Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического и юридического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300000 рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500000 рублей.

2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере,

наказывается штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в ст. 199.1 НК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500000 рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2500000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500000 рублей.

Тема 4. Налоговая политика

Сущность налоговой политики

Противоречия налоговой политики и пути их разрешения

Приоритеты эффективной налоговой политики

Сущность налоговой политики

 

Справедливая налоговая система государства — это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах и рамках пользующейся поддержкой общест­ва на последовательной государственной налоговой политики. На современном уровне эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, кото­рая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государ­ства, не должна снижать стимулы налогоплательщиков к предпри­нимательской деятельности, одновременно обязывая их к посто­янному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика определяет состав и структуру налогов и на­логовых органов, задает направление развития и цели налоговой системы. Но ее реализация на практике невозможна без эффек­тивного управления ею. Большинство российских экономистов определяют налоговую политику как совокупность экономичес­ких, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы и обеспечению ее постоянного развития в со­ответствии с изменяющимися потребностями экономики и об­щества в целом.

 Сегодня можно выделить два основных направления налого­вой политики: снижение налоговой нагрузки и предоставление налоговым органам дополнительных функций в области налого­вого контроля.

 Нормальные отношения важны всем налогоплательщикам, а не только тем, кто прикрыт «административным ресурсом». Если налоговое администрирование не будет налажено, налоговая ре­форма потеряет для налогоплательщиков всякий смысл.

 Действительно, ведь взаимодействие интересов налогоплатель­щиков и налоговых органов объективно существует на каждой стадии жизненного цикла хозяйствующего субъекта: создание и государственная регистрация налогоплательщика; финансово-хозяйственная деятельность; ликвидация и реорганизация нало­гоплательщика.

 Поэтому эффективность налоговой политики зависит от действенности процессов налогового администрирования

Экономическая сущность, функции и роль налоговой политики реализуются в сфере практических действий государственных ор­ганов власти, выражающихся в понятиях налогового права, нало­гообложения, налоговой системы и ее механизма. Они находят свое концентрированное выражение в налоговой политике. Каждое из названных понятий отражает те или иные организацион­но-правовые, управленческие стороны функционирования нало­говых отношений по обеспечению условий и регулированию процессов образования централизованных денежных фондов (доходов) государства на основе перераспределения стоимости валового и чистого продукта общества.

 На практике налоговая политика осуществляется через нало­говый механизм, представляющий собой совокупность организа­ционно-правовых форм и методов управления налогообложени­ем. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания вы­сокой эффективности государственной налоговой политики не­обходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

 Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования на­логового механизма государство использует различные инстру­менты и, в частности, такие, как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

 Налоговая политика - это действия, система мер, прово­димых государством в области налогов и налогообложения. Она находит свое выражение в:

 видах применяемых налогов;

§ величинах налоговых ставок;

§ установлении круга налогоплательщиков;

§ определении круга налогообложения;

§ налоговых льготах.

 

Сущность налоговой политики стран определяется различ­ными факторами, такими, как общенациональные цели государ­ства, соотношение между разными формами собственности, политический строй. Концепцию построения национальной экономики и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и управления, т. е. стоящие у власти политические силы.

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства, являясь составной частью фи­нансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества; соци­альными группами, стоящими у власти; стратегическими целя­ми, определяющими развитие национальной экономики; между­народными обязательствами в сфере государственных финансов. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государ­ства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирова­ния хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

 Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует реше­ния все более сложных задач. Одна из основных причин этого — интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах не­которое увеличение налогового бремени по сравнению с государ­ствами-конкурентами порождает «бегство» инвестиций, соответ­ственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное сниже­ние объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уров­ней. Следовательно, один из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков заключается в госу­дарственном регулировании экономики и продуманной налого­вой политике как его составляющего элемента.

 Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

 фискальная — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

1. экономическая, или регулирующая, — направлена на повы­шение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и междуна­родных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

2. контролирующая — обеспечивает контроль за деятельностью субъектов экономики.

Одна из основных задач государственной налоговой полити­ки на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посред­ством достижения оптимального сочетания личных и обществен­ных интересов, т.е. оптимального соотношения между средства­ми, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и сред­ствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

 Для налоговой политики, направленной на построение наци­ональной экономики, характерны следующие черты:

 четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

§ ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилии на достижения наиболее важных из них;

§ проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономичес­ких результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой изпрограмм реформирования;

§ оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

§ анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

§ анализ исходных условий;

§ корректировка политики с учетом национальной специфи­ки и специфики момента времени.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики.
Первый тип — высокий уровень налогообложения, т. е. поли­тика, характеризующаяся максимальным увеличением налогово­го бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не со­провождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

 Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, осо­бенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно ориен­тированных, и соответственно возрастает уровень конкуренто­способности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства в России существенно сокраще­но и продолжает смягчаться. В последние годы расходы на госу­дарственные социальные программы значительно возросли. Третий тип — налоговая политика с достаточно существен­ным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множе­ства государственных социальных гарантий и программ.

 Таким образом, налоговая политика предстает как процесс стратегических и тактических мероприятий в области управления налоговым процессом, проводимых государством в составе об­щей экономической политики и направленных на максимально
возможную реализацию фискальной, регулирующей и контроль­ной функций налогов в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социально значимого результата (эффекта).



Дата: 2018-12-21, просмотров: 36.