Приоритеты эффективной налоговой политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными приоритетами эффективной налоговой политики, отражающими стратегические направления налогового рефор­мирования, должны быть следующие:

 

1. Проведение реструктуризации и переориентация целевой направленности налоговой системы. В ней необходимо менять соотношение между косвенными налогами на бизнес и прямыми налогами подоходного типа в сторону увеличения доли послед­них (ориентир - не менее 50%), а в составе косвенных налогов на бизнес - повысить значимость и сместить акцент на поимущест­венные налоги и налоги за пользование природными ресурсами.

2. Обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды исключительно за счет наращи­вания объемов производства, продаж и доходов, легализации российского бизнеса.

3. Поэтапное снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня - 28% к чис­той добавленной стоимости без учета «теневого» сектора эконо­мики.

4. Пересмотр позиции государства по отношению к доходам от государственного имущества и собственности. Чем больше бу­дут неналоговые доходы, тем больше возможностей для сниже­ния налогового бремени. Кроме того, необходимо повысить сте­пень участия в формировании доходов бюджета естественных монополий, Минтранса России и Центрального банка Россий­ской Федерации.

 

Для реализации названных приоритетов должен быть разра­ботан целый комплекс конкретных мер и механизмов в фискаль­ной, регулирующей и контрольно-регулятивной области налого­вой политики. В этом направлении могут быть рекомендованы следующие пути, обеспечивающие общие условия налогового равновесия, в частности:

 Установление оптимальных ставок таких налоговых плате­жей, как, например, НДС в размере 16%, налога на прибыль - 20—22%, налога на имущество (по рыночной оценке недвижи­мости и транспортных средств) — 0,9%, приведение в количест­венное равновесие ставок совокупных налоговых начислений на оплату труда с оптимальной ставкой налога на прибыль, восста­новление прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физи­ческих лиц.

 Переход на принципиально новый механизм исчисления и уплаты единого социального налога путем отказа от регрессив­ной шкалы ставок и деления его на два самостоятельных платежа:

 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисляемые по ставке 14% (включая накопительную часть);

 социальный налог, исчисляемый по общей ставке 7% к вы­ручке налогоплательщика, направляемый на выплату трудовых пенсий, в федеральный фонд социального страхования, в феде­ральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

 Отмена акциза на природный газ и введение налога на сверхприбыль при добыче полезных ископаемых, установление системы дифференцированных экспортных (ввозных) пошлин на природный газ, учитывающих колебания мировых цен на дан­ное сырье, расширение сферы применения специальных налого­вых режимов на отрасли добывающей промышленности (в связи с их спецификой), предполагающих замену большинства налого­вых платежей единым налогом, но при сохранении в качестве самостоятельных платежей экспортных пошлин, страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование, социального нало­га и налога на сверхприбыль.

 Введение государственной монополии на производство и (или) реализацию крепких алкогольных напитков.

 Пересмотр налоговых льгот в пользу инвестиционных и введение обязательного необлагаемого минимума при обложе­нии НДС.

 С целью увеличения поступлений по налогу на доходы фи­зических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодательно установить на федеральном и регио­нальном уровнях достойный размер минимальной оплаты труда наемных работников.

 Предприятия получают дополнительные полномочия в ква­лификации прямых и косвенных расходов.

 Скорее всего будут сняты многие существующие сегодня проблемы, на которые справедливо указывают налогоплатель­щики. Кроме того, уточнены многие правила налогообложения операций с ценными бумагами, доверительного управления и простых товариществ.

 В НДС осуществлен переход от преимущественного кассово­го метода исчисления и уплаты налога, который существует се­годня, на метод начисления и новый порядок возмещения НДС при капитальных вложениях, который отменяет фактически действующий ныне налога на инвестиции.

 Еще один серьезный шаг - упрощение с 2007 г. порядка воз­мещения НДС экспортерам. Вместо двух деклараций - по внут­ренним и внешним операциям - будет одна, а вместо разреши­тельного - заявительный порядок возмещения НДС.

