Классификация налогов. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация налогов — это система их группировки по определенным признакам.

1. По субъекту уплаты налога:

o юридические лица;

o физические лица.

2. По объекту налогообложения: операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.

3. По источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.

4. По назначению:

o общие налоги — расходуются на цели, определенные в бюджете;

o специальные налоги — имеют строго целевое назначение, например, ЕСН.

5. По способу обложения:

o кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;

o декларационные — официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

6. По методу исчисления:

o регрессионные;

o пропорциональные;

o твердые;

o кратные суммы (МРОТ).

7. По способу изъятия:

o прямые налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц;

o косвенные налоги: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины.

8. По принадлежности к уровню власти и управления:

o федеральные;

o региональные;

o местные.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Принципы налогообложения

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ.

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Понятие налоговой системы

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Анализ налоговых систем государств показывает, что несмотря на их различие, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1. Виды налогов и сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов:

1) федеральные налоги и сборы :

§ налог на добавленную стоимость ;

§ акцизы ;

§ налог на доходы физических лиц ;

§ единый социальный налог ;

§ налог на прибыль организаций ;

§ налог на добычу полезных ископаемых ;

§ налог на наследование или дарение ;

§ водный налог ;

§ сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;

§ государственная пошлина ;

2) региональные налоги :

§ налог на имущество организаций ;

§ налог на игорный бизнес ;

§ транспортный налог ;

3) местные налоги :

§ земельный налог ;

§ налог на имущество физических лиц .

2. Законодательная база, регулирующая порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей.

3. Система государственных институтов, обеспечивающая принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ.

Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента РФ вступают в силу.

Контролирующие органы за правильностью исчисления и уплаты налогов в России представлены: ФНС с его подразделениями, государственным таможенным комитетом РФ, органами государственных внебюджетных фондов, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

4. Налогоплательщиками являются организации (юридические лица ) и граждане (физические лица ), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 221.