внимание на тот факт, что при отходе ко сну ей больше всего нравится представлять себя младенцем в кроватке рядом с увитым розами домом. Она хотела знать, почему в этой картине больше никого нет. Пациентка не только не хотела никого видеть рядом с собой — она не хотела ничего, кроме коленей. Фантазия, так же, как и сеанс, была бы испорчена, если бы она могла видеть свою мать, ибо, объяснила она, «невозможно видеть свою мать, если ты находишься действительно близко к ней». Поэтому самое большое удовлетворение доставлял такой тип изложения сновидения, при котором она не только теряла измерение внешнего объекта, но и сама становилась внутренним образом своей матери. Во время сеансов она не выносила никаких звуков, резких движений
* Дудочник (Крысолов) из Гаммельна, волшебная игра которого заставляет любого следовать за ним — Прим. ред.
[299]
или взгляда в глаза. Звуки, доносившиеся извне, ее не беспокоили, если я была спокойна. Хотя она и желала символического пребывания на моих коленях, но вскоре начинала осознавать его опасность, и ей пришлось предупредить меня о скрывающейся в этом деструктивности. Требования моей неподвижности вскоре уступали место попыткам заставить меня двигаться — она прыгала с кушетки, бросала подушки, пыталась перевернуть мое кресло — и так далее, из-за страха перед тем, что моя неподвижность станет неподвижностью мертвого. Хотя она не хотела встречаться со мной взглядом, в то же время она паниковала, если, повернувшись, видела, что я откинула голову или закрыла глаза. В этом случае меня нужно было снова предупредить, т.е. вернуть обратно к жизни.
Рассказывая сновидение, можно ослабить дипломатические функции посредничества между внутренними образами и внешними объектами и установить непосредственную связь между собой и ними. Эта прямота является источником удовлетворения, особенно для шизоидных пациентов, которые тратят много сил на поддержание железного занавеса между внутренними образами и внешними объектами.
Хотя рассказчик может занять психическую позицию «пребывания в сновидении» в рамках внутреннего образа, равно как и позицию содержания сновидения в себе, обе эти формы изложения сна представляют потерю измерения только одного объекта — внешнего мира. Сновидение никогда не бывает исключительно внутренним переживанием. Как говорит Канзер (Kanzer, 1955): «Сон — это явление не первичного, а, скорее, вторичного нарциссизма, и сновидец делит свои сны с интроецированным объектом». Очень маленьким детям, у которых отношение между внутренними и внешними объектами еще весьма неустойчивое, после пробуждения кажется, что их сны видят другие люди. Например, трехлетний пациент различал пересказы и другие мысли, но часто спрашивал у матери про события из своих сновидений, полагая, что они видели сновидение вдвоем. Тем не менее, изложения сновидений он помещал в определенные рамки: так, он никогда не спрашивал про них у отца или сестры!
[300]
Нельзя ли развить дальше идею сокращения измерений и задаться вопросом: где происходит ли это сокращение? На это есть прекрасный ответ Левина (Lewin, 1958) в его обсуждениях расщепления «тело — психика» в сновидении. Левин пишет, что в большинстве спокойных сновидений «воспринимающий сновидец являлся не более, чем маленькой, невесомой бестелесной сущностью, располагающейся где-то за глазами» (с.50). Отделяя психику от материи, наблюдающее Я теряет возвратное я-измерение — прикосновение Я к «я», взгляд Я на «я» и так далее. Эти возвратные элементы расщепляются и проецируются на образ «я», наблюдаемый в сновидении. Максимальная потеря измерений происходит в пустых сновидениях, где, как говорит Левин, «сновидец не выделяет себя как зрителя, сливаясь с чистыми ощущениями сновидения» (с.54). И, конечно же, сливается с внутренним образом груди, так что мы имеем сокращение трех измерений — «я», внутренних образов и внешних объектов — до одного измерения чистого экрана. Хороший пример такого блаженного пустого сновидения дает пациент с повторяющейся дремотной фантазией, в которой он был всего лишь точкой посреди огромной туманной массы. При пробуждении точечное «я» превращалось в остроконечное, подобное тонкой линии, а масса становилась более плотной и губчатой: точка имеет местоположение, но не имеет измерения, линия имеет одно измерение, тело — три.
