Показатели, критерии и шкалы оценивания компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Таблица 5.1

Соотношение показателей и критериев оценивания компетенций

со шкалой оценивания (форма промежуточной аттестации – зачет) ПК-1,5

Код комп. Показатели компетенции (ий) Критерий оценивания Шкала оценивания

ОК-1

Знать:

- философские предпосылки развития экономического знания, аналитические и синтетические методы научного исследования

Показывает полные и глубокие знания об основных тенденциях развития философии экономики, логично и аргументированно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные, показывает высокий уровень знания аналитических и синтетических методов научного исследования Зачтено
Показывает недостаточные знания об основных тенденциях развития философии экономики, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом Не зачтено

Уметь:

- связывать философские знания с практическими задачами решения экономических проблем

Демонстрирует способность применять философские знания при решении задач в сфере экономики Зачтено
Не может распространить философские знания на проблемы в сфере экономики Не зачтено

Владеть:

- навыками философского анализа определяющих тенденций развития современной экономики и экономической теории

Демонстрирует способность анализировать определяющие тенденции развития современной экономики Зачтено
Отсутствие навыков совершенствования интеллектуального, общекультурного и морально-психологического уровня на основе философских знаний Не зачтено

ОК-2

Знать:

- философские основания принятия решений в нестандартных ситуациях, мировозренчески и методологически обоснованные императивы социальной и этической ответственности

Показывает полные и глубокие знания философских методов обоснования решений, принимаемых в нестандартных ситуациях, и императивов социальной и этической ответственности Зачтено
Показывает недостаточные знания философских методов обоснования решений, принимаемых в нестандартных ситуациях, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом Не зачтено

Уметь:

- принимать взвешенные, теоретически и нравственно обоснованные решения в нестандартных ситуациях

Умеет применять философские методы при осуществлении научных исследований в сфере экономики, способен предложить альтернативные решения анализируемых проблем, формулировать выводы Зачтено
Не может осуществлять научные исследования в сфере экономики на основе философских методов Не зачтено

Владеть:

- навыками проведения научной и социально-нравственной экспертизы социальных проектов в экономической сфере

Владеет навыками проведения научных исследований в сфере экономики на основе философских методов, способен оценить результат своей деятельности Зачтено
Отсутствие навыков проведения профессиональных исследований на основе философских методов Не зачтено

ОК-3

Знать:

- основные философские проблемы личностного развития и формирования творческого потенциала в условиях становления постиндустриальной, информационной, глобализирующейся современной цивилизации

Показывает полные и глубокие знания основных философских проблем личностного развития и формирования творческого потенциала, современные цивилизационные проблемы, логично и аргументированно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные, показывает высокий уровень теоретических знаний Зачтено
Показывает недостаточные знания основных проблем современной философии, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом Не зачтено

Уметь:

- находить пути решения современных философских проблем, определять роль экономического знания в поиске этих путей

Умеет применять философские знания для решения проблем современной экономики Зачтено
Не может решать практические задачи в профессиональной деятельности посредством философских знаний, возникают затруднения Не зачтено

Владеть:

- навыками философской рефлексии на современные проблемы и выработки способов самоопределения и творческой самореализации

Владеет навыками, необходимыми для применения философских знаний в профессиональной деятельности, способен оценить результаты своей деятельности и определять пути самосовершенствования Зачтено
Отсутствие навыков применения философских знаний в повседневной жизни и в профессиональной деятельности Не зачтено

 

 

Результатом промежуточной аттестации является количество баллов, набранных во время ответа обучающегося на теоретические и практические вопросы. Перевод набранных баллов в традиционную оценку и определение уровня сформированности компетенций осуществляется в соответствии с таблицей 5.2.

Таблица 5.2

Порядок перевода баллов в оценку и определение уровня

сформированности компетенции

Уровень сформированности компетенции (элемента компетенции) Количество набранных баллов Оценка
высокий 90 -100

 

зачтено

повышенный 70 - 89 баллов
пороговый 60 - 69 баллов
не сформирован менее 60 баллов не зачтено

 

 

7.3. Типовые контрольные задания

На промежуточную аттестацию выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной: ОК-1, ПК-1, ПК-5.

 

 

Зачетное задание № 1

1. Философия, естествознание, гуманитарное знание, социальные науки: общая диспозиция и специфика.

2. Экономическая антропология: homo economics и его место в ан­тропологической типологии.

3. Практическое задание.

Для того, чтобы освоить любую профессию, индивид вынужден овладеть определенными алгоритмами деятельности. Количество алгоритмов, которым должен следовать каждый человек, желающий стать специалистом, из года в год растет. Наш век – век невиданной стандартизации производства, охватывающей как продукты труда, так и технологию и производственно-техническую структуру отношений между людьми. Автоматизация – это лишь материализованный алгоритм.

