Изложенный выше ход событий демонстрирует необходимость как поверхностного эго, так и сопутствующего ощущения целостности и неразрывности «я» не только для принятия сексуальной идентичности и противостояния Эдиповым проблемам, но, в первую очередь, для правильного определения места эрогенного возбуждения. После этого можно определить границы возбуждения и одновременно обеспечить удовлетворительные каналы разрядки, а также освободить сексуальное желание от его роли контр-катексиса ранних фрустраций, возникших из-за потребностей психического эго и тоски по привязанности.
Эта история болезни иллюстрирует также последовательность: оболочка страдания — пленка сновидения — словесная оболочка. Она необходима для построения достаточно вместительного, фильтрующего и символизирующего поверхностного эго у пациентов с фрустрированными потребностями и нарциссическими дефектами. Мы смогли связать бессознательную агрессивность Зенобии к мужчинам со следующими одна за другой фрустрациями, причиной которых были ее мать, отец и, наконец, братья. С развитием поверхностного эго в непрерывную, гибкую и прочную границу побуждения (сексуальные и агрессивные) стали силами, которые она могла использовать, направляя их из определенных телесных зон на более или менее адекватно выбранные объекты ради физического и психического удовольствия.
Чтобы опознать и представить себе побуждение, его необходимо разместить в трехмерном психическом пространстве, локализовать на поверхности тела и почувствовать его как фигуру на фоне поверхностного эго. Сила побуждения ощущается именно потому, что оно обозна-
[220]
чено и очерчено. Эта сила способна отыскать объект и цель и обеспечить свободное и жизненно важное удовлетвоение. У Зенобии наблюдается ряд характерных черт истерической личности. Ее лечение вынесло на передний план «оболочку возбуждений», если использовать выражение, придуманное Анни Анзье. Не умея построить для себя психическую оболочку из передаваемых матерью сенсорных сигналов (существовало, в частности, серьезное расхождение между теплом тактильного контакта с матерью и грубостью издаваемых ею звуков), Зенобия попыталась заменить поверхностное эго оболочкой возбуждения, агрессивными и сексуальными побуждениями. Эта оболочка была следствием интроекции любящей и поощряющей матери периода кормления и смены пеленок. Таким образом «я» Зенобии окуталось поясом возбуждений, прочно закрепившим в ее психическом функционировании двойственное присутствие матери, одновременно внимательной в уходе за ребенком и не чуткой к его инстинктивным желаниям. Но мать, стимулирующая тело дочери, разочаровывает вдвойне, ибо неадекватно реагирует на психические нужды ребенка. Она резко прекращает физические возбуждения, когда чувствует, что они слишком долгие или слишком приятные, сомнительны или просто обременительны для нее: как это ни парадоксально, но мать раздражается именно из-за того, что сама сделала, и наказывает ребенка, а тот впоследствии чувствует себя виноватым. Последовательность «удовлетворение — разочарование» разворачивается на уровне сильного, но не достигающего разрядки побуждения. Анни Анзье считает, что такая психическая оболочка физического возбуждения не только характеризует поверхностное эго при истерии, но является общей для всех неврозов истерической предпосылкой. Вместо того, чтобы обмениваться знаками, составляющими первую сенсорную коммуникацию и основу последующего взаимопонимания, мать и ребенок обмениваются только возбуждениями в обостряющемся процессе, который всегда плохо заканчивается. Мать разочарована, что ребенок не приносит ей того удовольствия, какое она ожидала, а ребенок
[221]
разочарован вдвойне тем, что служит причиной разочарования матери, и продолжает нести тяжелый груз неудовлетворенного возбуждения.
Я бы добавил, что эта истерическая оболочка искажает третью функцию поверхностного эго, инвертируя ее. Вместо того, чтобы нарциссически укрыться защитным экраном, истерик счастливо живет в оболочке эрогенного и агрессивного возбуждения до тех пор, пока сам не начинает страдать, винить других в своем состоянии, негодовать и пытаться втянуть их в повторение этой игры по кругу, где возбуждение порождает разочарование, а последнее, в свою очередь, возбуждает. В своей статье [«Недовольство и истерик» Масуд Кан (Masud Khan, 1974b) дает прекрасный анализ такой диалектики.
Список литературы
Abraham, Nicolas (1978) L'Ecorce de le noyau, Paris: Aubier-Montaigne.
Anzieu Annie (1974) 'Emboîtements', Nouv. Rev. de Psychanal, 9-57-71.
Freud, Sigmund (1920) Beyong the Pleasure Principle, Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, SE 18.
Р.п. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Прогресс, 1992. — 569 с.
Green, A. (1984) Narcissism de vie, Narcissism de mort, Paris: Editions de Minuit.
Guillaumin, J. (1979) Le Rêve et le moi, Paris: Presses Universitaires de France.
Khan, Masud (1974a) The Privacy of the Self, New York: International Universities Press.
__ (1974b) 'La Rancune de l'hystérique'; Nouv. Rev. de Psychanal., 10: 151-8.
Sami-Ali, M. (1969) 'Etude de l'image du corps dans l'urticaire', Rev. franc. Psychanal.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.