Показатели состояния и развития материально-технической базы: абсолютные и относительные, количественные и качественные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные средства, участвующие в процессе любого производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания.

Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств. Вместе с тем основные фонды претерпевают и моральный износ (обесценивание) – средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы. Моральный износ происходит в двух формах:

1) обесцениваются машины такой же конструкции вследствие удешевления их производства в современных условиях;

2) старые, физически годные к работе машины и оборудование обесцениваются вследствие появления новых, технически более совершенных и производительных машин.

Наиболее ярко моральный износ проявляется в случае с компьютерной техникой. Закупленные в середине 90-х гг. ХХ в. компьютеры (с 386-м процессором) уже безнадежно устарели.

Амортизация – процесс постепенного переноса стоимости средств производства на производимый продукт. В условиях рыночных отношений величина амортизационных отчислений увеличивает величину издержек производства и снижает конкурентоспособность продукции, уменьшает объем получаемой прибыли. Однако заниженная доля отчислений удлиняет срок оборачиваемости средств, вложенных в приобретение основных фондов, ведет к их старению и снижению конкурентоспособности, потере позиций на рынке.

В коммерческих организациях стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.После того как начисленный износ достигнет уровня первоначальной (восстановительной) стоимости, дальнейшее начисление износа прекращается. Однако это не дает права бюджетному учреждению списывать данный объект основных средств, так как имущество списывается только в том случае, если его дальнейшая эксплуатация невозможна по физическому состоянию.

В бюджетных учреждениях крайне редко списывают основные средства даже по причине их морального износа.

Износ основных средств начисляется в соответствии с Годовыми нормами износа но основным фондам учреждений и организаций, состоящими на государственном бюджете и указаниями о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете.

Нормы износа (амортизации) должны быть экономически обоснованы и направлены на своевременное возмещение основных фондов. При их расчете важно правильно определить экономически целесообразный срок службы основных фондов с учетом следующих факторов:

-долговечность основных фондов;

-моральный износ;

-перспективные планы технического перевооружения;

-баланс оборудования;

-возможности модернизации и капитального ремонта.

Существуют два вида физического износа:

- устранимый физический износ, когда затраты на ремонт меньше, чем добавленная стоимость объекта;

- неустранимый, когда затраты на исправление дефекта превышают стоимость, которая будет добавлена к объекту. Для определения неустранимого физического износа элементы здания подразделяются на долговременные и быстро изнашиваемые. Для каждого вида элементов есть методики расчета физического износа.

Моральный износ также называют функциональным – объект перестает соответствовать современным стандартам, с точки зрения его функциональной полезности. Для зданий это проявляется в устаревшей архитектуре, удобствах планировки, объемах, инженерном обеспечении (лифты, кондиционирование воздуха) и т.п. Для компьютерной техники он проявляется в невозможности использовать современное программное обеспечение.

Функциональный износ может быть устранимым и неустранимым (критерии те же, что и для физического износа).

Внешний (или экономический) износэто снижение стоимости здания вследствие негативного изменения его внешней среды, обусловленное экономическими, политическими либо другими внешними факторами. Причинами внешнего износа могут быть: общий упадок территории, на которой находится объект; действия правительства, региональной или местной администрации в области налогообложения, страхования; а также изменение на рынке занятости, отдыха, образования.

Важным фактором, влияющим на величину внешнего износа, является близость объекта к малопривлекательным природным или искусственным объектам: болотам, очистным сооружениям, ресторанам, бензоколонкам, железнодорожным станциям.

Оценивается внешний износ чаще всего из анализа парных продаж на рынке недвижимости объектов, близких по характеристикам, но находящихся в разном внешнем окружении. Внешний износ, как правило, неустраним.

В условиях инфляции возникает необходимость периодической переоценки основных фондов и определения их восстановительной стоимости, соответствующей реальным экономическим обстоятельствам. Индексы пересчета различаются по видам основных фондов, а также в зависимости от сроков создания, строительства или приобретения основных фондов.

Оборотные фонды, которые иногда также называют бухгалтерским термином малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, составляет та часть материальной базы, которая полностью потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно перенося свою стоимость на продукт труда. На самом деле такое сведение оборотных фондов к МБП не совсем правильно, так как помимо собственно малоценных и быстроизнашивающихся предметов к оборотным фондам относятся материальные запасы. К материальным запасам относятся материалы для учебных целей, продукты питания, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, топливо, медикаменты и перевязочные средства, корма и фураж, тара и прочие материалы.

В составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитываются предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости; предметы стоимостью приобретения не более 50 МРОТ за единицу.

Все имущественные ценности в обязательном порядке должны находиться на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом директора, которые следят за сохранностью вверенных ценностей и ведут учет всех изменений. Смена лиц, ответственных за хранение имущественно-материальных ценностей, должна сопровождаться инвентаризацией и составлением приемо-сдаточных актов, утверждаемых директором.

 

Здания и сооружения, классная и канцелярская мебель, хозяйственный инвентарь и оборудование, топливо, хозяйственные и строительные материалы и другие аналогичные по назначению ценности находятся, как правило, на ответственном хранении заведующего хозяйством школы или помощника директора по хозяйственной части.

Учебное оборудование, приборы, модели, муляжи, диапозитивы, кинофильмы, лабораторная посуда и принадлежности, печатные пособия, инструменты и приспособления, реактивы и материалы для учебных целей находятся на ответственном хранении у лиц, на которых возложено заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, мастеров, лаборантов, библиотекарей.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения в образовательном учреждении. Номера инвентарных объектов, выбывших или ликвидированных за ветхостью, не должны присваиваться другим, вновь поступающим объектам основных средств.

Существуют различные методы оценки имущества предприятий. Для бюджетных образовательных учреждений, как правило, используется лишь метод балансовой оценки, то есть совокупная стоимость материальных ресурсов, отраженная в бухгалтерском балансе.

Имущественный подход к оценке стоимости образовательного учреждения позволяет точнее определить действительную стоимость образовательного учреждения и включает в себя:

-метод скорректированной балансовой стоимости активов (индексный метод);

-метод активов;

етод замещения (определение стоимости нового, сопоставимого по функциям предприятия);

-метод восстановительной стоимости (строительство полного аналога);

-метод ликвидационной стоимости.

