(форма обучения: очная) – дискуссия
1. Воздействие информационной среды на отдельного человека, общество в целом, культуру.
2. Сетевое общество как новый тип социальности.
3. Особенности информационной культуры.
4. Проблемы развития информационного общества.
Задания для самостоятельной работы
1. Выделите параметры воздействия информационной среды на человека, общество, культуру.
2. Определите роль сетевого общества в формировании новых типов социальности.
3*. Проанализируйте особенности информационной культуры.
4*. Дайте классификацию основных проблем развития информационного общества.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Рассмотрение первого вопроса предполагает широкий контекст обсуждения форм и степени воздействия информационной среды на отдельного человека (проблемы интернет-зависимости, кибермания и т.д.), на общество в целом (проблемы виртуальной свободы и несвободы), на куль туру (формирование интернет-зависимых форм культурной самоидентификации и т.п.).
При рассмотрении второго вопроса особое внимание следует уделить виртуальной среде обитания, киберпространству. Здесь необходимо рассмотреть виртуальную среду в качестве нового типа социальности, для чего рекомендуется проанализировать такие явления информационной среды, как виртуальное государство, электронное правительство, электронная демократия и т.д.
Третий вопрос предполагает анализ особенностей киберкультур, принципов компьютерной этики, особого киберязыка и его законов, символы новой киберкультуры.
Рассматривая четвертый вопрос, необходимо, в первую очередь, определить проблемы информационной безопасности. Для этого рекомендуется раскрыть такие темы, как информационная преступность, распространение порнографии, территориальной и шовинистической пропаганды, информационные войны (кибервойны), уход людей от реальности в мир виртуальных иллюзий, рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации, проблема соблюдения авторских прав и др.
В заключение рекомендуется рассмотреть проблемы информационного законодательства.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы возможности информационной среды в воздействии на человека, общество в целом, культуру?
2. Что такое киберпространство?
3. Что такое виртуальная реальность?
4. Какие виды социальных сообществ в виртуальном мире Вы знаете?
5. Каковы параметры информационной безопасности?
Раздел 5. Глобализация как предмет философского анализа
Тема 5.1. Глобализация: предпосылки и тенденции
Современная глобализация как ведущая мировая сила.
Понятие и содержание глобализации. Общая характеристика процесса глобализации, его основные причины.
Формы глобализации (неоимпериализм, мондиализация, глокализация и т.д.).
Формы межгосударственной экономической глобализации: международная торговля, иностранные прямые инвестиции, международные потоки капиталов.
Рост взаимозависимости экономик различных стран.
Противоречивость процесса глобализации.
Глобализация – позитивный фактор мирового развития.
Негативные стороны глобализации (возрастание неравенства - экономического, информационного, экологического; разрушение национальных культурных традиций и массовая культура.
Глобальное пространство и его атрибуты.
Задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понятие глобализации.
2. Выявите структуру глобального пространства и определите его основные атрибуты.
3. Исследуйте формы глобализации.
4*. Раскройте противоречивость глобализации.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
Работы
Ответ на первый вопрос рекомендуется начать с истории возникновения проблем глобализации, причин их возникновения. Затем следует дать понятие глобализации и раскрыть его содержание, что логично подводит аудиторию ко второму вопросу.
При ответе на второй вопрос необходимо определить параметры глобального пространства: соотношение глобальных и локальных характеристик, стирание межнациональных границ, использование преимуществ киберпространства, единое информационное поле, всемирная торговля, транснационализация и др. атрибуты глобального пространства. Рассматривая формы глобализации в третьем вопросе, необходимо остановится на анализе неоимпериализма, мондиализации, глокализации и т.п., а также на формах межгосударственной экономической глобализации: международной торговли, иностранных прямых инвестициях, международных потоков капиталов, на росте взаимозависимости экономик разных стран.
В четвертом вопросе, рассматривая противоречивость глобализации, следует выяснить позитивный вектор глобализации мирового развития, а затем негативные стороны глобализации (возрастание неравенства - экономического, информационного, экологического, разрушение национальных культурных традиций и массовая культура).
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что, на Ваш взгляд, характеризует глобализацию?
2. С какого времени можно говорить о глобализации как реально-
3. Что такое глобальное пространство и каковы его атрибуты?
4. В каких формах проходит глобализация?
5. В чем состоит противоречивость глобализационных процессов?
Тема 5.2. Дискуссии о глобализации. Направления и движущие силы глобализации
Истоки дискуссии о глобализации. Идеи глобализации и реальность глобализации. Теоретические подходы к проблемам глобализации. К. Маркс о глобализации.
Бреттон-Вудские соглашения как административно-организационная основа процесса глобализации. Р. Робертсон - автор современного понимания термина «глобализация». Концепция глобализации В.И. Иноземцева. Ульрих Бек и его монография «Что такое глобализация?»
«Мондиализация» Г. Терборна. «Антиглобализм». Глобализация в понимании экономистов.
Основные направления глобализации, имеющие позитивный потенциал:
- экономическое (производство, финансовая деятельность, инвестиции);
- политическое (международные политические союзы и региональные формы);
- военно-политическое (антитеррористическая деятельность и контроль за военными региональными конфликтами);
технологическое (широкое распространение высоких технологий по всему спектру производства и услуг);
- информационное (производство и распространение технической, экономической, социальной, политической и другой информации);
- образовательное (электронные библиотеки, словари и другие ресурсы для получения высшего образования, «виртуальные университеты»);
миграционное (массовая политическая и экономическая миграция из стран третьего мира в промышленно развитые страны);
- культурное («макдональдизация», «диснейлендизация», «голливудизация», американизация мировой культуры путем внедрения стандартов транснациональных культурных стереотипов, но также и распространение региональных культурных форм).
Негативные аспекты глобализации: международный терроризм, международный наркотрафик, международная незаконная торговля оружием, международная торговля людьми (женщины и дети), планетарное распространение неизлечимых болезней инфекционного характера и т.д.
Движущие силы глобализации: новый виток научно-технического прогресса, деятельность транснациональных корпораций, расширение Интернета, деятельность международных экономических организаций, расширение и обострение глобальных проблем.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 301.