 Налоговое администрирование в региональной налоговой по­литике предполагает увеличение дол и собственных налоговых до­ходов в территориальных, а также и местных бюджетах. Напри­мер, налога, переходящего в порядке наследования и дарения, так как, имея федеральный статус, этот налог, точнее поступления по нему посредством отчислений от федеральных налогов и сборов всегда становились источником доходной базы местных бюдже­тов. Это касается также акцизов на спирт, этило-водочные изде­лия, бензин автомобильный, дизельное топливо, которые также предлагается полностью передать на региональный уровень. Не­обходимо изменение доли отчислений от некоторых налогов, я также налоговых ставок. Это касается восстановления 25%-ной доли отчислений НДС в региональные бюджеты, что должно добавить региональным бюджетам 10% их всех налоговых дохо­дов. Увеличение ставки налога на прибыль для регионов с 17 до 20% с одновременным снижением федеральной налоговой ставки с 5 до 2% будет существенной прибавкой к доходам регионов.

 Также следует осуществить перевод в разряд собственных на­логов бюджетов субъектов Российской Федерации все те регулирующие налоги, которые полностью зачисляются в консолиди­рованные бюджеты субъектов Российской Федерации, с целью упростить механизм перечисления поступлений отданных нало­гов в пользу региональных бюджетов.

 В результате налогового администрирования в сфере регио­нальных бюджетно-налоговых отношений произошло частичное увеличение доли регулирующих налогов (и ставок по некоторым регулирующим налогам) в бюджеты субъектов Российской Феде­рации, что в свою очередь увеличило общую налоговую составля­ющую доходной части бюджетов субъектов Российской Федера­ции. Улучшились сбор налогов и доля неналоговых доходов реги­ональных бюджетов.

 Главной проблемой налогового администрирования в сфере бюджетно-налоговой системы остается ее излишняя централиза­ция (при формальной децентрализации) и фискальная направ­ленность. Формирование эффективной налоговой политики предполагает повышение результативности ее контрольно-регу­лятивной составляющей.
В этом направлении может быть предложен ряд соответству­ющих мер, в частности:

· уточнение отдельных видов налоговых правонарушений, например понятий «сокрытый или заниженный доход (прибыль) или иной объект налогообложения», «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», «ответ­ственность свидетеля...», «отказ эксперта, переводчика или спе­циалиста от участия в проведении налоговой проверки...»;

·  переход от применяемого в России метода сложения штраф­ных санкций (порой за одно правонарушение) к методу зачета (поглощения) большей мерой (санкцией) меньшей, что снизит субъективизм в применении штрафов налоговыми органами;

· повышение ставок налогов за пользование природными ре­сурсами до размеров, при которых внедрение природоохранных технологий и очистных сооружений стало бы выгоднее, чем регу­лярная уплата в бюджет штрафных налогов;

·  усовершенствование системы мер по снижению задолжен­ности налогоплательщиков по налоговым платежам (например, установление права налоговых органов включать в постановле­ние о взыскании задолженности за счет имущества налогопла­тельщика, вынесенного в порядке ст. 47 Налогового кодекса РФ, задолженности по присужденным штрафам в сумме свыше 50 тыс. руб., отказ от зачетных схем уплаты налогов и др.);

·  разработка системы мер по снижению задолженности нало­гоплательщиков по налоговым платежам (восстановление поряд­ка открытия счетов недоимщиков, организация аукционов про­дажи налоговых долгов, взыскание задолженности за счет иму­щества, отказ от зачетных схем уплаты налогов и др

· разработка подходов и путей повышения эффективности контрольной работы и совершенствования контрольных техно­логий, в том числе создание более эффективной системы предва­рительного отбора налогоплательщиков для проведения выезд­ных налоговых проверок. Подобная система может быть основа­ на углубленном автоматизированном камеральном анализе отчетных материалов и экономико-математической модели оп­ределения потенциальной суммы налоговых обязательств разработка автоматизированной системы подготовки и регистрации решений, выносимых по результатам налоговых проверок;

·  внедрение мер по усилению контрольной работы с «фирма­ми-однодневками» и «анонимными» структурами, организация­ми, представляющими «нулевые балансы»;

·  увеличение размера контролируемых службами финансово­го мониторинга сделок с 20 до 40 тыс. долл.