Все эти методы занимаются оценкой активов образовательного учреждения и его имущественного комплекса и применяются при определении ликвидационной стоимости образовательного учреждения, а также при определении необходимых затрат на строительство и ввод в действие новых учреждений.

Используются следующие основные способы определения полной восстановительной стоимости объектов недвижимости.

1. Способ сравнительной единицы. Текущая стоимость, выбранная для расчета единицы измерения оцениваемого объекта недвижимости, умножается на количество единиц, содержащихся в оцениваемом объекте. Единицами могут быть: куб. м, кв. м, одно посадочное место и т.д. Существуют соответствующие таблицы удельных показателей стоимости по различным типам зданий и сооружений, по которым и можно произвести оценку.

2. Поэлементный способ расчета стоимости объекта недвижимости (метод разбивки на компоненты) заключается в определении удельной стоимости единицы измерения объекта, исходя из поэлементных затрат: на материалы, рабочую силу, производство земляных, монтажных и прочих работ.

3. Сметный способ расчета стоимости объекта недвижимости заключается в составлении объектных и сводных смет строительства данного объекта, как если бы он строился вновь по текущим ценам.

4. Индексный способ оценки объектов недвижимости заключается в определении восстанови­тельной стоимости оцениваемого объекта путем умножения его балансовой стоимости на соответствующий индекс, согласно Положениям о порядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и организаций. Индексы для переоценки основных фондов периодически утверждаются Правительством РФ.

Оценка оборудования машин и механизмов проводится как оценка остаточной восстанови­тельной стоимости, исходя из полной восстановительной стоимости за вычетом износа.

Полная восстановительная стоимость определяется одним из следующих способов:

-по первоначальной балансовой стоимости с учетом индексов переоценки;

-по стоимости замещения (по стоимости аналогов);

-по биржевым ценам (плюс транспортные расходы).

Износ оборудования лучше рассчитывать по всем трем видам износа: физическому, моральному и экономическому.

Нематериальные активыэто научно-техническая продукция, лицензии, «ноу-хау», патенты, высококвалифицированный персонал, клиентура, торговая марка, компьютерные программы и т.п. Для их оценки применяются:

-затратный подход (стоимость определяется по цене приобретения и постановки на баланс с учетом индексов переоценки);

-доходный подход (рассчитывается и дисконтируется чистый доход, который может дать нематериальный актив на соответствующем рынке);

-рыночный подход (стоимость определяется по цене сопоставимых активов, проданных на рынке);

-метод сравнения – анализ продаж.

Оценка объектов незавершенного строительства осуществляется по фактическим издержкам с учетом индекса изменения цен на строительно-монтажные работы на дату оценки.

Производственные запасы оцениваются по текущим ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование.

Оценка дебиторской задолженности начинается с составления списка дебиторов, анализа сроков возврата и возможностей возврата долга. Далее делаются необходимые напоминания, и подаются соответствующие иски, либо долги списываются как безнадежные.

Непосредственно дебиторская задолженность оценивается отношением будущих выплат по долгам к их текущей стоимости, т.е. путем дисконтирования затрат. Дисконтирование затрат – приведение будущих затрат к нынешнему периоду, установление сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем. Современная стоимость будущей суммы определяется с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и срока, периода дисконтирования.

Инвестиции могут включать ценные бумаги, вложенные в уставные капиталы других предприятий, в недвижимость. Инвестиции оцениваются, исходя из рыночной стоимости на дату оценки.

Денежные средства на валютном счете оцениваются по курсу валют на дату оценки.

В результате описанных выше операций можно получить оценку действительной стоимости образовательного учреждения.

В завершение раздела подчеркиваем, что материально-техническая база является той основой системы образования, без совершенствования которой невозможно обеспечить ее переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям современной экономики и задаче подъема промышленности.

 

 

Таким образом, материально-техническая база образовательного учреждения - совокупность зданий, сооружений, оснащения и оборудования, имущества потребительского, соц., культурного и иного назначения, закрепленных за образовательным учреждением или принадлежащих ему по праву собственности

Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории.

Развитие материально-технической базы государственного или муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним (бюджетных) и собственных средств.

Государственные и местные (муниципальные) органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.

 

Содержание и ремонт зданий

Лето – это пора ремонтных работ в образовательных учреждениях. На этот период, как правило, планируются текущие и капитальные ремонтные работы. От того, какой вид работ будет выполняться, зависит форма их финансирования. В статье рассмотрим, чем отличается проведение текущего ремонта от капитального и как следует отражать в учете проведение ремонтных работ.

Одним из основных документов, которым следует руководствоваться при подготовке к проведению ремонтных работ зданий и сооружений, является Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88 (р)), утвержденное Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №   312 (далее – ВСН 58-88 (р)).

Согласно нормам данного документа (п. 3.2 ВСН 58-88 (р)) учреждение должно осуществлять контроль за техническим состоянием зданий и объектов путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики, который, в свою очередь, поможет принять решение о необходимости проведения того или иного вида ремонтных работ.

Плановые осмотры делятся на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства (п. 3.3 ВСН 58-88 (р)).

Неплановые осмотры проводятся после стихийных бедствий (землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений), которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований (п. 3.4 ВСН 58-88 (р)).

Согласно п. 3.5 ВСН 58-88 (р) общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью.

При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.

При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

При общих осмотрах следует также осуществлять контроль за выполнением нанимателями и арендаторами условий договоров найма и аренды, если таковые имеют место.

Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться:

· оценка технического состояния здания или объекта и его элементов;

· выявленные неисправности;

· места их нахождения;

· причины, вызвавшие эти неисправности;

· сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте (п. 3.9 ВСН 58-88 (р)).

Согласно определению, приведенному в приложении 1 к ВСН 58-88 (р), ремонт здания – это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

Разберемся с определениями текущего и капитального ремонта, которые также даны в приложении 1 к ВСН 58-88 (р):

 

Текущий ремонт Капитальный ремонт
Ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей Ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта (п. 4.1 ВСН 58-88 (р)).

Работы, которые следует относить к текущему ремонту, перечислены в приложении 7 к ВСН 58-88 (р). Этот список достаточно большой и в нем поименовано большинство ремонтных работ, которые охватывают все здание от фундамента до крыши, включая наружную и внутреннюю отделку, а также все инженерные коммуникации.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (п. 5.1 ВСН 58-88 (р)).

Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88 (р). Он не такой большой, как перечень текущих ремонтных работ. Согласно ему к работам по капитальному ремонту относятся:

· обследование зданий и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ);

· оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 мм;

· перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение;

· устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления;

· изменение конструкции крыш;

· оборудование чердачных помещений жилых и нежилых зданий под эксплуатируемые;

· утепление и шумозащита зданий;

· замена изношенных элементов внутриквартальных инженерных сетей;

· ремонт встроенных помещений в зданиях;

· экспертиза проектно-сметной документации;

· авторский надзор проектных организаций;

· технический надзор.

Согласно п. 5.2 ВСН 58-88 (р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

 

Определение стоимости работ

 

Для проведения ремонтных работ по результатам проведенных осмотров необходимо составить дефектную ведомость. Форма данного документа законодательно не утверждена, поэтому ее может разработать само учреждение с учетом требований, предъявляемых к первичным учетным документам, указанных в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 №   402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и закрепить в приложении к учетной политике.

На основании дефектной ведомости принимается решение о проведении текущего или капитального ремонта. В случае если будут проводиться незначительные ремонтные работы силами самого учреждения, то в дальнейшем закупаются необходимые материалы и выполняются работы.

Если принимается решение о проведении текущего ремонта силами подрядной организации, то согласно п. 4.4ВСН 58-88 (р) для этого следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.

 

В свою очередь, в соответствии с п. 5.7ВСН 58-88 (р) определение стоимости капитального ремонта объектов должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.

В сметной документации должен предусматриваться резерв средств на непредвиденные работы и агрегаты, распределяемый на две части:

· предназначенную для оплаты дополнительных работ, вызванных уточнением проектных решений в ходе производства ремонта или реконструкции (резерв заказчика);

· предназначенную для возмещения дополнительных затрат, возникающих в ходе ремонта или реконструкции при изменении способов производства работ против принятых в сметных нормах и расценках (резерв подрядчика).

За итогом смет должны указываться возвратные суммы – стоимость материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного и технологического оборудования, определяемая исходя из нормативного выхода пригодных для повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта.

Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать (п. 5.8ВСН 58-88 (р)):

· проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;

· составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;

· технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;

· разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.

 

Финансирование работ

 

Финансирование текущего и капитального ремонта казенных учреждений образования будет осуществляться в соответствии с бюджетной сметой, а бюджетных и автономных учреждений – за счет субсидий на иные цели или субсидии на выполнение государственного задания.

Целевое финансирование текущего и капитального ремонта осуществляется в рамках различных федеральных программ. Так, например, в рамках федеральной программы по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 №   22определен порядок предоставления и распределения федеральных субсидий региональным бюджетам, в том числе на проведение текущего и капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений.

При размещении заказов на проведение текущего и капитального ремонта автономные учреждения должны соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 №   223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разработанного Положения о закупках, а казенные и бюджетные образовательные учреждения – все процедуры, предусмотренныеФедеральным законом от 05.04.2013 №   44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вне зависимости от того, привлекается к этим работам подрядчик или производится закупка материалов для выполнения ремонтных работ силами учреждения.

Образовательные учреждения имеют право на упрощенную процедуру заключения контрактов с единственным поставщиком, если цена такого контракта не превышает 400 000 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона №   44-ФЗ).При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 20 млн руб. в год.


Тема 7. Организация и оплата труда в образовательном учреждении

Содержание учебного материала
1. Понятие оплаты труда
2. Заработная плата в образовательном учреждении
3. Эффективный контракт

Понятие оплаты труда

Оплата труда – это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. Однако фундаментальная экономическая наука оперирует термином «заработная плата», а не термином «оплата труда» в который включаются все компенсации за труд, поэтому расширительная трактовка данного термина вполне обоснована. В то же время законодательные акты трактуют заработную плату как компенсацию за определенные характеристики труда, и совершенно не противоречат ее содержанию как цены ресурса труд, а только развивают определение в практическом направлении.

По мнению А. А. Греховой, заработная плата как экономическое явление представляет собой цену аренды рабочей силы. Среднерыночная величина данного показателя находится в зависимости от многих факторов: демографических, социальных, экономических. Кроме того, заработная плата должна отражать рыночное положение организации, создавая для работников стимул к повышению эффективности труда.[9]

Из понимания природы заработной платы вытекают две ее основные функции: воспроизводственная и стимулирующая.

1. Воспроизводственная функция предполагает обеспечение работников, а также членов их семей необходимыми жизненными благами для воспроизводства рабочей силы без увеличения состава обеспечиваемой семьи.[10]

2. Стимулирующая функция предполагает установление зависимости заработной платы работника от его трудового вклада, от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.[11]

В рамках рыночной экономики выделяют еще две функции: платежеспособного спроса и социальную, которые отражают специфические рыночные условия заработной платы.[12]

Необходимо отметить, что 95-ая конвенция Международной организации труда (МОТ) связана с защитой заработной платы (принята 8 июня 1949 г., вступила в силу с 24 сентября 1952 г.). Согласно первому пункту этой конвенции, заработная плата выражает любое вознаграждение, любой заработок, вычисленный денежной единицей или установленный национальным законодательством, выплачиваемый собственником работнику за выполненный труд или же за оказанную услугу на основе письменного или устного соглашения о принятии на работу.[13]

Как социально-экономическая категория заработная плата требует рассмотрения с точки зрения ее роли и значения для работника и работодателя. Для работника заработная плата является главной и основной статьей его личного дохода, средством повышения уровня благосостояния его самого и членов его семьи. Следовательно, стимулирующая роль заработной платы заключается в улучшении результатов труда для увеличения размера получаемого вознаграждения. Для работодателя заработная плата работников представляет собой одну из основных статей затрат на производство.

