Таблица 5.1
Соотношение показателей и критериев оценивания компетенций
со шкалой оценивания (форма промежуточной аттестации – зачет) ПК-1,5
Код комп. | Показатели компетенции (ий) | Критерий оценивания | Шкала оценивания |
ОК-1 | Знать: - философские предпосылки развития экономического знания, аналитические и синтетические методы научного исследования | Показывает полные и глубокие знания об основных тенденциях развития философии экономики, логично и аргументированно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные, показывает высокий уровень знания аналитических и синтетических методов научного исследования | Зачтено |
Показывает недостаточные знания об основных тенденциях развития философии экономики, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом | Не зачтено | ||
Уметь: - связывать философские знания с практическими задачами решения экономических проблем | Демонстрирует способность применять философские знания при решении задач в сфере экономики | Зачтено | |
Не может распространить философские знания на проблемы в сфере экономики | Не зачтено | ||
Владеть: - навыками философского анализа определяющих тенденций развития современной экономики и экономической теории | Демонстрирует способность анализировать определяющие тенденции развития современной экономики | Зачтено | |
Отсутствие навыков совершенствования интеллектуального, общекультурного и морально-психологического уровня на основе философских знаний | Не зачтено | ||
ОК-2 | Знать: - философские основания принятия решений в нестандартных ситуациях, мировозренчески и методологически обоснованные императивы социальной и этической ответственности | Показывает полные и глубокие знания философских методов обоснования решений, принимаемых в нестандартных ситуациях, и императивов социальной и этической ответственности | Зачтено |
Показывает недостаточные знания философских методов обоснования решений, принимаемых в нестандартных ситуациях, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом | Не зачтено | ||
Уметь: - принимать взвешенные, теоретически и нравственно обоснованные решения в нестандартных ситуациях | Умеет применять философские методы при осуществлении научных исследований в сфере экономики, способен предложить альтернативные решения анализируемых проблем, формулировать выводы | Зачтено | |
Не может осуществлять научные исследования в сфере экономики на основе философских методов | Не зачтено | ||
Владеть: - навыками проведения научной и социально-нравственной экспертизы социальных проектов в экономической сфере | Владеет навыками проведения научных исследований в сфере экономики на основе философских методов, способен оценить результат своей деятельности | Зачтено | |
Отсутствие навыков проведения профессиональных исследований на основе философских методов | Не зачтено | ||
ОК-3 | Знать: - основные философские проблемы личностного развития и формирования творческого потенциала в условиях становления постиндустриальной, информационной, глобализирующейся современной цивилизации | Показывает полные и глубокие знания основных философских проблем личностного развития и формирования творческого потенциала, современные цивилизационные проблемы, логично и аргументированно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные, показывает высокий уровень теоретических знаний | Зачтено |
Показывает недостаточные знания основных проблем современной философии, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом | Не зачтено | ||
Уметь: - находить пути решения современных философских проблем, определять роль экономического знания в поиске этих путей | Умеет применять философские знания для решения проблем современной экономики | Зачтено | |
Не может решать практические задачи в профессиональной деятельности посредством философских знаний, возникают затруднения | Не зачтено | ||
Владеть: - навыками философской рефлексии на современные проблемы и выработки способов самоопределения и творческой самореализации | Владеет навыками, необходимыми для применения философских знаний в профессиональной деятельности, способен оценить результаты своей деятельности и определять пути самосовершенствования | Зачтено | |
Отсутствие навыков применения философских знаний в повседневной жизни и в профессиональной деятельности | Не зачтено |
Результатом промежуточной аттестации является количество баллов, набранных во время ответа обучающегося на теоретические и практические вопросы. Перевод набранных баллов в традиционную оценку и определение уровня сформированности компетенций осуществляется в соответствии с таблицей 5.2.
Таблица 5.2
Порядок перевода баллов в оценку и определение уровня
сформированности компетенции
Уровень сформированности компетенции (элемента компетенции) | Количество набранных баллов | Оценка |
высокий | 90 -100 |
зачтено |
повышенный | 70 - 89 баллов | |
пороговый | 60 - 69 баллов | |
не сформирован | менее 60 баллов | не зачтено |
7.3. Типовые контрольные задания
На промежуточную аттестацию выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной: ОК-1, ПК-1, ПК-5.
Зачетное задание № 1
1. Философия, естествознание, гуманитарное знание, социальные науки: общая диспозиция и специфика.
2. Экономическая антропология: homo economics и его место в антропологической типологии.
3. Практическое задание.
Для того, чтобы освоить любую профессию, индивид вынужден овладеть определенными алгоритмами деятельности. Количество алгоритмов, которым должен следовать каждый человек, желающий стать специалистом, из года в год растет. Наш век – век невиданной стандартизации производства, охватывающей как продукты труда, так и технологию и производственно-техническую структуру отношений между людьми. Автоматизация – это лишь материализованный алгоритм.