- Не несет ли с собой прогресс профессиональной деятельности стандартизацию всей нашей социальной жизни, стандартизацию общества, коллектива, стандартизацию личности? Дайте развернутый ответ.

- Что Вы можете сказать о стандартизации в области экономической деятельности?

 

Зачетное задание № 2

1. Социальные науки: предмет, методология.

2. Принцип политкорректности и мультикультурализма в условиях глобального сообщества.

3. Практическое задание.

Прочитайте фрагмент текста: «…Люди делают не несколько отдельных одна от другой историй – историю права, историю морали, философии и т. д. – а одну историю своих собственных общественных отношений, обусловливаемых состоянием производительных сил в каждое данное время. Так называемые идеологии представляют собой лишь многообразные отражения в умах этой единой и нераздельной истории» (Плеханов Г. В.)

Чем определяется общность и специфика форм общественного сознания и, в частности, экономического сознания?

Зачетное задание № 3

1. Методология научного знания и ее значение для развития научной теории.

2. Экономическое развитие регионов России в контексте глобализации мировой экономики.

3.  Практическое задание.

Немецкому социальному философу и социологу Г. Веттеру принадлежат слова: «Производство есть феномен, целиком и полностью определяемый духом… Таким образом, без сознательной человеческой деятельности не может быть создано ни одно орудие труда… способ производства насквозь пропитан духом, следовательно, в конечном счете историю определяет отнюдь не материальный фактор».

- С чем вы согласны в данном рассуждении, а чему бы хотели возразить?

- Какому философскому направлению соответствует позиция данного мыслителя?

 

Критерии оценивания зачетного задания

Вопрос билета Максимальное количество баллов
1. Теоретический вопрос 30
2. Теоретический вопрос 30
3. Практическое задание 40

 

7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету 

1. Философия, естествознание, гуманитарное знание, социальные науки: общая диспозиция и специфика.

2. Социальные науки: предмет, методология.

3. Методология научного знания и ее значение для развития научной теории.

4. Экономическое знание: его природа, предмет и методология.

5. Экономические методы.

6. Основные экономические теории и их связь с историческим развитием экономической деятельности.

7. Экономические модели и экономический эксперимент: их значение для современной экономики.

8. Философские проблемы экономики: экономика и экология; эко­номика и общество.

9. Экономическое развитие в свете философии истории.

10. Философия истории: ее функции и предмет.

11. Основные концепции социально-экономической трансформации общества.

12. Постиндустриальное общество: дискуссии и основные концеп­ции.

13. Аграрное (доиндустриальное) общество: стратегический ресурс, источники экономического развития, ценности.

14. Индустриальное общество: экономический базис, динамика, цен­ности.

15. Постиндустриальное общество: стратегический ресурс, система управления, ценности.

16. Понятие информации в фокусе междисциплинарных подходов.

17. Информационное общество: основные параметры, конфигурация, движущие силы.

18. Экономика в условиях развития информационного общества.

19. «Компьютерная революция» и ее влияние на современную эко­номику и культуру.

20. Интернет как социокультурный феномен: история «Интернет-революции».

21. Основные проблемы развития информационного общества.

22. Глобализация: определение, предметная область, методология исследования.

23. Глобальные проблемы современности и процесс глобализации.

24. Основные детерминанты и векторы развития глобализации.

25. Научные дискуссии о месте и значении глобализации.

26. Экономическое измерение глобализации.

27. Геополитика и геоэкономика в современном мире.

28. Виртуальная экономика и финансовая глобализация.

29. Социокультурный и геополитический контексты глобальной экономической политики.

30. Политическая глобализация и ее последствия.

31. Военно-политическая глобализация и ее инициативы.

32. Культурная глобализация («макдональдизация») и перспективы существования традиционной культуры.

33. Антиглобализм и его формы (анархизм, движение «зеленых», традиционализм).

34. Глобализация: позитивные результаты и ожидания.

35. Глобализация: негативные результаты и возможные последствия.

36. Общество потребления: мотивации потребителя и характер консъюмеризации.

37. Неравномерность мирового экономического развития и перспективы России в глобализирующемся мире.

38. Экономическое развитие регионов России в контексте глобализации мировой экономики.

39. Принцип политкорректности и мультикультурализма в условиях глобального сообщества.

40. Экономическая антропология: homo economics и его место в ан­тропологической типологии.

7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

 

Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльной системы оценки успеваемости обучающихся.

Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом Академии.

При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.

 

Таблица 6.1

Применение балльной системы

для проверки результатов обучения

(очная форма обучения)

 

Номер раздела/ темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) Баллы в первой контрольной точке (30 баллов) Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) Баллы во второй контрольной точке (30 баллов)
1.2. – 1.6. Тестирование 10      
1.2. – 1.6. Фронтальный опрос 10      
1.7 Контрольная работа 1   30    
2.1 – 4.1. Фронтальный опрос     10  
2.1 – 4.1. Тестирование     10  
4.2 Контрольная работа 2       30

 

Выполнение контрольных работ в каждой контрольной точке осуществляется в комбинированном виде.