С одной стороны, работодатель заинтересован в снижении удельных затрат рабочей силы на единицу продукции, а, с другой стороны, заинтересован повысить ее качество, а значит, увеличить расходы на ее содержание, если это позволит увеличить прибыль предприятия за счет стимулирования инициативы работников.[14]

7.2. Заработная плата в образовательном учреждении

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оплата труда работников ДОУ, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами ДОУ в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

ДОУ самостоятельно определяет размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера к должностным окладам и тарифным ставкам (окладам) работников ДОУ, порядок и условия их применения в пределах средств, направленных на оплату труда, с учетом того, что квалификация работников ДОУ, сложность выполняемых работ, условия труда, стаж работы учтены в размерах должностных окладов, тарифных ставок (окладов).

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы разработаны «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год» (далее – Рекомендации).

В Рекомендациях:

— определены принципы формирования систем оплаты труда;

— перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда;

— рассмотрены вопросы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;

— даны рекомендации по формированию фондов оплаты труда.

Согласно принципам формирования систем оплаты труда, сформулированным в Рекомендациях, зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. Ее предельный размер ограничивать нельзя. Реальные зарплаты должны повышаться.

Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются в т. ч. с учетом годового фонда оплаты труда, мнения профсоюзов, аттестации работников, систем нормирования труда. Пересмотр норм труда допускается по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. В положении об оплате труда работников, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.

В Рекомендациях также определены особенности формирования систем оплаты труда педагогических, медицинских работников, работников учреждений культуры, искусства и кинематографии.

Например, при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2017 году органам власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителям образовательных учреждений рекомендуется:

— не допускать снижения уровня заработной платы, достигнутого в 2016 году;

— размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях должны составлять не ниже 70 процентов;

— при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, в системах оплаты труда работников сферы образования руководствоваться нормами приказов Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601, от 11 мая 2016 г. N 536;

— в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривать фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы); размеры выплат компенсационного характера, если они предусмотрены; размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера;

— при заключении трудовых договоров с работниками использовать примерную форму трудового договора, приведенную в приложении N 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы.

Рекомендациями также определено, что в случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

— при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;

— при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;

— при установлении или присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

— при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия — со дня присвоения, награждения;

— при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук — со дня принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.

Справочно

В российских образовательных организациях используются 3 модели оплаты труда. Они построены на общих принципах, но имеют существенные различия.

Модель №1 «Базовый оклад» — основана на базовом окладе и повышающих коэффициентах, которые утверждаются на региональном уровне. У работников, замещающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый. При расчете постоянной части зарплаты работников школы к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты.

Модель №2 «Все включено» — основана на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю. В этой модели все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Сюда входят учебные часы и другая работа, определяемые должностными обязанностями учителя. Стоимость часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.

Модель №3 «Ученико-час» — основана на понятии «ученико-часа». В этой модели при расчете постоянной части зарплаты учителя учитываются и различие в количестве учебных часов, которые он ведет, и количество учеников, с которыми он работает. Величину «ученико-часа», количество ученико-часов нагрузки учителю каждая школа определяет самостоятельно.

 

Эффективный контракт

 

В рамках политики нашего государства, направленной на повышение престижности педагогического труда, все большее количество детских садов практикуют подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам с педработниками.

Эффективный контракт в ДОУ, который уже можно считать распространенной формой закрепления трудовых отношений, способствует: поступательно повышать показатели эффективности педагогической работы; закреплению норм стимулирующих выплат, адекватных показателям профессионального мастерства; отказу от системы начисления неэффективных, несправедливых денежных поощрений работникам.

Возможность перехода к эффективному финансовому взаимодействию в образовании на протяжении длительного времени была одной из ключевых правительственных инициатив, которая в конечном счете нашла отражение в государственной программ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Характеристика, правила составления и подписания допсоглашения к базовому трудовому договору закреплены в таких нормативно-правовых актах:

- Указе Президента РФ No 597 от 7.05.2012 г., регламентирующем порядок реализации государственной соцполитики (далее — Указ);

- Программе, закрепляющей порядок усовершенствования оплаты труда (утверждена Правительством РФ, распор. No 2190-р от 26.11.2012 г.);

- Приказе Минтруда РФ No167н от 26.04.2013 г., в котором представлены рекомендации по оформлению трудовых отношений с педработниками при подписании контрактов нового образца.

В перечисленных законодательных актах закреплено, что под эффективным контрактом следует понимать договор, конкретизирующий трудовые функции педработника и критерии эффективности его труда, порядок начисления оклада и выплат стимулирующего характера. Образец эффективного контракта с педагогическими работниками в ДОУ в 2017 составляется исходя из представленного определения, что позволяет избежать типичных ошибок. Важно понимать, что термин «контракт» в ТК РФ не представлен — он фактически означает подробный трудовой договор, отражающий принципы новой государственной политики в бюджетной сфере.

 

Образец эффективного контракта с педагогическими работниками в ДОУ в 2017 составляется исходя из представленного определения, что позволяет избежать типичных ошибок. Важно понимать, что термин «контракт» в ТК РФ не представлен — он фактически означает подробный трудовой договор, отражающий принципы новой государственной политики в бюджетной сфере.

 

Элементы, которые должны быть отражены в эффективном контракте Описание
Трудовые функции педагога дошкольного образования В отличие от типового трудового соглашения, в котором должностные обязанности могут не перечисляться, а указываться ссылкой на должностную инструкцию (или другой документ), эффективный контракт предусматривает перечисление трудовых функций в тексте.
Показатели эффективности профессиональной деятельности В данный перечень рекомендуется включить уровень мотивированности сотрудника, вовлеченности в жизнь ДОУ, владение современными педагогическими техниками, готовность к систематическому повышению профессионального уровня, саморазвитию и самообучению, умение рационально распределять время, творческий потенциал.
Ставки и условия начисления стимулирующих выплат Механизм начисления доплат должен быть описан прозрачно. В трактовке не допускаются двойные толкования, которые могут быть по-разному расценены работодателем и сотрудником. Суммы стимулирующих выплат должны обеспечивать возможность педработника получать конкурентоспособную заработную плату, соответствующую типовым ставкам работников, занятых в других экономических отраслях.

Поскольку эффективный контракт по сути реализуется через подписание допсоглашения к основному договору (локального акта, который согласно ст. 135 ТК РФ должен приниматься руководством организации с учетом мнения представительского органа сотрудников), именно профсоюз имеет полномочия для предупреждения нарушений, которые могут иметь место при внедрении эффективного контракта в образование.

