Модернизация учетной и налоговой деятельности налоговых органов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модернизация налоговых органов потребовала перехода к систе­ме единого общегосударственного Реестра налогоплательщиков, в котором должны учитываться все граждане России. Целесооб­разно также поставить вопрос о переводе в систему ФНС России кадастра недвижимости (Земельного кадастра) и, возможно, еди­ного депозитария ценных бумаг юридических лиц, прошедших листинг фондовой биржи. Клиентов прежде всего интересует на­дежность ведения их учета, что вполне возможно им обеспечить под строгим контролем государства в лице налоговых органов. Одновременно можно решить вопросы уклонения от уплаты на­логов в этой сфере.

 Кроме того, на ближайшую перспективу следует подумать об объединении на основе налогового учета всех видов государ­ственного учета, включая и паспортный (сейчас государство ве­дет дорогостоящий параллельный учет граждан с присвоением соответствующих кодов, номеров и проч. по документам реги­страции рождений, внутреннего и зарубежного паспортов, пен­сионного, медицинского страхования и т.п.). Тогда вместо внут­ренних паспортов возможно использование простейших удосто­верений личности, в которых кроме налогового номера будут содержаться еще и отпечатки пальцев (в реальном виде или в цифровом формате).

 Так, например, в Израиле единым идентификационным но­мером налогоплательщика (ИНН) служит номер паспорта граж­данина Израиля. Этот номер используется для идентификации личности гражданина во всех случаях — при открытии банковско­го счета, пенсионного накопительного вклада, при получении медицинской страховки и т.д. Во всех базах данных он может быть изменен автоматически в течение суток. При совершении каких-либо нарушений может быть оперативно закрыт выезд из страны.

Развитие системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи является перспективным направлением построения качественно новых деловых отношений между государством и хозяйствующими субъектами.

 Примером совершенствования системы предстаатения налоговой и бухгалтерской отчетности яатяется приказ МНС России от 27.07.2004 г. № САЭ-3-25/444® «О проведении пилотного проекта по расширению информационного обслуживания налогоплательшиков по канатам связи и через интернет, представляющих налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты на­логов и сборов, в электоонном виде по телекоммуникационным каналам связи».

 В соответствии с данным приказом предусмотрено, что в це­лях дальнейшего развития системы информационного обслужи­вания налогоплательщиков в соответствии с п. 2.1.1.25.3 Плана информатизации МНС России на 2004 г., утвержденного мини­стром Российской Федерации по налогам и сборам 29.12.2003 г., на базе налоговых органов г. Москвы следует применять новый программный продукт — «пилотный проект» по расширению ин­формационного обслуживания налогоплательщиков по каналам связи и через интернет, представляющих налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы, служащие основа­нием для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а именно: авто­матизированное предоставление по запросу налогоплательщика текущей информации о состоянии его расчетов с бюджетами (те­кущих начислениях и поступлениях задолженности по налогам и сборам, предоставленных отсрочках и рассрочках, зачетах и воз­вратах, начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях).

 Ранее МНС России издавались аналогичные приказы от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представ­ления налоговой декларации в электронном виде по телекомму­никационным каналам связи», от 10.12.2002 г. № БГ-3-32/705® «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электрон­ном виде по телекоммуникационным каналам связи» (с учетом изменений, внесенных приказом МНС России от 08.08.2003 г. № БГ-3-32/443).

 Согласно разделу I Порядка представления налоговой декла­рации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом МНС России от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169, представление налоговой декларации в элект­ронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых техничес­ких средств и возможностей для ее приема и обработки в соответ­ствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержден­ными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

 Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику, и допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Прези­денте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертифи­ката ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации.

 С целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче по каналам связи участниками обмена информацией применяются средства криптографической защи­ты, сертифицированные Федеральным агентством правитель­ственной связи и информации при Президенте Российской Фе­дерации.

 Согласно разделу 2 указанного Порядка представление нало­говой декларации в электронном виде по телекоммуникацион­ным каналам связи возможно при подключении налогоплатель­щика к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет:

ü формирование данных налоговой декларации в соответ­ствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденны­ми ФНС России, для их последующей передачи в виде электрон­ных документов по телекоммуникационным каналам связи;

ü составление запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении налого­вых обязательств перед бюджетами различных уровней;

ü шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием средств криптографической за­щиты информации;

ü формирование подписи при передаче информации и ее про­верку при получении с использованием средств электронной цифровой подписи.