 

Таблица 6.2

Применение балльной системы

для проверки результатов обучения

(заочная форма обучения)

Номер раздела/темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым обучающимися
1.2-1.7. Фронтальный опрос 10
1.2.-1.7. Тестирование 10
1.2.-1.7. Контрольная работа 1 30
2.1-4.2. Фронтальный опрос 10
2.1-4.2. Тестирование 10
2.1-4.2. Контрольная работа 2 30

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ

8.1.Основная учебная литература:

1. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2015. – 670 с.

2.Философия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. под ред. В.П.Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 671 с. (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»).

 

8.2. Дополнительная учебная литература:

1.Гурвич П.С. Философия [Электронный ресурс]: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 402 с.  (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»).

2.Золкин А.Л. Философия: [Электронный ресурс]: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 604 с. (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»).

3.Каверин Б.И. Философия (актуальные проблемы) [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. – 292 с. (ЭБ РТА).

 

9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

1. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека.

2. http://www.gumer.info – Библиотека Гумер – гуманитарные науки.

3. https://ru.wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.

 

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Поскольку экономические специальности предполагают междисциплинарные взаимодействия, данный курс оказывается необходимым для более углубленного понимания как самой экономической науки, так и других, сопредельных ей отраслей знания. Благодаря знаниям, полученным в ходе изучения данного курса, активируются знания полученные обучающимися ранее по философии, социологии, политологии, культурологии.

Учитывая «открытый», остродискуссионный характер обсуждаемых в данном курсе проблем, необходимо применять соответствующие формы учебного процесса. Основным видом учебных занятий являются лекции и практические занятия, в том числе практические занятия в интерактивной форме. Большую помощь в освоении курса оказывают лекции. «Живое общение» с опытным наставником в философии незаменимо. В соответствии с природой философского знания лекции по актуальным проблемам современной философии строятся как диалог, как живой процесс размышления над проблемами, в процессе которого преподаватель приобщает обучающихся к профессиональной культуре постановки и решения философских вопросов, а не просто дает некоторый объем информации, учит не «что мыслить», а учит «как мыслить».

В сочетании с лекциями и другими формами учебного процесса практические занятия дают возможность проявить и в значительной мере сформировать способности к самостоятельному, логически-последовательному, всестороннему, открытому мышлению. Учитывая специфику философии, практические занятия в интерактивной форме могут достичь своей цели, как в диалогическом, так и в состязательном, дискуссионном виде, на основе которых знания превращаются в убеждения, в готовность действовать в соответствии с ними.

Для этого рекомендуется каждому докладу пропонента (отстаивающему тезис) противопоставлять доклад оппонента (аргументирующего антитезис). Что бы пропонент и оппонент не подменяли предмет дискуссии и вся аудитория «говорила на одном языке» необходимо договорится о точном значении терминов, которые будут употреблены. Для этого служит блиц-опрос по определениям, а также тестирование перед началом практического занятия. Причем и блиц-опрос, и тестирование рекомендуется организовывать самим обучающимся при методической помощи преподавателя. Большую помощь в организации практического занятия могут оказать компьютерные презентации по теме, подготовленные обучающимися.

11. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

– Пакет прикладных программ MSOffice;

– Справочно-правовая система «Консультант плюс»;

– Справочно-правовая система «Гарант»;

– Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.

Для освоения результатов обучения дисциплины применяются следующие образовательные технологии:

– дискуссия и др.

 

12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

12.1. М атериально-техническ ое обеспечение для изучения дисциплины

Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Для проведения учебных занятий используются:

- лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий оснащенные мультимедийным оборудованием (мультимедийные проекторы, экраны), обеспечивающие реализацию программы.

-  по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций.

- для работы со специализированным программным обеспечением во время интерактивных практических занятий имеются компьютерные классы.

- другие материально-технические ресурсы.

 

12.2. М атериально-техническ ое обеспечение проведения экзамена (зачета [†] )

При проведении промежуточной аттестации в аудитории должны быть:

– ведомость промежуточной аттестации;

– ведомость бальной системы успеваемости студентов (в печатном либо электронном виде);

­– листы ответов со штампом факультета для записей ответов и решения практических заданий;

– рабочая программа.

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

Направление подготовки:

38.04.01 Экономика

Направленности (профили): «Экономика инновационного предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности», "Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес"

Уровень магистратуры

 

 

Автор

Федорищенко Алексей Иванович

 

 

 Издано в авторской редакции

Печатается с готового оригинал-макета,

предоставленного кафедрой


[*] Направленность (профиль) «Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес»

[†] Для заочной формы обучения.





Дата: 2018-12-21, просмотров: 270.