Нарушения, допускаемые при переходе на эффективный контракт Объяснение Рекомендации по устранению ошибок
Составление документа с названием «эффективный контракт». Эффективный контракт следует расценивать как термин, определяющий характер содержания трудового соглашения. ТК РФ допускает исключительно заключение договоров, но не контрактов. С уже работающими сотрудниками необходимо подписать допсоглашение к трудовому договору. При зачислении в штат рекомендуется заключать договора нового образца, с описанием порядка оплаты труда и порядком начисления стимулирующих выплат.
Заключение срочных трудовых соглашений. Срок заключения договора с воспитателем может указываться только при условии наличия законных оснований. Педработники принимаются в ДОУ на общих основаниях на неограниченный срок. Не ограничивать срок трудовых отношений при отсутствии оснований.
Заполнение соглашений без корректировки примерной формы. Боязнь допущения ошибки при составлении и документации играет с работодателями плохую шутку: в договорах отсутствует ряд необходимых пунктов (например, условия труда, гарантии при работе вредными веществами), при этом присутствует информация, не отражающая особенностей функционирования детского сада. При составлении образцов трудовых договоров соотносить реальные условия функционирования организации с содержанием примерной формы.
Изменение условий начисления зарплаты без уточнения трудовых функций. Эффективный контракт предусматривает четкое перечисление видов работ, которые возлагаются на сотрудников. Ссылка на должностные инструкции, которые могут меняться, не допускается. Необходимо провести конкретизацию обязанностей по каждой должности.
Отсутствие подробного описания условий оплаты труда. Законодательно предусмотрена фиксация не только индивидуальных, но и групповых стимулирующих выплат. Указывать в соглашении все составные части зарплаты педработников.
Не разработаны показатели эффективности профессиональной деятельности. Критерии оценки производительности — основа новой системы трудовых отношений, поэтому это нарушение расценивается представителями проверяющих органов как изменение организационно-технических условий на рабочем месте. Осуществить разработку критериев оценки труда прежде, чем составлять трудовые соглашения нового образца.
Перевод на основной контракт только воспитателей и административного состава. Актуальные нормативно-правовые нормы не содержат ограничений по категориям персонала. Разработать критерии эффективности профдеятельности для всех сотрудников организации.
Отказ от внесения изменений в коллективный договор. Невыполнение практики последовательного внесения законодательных изменений приводит к появлению несоответствия в базовой документации, как следствие — вероятности двойной трактовки отдельных понятий и формулировок. Приступать к составлению допсоглашений только после внесения изменений в коллективный договор.
Нарушение порядка уведомления служащих об изменениях в оплате труда.   В уведомлении, которое вручается сотруднику для ознакомления под роспись, следует четко перечислить изменения, которые были или будут внесены в подписанное соглашение.
Работникам ДОУ, которые отказались переходить на эффективный контракт, предлагается только увольнение. Аргументация работодателей такой последовательности действий переводом на эффективный контракт всех должностей одновременно и нецелесообразности механизма перевода противоречит нормам ТК РФ, закрепленным в ст. 74. Предлагать сотрудникам, отказавшимся от перевода на эффективный контакт, другие должности. Увольнение допускается только при невозможности перевода работника.

Эффективный контракт в ДОУ, составленный в соответствии с ФГОС, должен содержать:

Общие положения, описывающие должность, трудовую нагрузку (основное место работы или совместительство, количество рабочих часов в неделю), время вступления соглашения в силу, материалы и инструментарий, выданные для ведения профессиональной деятельности под личную ответственность вступающего в должность.

Обязанности заместителя руководителя ДОУ. В связи с переходом на новую форму договорных отношений изменений трудовых обязательств для представителей руководящего звена детского сада, как и педагогов дошкольного образования, не предусмотрено. И все же законодательные изменения, закрепленные в государственной стратегии развития образования, накладывают значительное влияние на ход педагогической работы и стратегии дополнительной профессиональной подготовки воспитателей. Поэтому круг трудовых функций помощника главного администратора может быть расширен за счет детализации обязанностей по перспективному планированию деятельности ДОУ, координации взаимодействия членов педагогического коллектива, усовершенствования методов ведения воспитательного процесса.

Права работника.

Условия оплаты труда и порядок начисления стимулирующих выплат. Данную информацию удобнее всего представить в табличной форме, чтобы избежать двойной трактовки отдельных понятий.

В базовую выплату по нормам включается должностной оклад и повышающие коэффициенты (начисляются за получение отраслевых наград, вредные условия работы).

Стимулирующая часть оклада формируется на основе показателей эффективности труда заместителя руководителя ДОУ, к числу которых следует отнести: обеспечение соблюдения правил санитарно-гигиенических правил и норм, правил пожарной безопасности, охраны труда; высокое качество подготовки работ, направленных на улучшение инфраструктуры и микроклимата детского сада; укрепление материально-технической, кадровой базы ДОУ; обеспечение бесперебойной работы организации: своевременное заключение договоров, систематическое оповещение сотрудников и родителей о проведении различных видов активности, качественная подготовка к показательным мероприятиям; отсутствие замечаний в актах, оформляемых представителями проверяющих органов п результатам плановых и внеплановых проверок; своевременное оформление текущей внутренней документации.

Перечень оснований для начисления дополнительных выплат за успешную профессиональную самореализацию определяется в индивидуальном порядке, на основании квалификационных характеристик, положений коллективного договора.

Эффективный контракт с воспитателем ДОУ Механизм составления нового трудового соглашения с воспитателями в целом остается неизменным. Главное требование, предусмотренное новыми законодательными нормами, — включение в договор описания базовых и стимулирующих выплат.

Пример эффективного контракта в образовании

Составление дополнительных трудовых соглашений или договоров нового образца удобнее всего делать на основании типовых форм, представленных в свободном доступе. Данные нормативные документы составляются в соответствии со строгой структурой, элементы которой указаны в таблице.