 При представлении налоговой декларации в электронном ви­де налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган по месту учета с запросом на получение информационной вы­писки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом. Запросы и выписки подписываются электронной цифровой под­писью уполномоченных лиц налогоплательщика и налогового органа и передаются по каналам связи в зашифрованном виде.

 Рассмотренный выше механизм представления отчетности, несомненно, позволяет налоговому органу быстрее и более точно спланировать возможное поступление налогов в бюджет в краткосрочный период, а налогоплательщику облегчает взаимодей­ствие с налоговыми органами, минимизирует временные затра­ты, необходимые для составления и представления налоговой от­четности.

 Однако, к сожалению, на сегодняшний день указанный меха­низм не принимает массовый характер ввиду достаточного объе­ма затрат на его реализацию, а также наличия ряда администра­тивных барьеров.

 Вместе с тем принятие подобных ведомственных актов сви­детельствует о постепенном совершенствовании материально-технического оснащения налоговых органов и налогоплатель­щиков.

 Одной из передовых форм во взаимоотношениях с налого­плательщиками является привлечение к работе по представле­нию налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности профес­сиональных консультантов, выступающих в качестве представи­телей в соответствии со ст. 26, 29 Налогового кодекса РФ.

 Хотелось бы отметить неоспоримые преимущества модерни­зации налоговых органов, которая предполагает, с одной сторо­ны, детальную регламентацию всех общих процедур налогового органа, а с другой стороны, обеспечивает большую гибкость в вопросах отладки механизмов налогообложения и работы с налогоплательщиком.

3. Основные направления модернизации налоговых органов

На наш взгляд, итогом модернизации налоговых органов должна стать четко организованная (ФНС - управление - инспекция -налогоплательщик) система налогового администрирования с предельно прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, ясно сформулированным налоговым законодательством, макси­мально приближенная и доброжелательная к налогоплательщи­кам при условии полной автоматизации всех рабочих процессов.

 Для реализации поставленных целей предполагается выпол­нение следующих мероприятий:

 разработка концепции создания комплексной системы на­логового образования граждан Российской Федерации;

 упрощение процедур заполнения и подачи деклараций и других документов в налоговые органы, в том числе:

 внесение изменений в действующие формы декларирования с целью обеспечения процедуры их заполнения и обработки;

 обеспечение налогоплательщиков программными средства­ми, позволяющими формировать и контролировать правиль­ность составления декларации;

 прием налоговыми органами деклараций и других докумен­том и электронном виде;

 Рассмотрим отдельные ведомственные документы ФНС Рос­сии, реализующие цели и задачи налогового администрирования. К числу таких документов относится регламент организации ра­боты с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденный приказом ФНС России от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444.

 Этот регламент разработан для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхова­ние и налоговыми агентами в территориальных налоговых орга­нах по направлениям.

 Организация приема налогоплательщиков.

 Организация приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками (прием и регистрация налоговых деклараций, деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов.

 Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенси­онное страхование и особенности его применения; информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов но налогам, сборам и взносам; формирование и выдача справок о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.

 При этом сверка расчетов налогоплательщика проводится на­логовым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

 ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

§ при процедуре снятия налогоплательщика с учета при пере­ходе из одной налоговой инспекции в другую:

§ при процедуре снятия налогоплательщика с учета при лик­видации (реорганизации) организации:

§ по инициативе налогоплательщика:

§ в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Организация информационной работы.

 Работа по информированию налогоплательщиков должна быть организована по следующим основным направлениям: ин­дивидуальное информирование налогоплательщиков (при лич­ном общении или по телефону); публичное информирование (через средства массовой информации).

 Особенности организации работы с налогоплательщиками на территориально обособленных рабочих местах (ТОРМ) инс­пекций ФНС России межрайонного уровня.

 Регламент организации работы с налогоплательщиками, пла­тельщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенси­онное страхование и налоговыми агентами, утвержденный при­казом ФНС России от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444, определяет порядок и условия проведения указанных выше мероприятий, связанных с осуществлением налогового администрирования, а также обязанности налоговых органов при их проведении, стан­дарты и нормы поведения должностных лиц.

