Классификация налогов — это система их группировки по определенным признакам.
1. По субъекту уплаты налога:
o юридические лица;
o физические лица.
2. По объекту налогообложения: операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.
3. По источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.
4. По назначению:
o общие налоги — расходуются на цели, определенные в бюджете;
o специальные налоги — имеют строго целевое назначение, например, ЕСН.
5. По способу обложения:
o кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;
o декларационные — официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.
6. По методу исчисления:
o регрессионные;
o пропорциональные;
o твердые;
o кратные суммы (МРОТ).
7. По способу изъятия:
o прямые налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц;
o косвенные налоги: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины.
8. По принадлежности к уровню власти и управления:
o федеральные;
o региональные;
o местные.
Федеральные налоги и сборы:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) налог на наследование или дарение;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Региональные налоги:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Принципы налогообложения
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ.
Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Понятие налоговой системы
Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
Анализ налоговых систем государств показывает, что несмотря на их различие, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.
Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:
1. Виды налогов и сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов:
1) федеральные налоги и сборы :
§ налог на добавленную стоимость ;
§ акцизы ;
§ налог на доходы физических лиц ;
§ единый социальный налог ;
§ налог на прибыль организаций ;
§ налог на добычу полезных ископаемых ;
§ налог на наследование или дарение ;
§ водный налог ;
§ сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;
§ государственная пошлина ;
2) региональные налоги :
§ налог на имущество организаций ;
§ налог на игорный бизнес ;
§ транспортный налог ;
3) местные налоги :
§ земельный налог ;
§ налог на имущество физических лиц .
2. Законодательная база, регулирующая порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей.
3. Система государственных институтов, обеспечивающая принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.
В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ.
Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента РФ вступают в силу.
Контролирующие органы за правильностью исчисления и уплаты налогов в России представлены: ФНС с его подразделениями, государственным таможенным комитетом РФ, органами государственных внебюджетных фондов, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления.
4. Налогоплательщиками являются организации (юридические лица ) и граждане (физические лица ), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.