Практическое занятие «Развитие информационной экономики. Проблемы и противоречия информационного общества»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(форма обучения: очная) – дискуссия

1. Воздействие информационной среды на отдельного человека, общество в целом, культуру.

2. Сетевое общество как новый тип социальности.

3. Особенности информационной культуры.

4. Проблемы развития информационного общества.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Выделите параметры воздействия информационной среды на человека, общество, культуру.

2. Определите роль сетевого общества в формировании новых типов социальности.

3*. Проанализируйте особенности информационной культуры.

4*. Дайте классификацию основных проблем развития информаци­онного общества.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Рассмотрение первого вопроса предполагает широкий контекст об­суждения форм и степени воздействия информационной среды на отдель­ного человека (проблемы интернет-зависимости, кибермания и т.д.), на общество в целом (проблемы виртуальной свободы и несвободы), на куль туру (формирование интернет-зависимых форм культурной самоиденти­фикации и т.п.).

При рассмотрении второго вопроса особое внимание следует уделить виртуальной среде обитания, киберпространству. Здесь необходимо рас­смотреть виртуальную среду в качестве нового типа социальности, для че­го рекомендуется проанализировать такие явления информационной сре­ды, как виртуальное государство, электронное правительство, электронная демократия и т.д.

Третий вопрос предполагает анализ особенностей киберкультур, принципов компьютерной этики, особого киберязыка и его законов, сим­волы новой киберкультуры.

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо, в первую очередь, оп­ределить проблемы информационной безопасности. Для этого рекоменду­ется раскрыть такие темы, как информационная преступность, распростра­нение порнографии, территориальной и шовинистической пропаганды, информационные войны (кибервойны), уход людей от реальности в мир виртуальных иллюзий, рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации, проблема соблюдения авторских прав и др.

В заключение рекомендуется рассмотреть проблемы информацион­ного законодательства.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы возможности информационной среды в воздействии на человека, общество в целом, культуру?

2. Что такое киберпространство?

3. Что такое виртуальная реальность?

4. Какие виды социальных сообществ в виртуальном мире Вы знаете?

5. Каковы параметры информационной безопасности?

 

 

Раздел 5. Глобализация как предмет философского анализа

Тема 5.1. Глобализация: предпосылки и тенденции

Современная глобализация как ведущая мировая сила.

Понятие и содержание глобализации. Общая характеристика процесса глобализации, его основные причины.

Формы глобализации (неоимпериализм, мондиализация, глокализация и т.д.).

Формы межгосударственной экономической глобализации: международная торговля, иностранные прямые инвестиции, международные потоки капиталов.

Рост взаимозависимости экономик различных стран.      

Противоречивость процесса глобализации.

Глобализация – позитивный фактор мирового развития.

Негативные стороны глобализации (возрастание неравенства - экономического, информационного, экологического; разрушение национальных культурных традиций и массовая культура.

Глобальное пространство и его атрибуты.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие глобализации.

2. Выявите структуру глобального пространства и определите его основные атрибуты.

3. Исследуйте формы глобализации.

4*. Раскройте противоречивость глобализации.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

Работы

Ответ на первый вопрос рекомендуется начать с истории возникно­вения проблем глобализации, причин их возникновения. Затем следует дать понятие глобализации и раскрыть его содержание, что логично под­водит аудиторию ко второму вопросу.

При ответе на второй вопрос необходимо определить параметры глобального пространства: соотношение глобальных и локальных характе­ристик, стирание межнациональных границ, использование преимуществ киберпространства, единое информационное поле, всемирная торговля, транснационализация и др. атрибуты глобального пространства. Рассматривая формы глобализации в третьем вопросе, необходимо остановится на анализе неоимпериализма, мондиализации, глокализации и т.п., а также на формах межгосударственной экономической глобализации: международной торговли, иностранных прямых инвестициях, международных потоков капиталов, на росте взаимозависимости экономик разных стран.

В четвертом вопросе, рассматривая противоречивость глобализации, следует выяснить позитивный вектор глобализации мирового развития, а затем негативные стороны глобализации (возрастание неравенства - эко­номического, информационного, экологического, разрушение националь­ных культурных традиций и массовая культура).

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что, на Ваш взгляд, характеризует глобализацию?

2. С какого времени можно говорить о глобализации как реально-

3. Что такое глобальное пространство и каковы его атрибуты?

4. В каких формах проходит глобализация?

5. В чем состоит противоречивость глобализационных процессов?

 

Тема 5.2. Дискуссии о глобализации. Направления и движущие силы глобализации

Истоки дискуссии о глобализации. Идеи глобализации и реальность глобализации. Теоретические подходы к проблемам глобализации. К. Маркс о глобализации.

Бреттон-Вудские соглашения как административно-организационная основа процесса глобализации. Р. Робертсон - автор современного понимания термина «глобализация». Концепция глобализации В.И. Иноземцева. Ульрих Бек и его монография «Что такое глобализация?»

«Мондиализация» Г. Терборна. «Антиглобализм». Глобализация в понимании экономистов.     

Основные направления глобализации, имеющие позитивный потенциал:

- экономическое (производство, финансовая деятельность, инвестиции);

- политическое (международные политические союзы и региональные формы);

- военно-политическое (антитеррористическая деятельность и контроль за военными региональными конфликтами);

 технологическое (широкое распространение высоких технологий по всему спектру производства и услуг);

- информационное (производство и распространение технической, экономической, социальной, политической и другой информации);

- образовательное (электронные библиотеки, словари и другие ресурсы для получения высшего образования, «виртуальные университеты»);

 миграционное (массовая политическая и экономическая миграция из стран третьего мира в промышленно развитые страны);

- культурное («макдональдизация», «диснейлендизация», «голливудизация», американизация мировой культуры путем внедрения стандартов транснациональных культурных стереотипов, но также и распространение региональных культурных форм).

Негативные аспекты глобализации: международный терроризм, международный наркотрафик, международная незаконная торговля оружием, международная торговля людьми (женщины и дети), планетарное распространение неизлечимых болезней инфекционного характера и т.д.

Движущие силы глобализации: новый виток научно-технического прогресса, деятельность транснациональных корпораций, расширение Интернета, деятельность международных экономических организаций, расширение и обострение глобальных проблем.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 301.