(форма обучения: очная)
1. Динамика и типология исторического развития. Периодизация истории.
2. Философия истории от Платона до Гегеля.
3. Социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса. Экономический детерминизм Э. Бернштейна.
4. Культурологический подход к истории О. Шпенглера и цивилизационная парадигма понимания истории А. Тойнби.
Задания для самостоятельной работы
1. Определите динамику и типологию исторического развития.
2. Выявите основные концептуальные схемы социального детерминизма в истории философии.
3.* Проанализируйте основания социально-экономического детерминизма К. Маркса и Ф. Энгельса, их периодизацию истории и сравните с концепцией экономического детерминизма Э. Бернштейна.
4. Раскройте сущность культурологического подхода к истории О. Шпенглера.
5.*Уясните теоретические основания цивилизационного понимания истории А. Тойнби.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к п рактическим занятиям
Рассматривая первый вопрос о динамике исторического развития, следует помнить, что речь идет об определении движущих сил, источников исторических изменений. Здесь необходимо, в принципе, различить концептуальные подходы к пониманию поставленных вопросов: религиозные, объективно-идеалистические, субъективно-идеалистические, натуралистические, материалистические. Исходя из этого можно сделать вывод о научности предлагаемых критериев деления истории на определенные периоды и об определении исторических типов общества.
Докладчикам по второму вопросу можно посоветовать построить ответ на этот сложный вопрос как краткое историко-философское введение с акцентом на анализ различных концептуальных схем понимания специфики социального детерминизма: этический идеализм Платона и телеоло- гия Аристотеля; религиозный провиденциализм средневековья (А. Аврелий, Ф. Аквинский), рационалистически-просвещенческий взгляд на историю, философия истории Гегеля, географический детерминизм Ш. Монтескье и др., демографический детерминизм Т.Р. Мальтуса и социал-дарвинизм, неомальтузианство.
Отвечая на третий вопрос необходимо, прежде всего, определить понятие истории как естественно-исторического процесса. Затем, следует дать определения понятиям: «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «способ производства», «базис и надстройка», «социальная революция». В итоге рекомендуется дать сравнение социально-экономического детерминизма К. Маркса и Ф. Энгельса и экономического детерминизма Э. Бернштейна.
Четвертый вопрос раскрывается через понятие культуры как процесса и результата человеческой деятельности. В многочисленных определениях культуры необходимо выделить те, которые соответствуют ее пониманию О. Шпенглером: культура как внутренний стержень возникновения, развития и исчезновения этносов и их социокультурных образований.
Цикличность понимания истории демонстрируется оригинальной концепцией А. Тойнби. Для ее правильного понимания необходимо раскрыть суть следующих понятий: цивилизация как культура, дикость, варварство, цивилизация как ступень развития общества, современное планетарное общество. Далее следует обсудить проблему признаков цивилизации: письменность, совокупность институтов и социальных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое типология (периодизация) исторического развития?
2. В чем заключается этический идеализм Платона и телеологии Аристотеля?
3. Каковы существенные черты философии истории Гегеля?
4. Что общего и в чем разница между географическим детерминизмом Ш. Монтескье, демографическим детерминизмом Т. Мальтуса, социал-дарвинизмом и неомальтузианством?
5. В чем заключается сущность социально-экономического детерминизма К. Маркса и Ф. Энгельса и каковы черты их концепции формационного развития общества?
6. Что общего и в чем разница между историческими концепциями К. Маркса и Э. Бернштейна?
7. Какие основания приводит О. Шпенглер в защиту культурологического подхода к истории?
8. Как определяет сущность цивилизационного подхода к пониманию общества А. Тойнби?
Тема 2.3. Основные концепции социально-экономической
трансформации общества
Футурология как совокупность теорий о развитии человечества, исследование перспектив протекания социальных и экономических процессов второй половины XX века.
Кейнсианство и теории экономического роста (теоретическая основа стратегии развития в экономически развитых странах в 50-60-е годы ХХ века, поиск условий равновесия, устойчивости, бескризисности исключительно в экономике). Рынок как главный инструмент в достижении равновесия, регулируемый государством. Плюсы и минусы кейнсианства и теории экономического роста.
Технологический детерминизм «постиндустриального» (Д. Белл), «технотронного» (З. Бжезинский), нового «индустриального» (Дж. Гелбрейт), «посткапиталистического» (Р. Дарендорф), «информационного» (О. Тоффлер), «постсовременного» (А. Этциони) общества.
Работа американского мыслителя Френсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек». Работа американского политического философа С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций».
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте определение футурологии и обозначьте ее задачи.
2. Раскройте сущность кейнсианства (теории экономического роста).