Идея различного количества измерений имеет свое значение для теории символизации. Уничтожение разрыва между символизированной вещью и символом служит основой для конкретного мышления шизофреника: например, как утверждал Фрейд, для катексиса слов, как если бы они были объектами. В более зрелых формах символизации осуществляется сокращение всемогущей инфантильной жадности, требующей, чтобы эго относилось к символу также, как и к тому, что он символизирует. Приемля меньшее, символизирующий обретает как чувство господства, ибо символ является его творением, отличающимся от оригинала только тем, что определил он сам, так и возможность использовать символ в качестве замены недостающих образов. Диа-
[301]
пазон применения символического представления намного шире символического уравнивания, и, подобно концепции переходного объекта Винникотта (Winnicott, 1953), его ранняя конкретная форма может использоваться в качестве универсального заменителя. Вы можете сосать, гладить, бить ногами, разорвать на части или сидеть на плюшевом медвежонке и быть уверенным, что он ваш и ничей больше. Так же и с текстом сновидения: то, что эго теряет, переставая отражать действительность, оно обретает в обладании конденсированными значениями, в их собственной индивидуальности, гибкости, двусмысленности, обратимости и множественности.
Теперь, я думаю, понятно, почему я взяла на себя труд определить сновидение как изложение сновидения, ибо такая концептуальная полнота позволяет изучить первичные данные без всех приписываний, в которые сновидец их облачает свои переживания и наши данные. Если сновидец говорит, что прошлой ночью видел сон, то выбранное им средство — манифестное содержание сновидения — само собой разумеется как относящееся к чему-то значимому.
Предполагая меньшее, мы открываем большее, и поэтому принимаем представления сновидца в качестве важных вторичных данных, которые следует рассматривать столь же серьезно, как и первичный текст сновидения. Так должно быть в исчерпывающем психологическом анализе; понимание того, что человек думает, предполагает любопытство относительно того, что он думает о том, что он делает, когда думает. Наиболее трудно выявляемые вторичные данные такого рода, конечно же, те, что в культурном отношении разделяют как наблюдатель, так и субъект, хорошим примером этому служит сновидение.
Психоаналитический подход является феноменологическим в глубочайшем смысле этого слова, ибо не требуется квалифицировать эти возвратные данные как частицы сознания. Если мы знаем, чего именно он не знает, когда полагает, что знает все о своем сновидении, то можно предсказать, что он будет использовать это возвратное знание в соответствии с иными принципами, не похожими на принципы применения сознательного знания. Такие принципы
[302]
бессознательной психической функции, как и основа наших заключений относительно них, в значительной мере парадоксальны. Мы предполагаем, что результат действий дает ключ к намерениям и что особенности бессознательной психической функции берут свое начало в процессе вытеснения. Человек пытается сохранить субъективные, личные, защитные значения своих действий, чтобы избавиться от нежелательных последствий осведомленности суперэго о том, что он замышляет.
Центральный для теории бессознательного момент состоит в том, что мы постулирует диссоциированное состояние, в котором человек одновременно знает и не знает, что он делает. В этом состоянии бессознательного когнитивного конфликта эго-функции способствуют оптимальному управлению противоречивыми намерениями. Из них самой заметной является организующая функция (выделенная Х.Хартманом), охватывающая дифференциацию и синтез. Если использовать для обнаружения бессознательных эго-функций ту же логику, что и при выявлении содержания бессознательной фантазии, то намерение становится существенным критерием. Поступая таким образом, мы не только должны поддержать все развития психоаналитической теории сновидения, показывающие, как изложение сновидения может символизировать темы инфантильной фантазии, включая приписывание тексту сновидения статуса «вещи в себе» (Khan, 1974), но, по моему мнению, нужно пойти дальше и приписать, наблюдая результаты, бессознательному эго намерения относительно того, что касается использования конкретного образа действия или средства выражения.
