1. Понятие налога и сбора. Функции налогов
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Характерные черты налога как платежа (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ) следующие:
· обязательность;
· индивидуальная безвозмездность;
· отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
· направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
· обязательность;
· одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.
Функции налогов — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.
Различают основные функции налогов и сборов в рыночной экономике.
Фискальная функция налогов непосредственным образом связана с формированием доходной части государственного бюджета и представляет собой изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства.
Распределительная функция налогов выполняет социальное предназначение, состоящее в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от высокооплачиваемых и состоятельных граждан — к малообеспеченным, что в конечном итоге гарантирует социальную стабильность в обществе.
Например, прогрессивное налогообложение, возрастание налоговых ставок по мере роста размера доходов, установление высоких ставок акцизов на товары не первой необходимости
Поощрительная функция налогов. Устанавливая тем или иным категориям налогоплательщиков определенные налоговые льготы, государство поощряет их за те или иные заслуги перед Родиной или по иным основаниям.
Контрольная функция налогов обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования.
Регулирующая функция налогов — функция, направленная на достижение определенных целей налоговой политики государства посредством налогового механизма. Осуществляется за счет снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.
Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты — это акты, которые прошли государственную регистрацию, опубликованы в установленном порядке, а значит, влекут правовые последствия как акты, вступившие в силу, и могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты можно ссылаться при разрешении споров (см. п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763) (рис. 1).
Подзаконные акты издаются только в предусмотренных законодательством случаях, не могут изменять и дополнять законодательство.
Ненормативные правовые акты — это акты издаваемых заинтересованными ведомствами документов. Они характеризуются тем, что не имеют межведомственного нормативного характера. Это решения, постановления, акты, требования органов исполнительной власти, судебной власти.
На практике это означает, что организации в обоснование своих действий не могут напрямую ссылаться на содержащиеся в них подходы к решению тех или иных вопросов. Они, как и налоговые органы при написании актов документальных проверок, должны найти соответствующую норму в законе или ином акте, имеющем силу нормативного, регулирующем порядок исчисления конкретного налога.
Вместе с тем эти документы, хотя не имеют обязательной силы для налогоплательщиков, они являются важнейшими методологическими материала ми, позволяющими определить подход ведомств к порядку исчисления и уплаты налогов в ситуациях, часто возникающих в хозяйственной практике. Кроме того, указанные акты для налогового ведомства носят нормативный характер, т.е. обязательны для исполнения всеми работниками налоговой службы. Это означает, что если к организации предъявляются требования, противоречащие содержащимся в вышеуказанных документах положениям, их можно оспорить в вышестоящей инстанции.
Также не имеют нормативного (ни ведомственного, ни межведомственного) характера ответы работников министерств на вопросы, публикуемые в специализированных изданиях, а также частные разъяснениям письма МНС России и Минфина России методологического характера.
Они не могут быть использованы в суде в качестве доказательства правомерности примененного организацией или налоговым органом подхода. При этом некоторую специфику имеют письма ФНС России, которые являются ответами на частные запросы организаций. Добросовестное следование таким разъяснениям, полученным от налоговых органов, освобождает организации от применения ответственности за налоговые правонарушения. Однако не стоит обольщаться. Если окажется, что данные разъяснения не соответствуют действующему законодательству или сложившейся в организации реальной ситуации, то к ней могут быть предъявлены требования о внесении в бюджет недоплаченной суммы налога и уплате пени за несвоевременные расчеты с бюджетом.
Напомним, что суд при рассмотрении спорного вопроса будет руководствоваться только своим пониманием положений закона, а также нормативными актами, прошедшими соответствующую регистрацию. Кроме того, на практике суды в большинстве случаев при принятии решений в аналогичных ситуациях руководствуются также решениями Высшего Арбитражного Суда РФ.
При этом подтверждением неустранимости неясностей, сомнений или противоречий, содержащихся в формулировках законодательных актов, на практике считается наличие разноречивых публикаций, ответов на вопросы, комментариев отдельных специалистов, прежде всего работников соответствующих ведомств. Организация предоставляет суду несколько противоречащих друг другу ответов специалистов по одному и тому же вопросу, и этого часто достаточно, как минимум, для признания отсутствия вины организации в нарушении налогового законодательства, а то и для вынесения решения по неурегулированному законодательством спорному вопросу в пользу налогоплательщика.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 358.