 При разработке налоговой политики необходимо четко осоз­навать ее целевую направленность. Для стабильного улучшения взимаемости налогов требуются целенаправленные усилия госу­дарства по формированию налоговой культуры как налогопла­тельщиков, так и налоговых органов. Граждане России должны понять, что уплата налогов не наказание, а выгодное вложение денег в свою страну, собранные же средства вернутся налогопла­тельщику в виде конкретных благ и гарантий, создавая основу процветания общества.
Необходимо, чтобы добросовестное отношение к выполне­нию своих налоговых обязательств воспринималось как признак цивилизованности, культуры. Естественно, при этом налогопла­тельщик должен видеть, что его деньги действительно идут на выполнение государством своих функций, а не на личные мели чиновников. Поэтому нужно ввести механизм контроля за налоговыми расходами со стороны налогоплательщиков. Когда человек будет зиять, на что тратятся его деньги, что они приносят пользу ему и обществу, в котором он живет, он не будет сомневаться в полезности налогов.

 Ключевым звеном грамотной налоговой политики должно стать стабильное и эффективное налоговое законодательство. Оно позволит уменьшить число недобросовестных налогопла­тельщиков, упростить учет и отчетность, устранить всевозмож­ные правовые коллизии. Также необходимо «состыковать» нало­говый и бухгалтерский учет.

 Разница между налоговым контролем и налоговой политикой состоит в том, что первый находит свой смысл в следовании зако­ну, а вторая — в выработке как нормы закона, законодательно оформленной идеи некоего взаимоотношения между плательщи­ком и казной. Наряду с этим следует повысить значение Мини­стерства экономического развития и торговли Российской Феде­рации в формировании налоговой политики. Роль Минэконом­развития в этой области достаточно четко определена: оно долж­но формировать свою позицию прежде всего с точки зрения вли­яния налоговой политики на экономику, т. е. не на бюджет, не на порядок администрирования налогов, а на экономику в целом и на отдельные отрасли в частности. Необходимо усилить иссле­дования о влиянии налоговой политики на экономику, а также увеличить роль министерства в разработке налоговых законо­проектов.

 В России серьезной проблемой остается уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых за­конов. В связи с этим важными задачами выступают эффектив­ный выбор объектов налогового аудита и повышения качества проводимых документальных проверок, работа по укреплению налоговой дисциплины и ответственности, разработка эффек­тивных методов контроля и взыскания. Налоговые органы долж­ны не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от нало­гообложения, но и оперативно перекрывать возможные каналы возникновения налоговых нарушений (иногда даже неосознан­ных) посредством совершенствования нормативно-правовой ба­зы. Следует установить жесткий оперативный контроль за соблю­дением налогового законодательства, повысить ответственность за уклонение от уплаты налогов. Вместе с тем необходимо также улучшить структуру налоговых органов, изжить коррупцию.

 За последние несколько лет было сделано достаточно много для совершенствования налогообложения в России. Для субъек­тов предпринимательской деятельности были введены три спе­циальных налоговых режима (упрощенная система налогообло-жения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохо­зяйственный налог), которые сократили налоговую нагрузку на предприятия в 2—4 раза.

 Одним из вопросов эффективности налогообложения в Рос­сии остается снижение налогового бремени. В данный момент налоговая нагрузка в России колеблется от 38 до 40% ВВП. Для этого проект новой среднесрочной программы сократил бюд­жетные расходы на 5% ВВП за три года. В дальнейшем Прави­тельство РФ настроено продолжить снижение налогового бреме­ни по 1% в год от ВВП.