 В целом данный регламент свидетельствует о принципиаль­ном изменении характера отношений налогоплательщиков и на­логовых органов: указанные отношения становятся уже не чисто фискальными, а приобретают характер партнерских. Представ­ляется, что принятие подобных актов ФНС России является дос­таточно прогрессивным шагом в современных условиях проводи­мых налоговых преобразований.

Аналогично можно охарактеризовать разработанный Фе­деральной налоговой службой Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (утвержден приказом ФНС России от 02.09.2005 г. № САЭ-3-25/422.

 Указанный ведомственный документ определяет сроки и пе­риодичность проведения целого ряда мероприятий, связанных с реализацией функции налогового администрирования, а также предусматривает формы документов, представляемых налогопла­тельщикам, в том числе при: оказании услуг по регистрации и учету налогоплательщи­ков:

§ оказании услуг по сдаче деклараций и других документов, предоставлению информации о деятельности и доходах граждан;

§ информировании по вопросам расчетов с бюджетами;

§ оказании услуг по регистрации ККТ:

§ оказании услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорно­го бизнеса;

§ оказании информационных услуг по всем направлениям де­ятельности налогоплательщиков.

 

Закрепление налогоплательщиков за конкретными работни­ками налоговых органов создает определенные предпосылки для злоупотреблений, нарушений профессиональной этики, в связи с чем необходимы:

ü разработка концепции оказания налогоплательщикам кон­сультационных услуг;

ü  обработка деклараций в центрах обработки данных, что позволит освободить персонал налоговых инспекций для более качественной информационно-консультационной работы с на­логоплательщиками и снизить риск возможного влияния налогоплательщиков на процедуры налогового контроля и ведения лицевых счетов;

ü  развитие системы досудебного разбирательства в налого­вых органах спорных вопросов с налогоплательщиками с целью сокращения числа их обращений в судебные инстанции.

 При ор­ганизации - этой работы необходимо разработать механизм досу­дебного разбирательства спорных вопросов в налоговых органах, а также внести изменения в существующий технологический процесс разбора жалоб и решения спорных вопросов. По сущест­ву такая система досудебного разбирательства должна стать аль­тернативой судебному разбирательству. На сегодняшний день она создана и находится в стодии развития. В структуре налого­вых органов с 01.01.2006 г. введены подразделения налогового ау­дита, основной задачей которых является рассмотрение разногласий налогоплательщиков на акты проверок, а также рассмот­рение жалоб налогоплательщиков;

 дальнейшее развитие и повсеместное внедрение в практи­ку работы налоговых органов прогрессивных форм и методов ин­формационно разъяснительной работы с налогоплательщиками использованием современных технических средств.

 Для решения этих задач, по нашему мнению, необходимо провести ряд комплексных мероприятий, которые включили бы в себя следующие позиции.

 Разработка и внедрение единых стандартов обслуживания налогоплательщиков (режим приема, информационно-разъяс­нительная работа, программные продукты, привлечение «третьих лиц» и др.).

 Улучшение условий приема налогоплательщиков (создание удобных мест по обслуживанию плательщиков, операционных залов, офисов).

Разработка форм и методов работы с налогоплательщиками по категориям (крупнейшим и основным, сельскохозяйствен­ным товаропроизводителям, предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы, и др.).

 Повсеместное внедрение в практику работы электронного документооборота (представление отчетности в электронном ви­де, обмен информацией с налогоплательщиком, рассылка ин­формации для плательщиков, подключенных к системе предс­тавления отчетности по каналам связи). Расширение сферы услуг по консультированию, формиро­ванию и представлению отчетности в налоговые органы (предос­тавление выбора налогоплательщику).

 Наиболее массовыми процедурами, требующими до настоя­щего времени непосредственного контакта налогового инспекто­ра и налогоплательщика, являются получение в налоговом орга­не необходимой информации и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Для решения такой чадачи в современной структуре налоговой инспекции создаются отделы работы с налогоплатель­щиками, основными функциями которых являются непосред­ственные контакты с налогоплательщиками по вопросам приема и выдачи документов и информирование налогоплательщиков. Таким образом, практически все функции по взаимодействию с налогоплательщиками сконцентрированы в этом подразделении. Отдел работы с налогоплательщиками является в прямом и пере­носном смысле «липом» инспекции. Поэтому от сотрудников требуется умение работать с людьми, терпеливо и профессио­нально отвечать на самые разные вопросы, оперативно прини­мать решения в сложных конфликтных ситуациях.

