Эпистемология философствования XX века характерна тем, что
философы (прежде всего логики) стремятся уйти от субъективизма и
психологизма, порождаемого сенсуалистическими и позитивистскими трактовками субъект-объектных схем. Например, Дж. Муром, Б. Расселом, Л. Витгенштейном, Ф. Вайсманом и др. предпринимается попытка изложения философской мысли прошлого не в виде истории систем и идей, а в виде истории выдержавших испытание временем рациональных проблем, что можно рассматривать в качестве одной из парадигм для эпистемологического исследования наивного философствования. По мысли позднего Витгенштейна, язык есть набор инструментов, выполняющих коммуникативные функции и обслуживающих меняющиеся социальные цели. Суть его концепции «языковых игр» как раз в прояснении самого употребления выражений, описании инструментальных функций, которые они выполняют в каждом конкретном контексте и «формах жизни».36 «Главный источник нашего непонимания, - отмечает Витгенштейн, - в том, что мы не обозреваем употребления наших слов. Нашей грамматике недостает такой наглядности (в нашем понимании - «наивности» - СБ.). Именно наглядно представленное действие рождает то понимание, которое заключается в "усмотрении связей"».37 В связи с этим, у первоначального философствования, таким образом, может быть
35 См.: Касавин И.Т. Наука и иные типы знания: позиция эпистемолога // Эпистемология и философия науки. 2005. № 2.
36См.: Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: В 2 ч. М., 1994. Ч. 1.С. 83-90.
37 Там же. С. 129.
36
только терапевтическая, наивная, а не гносеологическая роль -отсеять то, о чем что-то может быть сказано, от того, о чем сказать невозможно. Вообще лингвистические аналитики исходят из того, что все знание о мире в принципе могут дать наука и здравый смысл; философия же занимается не установлением истин, а проясняющей терапевтической деятельностью по очищению языка от «систематически вводящих в заблуждение высказываний» (Г. Райл) или «симулякров».
По мысли Ф. Вайсмана, на философский вопрос невозможно дать ответ, но его можно устранить. «Устранение» достигается напоминанием об употреблении языка, или о правилах, поскольку его употребление может быть выражено в правилах.38 Именно здесь встречаются философия и грамматика. Вайсман предлагает своеобразный метод философствования в его изначальной (наивной) форме. Этот метод заключается в том, что мы ни к чему не принуждаем собеседника. Мы оставляем ему свободу выбрать, принять или отвергнуть любой способ употребления слов. Он может отступить от установленного традицией словоупотребления - язык не является неприкосновенным - если только таким способом он может объясниться. Он может даже использовать выражение сначала одним, потом другим способом. Главное - ему необходимо понимать, что он делает. «Если мы строго следуем этому методу, - пишет Вайсман, -тщательно изучая рассуждение, спрашивая его на каждом шагу, хочет ли он употреблять выражение определенным образом, а если нет, предлагая ему альтернативы, но оставляя решение за ним и только указывая каковы будут последствия такого употребления слов, -никакой спор не может возникнуть».39 Споры же возникают, только если в этой процедуре упущены определенные шаги, так что создается впечатление, будто мы что-то утверждаем, добавляя к философским проблемам новое (а, как правило, просто «забытое старое») «яблоко раздора». Философские аргументы, по мысли Вайсмана, есть, таким образом, «неслышное и терпеливое подтачиваение категорий по всему полю мышления».40
Еще одну парадигму эпистемологического исследования наивного философствования задает феноменология. Как известно, Э. Гуссерль видел в ней путь преодоления кризиса западного мышления.
38 См.: Вайсман Ф. Как я понимаю философию... С. 92. 39Тамже. С. 93. 40Там же. С. 100.
37
Трансцендентальная феноменология - это философия, не признающая никаких предзаданных схем, свободнопарящих конструкций, и исходящая из того, что субъект (сознание) не может познавать объект (мир) «с нуля», т.к. еще до всякого «научного» познания человек уже знает нечто о мире, ведь приступая к исследованию мира, человек уже живет в мире - он экзистенциально связан с миром, он вписан в мир через культуру и социальные отношения. «Повседневная практическая жизнь наивна, и происходящее в ней опытное познание, мышление, оценивание и действие погружено в заранее данный мир. При этом вся интенциональная работа опытного познания, в котором только и даны нам вещи, совершается анонимно; познающий ничего не знает об этой работе, как и о выполняющем эту работу мышлении».