 Облегчение налоговой нагрузки действительно стимулирует экономическую активность, однако за это приходится платить сокращением бюджетных расходов либо расширением заимствований. В то же время доказано, что многие виды государственных расходов (обеспечение безопасности и законности, инвестиции в инфраструктуру, всеобщее образование) оказывают сильное позитивное влияние на экономический рост. В свою очередь, заимствования для финансирования бюджетного дефицита замедляют развитие, вытесняя производственные инвестиции.

 Теоретически установлено существование оптимальных «раз­меров государства» (т. е. соотношения расширенного бюджета к ВВП), при которых достигается компромисс между этими проти­воположными эффектами. Отклонения от оптимума как в сторо­ну завышения, так и в сторону занижения нежелательны - и то и другое тормозит рост.

 Есть два пути, по которым может пойти государство: осуще­ствить повышение экономического роста за счет активного учас­тия государства и тогда, возможно, налоги следует повысить, со­бирать государственные капиталовложения. Другой путь — это опора на частную инициативу и формирование инвестиционных ресурсов в частном секторе. Если выбрать второй путь, необходи­мо снижать налоговое бремя до того уровня, при котором созда­ются благоприятные условия для развития экономики на основе частной инициативы. Оба предложенных варианта таят в себе не­мало трудностей. Эффективнее всего было бы использовать эти подходы в комплексе, учитывая специфику различных сфер про­изводства. Снижение налогового бремени не гарантирует роста экономики. Нельзя полагать, что снижение налоговой нагрузки - панацея от всех бед в российской экономике.

 Рыночные реформы, сопровождавшиеся спадом производ­ства и высокой инфляцией на первоначальном этапе, выдвинули в качестве основной задачи повышение собираемости налогов. Это предопределило приоритетность фискальной функции нало­говой системы, главным инструментом реализации которой яв­ляются косвенные налоги. Не вызывает сомнений, что с позиций фискального смысла косвенные налоги играют важнейшую роль. Тем не менее из мирового опыта известно о достаточно неодно­значном влиянии косвенных налогов на экономику. Неправиль­ный выбор ставки косвенных налогов может серьезно затормо­зить развитие экономики.

Рыночный механизм формирования цен показывает бесперс­пективность дальнейшего упора на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, сниже­нию конкурентоспособности продукции российских производи­телей, а соответственно и к ухудшению экономической ситуации в стране. Действия в области реформирования налогообложения в Рос­сии не должны предполагать резких изменений налоговой систе­мы. Более правильным является ее эволюционное преобразова­ние, которое обеспечит устранение недостатков без кардиналь­ных изменений всего налогового механизма.

 В процессе налогового администрирования налоговая поли­тика приобрела стройность (стандарты, регламенты), ликвидиру­ются барьеры, препятствующие наращиванию инвестиций, про­изошло усиление прямой и обратной связи государства и нало­гоплательщика, сужение возможностей для уклонения от налого­обложения. Важным направлением налоговой политики стали меры по повышению уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий. Совершенствование налогового администрирования не только является потенциальным резервом для дальнейшего снижения налогового бремени, но и рыночно необходимо в целях обеспече­ния равенства конкурентного режима для добросовестных нало­гоплательщиков.

 Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, кото­рая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпри­нимательской деятельности, одновременно обязывая его к пос­тоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствова­ния. Такая политика должна на длительную перспективу ориен­тировать налоговую систему на оптимальную нагрузку, должны использоваться важнейшие принципы налогообложения: равен­ство и справедливость; всеобщность; нейтральность.

 В целях совершенствования налоговой политики необходи­мы дальнейшая модернизация структуры налоговой службы, ор­ганизационно-методическое улучшение деятельности налоговых органов, переориентация главенства функции налоговой систе­мы с фискальной на регулирующую и стимулирующую, создание системы единого общегосударственного Реестра налогоплатель­щиков, эффективных средств налогового контроля и налоговой безопасности и т. д.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 298.