 Современным видом взаимодействия инспекции с налого­плательщиками являются бесконтактные формы, особенно в пе­риоды сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности. Для реше­ния этой задачи организована сдача-прием налоговых деклара­ций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи.

 Все эти цели и задачи сформулированы в рамках Государ­ственной налоговой доктрины России, а методы и средства их ре­шения - в общей концепции налоговой политики и основных направлениях развития налоговой системы России. В этих доку­ментах обозначены и закреплены основные направления разви­тия налоговой службы, затрагивающие процесс модернизации и совершенствования ее структуры, способные сформировать ус­ловия, обеспечивающие наиболее полное и эффективное выпол­нение возложенных на нее действующим законодательством за­дач, с учетом тенденций развития налогово-бюджетной системы и национальной экономики в целом.

 Таким образом, важнейшим направлением налоговой рефор­мы являются следующие направления модернизации налоговых органов:

 

§ проведение анализа существующих организационных структур налоговых органов и анализ их эффективности;

§ анализ работы по взаимодействию налоговых органов с налогоплательщиками в условиях реформированной структуры в целях увеличения поступлений налогов и сборов на добро­вольной основе и усиления контрольной работы налоговых органов;

§ расчет эффективности внедрения методов электронного документооборота с налогоплательщиками по телекоммуника­ционным каналам связи и взаимодействия через аудиторские фирмы.


Эти направления требуют поэтапного подхода к осуществле­нию налоговой реформы. Одним из основных направлений по­вышения эффективности налогового контроля в рамках налого­вой реформы можно выделить разработку и утверждение Кон­цепции модернизации налоговой службы.
Основные цели проекта модернизации налоговых органов России:

 

§ создание системы, которая бы способствовала стабильному поступлению доходов на основе добровольной уплаты налогов, сокращению размеров коррупции и уклонения от налогов;

§ изменение приоритетов работы налоговых органов всех уровней в направлении улучшения обслуживания налогоплатель­щиков, расширения сферы предоставляемых ими услуг при од­новременном упрощении исполнения налоговых обязательств;

§ создание налоговых органов, которые бы эффективно, справедливо и честно исполняли действующее законодательство и были оснащены современными системами ведения технологи­ческих процессов и опера тинными средствами управления.

§ справедливо и честно исполняли действующее законодательство и были оснащены современными системами ведения технологи­ческих процессов и оперативными средствами управления.

 

Важнейшими компонентами модернизации налоговых орга­нов являются:

 

§ функциональная организация структур налоговой инспек­ции (т. е. построение подразделений инспекции по выполняемым функциям вместо специализации по видам налогов и категориям налогоплательщиков);

§ реализация элементов системы «полного самоначисле­ния», которая предполагает наличие во взаимодействии налого­вых органов с налогоплательщиками трех компонентов: самосто­ятельного декларирования налогоплательщиком налогооблагае­мой базы и начисленной суммы налога, «доброжелательной» среды взаимодействия налоговых органов с налогоплательщика­ми и высокого уровня налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов;

§ высокий уровень информации инспекции, который пред­полагает наличие системы электронной обработки данных, адап­тированной к условиям функциональной организации инспек­ции;

§ обучение специалистов и налогоплательщиков.

 

Чтобы налоговый контроль обеспечивал выполнение стоя­щих перед ним задач, необходимо соблюдение основополагаю­щих принципом его организации, среди которых можно выделить первый - правомочность. Налоговые органы обязаны осушествлять контрольные действия в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным действую­щим законодательством. Вторым важным организационным принципом является обеспечение всеобъемлющей полноты контроля. Все налоги (не только федеральные, но и региональ­ные и местные), а также все без исключения налогоплательщики должны быть охвачены системой контроля, независимо от объе­ма поступлений в соответствующие бюджеты налогов.