- Не несет ли с собой прогресс профессиональной деятельности стандартизацию всей нашей социальной жизни, стандартизацию общества, коллектива, стандартизацию личности? Дайте развернутый ответ.
- Что Вы можете сказать о стандартизации в области экономической деятельности?
Зачетное задание № 2
1. Социальные науки: предмет, методология.
2. Принцип политкорректности и мультикультурализма в условиях глобального сообщества.
3. Практическое задание.
Прочитайте фрагмент текста: «…Люди делают не несколько отдельных одна от другой историй – историю права, историю морали, философии и т. д. – а одну историю своих собственных общественных отношений, обусловливаемых состоянием производительных сил в каждое данное время. Так называемые идеологии представляют собой лишь многообразные отражения в умах этой единой и нераздельной истории» (Плеханов Г. В.)
Чем определяется общность и специфика форм общественного сознания и, в частности, экономического сознания?
Зачетное задание № 3
1. Методология научного знания и ее значение для развития научной теории.
2. Экономическое развитие регионов России в контексте глобализации мировой экономики.
3. Практическое задание.
Немецкому социальному философу и социологу Г. Веттеру принадлежат слова: «Производство есть феномен, целиком и полностью определяемый духом… Таким образом, без сознательной человеческой деятельности не может быть создано ни одно орудие труда… способ производства насквозь пропитан духом, следовательно, в конечном счете историю определяет отнюдь не материальный фактор».
- С чем вы согласны в данном рассуждении, а чему бы хотели возразить?
- Какому философскому направлению соответствует позиция данного мыслителя?
Критерии оценивания зачетного задания
Вопрос билета | Максимальное количество баллов |
1. Теоретический вопрос | 30 |
2. Теоретический вопрос | 30 |
3. Практическое задание | 40 |
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Философия, естествознание, гуманитарное знание, социальные науки: общая диспозиция и специфика.
2. Социальные науки: предмет, методология.
3. Методология научного знания и ее значение для развития научной теории.
4. Экономическое знание: его природа, предмет и методология.
5. Экономические методы.
6. Основные экономические теории и их связь с историческим развитием экономической деятельности.
7. Экономические модели и экономический эксперимент: их значение для современной экономики.
8. Философские проблемы экономики: экономика и экология; экономика и общество.
9. Экономическое развитие в свете философии истории.
10. Философия истории: ее функции и предмет.
11. Основные концепции социально-экономической трансформации общества.
12. Постиндустриальное общество: дискуссии и основные концепции.
13. Аграрное (доиндустриальное) общество: стратегический ресурс, источники экономического развития, ценности.
14. Индустриальное общество: экономический базис, динамика, ценности.
15. Постиндустриальное общество: стратегический ресурс, система управления, ценности.
16. Понятие информации в фокусе междисциплинарных подходов.
17. Информационное общество: основные параметры, конфигурация, движущие силы.
18. Экономика в условиях развития информационного общества.
19. «Компьютерная революция» и ее влияние на современную экономику и культуру.
20. Интернет как социокультурный феномен: история «Интернет-революции».
21. Основные проблемы развития информационного общества.
22. Глобализация: определение, предметная область, методология исследования.
23. Глобальные проблемы современности и процесс глобализации.
24. Основные детерминанты и векторы развития глобализации.
25. Научные дискуссии о месте и значении глобализации.
26. Экономическое измерение глобализации.
27. Геополитика и геоэкономика в современном мире.
28. Виртуальная экономика и финансовая глобализация.
29. Социокультурный и геополитический контексты глобальной экономической политики.
30. Политическая глобализация и ее последствия.
31. Военно-политическая глобализация и ее инициативы.
32. Культурная глобализация («макдональдизация») и перспективы существования традиционной культуры.
33. Антиглобализм и его формы (анархизм, движение «зеленых», традиционализм).
34. Глобализация: позитивные результаты и ожидания.
35. Глобализация: негативные результаты и возможные последствия.
36. Общество потребления: мотивации потребителя и характер консъюмеризации.
37. Неравномерность мирового экономического развития и перспективы России в глобализирующемся мире.
38. Экономическое развитие регионов России в контексте глобализации мировой экономики.
39. Принцип политкорректности и мультикультурализма в условиях глобального сообщества.
40. Экономическая антропология: homo economics и его место в антропологической типологии.
7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльной системы оценки успеваемости обучающихся.
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом Академии.
При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.
Таблица 6.1
Применение балльной системы
для проверки результатов обучения
(очная форма обучения)
Номер раздела/ темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) | Баллы в первой контрольной точке (30 баллов) | Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) | Баллы во второй контрольной точке (30 баллов) |
1.2. – 1.6. | Тестирование | 10 | |||
1.2. – 1.6. | Фронтальный опрос | 10 | |||
1.7 | Контрольная работа 1 | 30 | |||
2.1 – 4.1. | Фронтальный опрос | 10 | |||
2.1 – 4.1. | Тестирование | 10 | |||
4.2 | Контрольная работа 2 | 30 |
Выполнение контрольных работ в каждой контрольной точке осуществляется в комбинированном виде.