«Шапка» документа Заглавие — «Дополнительное соглашение к трудовому договору». В «шапке» следует обязательно указать номер трудового договора.
Стороны Представить: · полное наименование ДОУ; · Ф.И.О. заведующего; · Ф.И.О. и должность работника.
Законодательное обоснование Перечень нормативно-правовых, локальных актов, в которых представлен порядок действий по переходу на эффективный контракт и реализации новых соглашений.
Трудовые функции Определяются в соответствии с профессией, квалификационным уровнем и штатным расписанием, а также особенностями коллективного соглашения и спецификой функционирования детского сада.
Условия оплаты труда Обязательна конкретизация выплат: · базовый оклад; · выплаты компенсационного характера (с указанием факторов, обуславливающих их получение); · стимулирующие начисления (с указанием показателей эффективности профдеятельности).
Рабочий режим и время отдыха Данный пункт заполняется при условии отличия рабочего графика сотрудника от стандартного режима работы и отдыха учреждения.

Пример уведомления о переходе на эффективный контракт в дошкольной образовательной организации

Обращение Уважаемый (-ая) ...
Правовое обоснование изменений С ... (дата) в нашем ДОУ (полное название учреждения) вводится система организации договорных отношений по принципам эффективного контракта, предусмотренного Программой (полное название нормативно-правового акта). Изменения реализуются на основании ст. 74 ТК РФ.
Толкование терминов В данном пункте можно представить определение термина «эффективный контракт».
Описание изменений Изменение порядка начисления заработной платы является пересмотром условий действующего трудового соглашения. В связи с этим предлагаем Вам подписать допсоглашение No... об изменении условий в части (перечислить и коротко описать пункты, по которым будут внесены изменения).
Действия администрации в случае отказа сотрудника перехода на эффективный контракт В случае несогласия администрацией ДОУ может быть предложен переход на иную должность, обязанности по которой соответствуют Вашему квалификационному уровню, при отсутствии таковой — переход на нижестоящую вакансию с возможным понижением уровня заработной платы. При отсутствии вакантный должностей или Вашем отказе от перевода трудовое соглашение может быть прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ
  Подпись заведующего ДОУ. Подпись сотрудника, свидетельствующая о факте ознакомления с уведомлением.

 

Введение эффективного контракта неизменно связано с необходимостью проведения масштабных организационных мероприятий, в ходе которых осуществляется редактирование или разработка локальных актов. С целью экономии времени и предупреждения возникновения ошибок руководителю детского сада рекомендуется действовать в соответствии с ранее разработанным алгоритмом.

Пример последовательности действий:

Создание в ДОУ рабочей группы, оказывающей консультационную помощь администрации в ходе перехода на эффективный контракт.

Изучить показатели эффективности профдеятельности, предусмотренные муниципальным заданием и стратегией развития детского сада.

Ознакомиться с различными механизмами оценки продуктивности работы сотрудников, наметить соответствующие особенностям деятельности учреждения.

Провести разъяснительную работу среди педработников, непедагогических сотрудников с целью разъяснения преимуществ введения новой системы начисления заработной платы.

Создать на сайте ДОУ отдельный раздел и представить на нем нормативно-правовые акты, разъяснительные документы, регламентирующие особенности толкования эффективного контракта и порядка его применения.

Оценить содержание актуальных трудовых соглашений на предмет соответствия типовым формам эффективного контракта в образовании.

Разработать критерии результативности деятельности сотрудников по каждой из должностей.

С учетом полученных показателей внести изменения в положения о начислении заработной платы, локальные акты, регулирующие порядок выплат за успешную профессиональную самореализацию.

Согласовать новые механизмы начисления зарплаты сотрудников с представителями профсоюза, зафиксировать это в соответствующих локальных актах.

Конкретизировать должностные функции по каждой отдельной должности с учетом государственной стратегии в сфере воспитания детей и утвержденной программой развития детского сада.

Разработать индивидуальные соглашения (дополнения у действующим договорам) на основе новых списков должностных обязанностей, показателей эффективности профессиональной деятельности, разработанных алгоритмов начисления выплат стимулирующего характера.

Внести изменения в должностные инструкции.

Уведомить сотрудников ДОУ под роспись об изменении должностных обязанностей, условй начисления заработной платы.

Заключить со всеми членами трудового коллектива допсоглашения.

 

Сроки перехода на эффективный контракт в образовании Государственная политика, направленная на повышение престижности госслужбы и утверждающая справедливую систему оплаты рабочей деятельности, предусматривает осуществление перехода на эффективный контракт в три этапа, начиная с 2012 года (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в госучреждениях, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. No 2190-р (далее — Программа)).

Этап I (2012-2013 гг.). Пересмотр практики оплаты труда, реализованное на уровне законодательных институтов, муниципальных госорганов, методических объединений. На этом же этапе осуществлялась разработка и утверждение стандартных отраслевых норм труда с последующим внесением изменений в локальные акты ДОУ.

Этап II (2014-2016 гг.). Разработка механизма оплаты заведующих бюджетных учреждений (от закрепления новых норм начисления заработной платы на законодательном уровне до заключения допсоглашений), повышение уровня образованности кадрового состава (утверждение профстандартов, проведение последовательной переподготовки кадров с целью обеспечения соответствия уровня образования сотрудников новым требованиям, заключение допсоглашений).

Этап III (2016-2018 гг.). Проведение мониторинговых мероприятий с целью контроля перехода на новую систему начисления выплат и и порядка ее реализации на местах.

Таким образом, на третьем этапе реализации Программы представители административного состава детских садов обязаны завершить деятельность по подписанию допсоглашений и продолжить реализацию комплекса мероприятий, помогающих сотрудникам осознать в полной мере, что такое эффективный контракт в образовании и в чем преимущества его внедрения. С этой целью рекомендуется усовершенствовать программы аттестации педработников, результаты которых должны учитываться при начислении стимулирующих выплат, вести масштабные разъяснительные работы среди членов педколлектива и других работников ДОУ, последовательно повышать качество образовательных услуг через систематическое мотивирование сотрудников возможностью быстрого повышения зарплаты за счет активного участия в жизни учреждения.

 

 


Тема 8. Бизнес-планирование

Содержание учебного материала
1. Сущность, необходимость и место бизнес-планирования в системе управления образовательной организацией
2. Структура, функции и содержание разде­лов бизнес-плана

8.1. Сущность, необходимость и место бизнес-планирования в системе управления образовательной организацией

Финансово­-экономическая деятельность образовательного учреждения (далее – ОУ) должна планироваться в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.