3. Определите содержание технологического детерминизма и выявите его разновидности.
4. Проанализируйте работу Фр. Фукуяма: «Конец истории и последний человек».
5. Проанализируйте работу С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций».
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
Работы
Ответ на первый вопрос предполагает определение предмета футурологии как науки (науке о будущем исходя из анализа прошлого) и ее задач: прогнозирование событий, вытекающее из этого планирование, «дизайн» отдаленного и ближайшего будущего.
В заключение можно дать краткую характеристику современных фу-турологических теорий: кейсианства, теорий экономического роста, теорий постиндустриального общества и др.
Отвечая на второй вопрос, следует особо остановиться на анализе кейсианства и теории экономического роста. При этом необходимо помнить, что они занимались в 50-60-е годы XX века поиском условий равновесия, устойчивости, бескризисности исключительно в экономике. Главным инструментом в достижении равновесия они считали рынок, регулируемый государством. Однако быстрый рост науки и техники, экологические проблемы, информационная революция потребовали от ученых рассмотрения экономических процессов в более широком и многомерном контексте.
В заключение можно рассмотреть критику кейсианства американским экономистом Гэлбрейтом - главным разработчиком политики «новых рубежей» Дж. Кеннеди, президента Ассоциации американских экономистов, одним из главных составителей экономических программ демократической партии США.
Третий вопрос логически вытекает из второго, и требует для ответа рассмотрения разновидностей современного технологического детерминизма.
В ответе на четвертый вопрос предполагается подготовка аннотации на работу известного теоретика философии истории американского мыслителя Ф. Фукуямы «Конец истории и последний человек», который известен тем, что попытался доказать некое бесконфликтное разрешение всех исторических коллизий. Особо следует остановиться на разъяснении понятия «замедление», «прекращение исторического процесса как такового», который примиряет в себе существовавшие противоречия.
Ответ на пятый вопрос также предполагает анализ работы другого современного американского мыслителя в области политической философии С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», где доказывается, что ближайшее историческое будущее катастрофично, и в его основе лежат непримиримые цивилизационные различия, которые не стираются, а, напротив, обостряются.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое футурология и каковы ее основные задачи?
2. Что такое кейнсианство, и какие его разновидности Вы знаете?
3. В чем заключается технологический детерминизм, и каковы его основные концепции?
4. Какие новые идеи разработал Фр. Фукуяма в отношении философии истории?
5. Чем интересна работа С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»?
Раздел 3. Постиндустриальное общество: проблемы развития
Тема 3.1. Доиндустриальное и индустриальное общество
Аграрное доиндустриальное общество как первая ступень на пути развития человечества.
Доминирование использования природных источников сырья, естественных источников энергии (энергия воды, сила собственных мышц и сила животных).
Патриархальная семья и проблемы социальной безопасности. Преклонение перед сверхъестественными силами, определяющая роль в поведении традиционных ценностей. Авторитарная система управления общественными процессами (вождь-жрец, отец-хозяин).
Доиндустриальное общество как добывающее. Сельское хозяйство, добыча леса, угля, рыболовство как экономическое основание доиндустриального общества. Главный ресурс — сырье. Главные фигуры — царь-вождь, воин и землевладелец.
Индустриальная революция эпохи Нового времени. Наука как ведущая сила общественного развития. Научный прогресс и благосостояние людей. Социальные и технические революции. Смена аграрного строя индустриальным строем. Индустриальное общество и изменения сферы жизнедеятельности людей. Ускорение в развитии науки и техники. Мануфактурное производство. Фабричное производство. Паровой двигатель, двигатель внутреннего сгорания, электричество. Замена кустарного производства машинным промышленным производством.
Изменения культуры и общества в целом. Определяющая роль индустриального характера производства по отношению к социальной структуре, системе профессий, сорасположению социальных слоев. Замена физического, мускульного труда машинным, механическим. Новые социальные институты: профсоюзы, больницы, школы, детские сады, поликлиники. Социальная мобильность как характерная черта индустриального общества. Отмирание патриархальной и рождение нуклеарной семьи.
Индустриальное общество как обрабатывающее (главный ресурс — энергия, переработка сырья и капитал, главная фигура — предприниматель-капиталист (финансист)). Трехступенчатая модель развития экономики Д. Кларка: добывающие отрасли и сельское хозяйство; отрасли добывающей промышленности и строительство; производственные и личные услуги.
Индустриальное общество как системная организация машин и людей с целью производства товаров.
Глобальные проблемы и экономический рост. Индустриальное общество и нарастающая экологическая нестабильность в мировом масштабе. Социокультурные последствия машинной цивилизации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 419.