 Должен соблюдаться третий принцип - недопущение причи­нения вреда налогоплательщику. Налоговый контроль должен осуществляться с учетом возможностей обеспечения оптималь­ного взаимодействия фискальной и экономической направлен­ности налоговой системы. Приоритетность фискальной состав­ляющей может спровоцировать сокращение количественных по­казателей потенциальных объектов обложения за счет сокраще­ния деловой активности.

 В качестве четвертого принципа можно выделить принцип превентивности (предупреждения). Налоговые органы должны вести профилактическую работу по предупреждению возможнос­ти возникновения налоговых правонарушений. В этой связи осо­бое значение имеет пятый принцип налогового контроля - скоординированность работы и контрольных действий налоговых органов, совершенствование налогового администрирования, системы контроля исполнения налоговой дисциплины, упорядо­чение системы ответственности за налоговые правонарушения.

 Главное - изменение принципов налогового администриро­вания и сторону увеличения собираемости налогов при сокраще­нии соответствующих затрат, а также изменение существующих взаимоотношений между налоговыми органами и налогопла­тельщиками, в том числе снижение административного бремени, возлагаемого на налогоплательщиков. Из 2,6 млн. юридических лиц лишь около 400 тыс. платят налоги добросовестно и в срок. Недобросовестных граждан-налогоплательщиков намного боль­ше, чем добросовестных (насколько именно, подсчитать невоз­можно). Это красноречиво говорит о том, что России еще далеко до настоящего законопоелушаппя и современной налоговой морали.

 Сегодня также необходимо: улучшение качества налоговых проверок документов и проверок с выездом на место; пресечение хозяйственной деятельности, которая не отражается в бухгалсрском учете и скрывается от налоговой администрации (хотя формально разрешена законом); для сокращения неучтенного наличною оборота пресечение деятельности короткоживущих фирм, специализирующихся па обналичивании денег; регистра­ция реальною местонахождения плательщиков, принудительная ликвидация организаций, не представляющих налоговую отчет­ность, регламентация деятельности банков для борьбы с фиктив­ными банковскими депозитами, передачей векселей юридичес­ких лиц гражданам; строгий контроль за зарубежными банков­скими счетами юридических и физических лиц, в том числе за офшорными счетами. Для этого целесообразно ввести обяза­тельную регистраиию зарубежных счетов (а не только получение разрешения на их открытие) и жесткие санкции за уклонение от регистрации; обращение взыскания задолженности на имущест­во злостных неплательщиков, введение личной материальной от­ветственности собственников предприятий и управляющих за неуплату налогов в бюджет.

 Важно четко регламентировать права и обязанности налого­плательщиков и налоговой инспекции (в частности, установить ответственность первых за налоговые нарушения, а вторых – за правомерность ее действий и решений) и при этом соблюсти ме­ру. Иначе не исключено бесправие налоговой администрации, неспособной в полной мере обеспечивать поступление налогов, или ущемление прав налогоплательщиков, поставленных в зави­симость от произвола чиновников.

 Понимание экономической сущности налога должно восста­новить справедливость и обеспечить плательщику налогов соот­ветствующее место в налоговых отношениях — не столько обя­занного субъекта, сколько партнера и «работодателя» государ­ства, имеющего полное право хотя бы на частичную возвратность налогов качественными и эффективными услугами государства.

 Права (одновременно требования) налогоплательщика по от­ношению к государству таковы:

 а) система налогообложения должна быть справедливой;

 б) работать на принципе эффективности;

в) необходима «прозрачность» государственных расходов и расширение форм общественного контроля;

 г) назрело углубление партнерских вза­имоотношений налогоплательщика и государства, т.е. отноше­ний сотрудничества.

 Федеральная налоговая служба существенно изменит и фор­мы работы с налогоплательщиками. Ее основной задачей станет повышение качества оказываемых налогоплательщикам инфор­мационных услуг, снижение влияния субъективных моментов при взаимодействии тех, кто обеспечивает поступление налогов, и тех, кто их платит.

 Одним из инструментов планирования поступлений в бюд­жет в условиях реформирования системы налогового админист­рирования является налоговый паспорт региона. Для этого не­обходима информационная база, которая содержит в себе ин­формацию о налоговой нагрузке в каждом регионе, показатели поступлений всех налогов и сборов. Кроме того, она позволяет оценить экономический, финансовый и налоговый потенциал отдельно взятого региона.

