Основными приоритетами эффективной налоговой политики, отражающими стратегические направления налогового реформирования, должны быть следующие:
1. Проведение реструктуризации и переориентация целевой направленности налоговой системы. В ней необходимо менять соотношение между косвенными налогами на бизнес и прямыми налогами подоходного типа в сторону увеличения доли последних (ориентир - не менее 50%), а в составе косвенных налогов на бизнес - повысить значимость и сместить акцент на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами.
2. Обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды исключительно за счет наращивания объемов производства, продаж и доходов, легализации российского бизнеса.
3. Поэтапное снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня - 28% к чистой добавленной стоимости без учета «теневого» сектора экономики.
4. Пересмотр позиции государства по отношению к доходам от государственного имущества и собственности. Чем больше будут неналоговые доходы, тем больше возможностей для снижения налогового бремени. Кроме того, необходимо повысить степень участия в формировании доходов бюджета естественных монополий, Минтранса России и Центрального банка Российской Федерации.
Для реализации названных приоритетов должен быть разработан целый комплекс конкретных мер и механизмов в фискальной, регулирующей и контрольно-регулятивной области налоговой политики. В этом направлении могут быть рекомендованы следующие пути, обеспечивающие общие условия налогового равновесия, в частности:
Установление оптимальных ставок таких налоговых платежей, как, например, НДС в размере 16%, налога на прибыль - 20—22%, налога на имущество (по рыночной оценке недвижимости и транспортных средств) — 0,9%, приведение в количественное равновесие ставок совокупных налоговых начислений на оплату труда с оптимальной ставкой налога на прибыль, восстановление прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц.
Переход на принципиально новый механизм исчисления и уплаты единого социального налога путем отказа от регрессивной шкалы ставок и деления его на два самостоятельных платежа:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисляемые по ставке 14% (включая накопительную часть);
социальный налог, исчисляемый по общей ставке 7% к выручке налогоплательщика, направляемый на выплату трудовых пенсий, в федеральный фонд социального страхования, в федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.
Отмена акциза на природный газ и введение налога на сверхприбыль при добыче полезных ископаемых, установление системы дифференцированных экспортных (ввозных) пошлин на природный газ, учитывающих колебания мировых цен на данное сырье, расширение сферы применения специальных налоговых режимов на отрасли добывающей промышленности (в связи с их спецификой), предполагающих замену большинства налоговых платежей единым налогом, но при сохранении в качестве самостоятельных платежей экспортных пошлин, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социального налога и налога на сверхприбыль.
Введение государственной монополии на производство и (или) реализацию крепких алкогольных напитков.
Пересмотр налоговых льгот в пользу инвестиционных и введение обязательного необлагаемого минимума при обложении НДС.
С целью увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодательно установить на федеральном и региональном уровнях достойный размер минимальной оплаты труда наемных работников.
Предприятия получают дополнительные полномочия в квалификации прямых и косвенных расходов.
Скорее всего будут сняты многие существующие сегодня проблемы, на которые справедливо указывают налогоплательщики. Кроме того, уточнены многие правила налогообложения операций с ценными бумагами, доверительного управления и простых товариществ.
В НДС осуществлен переход от преимущественного кассового метода исчисления и уплаты налога, который существует сегодня, на метод начисления и новый порядок возмещения НДС при капитальных вложениях, который отменяет фактически действующий ныне налога на инвестиции.
Еще один серьезный шаг - упрощение с 2007 г. порядка возмещения НДС экспортерам. Вместо двух деклараций - по внутренним и внешним операциям - будет одна, а вместо разрешительного - заявительный порядок возмещения НДС.
Налоговое администрирование в региональной налоговой политике предполагает увеличение дол и собственных налоговых доходов в территориальных, а также и местных бюджетах. Например, налога, переходящего в порядке наследования и дарения, так как, имея федеральный статус, этот налог, точнее поступления по нему посредством отчислений от федеральных налогов и сборов всегда становились источником доходной базы местных бюджетов. Это касается также акцизов на спирт, этило-водочные изделия, бензин автомобильный, дизельное топливо, которые также предлагается полностью передать на региональный уровень. Необходимо изменение доли отчислений от некоторых налогов, я также налоговых ставок. Это касается восстановления 25%-ной доли отчислений НДС в региональные бюджеты, что должно добавить региональным бюджетам 10% их всех налоговых доходов. Увеличение ставки налога на прибыль для регионов с 17 до 20% с одновременным снижением федеральной налоговой ставки с 5 до 2% будет существенной прибавкой к доходам регионов.