Заключение
Меня заинтересовал вопрос: почему пациенты настаивают на изложении сновидений, когда другие аспекты тонко анализируемого трансфера обеспечивают и без того прекрасное поле для игры и борьбы как фантазии, так и сопротивления. Я предположила, что существуют особые чер-
[303]
ты изложения сновидения, дающие эго большие преимущества в его задаче распознать способ примирения двух сторон, присущих любому спору в бессознательном. С одной стороны, мы можем охарактеризовать их как благоприятные аспекты диссоциации, в которой можно иметь две цели по цене одной: тайну, одновременно хранимую и открываемую; текущее действие, защищенное прошлым временем; зрительный образ, недоступный другим благодаря кажущемуся разрыву между видением и изложением; невыносимую правду, одновременно излагаемую и отрицаемую посредством временного помещения ее в контекст отражающей нереальные события мысленной формы, не принимаемой слишком серьезно. Однако, с другой стороны, для каждого расщепленного аспекта можно найти интегрирующую функцию — в результате отказа от полного набора измерений конфликтного состояния появляется новое дифференцированное целое. Нигде не видим мы этого более ясно, чем в использовании символов в тексте сновидения, и в моем расширенном варианте этого аргумента, в самом использовании изложения сна как средства связи между внутренним объектом, «я» и другим; в выражении конфликта между признанными и отрицаемыми намерениями; и наконец, в обнаружении не только того, что человек хочет в своей жизни, но также и способностей организующей функции сновидца в данное время.
Примечания
1 Я намеренно обращаю здесь внимание на вклад теории обучения в том, что касается признания процесса этого изменения. Слишком часто авторы, затрагивающие психологию эго, пытаются взвалить на психоанализ непосильную ношу. Эти неуместные требования отвлекают силы и внимание от задач, которые призван решать психоаналитический метод, а именно: обнаруживать динамически скрытое содержание прошлых раздражителей и реакций (включая побуждающие раздражители и раздражители, продуцируемые реакцией), психологическое присутствие которых несвоевременно и
[304]
зачастую трагически вторгается в жизненное пространство индивидуума. Теория обучения может точно определить законы обобщения у разных видов; однако она не дает метода обнаружения ретроспективно значимого содержания. Здесь психоанализ занимает подобающее ему место.
2 В отношении недавних переоценок этих тем, вместе со ссылками на более раннюю, имеющую отношению к этому вопросу литературу, смотрите работы Блюма (Blum, 1976), Кана (Khan, 1976), Плата Мьюка (Plata-Mujica, 1976), Хартмана (Hartmann, 1976), Куртиса и Шаца (Curtis и Sachs, 1976), представленные на симпозиуме «Изменения использования сновидений в психоаналитической практике» на 29-м Международном Психоаналитическом Конгрессе в Лондоне в июле 1975 г.
3 Фрейд (1916: 85): «все, что сновидец рассказывает нам, должно считаться его сновидением».
4 Со времен Витгенштейна мы узнали, что существует высокая вероятность того, что, если кто-то рассказывает сновидение, то в период, предшествующий сну, у него должны наблюдаться физиологические показатели (если бы кто-то их регистрировал) D-состояния. Но свидетельства высокой корреляции, или даже полной функциональной эквивалентности, если она будет когда-нибудь установлена, между психологическим действием и физиологической функцией не дают нам основания отказаться от различия в базе данных и уровне объяснения между областями физиологии и психологии. Это может позволить только полное совпадение всех феноменологических и функциональных особенностей. Все, что мы в настоящее время можем с уверенностью утверждать, — это то, что сновидения пересказываются более часто при пробуждении в период БДГ-сна, чем в иное время. Широко принято мнение, что это доказывает, будто называемый нами сновидением психологический акт происходит на протяжении физиологически определяемого периода БДГ. В равной мере правдоподобным было бы заключение, что сновидение является реакцией на бессознательное восприятие изменения состояния. Такая реакция является когнитивным актом интеграции, служащим для рационализации осознанного различия между состояниями до и после БДГ-фазы. Само собой разумеется, что это обеспечивало бы также каналы для совместного выражения бессознательной
[305]
фантазии. Эти особенности пересказа сновидения характерны также для описания квази-сновидений, гигпиагогических и гипнопомпических фантазий, хотя последние менее четко отделены от других действий.