Для этого важно составить бизнес­-план, который позволяет:

• определить конкретные направления предпринимательской деятельности (оказание платных образовательных и посреднических услуг, создание ремонтных мастерских, подготовка гувернеров, организация аудио­ и видеосалонов, компьютерное обучение и т. д.);

• оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать ОУ;

 • составить перечень мероприятий по изучению рынка услуг, рекламы, ценообразования, каналов реализации;

• предусмотреть возможные риски (проблемы);

• выявить пути сотрудничества, кооперации с другими образовательными, банковскими и иными учреждениями.

Не перечисляя всех преимуществ составления бизнес-плана, заметим лишь, что из­-за отсутствия продуманного плана реализации тех или иных услуг приобретенное (или безвозмездно переданное) ОУ имущество впоследствии не использовалось учебными заведениями.

 

8.2. Структура, функции и содержание разде­лов бизнес-плана

 

Содержание бизнес­-плана ОУ в разных регионах РФ будет зависеть от многих условий: экономических (уровня реальных доходов населения, темпов инфляции, цен, наличия потенциальных благотворителей), социальных, национально­культурных, климатических, а также от взаимоотношений с органами местной власти и управления образованием.

Перед тем как организовать платные образовательные услуги, необходимо оценить их востребованность, возможную цену, кадровый потенциал и многие другие аспекты будущей деятельности. С этого и начинается бизнес-­планирование. Предлагаемая ниже структура бизнес­-плана позволяет упорядочить и систематизировать эту работу.

Примерная структура бизнес­-плана образовательного учреждения

1. Резюме (В разделе кратко излагают основные идеи, цели и потенциальную эффективность плана.)

2. План маркетинга

2.1. Анализ результатов маркетинговых исследований по формированию перечня возможных услуг.

2.2. Комплексная оценка преимуществ предлагаемых услуг для потребителя, в т. ч.:

• уникальность на рынке образовательных услуг;

• дополнительные возможности социальной и профессиональной реализации полученной услуги.

2.3. Прогнозирование численности групп потенциальных потребителей услуг, их социально­-экономическая стратификация.

2.4. Прогнозирование возможного диапазона цен на предлагаемые услуги.

2.5. Анализ информации об услугах конкурентов (если целесообразно).

2.6. Планирование мероприятий по продвижению предлагаемой услуги (услуг), в т. ч.:

• методы и формы рекламы;

• возможные льготы отдельным группам потребителей и др.

2.7. Выбор предлагаемой услуги (услуг) и ее (их) краткая характеристика.

3. Организационный план

3.1. Анализ возможностей собственной материально­-технической базы для оказания услуги (услуг).

3.2. Анализ кадровых возможностей предоставления услуги, в т. ч.:

• анализ собственного кадрового потенциала;

• перспективы привлечения “внешних” специалистов;

• кадровая политика (совместительство, гражданско­-правовые договоры) и др.

3.3. Оценка перспектив кооперации с другими учреждениями (организациями) при недостатке собственных ресурсов.

4. Оценка рисков

4.1. Степень вмешательства местных органов исполнительной (представительной) власти в процессы внебюджетной деятельности учреждений образования, в т. ч.:

• директивные ограничения цен на услуги;

• директивные ограничения уровня оплаты труда исполнителей, привлекаемых к оказанию платных услуг (например, бюджетными ставками);

• иные ограничения.

4.2. Вероятность и масштабы недополучения средств из­-за несвоевременной оплаты предоставляемых услуг.

4.3. Масштабы потребностей в дополнительных финансовых средствах для выполнения взятых на себя исполнителем специальных обязательств в рамках заключенного договора с заказчиком.

4.4. Проблемы, связанные с привлечением исполнителем квалифицированных специалистов для оказания услуги (услуг) и др.

5. Финансово-­экономический план

5.1. Планирование направлений расходования средств от платной образовательной услуги (услуг), в т. ч.:

• расходы, непосредственно связанные с предоставлением услуги (услуг);

• расходы, связанные с материальным стимулированием (социальные выплаты) персонала учреждения, как участвующего, так и непосредственно не участвующего в оказании услуги (услуг);

• расходы, связанные с развитием материально­-технической базы учреждения, и др.

5.2. Расчет цены услуги с учетом:

• платежеспособности заказчика;

• объема социальных выплат персоналу;

• масштабов финансирования программы развития материально-технической базы учреждения;

• наличия конкурентов;

• условий ценообразования, определяемых ст. 40 Налогового кодекса РФ.

5.3. Разработка сметы на оказание платной услуги (услуг).

5.4. Обоснование условий оплаты услуги при составлении договора между исполнителем и заказчиком, в т. ч.:

• периодичность оплаты заказчиком, с целью минимизации налоговых последствий (по налогу на прибыль);

• условия возврата финансовых средств заказчику при отказе последнего от услуги и др.

5.5. Разработка плана минимизации налогообложения результатов финансовой деятельности учреждения в ходе предоставления услуги.


 



ПРАКТИКУМ

Практическое занятие № 1

Наименование:Расчет расходов по дошкольным образовательным учреждениям

Содержание.

На основе исходных данных рассчитать проект расходов на содержание ДОУ.

 

Показатель, единица измерения Принято в текущем году Проект на следующий год
1. Число детей: на начало года на конец года среднегодовое (прирост с 01.07)   250 300     300 350
2. Расходы на заработную плату в год: на 1 ребенка, руб. на всех детей, руб.   250   250
3. Начисления на заработную плату, руб.      
4. Расходы на питание: норма расходов на 1 ребенка в день, руб. число дней функционирования число дето-дней расходы на питание всех детей в год, руб.   45 225   45 225
5. Расходы на мягкий инвентарь: на оборудование на 1 нового места, руб. на оборудование всех новых мест, руб. на дооборудование 1 ранее действовавшего места, руб. на дооборудование всех ранее действовавших мест, руб.   515   320   515   320
6. Хозяйственные и прочие расходы: на 1 ребенка, руб. на всех детей, руб.   630   630
7. Родительская плата: на 1 ребенка, руб. на всех детей, руб.   25   25
8. Всего расходов, руб. в том числе: поступление средств от родителей финансирование из бюджета    

 

Для расчета расходов на содержание ДОУ определим среднегодовое число детей в ДОУ по формуле:

 

Кср = [Кнач.г. × n + Ккон.г × (12 – n)] ÷ 12,                                                 (1)

 

где Кср - среднегодовое число детей в ДОУ;

Кнач.г.  и Ккон.г.- число детей в ДОУ на начала и конец года, соответственно;

n – число месяцев до начала прироста.