Также следует осуществить перевод в разряд собственных налогов бюджетов субъектов Российской Федерации все те регулирующие налоги, которые полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, с целью упростить механизм перечисления поступлений отданных налогов в пользу региональных бюджетов.
В результате налогового администрирования в сфере региональных бюджетно-налоговых отношений произошло частичное увеличение доли регулирующих налогов (и ставок по некоторым регулирующим налогам) в бюджеты субъектов Российской Федерации, что в свою очередь увеличило общую налоговую составляющую доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Улучшились сбор налогов и доля неналоговых доходов региональных бюджетов.
Главной проблемой налогового администрирования в сфере бюджетно-налоговой системы остается ее излишняя централизация (при формальной децентрализации) и фискальная направленность. Формирование эффективной налоговой политики предполагает повышение результативности ее контрольно-регулятивной составляющей.
В этом направлении может быть предложен ряд соответствующих мер, в частности:
· уточнение отдельных видов налоговых правонарушений, например понятий «сокрытый или заниженный доход (прибыль) или иной объект налогообложения», «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», «ответственность свидетеля...», «отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки...»;
· переход от применяемого в России метода сложения штрафных санкций (порой за одно правонарушение) к методу зачета (поглощения) большей мерой (санкцией) меньшей, что снизит субъективизм в применении штрафов налоговыми органами;
· повышение ставок налогов за пользование природными ресурсами до размеров, при которых внедрение природоохранных технологий и очистных сооружений стало бы выгоднее, чем регулярная уплата в бюджет штрафных налогов;
· усовершенствование системы мер по снижению задолженности налогоплательщиков по налоговым платежам (например, установление права налоговых органов включать в постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, вынесенного в порядке ст. 47 Налогового кодекса РФ, задолженности по присужденным штрафам в сумме свыше 50 тыс. руб., отказ от зачетных схем уплаты налогов и др.);
· разработка системы мер по снижению задолженности налогоплательщиков по налоговым платежам (восстановление порядка открытия счетов недоимщиков, организация аукционов продажи налоговых долгов, взыскание задолженности за счет имущества, отказ от зачетных схем уплаты налогов и др
· разработка подходов и путей повышения эффективности контрольной работы и совершенствования контрольных технологий, в том числе создание более эффективной системы предварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Подобная система может быть основа на углубленном автоматизированном камеральном анализе отчетных материалов и экономико-математической модели определения потенциальной суммы налоговых обязательств разработка автоматизированной системы подготовки и регистрации решений, выносимых по результатам налоговых проверок;
· внедрение мер по усилению контрольной работы с «фирмами-однодневками» и «анонимными» структурами, организациями, представляющими «нулевые балансы»;
· увеличение размера контролируемых службами финансового мониторинга сделок с 20 до 40 тыс. долл.
При разработке налоговой политики необходимо четко осознавать ее целевую направленность. Для стабильного улучшения взимаемости налогов требуются целенаправленные усилия государства по формированию налоговой культуры как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Граждане России должны понять, что уплата налогов не наказание, а выгодное вложение денег в свою страну, собранные же средства вернутся налогоплательщику в виде конкретных благ и гарантий, создавая основу процветания общества.
Необходимо, чтобы добросовестное отношение к выполнению своих налоговых обязательств воспринималось как признак цивилизованности, культуры. Естественно, при этом налогоплательщик должен видеть, что его деньги действительно идут на выполнение государством своих функций, а не на личные мели чиновников. Поэтому нужно ввести механизм контроля за налоговыми расходами со стороны налогоплательщиков. Когда человек будет зиять, на что тратятся его деньги, что они приносят пользу ему и обществу, в котором он живет, он не будет сомневаться в полезности налогов.
Ключевым звеном грамотной налоговой политики должно стать стабильное и эффективное налоговое законодательство. Оно позволит уменьшить число недобросовестных налогоплательщиков, упростить учет и отчетность, устранить всевозможные правовые коллизии. Также необходимо «состыковать» налоговый и бухгалтерский учет.
Разница между налоговым контролем и налоговой политикой состоит в том, что первый находит свой смысл в следовании закону, а вторая — в выработке как нормы закона, законодательно оформленной идеи некоего взаимоотношения между плательщиком и казной. Наряду с этим следует повысить значение Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в формировании налоговой политики. Роль Минэкономразвития в этой области достаточно четко определена: оно должно формировать свою позицию прежде всего с точки зрения влияния налоговой политики на экономику, т. е. не на бюджет, не на порядок администрирования налогов, а на экономику в целом и на отдельные отрасли в частности. Необходимо усилить исследования о влиянии налоговой политики на экономику, а также увеличить роль министерства в разработке налоговых законопроектов.