6 Или некоторые формы пробуждающих волнений в 4-й стадии сна (Fisher и др., 1973).
7 «Насколько я могу сейчас видеть, сновидения, наблюдающиеся при травматических неврозах, являются единственным подлинным исключением, а сновидения наказания — только видимым исключением из правила, что сновидения направлены на удовлетворение желания» (Фрейд, 1923: 118).
Список литературы
Blum, Harold (1976) 'The changing use of dreams in psychoanalytic practice: dreams and free association', International Journal of Psycho-Analysis 57: 315-24.
Breger, L., Hunter, I. and Lane, R.W. (1971). The Effect of Stress on Dreams. New York: International Universities Press.
Curtis, Homer and Sachs, David (1976). Dialogue on 'The changing use of dreams in psychoanalytic practice', International journal of Psycho-Analysis 57: 343-54.
Erikson, Eric H. (1954) The dream specimen of psychoanalysis', Journal of the American Psychoanalytical Association 2:
Fisher, C., Kahn, E., Edwards, A. and Davis, D.M. (1973). A psycho-physiological study of nightmares and night terrors. J. nerv. ment. Dis. 157, 75-98.
Freud, Sigmund (1900). The Interpretation of Dreams. SE 4/5.
__ (1916). Introductory Lectures on Psychoanalysis, SE 15.
__ (1920). Beyong the Pleasure Principle. SE 18.
__ ( 1923). Remark on the theory and practice of dream interpretation. SE 19.
__ (1925). Negation. SE 19.
__ (1933). New introductory Lectures on Psychoanalysis, SE 22.
Greenberg, R., Pealman, C.A. and Gampel, D. (1972) War neuroses and the adaptive function of REM sleep. Brit. J. med. Psychol. 45, 27-33.
Hartmann, E (1976). Discussion of 'The changing use of dreams in psychoanalytic practice': the dreams as a 'royal road' to the biology
[306]
of the mental apparatus. International Journal of Psycho-Analysis 57: 343-54.
Hartmann, H (1947). On rational and irrational action. Psychoanal. soc. S с i. l, 359-92.
__ (1950). Comments on the psychoanalytic theory of the ego. Psychoanal. Study Child 5.
Kanzer, М (1955). The communicative function of the dream. Int. J. Psycho-Anal. 36, 260-6.
Khan, Masud (1974) The Privacy of the Self, London: Hogarth.
__ (1976). 'The changing use of dreams in psychoanalytic practice': in search of the dreaming experience. International Journal of Psycho-Analysis 57: 325-30.
Kris, E. (1952). Psycho-analytic Explorations in Art. New York: Int. Univ. Press.
Lewin, Bertram (1946). Sleep, the mouth and the dream screen. The Psychoanalytic Quarterly 15: 419-34.
__ (1958) Dreams and the Use of Regression, New York: Int. Univ. Press.
__ (1968) The Image and the Past. New York: Int. Univ. Press.
Malcolm, N. (1964). The concept of dreaming. In D.F.Guistafson (ed.), Essays in Philosophical Psychology. New Yor: Doubleday, Anchor.
Parkes, C.M. (1972) Bereavement. Studies of Grief in Adult Life. London: Tavistock Publ.
Plata-Mujica, C. (1976). Discussion of The changing use of dreams in psychoanalytic practice'. Int. J. Psycho-Anal. 57, 335
Schafer, R. (1976). A New Language for Psychoanalysis. New Haven: Yale Univ. Press.
Stein, M.H. (1965). States of consciousness in the analytic situation. In М.Schur (ed.) Drives, Affects, Behaviour, vol. 2. New York: Int. Univ. Press.
Winnicott, D.W. (1951) 'Transitional objects and transitional phenomena', in Playing and Reality, London: Tavistock (1971
Дата: 2018-12-21, просмотров: 235.