Оболочка возбуждения, или истерическая предпосылка любого невроза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изложенный выше ход событий демонстрирует необ­ходимость как поверхностного эго, так и сопутствующего ощущения целостности и неразрывности «я» не только для принятия сексуальной идентичности и противостоя­ния Эдиповым проблемам, но, в первую очередь, для пра­вильного определения места эрогенного возбуждения. После этого можно определить границы возбуждения и одновременно обеспечить удовлетворительные каналы раз­рядки, а также освободить сексуальное желание от его роли контр-катексиса ранних фрустраций, возникших из-за потребностей психического эго и тоски по привязан­ности.

Эта история болезни иллюстрирует также последователь­ность: оболочка страдания — пленка сновидения — словес­ная оболочка. Она необходима для построения достаточно вместительного, фильтрующего и символизирующего поверхностного эго у пациентов с фрустрированными по­требностями и нарциссическими дефектами. Мы смогли связать бессознательную агрессивность Зенобии к мужчи­нам со следующими одна за другой фрустрациями, причи­ной которых были ее мать, отец и, наконец, братья. С раз­витием поверхностного эго в непрерывную, гибкую и проч­ную границу побуждения (сексуальные и агрессивные) стали силами, которые она могла использовать, направляя их из определенных телесных зон на более или менее адекватно выбранные объекты ради физического и психического удо­вольствия.

Чтобы опознать и представить себе побуждение, его необходимо разместить в трехмерном психическом про­странстве, локализовать на поверхности тела и почувство­вать его как фигуру на фоне поверхностного эго. Сила побуждения ощущается именно потому, что оно обозна-

[220]

чено и очерчено. Эта сила способна отыскать объект и цель и обеспечить свободное и жизненно важное удовлетвоение. У Зенобии наблюдается ряд характерных черт истерической личности. Ее лечение вынесло на передний план «оболочку возбуждений», если использовать выра­жение, придуманное Анни Анзье. Не умея построить для себя психическую оболочку из передаваемых матерью сенсорных сигналов (существовало, в частности, серьез­ное расхождение между теплом тактильного контакта с матерью и грубостью издаваемых ею звуков), Зенобия по­пыталась заменить поверхностное эго оболочкой возбуж­дения, агрессивными и сексуальными побуждениями. Эта оболочка была следствием интроекции любящей и поощ­ряющей матери периода кормления и смены пеленок. Таким образом «я» Зенобии окуталось поясом возбужде­ний, прочно закрепившим в ее психическом функциони­ровании двойственное присутствие матери, одновремен­но внимательной в уходе за ребенком и не чуткой к его инстинктивным желаниям. Но мать, стимулирующая тело дочери, разочаровывает вдвойне, ибо неадекватно реаги­рует на психические нужды ребенка. Она резко прекра­щает физические возбуждения, когда чувствует, что они слишком долгие или слишком приятные, сомнительны или просто обременительны для нее: как это ни парадок­сально, но мать раздражается именно из-за того, что сама сделала, и наказывает ребенка, а тот впоследствии чув­ствует себя виноватым. Последовательность «удовлетво­рение — разочарование» разворачивается на уровне силь­ного, но не достигающего разрядки побуждения. Анни Анзье считает, что такая психическая оболочка физичес­кого возбуждения не только характеризует поверхност­ное эго при истерии, но является общей для всех невро­зов истерической предпосылкой. Вместо того, чтобы об­мениваться знаками, составляющими первую сенсорную коммуникацию и основу последующего взаимопонима­ния, мать и ребенок обмениваются только возбуждения­ми в обостряющемся процессе, который всегда плохо за­канчивается. Мать разочарована, что ребенок не прино­сит ей того удовольствия, какое она ожидала, а ребенок

[221]

разочарован вдвойне тем, что служит причиной разоча­рования матери, и продолжает нести тяжелый груз не­удовлетворенного возбуждения.

Я бы добавил, что эта истерическая оболочка искажает третью функцию поверхностного эго, инвертируя ее. Вмес­то того, чтобы нарциссически укрыться защитным экраном, истерик счастливо живет в оболочке эрогенного и агрес­сивного возбуждения до тех пор, пока сам не начинает стра­дать, винить других в своем состоянии, негодовать и пы­таться втянуть их в повторение этой игры по кругу, где воз­буждение порождает разочарование, а последнее, в свою очередь, возбуждает. В своей статье [«Недовольство и исте­рик» Масуд Кан (Masud Khan, 1974b) дает прекрасный ана­лиз такой диалектики.

Список литературы

Abraham, Nicolas (1978) L'Ecorce de le noyau, Paris: Aubier-Montaigne.

Anzieu Annie (1974) 'Emboîtements', Nouv. Rev. de Psychanal, 9-57-71.

Freud, Sigmund (1920) Beyong the Pleasure Principle, Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, SE 18.

Р.п. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Прогресс, 1992. — 569 с.

Green, A. (1984) Narcissism de vie, Narcissism de mort, Paris: Editions de Minuit.

Guillaumin, J. (1979) Le Rêve et le moi, Paris: Presses Universitaires de France.

Khan, Masud (1974a) The Privacy of the Self, New York: International Universities Press.

__ (1974b) 'La Rancune de l'hystérique'; Nouv. Rev. de Psychanal., 10: 151-8.

Sami-Ali, M. (1969) 'Etude de l'image du corps dans l'urticaire', Rev. franc. Psychanal.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.