В России серьезной проблемой остается уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов. В связи с этим важными задачами выступают эффективный выбор объектов налогового аудита и повышения качества проводимых документальных проверок, работа по укреплению налоговой дисциплины и ответственности, разработка эффективных методов контроля и взыскания. Налоговые органы должны не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и оперативно перекрывать возможные каналы возникновения налоговых нарушений (иногда даже неосознанных) посредством совершенствования нормативно-правовой базы. Следует установить жесткий оперативный контроль за соблюдением налогового законодательства, повысить ответственность за уклонение от уплаты налогов. Вместе с тем необходимо также улучшить структуру налоговых органов, изжить коррупцию.
За последние несколько лет было сделано достаточно много для совершенствования налогообложения в России. Для субъектов предпринимательской деятельности были введены три специальных налоговых режима (упрощенная система налогообло-жения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог), которые сократили налоговую нагрузку на предприятия в 2—4 раза.
Одним из вопросов эффективности налогообложения в России остается снижение налогового бремени. В данный момент налоговая нагрузка в России колеблется от 38 до 40% ВВП. Для этого проект новой среднесрочной программы сократил бюджетные расходы на 5% ВВП за три года. В дальнейшем Правительство РФ настроено продолжить снижение налогового бремени по 1% в год от ВВП.
Облегчение налоговой нагрузки действительно стимулирует экономическую активность, однако за это приходится платить сокращением бюджетных расходов либо расширением заимствований. В то же время доказано, что многие виды государственных расходов (обеспечение безопасности и законности, инвестиции в инфраструктуру, всеобщее образование) оказывают сильное позитивное влияние на экономический рост. В свою очередь, заимствования для финансирования бюджетного дефицита замедляют развитие, вытесняя производственные инвестиции.
Теоретически установлено существование оптимальных «размеров государства» (т. е. соотношения расширенного бюджета к ВВП), при которых достигается компромисс между этими противоположными эффектами. Отклонения от оптимума как в сторону завышения, так и в сторону занижения нежелательны - и то и другое тормозит рост.
Есть два пути, по которым может пойти государство: осуществить повышение экономического роста за счет активного участия государства и тогда, возможно, налоги следует повысить, собирать государственные капиталовложения. Другой путь — это опора на частную инициативу и формирование инвестиционных ресурсов в частном секторе. Если выбрать второй путь, необходимо снижать налоговое бремя до того уровня, при котором создаются благоприятные условия для развития экономики на основе частной инициативы. Оба предложенных варианта таят в себе немало трудностей. Эффективнее всего было бы использовать эти подходы в комплексе, учитывая специфику различных сфер производства. Снижение налогового бремени не гарантирует роста экономики. Нельзя полагать, что снижение налоговой нагрузки - панацея от всех бед в российской экономике.
Рыночные реформы, сопровождавшиеся спадом производства и высокой инфляцией на первоначальном этапе, выдвинули в качестве основной задачи повышение собираемости налогов. Это предопределило приоритетность фискальной функции налоговой системы, главным инструментом реализации которой являются косвенные налоги. Не вызывает сомнений, что с позиций фискального смысла косвенные налоги играют важнейшую роль. Тем не менее из мирового опыта известно о достаточно неоднозначном влиянии косвенных налогов на экономику. Неправильный выбор ставки косвенных налогов может серьезно затормозить развитие экономики.
Рыночный механизм формирования цен показывает бесперспективность дальнейшего упора на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции российских производителей, а соответственно и к ухудшению экономической ситуации в стране. Действия в области реформирования налогообложения в России не должны предполагать резких изменений налоговой системы. Более правильным является ее эволюционное преобразование, которое обеспечит устранение недостатков без кардинальных изменений всего налогового механизма.
В процессе налогового администрирования налоговая политика приобрела стройность (стандарты, регламенты), ликвидируются барьеры, препятствующие наращиванию инвестиций, произошло усиление прямой и обратной связи государства и налогоплательщика, сужение возможностей для уклонения от налогообложения. Важным направлением налоговой политики стали меры по повышению уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий. Совершенствование налогового администрирования не только является потенциальным резервом для дальнейшего снижения налогового бремени, но и рыночно необходимо в целях обеспечения равенства конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков.
Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную нагрузку, должны использоваться важнейшие принципы налогообложения: равенство и справедливость; всеобщность; нейтральность.
В целях совершенствования налоговой политики необходимы дальнейшая модернизация структуры налоговой службы, организационно-методическое улучшение деятельности налоговых органов, переориентация главенства функции налоговой системы с фискальной на регулирующую и стимулирующую, создание системы единого общегосударственного Реестра налогоплательщиков, эффективных средств налогового контроля и налоговой безопасности и т. д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 298.