 На основе приведенных показателей складывается информа­ционная база расчета совокупного дохода региона, его экономи­ческого, финансового и налогового потенциалов. Она характери­зует возможности экономического роста региона и соответствующий рост налоговых поступлений. Это имеет исключительное значение при очередном формировании бюджетов всех уровней, поскольку в них должны более достоверно отражаться потребности регионов в федеральных ресурсах в виде субсидий, субвен­ций, дотаций.

 При разработке налогового паспорта специалисты налогово­го ведомства не должны офаничиваться только данными налого­вой отчетности, так как она не может дать полной и развернутой картины. Налоговая система не является изолированной, самос­тоятельно существующей и развивающейся системой. Экономи­ческие процессы, происходящие в стране, в той или иной мере воздействуют на нее. В налоговой отчетности должны быть ис­пользованы данные государственной статистики по объемам ва­лового внутреннего продукта, производства промышленной про­дукции и инвестиций в основной капитал, уровень инфляции (индекс потребительских цен), объем производства сельскохо­зяйственной продукции, розничный товарооборот, показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствова­ния и др.

 Вместе с тем налоговый паспорт региона - это не просто свод цифр. Структурно он состоит из семи разделов, отражающих полный набор показателей, характеризующих налоговый потен­циал и эффективность налогового администрирования в регионе. На данный момент ФНС России имеет налоговые паспорта по всем субъектам Российской Федерации за период с 1998 по 2004 г. Они разработаны также по федеральным округам и в це­лом по Российской Федерации. Налоговый паспорт в первую очередь ориентирован на нужды государственных органов. Он позволяет адекватно оценивать ситуацию в экономико-налого­вой сфере страны и принимать соответствующие решения, нап­равленные на повышение поступления налогов и сборов. Он мо­жет быть интересен и налогоплательщикам с точки зрения оцен­ки финансового и инвестиционного потенциала региона.

Налоговый паспорт - это программный комплекс, который позволяет моделировать показатели налоговой базы и поступле­ний налогов как на основе динамики предыдущих лет, так и из­менения конкретных параметров налоговой базы. По этим дан­ным можно прогнозировать поступление налогов и сборов на перспективу не только в условиях действующего налогового за­конодательства, но и с учетом его возможного изменения.

Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой, которая обеспечивается налогооблагаемыми ресур­сами и определяется налоговыми базами. Исходной составляющей налогового планирования считается определение налоговой базы, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и для каждого вида налога.

Расчет налоговой базы проводится в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры по каждому виду налогов. При этом нштоговое планирование основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, а также монито­ринга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

 

Существуют различные методики определения налогового потенциала региона. Наиболее распространенной является мето­дика, согласно которой при расчете налоговой базы регионов учитывается, во-первых, оценка доходности территориальной собственности регионов и бюджетной эффективности, качества производственной и социальной инфраструктуры и потребнос­тей в технологическом обновлении отраслей региона, ресурсной, транспортной обеспеченности и т.д.


Во-вторых, принимаются во внимание внешние факторы, влияющие на налогооблагаемую базу, такие, как неплатежи в экономике, задолженность по заработной плате, практикуемые формы расчетов (денежные, вексельные и др.).

 В-третьих, обязателен анализ влияния основных и крупных налогоплательщиков (включая финансово-банковские и финан­сово-промышленные холдинги) на изменение налоговой базы в регионах, их финансового состояния, форм расчетов, правового статуса и холдинговой структуры.

 

Для более полного отражения налогового потенциала регио­нов необходимо принять следующие меры:

 разработать методику оценки валовых налоговых ресурсов на основе анализа региональной налоговой базы и оценки усилий региональных властей по сбору налогов;

 разработать методику расчета индекса бюджетных расходов на основе анализа факторов, оказывающих влияние на потреб­ность субъектов РФ в бюджетных услугах в условиях действующе­го законодательства и с учетом перспективных направлений ре­формирования бюджетного сектора.

 В условиях возрастающей роли косвенных методов в регули­ровании инвестиционной деятельности соответственно увеличи­вается значение налогового контроля в системе налогового адми­нистрирования инвестиционной деятельности.