Таблица 6.2
Применение балльной системы
для проверки результатов обучения
(заочная форма обучения)
Номер раздела/темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым обучающимися |
1.2-1.7. | Фронтальный опрос | 10 |
1.2.-1.7. | Тестирование | 10 |
1.2.-1.7. | Контрольная работа 1 | 30 |
2.1-4.2. | Фронтальный опрос | 10 |
2.1-4.2. | Тестирование | 10 |
2.1-4.2. | Контрольная работа 2 | 30 |
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ
8.1.Основная учебная литература:
1. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2015. – 670 с.
2.Философия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. под ред. В.П.Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 671 с. (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»).
8.2. Дополнительная учебная литература:
1.Гурвич П.С. Философия [Электронный ресурс]: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 402 с. (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»).
2.Золкин А.Л. Философия: [Электронный ресурс]: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 604 с. (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»).
3.Каверин Б.И. Философия (актуальные проблемы) [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. – 292 с. (ЭБ РТА).
9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
1. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
2. http://www.gumer.info – Библиотека Гумер – гуманитарные науки.
3. https://ru.wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Поскольку экономические специальности предполагают междисциплинарные взаимодействия, данный курс оказывается необходимым для более углубленного понимания как самой экономической науки, так и других, сопредельных ей отраслей знания. Благодаря знаниям, полученным в ходе изучения данного курса, активируются знания полученные обучающимися ранее по философии, социологии, политологии, культурологии.
Учитывая «открытый», остродискуссионный характер обсуждаемых в данном курсе проблем, необходимо применять соответствующие формы учебного процесса. Основным видом учебных занятий являются лекции и практические занятия, в том числе практические занятия в интерактивной форме. Большую помощь в освоении курса оказывают лекции. «Живое общение» с опытным наставником в философии незаменимо. В соответствии с природой философского знания лекции по актуальным проблемам современной философии строятся как диалог, как живой процесс размышления над проблемами, в процессе которого преподаватель приобщает обучающихся к профессиональной культуре постановки и решения философских вопросов, а не просто дает некоторый объем информации, учит не «что мыслить», а учит «как мыслить».
В сочетании с лекциями и другими формами учебного процесса практические занятия дают возможность проявить и в значительной мере сформировать способности к самостоятельному, логически-последовательному, всестороннему, открытому мышлению. Учитывая специфику философии, практические занятия в интерактивной форме могут достичь своей цели, как в диалогическом, так и в состязательном, дискуссионном виде, на основе которых знания превращаются в убеждения, в готовность действовать в соответствии с ними.
Для этого рекомендуется каждому докладу пропонента (отстаивающему тезис) противопоставлять доклад оппонента (аргументирующего антитезис). Что бы пропонент и оппонент не подменяли предмет дискуссии и вся аудитория «говорила на одном языке» необходимо договорится о точном значении терминов, которые будут употреблены. Для этого служит блиц-опрос по определениям, а также тестирование перед началом практического занятия. Причем и блиц-опрос, и тестирование рекомендуется организовывать самим обучающимся при методической помощи преподавателя. Большую помощь в организации практического занятия могут оказать компьютерные презентации по теме, подготовленные обучающимися.
11. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:
– Пакет прикладных программ MSOffice;
– Справочно-правовая система «Консультант плюс»;
– Справочно-правовая система «Гарант»;
– Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.
Для освоения результатов обучения дисциплины применяются следующие образовательные технологии:
– дискуссия и др.
12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
12.1. М атериально-техническ ое обеспечение для изучения дисциплины
Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для проведения учебных занятий используются:
- лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий оснащенные мультимедийным оборудованием (мультимедийные проекторы, экраны), обеспечивающие реализацию программы.
- по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций.
- для работы со специализированным программным обеспечением во время интерактивных практических занятий имеются компьютерные классы.
- другие материально-технические ресурсы.
12.2. М атериально-техническ ое обеспечение проведения экзамена (зачета [†] )
При проведении промежуточной аттестации в аудитории должны быть:
– ведомость промежуточной аттестации;
– ведомость бальной системы успеваемости студентов (в печатном либо электронном виде);
– листы ответов со штампом факультета для записей ответов и решения практических заданий;
– рабочая программа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Направление подготовки:
38.04.01 Экономика
Направленности (профили): «Экономика инновационного предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности», "Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес"
Уровень магистратуры
Автор
Федорищенко Алексей Иванович
Издано в авторской редакции
Печатается с готового оригинал-макета,
предоставленного кафедрой
[*] Направленность (профиль) «Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес»
[†] Для заочной формы обучения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 270.