 

Таким образом, среднегодовое число детей в ДОУ с учетом прироста составляет:

- в текущем году: [300 × 6 + 350 × (12 – 6)] ÷12= 325;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

 

Расходы на заработную плату (на всех детей) определяются как произведение расходов на 1 ребенка и среднегодового числа детей в ДОУ:

- в текущем году: 280 × 325 = 91 000 руб.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Начисления на заработную плату составляют 30 %:

- в текущем году: 91 000 × 0,30 = 27300 руб.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Расходы на питание всех детей в год рассчитываются, как произведение числа дето-дней на норму расходов на 1 ребенка в день.

Число дето-дней, в свою очередь, определяется, исходя из числа дней функционирования и среднегодового числа детей в ДОУ:

- в текущем году: 225 × 325 = 73 125 дето-дней.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Тогда расходы на питание составят:

- в текущем году: 73 125 × 50 = 3 656 250 руб.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Расходы на мягкий инвентарь для оборудования всех новых мест рассчитываются, исходя из расходов 1 новое место и прироста числа детей:

- в текущем году: 500 × (350 – 300) = 25 000 руб.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Расходы на дооборудование всех ранее действовавших мест – исходя из расходов 1 ранее действующего места и числа детей на начало года.

- в текущем году: 350 × 300 = 105 000 руб.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Хозяйственные и прочие расходы определяются как произведение расходов на 1 ребенка и среднегодового числа детей в ДОУ:

- в текущем году: 640 × 325 = 208 000 руб.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Родительская плата на всех детей в год рассчитывается, исходя из родительской платы на 1 ребенка и числа дето-дней в году:

- в текущем году: 30 × 73 125 = 2 193 750 руб.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Определим общую сумму расходов на содержание:

- в текущем году: 91 000 + 27300 + 3 656 250 + 25 000 + 105 000 + 208 000 = 4112550 руб.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Из общей суммы расходов выделяются расходы, финансируемые из бюджета (все расходы за вычетом родительской платы):

- в текущем году: 4112550 – 2 193 750 = 1918800 руб.;

- в следующем году: ________________________________________________

рассчитать самим по аналогии

Расчет расходов на содержание ДОУ

Показатель, единица измерения Принято в текущем году Проект на следующий год
1. Число детей: на начало года на конец года среднегодовое (прирост с 01.07)   300 350 325   350 400  
2. Расходы на заработную плату в год: на 1 ребенка, руб. на всех детей, руб.   280 91000    
3. Начисления на заработную плату, руб. (30%) 27300  
4. Расходы на питание: норма расходов на 1 ребенка в день, руб. число дней функционирования число дето-дней расходы на питание всех детей в год, руб.   50 225 73125 3656250  
5. Расходы на мягкий инвентарь: на оборудование на 1 нового места, руб. на оборудование всех новых мест, руб. на дооборудование 1 ранее действовавшего места, руб. на дооборудование всех ранее действовавших мест, руб.   500 25000 350 105000  
6. Хозяйственные и прочие расходы: на 1 ребенка, руб. на всех детей, руб.   640 208000  
7. Родительская плата: на 1 ребенка, руб. на всех детей, руб.   30 2193750  
8. Всего расходов, руб. в том числе: поступление средств от родителей финансирование из бюджета 4112550   2193750 1918800

Практическое занятие № 2

Наименование:Расчет стоимости дополнительных образовательных услуг.

Содержание.

Расчет стоимости дополнительных образовательных услуг, оказываемых детским садом.

Задание 1

Для расчета стоимости услуги применены следующие представленные данные:

1. Площадь здания детского сада – 3 747,66 м2

2. Площадь кабинета, в котором будет оказываться услуга – 54 м2

3. Количество детей – 60 чел. (2 группы);

4. Заработная плата педагогов;

Преподаватель 1 – 9601,2 руб. ведет  1 час на курсах

Преподаватель 2 - 9601,2 руб. ведет  1 час на курсах

Преподаватель 3 - 9601,2 руб. ведет  1 час на курсах

Преподаватель 4 - 9601,2 руб. ведет  1 час на курсах

Преподаватель 5 – 11521,44 руб.     ведет  1 час на курсах

Преподаватель 6 - 9601,2 руб. ведет  1 час на курсах

Преподаватель 7 - 9601,2 руб. в едет  2 часа на курсах

Преподаватель 8 – 11521,44  руб.     ведет  2 часа на курсах

 

5. Расходы по коммунальным услугам - 2 174 799,77 руб. в год;

6. Хозяйственные расходы - 293500 руб. в год;

Решение

1. Расходы по заработной плате:

Преподаватель 1 – 9601,2 / 18 * 1 час = 533,4 руб.

Преподаватель 2 - 9601,2 / 18 * 1 час = 533,4 руб.

Преподаватель 3 - 9601,2 / 18 * 1 час = 533,4 руб.

Преподаватель 4 - 9601,2 / 18 * 1 час = 533,4 руб.

Преподаватель 5 – 11521,44/36 * 1 ч. = 320,04 руб.

Преподаватель 6 - 9601,2 / 18 * 1 час = 533,4 руб.

Преподаватель 7 - 9601,2 / 18 * 2 час = 1066,8 руб.

Преподаватель 8 – 11521,44 / 18 * 2 час = 1280,16 руб.

Итого: 5334 руб.

2. Начисления по заработной плате:

5334*30,2% = 1610,9 руб.

3. Расход по коммунальным услугам на месяц:

2 174 799,77 – сумма коммунальных услуг в год,

54 м2 – площадь занимаемого кабинета,

3 747,66 м2 – площадь здания школы,

2174799,77 * 54/3747,66/12/2 = 1305 руб.

4. Накладные расходы составляют 20% от основной з/платы :

5334 * 20% = 1067 руб.

5. Хозяйственные расходы определяются в доле площади занимаемого помещения на месяц :

293500 руб.*54/ 3747,66 /12 = 352,4 руб.

6. Приобретения материальных запасов составляют 23 331руб.

7. Планируемые расходы за месяц 33 000 руб.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 356.