Таким образом, после операции феноменологического
«вынесения за скобки» бытийных смыслов ничто из прежнего состава
знания не может быть утрачено, все «сохраняется», но только в
качестве феноменов, из которых и «состоит» мир. Поэтому
феноменологическое миропонимание называют
«трансцендентальным субъективизмом»,42 уходящим своими корнями в философию Канта. Позиция трансцендентального субъективизма имеет как бы два основания, одно из которых непосредственно выводит нас на предмет нашего исследования. Первое, логическое: если «первоначало» должно быть «очевидным» (не столь существенно, будет ли эта очевидность чувственной или интеллектуальной), то в онтологии оно неизбежно связано с «наивно» чувствующим или мыслящим субъектом. Второе, генетическое, коренящееся в восходящей к Платону европейской философской традиции: существует некая субстанция, или это абсолютная идея или столь же абсолютная материя, проявляющиеся в отдельных «образованиях» в качестве их «закона» или «сущности». «Трансцендентализм Гуссерля был попыткой защитить рационализм, переживающий жестокий кризис, помочь философии восстановить рационалистические ценности, но эффективной эта попытка могла стать только в том случае, если речь вести не о простой реставрации того или иного из прежних учений об объективном Логосе, который,
41 Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. С. 286.
42См., например: Зотов А.Ф., Смирнова Н.М. Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2000. № 4.
38
можно сказать, был безразличным не только к индивидуальным
человеческим страданиям и страстям, но даже к бытию или небытию
человека и рода человеческого».43 «Реставрированный» рационализм
предложил своего рода программу исследования наивного
сосуществования с жизнью эмоционально-чувственной,
плюралистичной в плане значимых ценностей, в едином с нею пространстве человеческого бытия. В качестве исконной сферы рационального предстает поэтому не объективное всеобщее, не мир платоновских сущностей или объективных законов философского материализма и не специфичные индивидуальные «миры» отдельных людей или социальных групп, а трансцендентальная субъективность, трансцендентальное Я.
Для нашего исследования значимым является то, что феноменологическая установка сознания, которую пропагандирует Гуссерль, открывает предметную область «наивного» для феноменологической саморефлексии, т.е. для методичного исследования «поля опыта», которое непосредственно, прежде всякого истолкования, есть «поток» содержания сознания. Таким образом, гуссерлевское феноменологическое «открытие» потока содержаний сознания в качестве предмета анализа - это, в нашем понимании, образование (конституирование) первоначального (наивного) рефлексивного отношения вместе со всем тем, что в нем соотносится, а именно рефлексирующего Я и его собственного содержания, которое теперь возникло как предмет рефлексии. Н.М. Смирновой отмечен важный методологический момент этого «открытия», которым мы будем руководствоваться в своем исследовании: «...Необходимо сдвинуть фокус исследовательского внимания на смысловые характеристики человеческой деятельности. Ведь человеческое действие мы хотим понять не в форме общих законов, но в схематике человеческих мотивов, целей и планов. Поэтому феноменологическая методологическая программа переориентирует внимание исследователя с проблем формирования и роста специализированного социального знания на механизмы становления его предпосылок в жизненном мире человека. Ибо феноменологически ориентированный исследователь обязан принять во внимание то, что его объект - "мир, светящийся смыслом", -предварительно, до всякого научного исследования, расчленен в
43Зотов А.Ф., Смирнова Н.М. Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры... С. 64.
39
обыденном языке и интерпретирован в обыденном, повседневном мышлении».44 Поэтому в рамках нашего исследования обыденное знание мира повседневности мыслится исходным пунктом философской рефлексии в первоначальной (наивной) форме. Дорефлексивный уровень сознания является когнитивным горизонтом предпонимания, началом всех последующих интерпретаций.