 Комплексная оценка макроэкономической ситуации в субъектах РФ в сочетании с анализом поступления налогов, тенденций развития налоговой базы и разработкой предложе­ний по корректировке налогового законодательства создает ос­нову для обоснованного составления бюджетов, а также объек­тивного перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

 Работа в этом направлении должна органично сочетаться с формированием качественно новой системы межбюджетных от­ношений, основанной на сбалансированном разграничении до­ходных и расходных бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (при котором объем доходных полномочий бюджетов каждого уровня должен пол­ностью соответствовать объему полномочий по расходам, за­крепленным эа данным уровнем власти). При таком распределе­нии планируемых доходов между бюджетами всех уровней целе­сообразно повысить заинтересованность на каждом уровне бюд­жетной системы Российской Федерации в наиболее полном и своевременном сборе налогов, росте налогового потенциала, а также уменьшить значение перераспределительных процессов (нормативно-долевых дотаций, субвенций) и тем самым мини­мизировать встречные потоки финансовых средств. Такой подход при распределении финансовой помощи за счет средств феде­рального бюджета позволит сосредоточить внимание на тех ре­гионах, где имеющийся налоговый потенциал не позволяет покрыть минимально необходимые бюджетные расходы.
Таким образом, региональная система налогообложения не может существовать сама по себе - это неразрывная связь эконо­мической политики государства и интересов всех налогоплатель­щиков.

Необходимо ориентировать органы власти региона на ужес­точение контроля за доходами и улучшением организации сборов соответствующих налогов. Принципиально большое значение имеет необходимость закрепления за региональным бюджетом таких доходных источников, которые обеспечивали бы стабиль­ное поступление доходом.

 Именно эти принципы являются основой обеспечения дол­говременного налогового равновесия, т. е. достижения устойчи­вого баланса между фискальными интересами государства, с од­ной стороны, и оптимальной величиной налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты - с другой.

 В процессе модернизации налоговых органов должна стать четко организованная система налогового администрирования (ФНС - управление - инспекция - налогоплательщик) с пре­дельно прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, ясно сформулированным налоговым законодательством, максималь­но приближенная и доброжелательная к налогоплательщикам при условии полной автоматизации всех рабочих процессов. Од­нако соблюдение налоговыми органами прав налогоплательщи­ка, повышение эффективности налогового контроля возможны при условии повышения социального статуса сотрудников нало­говых органов, выплаты им достойной заработной платы. В этих условиях самым действенным наказанием для служащего, нару­шившего права налогоплательщика, станет потеря своего места. В процессе модернизации налоговых органов используется адми­нистративный ресурс. Налоговым органам выделяются дополни­тельная численность и финансирование на создание специаль­ных аудиторских подразделений (название условное). На эти подразделения, которые должны начать работать в ближайшее время, будут возложены две функции.

 Первая функция - работа с возражениями налогоплательщи­ков по актам налоговых проверок. Сегодня, как правило, эти воз­ражения рассматривают те же сотрудники, которые проводили налоговую проверку. Предполагается, что в аудиторских подраз­делениях соберутся наиболее квалифицированные кадры налого­вых инспекций, а руководителей туда будут назначать руководи­тели вышестоящих налоговых органов, что придаст этим подраз­делениям определенную независимость. Эти же подразделения, по-видимому, должны работать и с жалобами налогоплатель­щиков.

 Вторая функция - стать своеобразными фильтрами, обеспе­чивающими дополнительный контроль за обоснованностью пре­тензий налоговых органов при подготовке актов налоговых про­верок.

 Таким образом, обеспечение налоговой безопасности в про­цессе налогового администрирования позволит повысить качест­во оказываемых налогоплательщикам информационных услуг, снизить влияние субъективных моментов при взаимодействии тех, кто взимает налоги, и тех, кто их платит. Планируется созда­вать новые вычислительные и информационные центры, кото­рые, с одной стороны, усилят процесс налогового администрирования, а с другой — будут призваны помогать налогоплательщи­кам, в том числе оказывать им информационно-консультацион­ные услуги, включая электронные каналы связи, на обеспечение налоговой безопасности направлены и законодательно утверж­денные стандарты деятельности налоговых инспекций.

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 194.