Следствием гуссерлевского «открытия» можно считать выход на
феномен наивного философствования эпистемологии
экзистенциализма и постмодернизма. В экзистенциализме это проявляется в том, что философия провозглашается достоянием каждого. «Мы находим ответ на наш вопрос о философии не в прочерпнутых из истории определениях философии, а в разговоре с тем, что было передано нам традицией как Бытие сущего»45. Дело в том, что, согласно М. Хайдеггеру, экзистенция уходящая своими корнями «в истину, как в свободу» представляет собой «вход» в обнаружение сущего как такового. Не нуждаясь еще ни в «понятийности», ни даже в обосновании сущности, экзистенция «исторического человека» начинается в тот момент, когда первый мыслитель, вопрошая, останавливается перед лицом «несокрытости» сущего с вопросом, что же такое сущее. При этом, по мысли Хайдеггера, человек всегда остается в обыденном и повседневном даже тогда, когда речь идет о первоначальном и конечном.46 И когда он собирается расширить, изменить, вновь освоить и закрепить сферу обнаружения сущего, он руководствуется при этом главным образом наивными указаниями, которые определяются кругом повседневных намерений и потребностей. По мысли К. Ясперса, многоликость философствования, противоречия и исключающие друг друга притязания на истину не в состоянии помешать тому, что в основе философствования действует нечто общее, что не является ничьей собственностью и вокруг чего во все времена сосредотачиваются все серьезные усилия: некая вечная философия, « philosophia perennis »
44Смирнова Н.М. Философия, научное и вненаучное социальное знание в когнитивных проектах современности // Философия. Культура. Гуманизм: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 9-10 ноября 2006 г.). Оренбург, 2006. С. 17.
45 Хайдеггер М. Что такое - философия? // Путь в философию. Антология. М.; СПб., 2001. С. 154.
46См.: Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991. С. 15.
40
(термин употребляется в трактовке Ясперса). Философское мышление постоянно остается «изначальным», следовательно, подпитывается мифом, а значит изначальное (наивное) философствование проявляется уже в детстве.
В эпистемологии постмодернизма выход на проблему наивного философствования осуществляется через критику рефлексивного познания, а также всякого рода трансцендентализма, как симулятивного процесса. Согласно Ж. Бодрийяру, любая реальность современного мира поглощается гиперреальностью кода и симуляции, так что людьми правит принцип симуляции, «искусственности», проникающий во все сферы общественной и частной жизни.48 По словам Ж. Делеза, всякая мысль в силу своего симулятивного характера становится агрессией. Симулякры - «это конструкции, включающие угол зрения наблюдателя так, что в любой точке, где находится этот наблюдатель, воспроизводится иллюзия... В действительности акцент делается не на определенном статусе небытия, а, скорее, на этом едва заметном разрыве - на едва заметном искажении реального образа, происходящем в точке, занятой наблюдателем и дающим возможность построить симулякр -творение софиста».49 Согласно Ж. Деррида, стандартные способы философствования объясняют мир, используя главным образом бинарную оппозицию, один из терминов которой занимает приоритетное положение (материя - сознание; бытие - мышление; объект - субъект и т.д.). Второй термин бинарной оппозиции обычно рассматривается как вторичный, производный. Именно посредством стратегии оппозиции и приоритета метафизическое мышление репрессирует все то, что подрывает все его основополагающие принципы.50 Важнейшие понятия метафизики - присутствие, тождество, речь, сознание и т.д. - являются следами «репрессированных» вторичных терминов, таких как отсутствие, различие, письмо, тело и т.д. Именно поэтому наивное философствование как альтернативная форма познавательной деятельности вступает в противоречие с ее сложившимися формами и стандартами. В свете нашего исследования корни этого противоречия видятся, например, в традиционном противопоставлении зрелого
47
48 Ясперс К. Введение в философию... С. 229.
49См.: Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.. 2000. Гл. 2, Порядок симулякров.
50 Делез Ж. Логика смысла... С. 335,
См.: Горных А.А., Грицианов А.А. Деконструкция // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001. С. 196-198.
41
социокультурно оформленного, рефлексивного ума взрослых и наивного ума ребенка, которые выстраиваются с помощью принципиально различных рефлексивных схем, но имеют единое основание. Копия подменяет собой прообраз, симулякр выдает себя за реальность.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.