Социальные науки: общая диспозиция и специфика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Междисциплинарный характер дисциплины «Актуальные проблемы современной философии». Проблематика философских (методология) и социальных наук (экономика, политические науки). Необходимость междисциплинарного подхода в современной науке. Качественно новый этап развития наук и социокультурные проблемы современной цивилизации. Наука и технология. Характер связи между наукой и технологией.

Методологические основания современного научного знания. Природа рациональности научного знания. Социокультурная детерминация научного познания. Предмет философии. Цель и функции философии. История философско-эпистемологических учений. Рациональный дискурс. Рациональность как интеллектуальная деятельность и вытекающие из нее практики. Тип знания. Вид знания. Форма знания. Специфика философского знания.

Естественнонаучное знание. Гуманитарное знание (антропологическая направленность, энциклопедизм, текстуальность, вербальность, коммуникативный характер). Сходства и фундаментальные различия естествознания и гуманитарного знания. Предмет социальных наук. Методология. Метод. Модель. Моделирование.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите понятие «мировоззрение», его структуру. Сравните философский тип мировоззрения с другими типами мировоззрения (мифологическое, религиозное, художественное, обыденное).

2. Определите соотношение философии и науки.

2. Изучите специфику философского познания и его методов.

3. Выявите основные разделы философского знания.

4. Определите главный и основной вопросы философии и их значение для философского познания.

Рекомендации по выполнению заданий для
самостоятельной работы

Уяснение темы целесообразно начать с истории возникновения самоназвания философии как «любви к мудрости», «любомудрия». Подробное изложение указанного вопроса дано в работе А.Н. Чанышева «Начало философии». Однако философия – не только вид мудрости, знания, но и способ рационально-практического самосознания, т.е. мировоззрения. Поэтому необходимо уяснить, что такое мировоззрение, какова его структура, определить общее и особенное в таких видах мировоззрения как философия, мифология, религия, а также соотнести философию с такими видами духовности как художественное сознания, обыденное сознание, научное сознание. Все это дает возможность разобраться в вопросах специфики философского познания, его методов. Для этого необходимо выделить и различить между собой главный вопрос философии (что такое поистине человек, его истинное место и назначение в мире) и основной вопрос философии (что первично: бытие или мышление – первая сторона основного вопроса философии; познаваем ли мир – вторая сторона основного вопроса философии), от ответа на который зависит решение всех других вопросов философии, в том числе и главного вопроса философии.

Точная формулировка основного вопроса философии позволяет провести четкую классификацию философских школ, направлений и течений. Для этого целесообразно ознакомиться с работой Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Далее необходимо определить структуру философского знания, выяснить роль и значение онтологии, гносеологии (эпистемологии), философской логики, аксиологии, философских дисциплин – этики, эстетики, для решения главного вопроса философии. Особое внимание следует уделить соотношению философии и ее истории, связав этот вопрос с выяснением причин, условий возникновения философии и особенностей ее творческого развития.

Наконец, необходимо ознакомиться с основными историческими типами самоопределения философии.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что означает термин «философия», как он появился?

2. Что такое мировоззрение, какова его структура и виды?

3. Что роднит и что отличает философию от других форм мировоззрения, например, мифологии, религии?

4. Каковы основные черты философского мышления?

5. Различите объект и предмет философии?

6. Какова структура философского знания?

7. Определите и различите главный и основной вопрос философии?

8. Каковы причины возникновения философии?

9. Каковы основные формы самоопределения современной философии?

10. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей?

 

 

Тема 1.2. Экономика как наука. Принципы экономической науки

Различие между «экономикой» и «экономической теорией». Знание природы экономической деятельности, и его роль в понимании природы социальных конфликтов, политической борьбы, возникновения и существования глобальных проблем человечества, противоречий повседневности. Экономическая сфера (цели функции). Экономика как  совокупность производственных отношений. Экономика как народное хозяйство данного государства (или его часть). Экономика как отрасль науки, изучающая хозяйственные отношения, включающие в себя производство, обмен и потребление товаров и услуг.

Развитие экономической мысли за последние столетия в свете актуальных вопросов философии экономической деятельности современного человека, его места в мире. Физиократы и меркантилисты (XV — XVIII вв.). Парадигма научной экономики в форме политической экономии Адама Смита и Давида Рикардо и ее развитие Т. Мальтусом, Д.С. Миллем, А. Маршаллом. Маржинализм 1870-х годов. Количественный анализ экономических процессов Уильяма Петти и Франсуа Кене. Учение об экономических циклах, их природе и причинах Сисмонди. Политическая экономия К.Маркса и Ф. Энгельса. «Капитал К.Маркса и его исторические судьбы. Философские основания «Капитала», его логика. Макс Вебер и марксизм. Фритредерство. Протекционизм. Неолиберализм. Кейсианская экономическая теория. Теория трансформации капитализма. Теория пределов роста. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Экономика предложения. Экономический материализм (экономический детерминизм). Теория денег – денежная теория процента.

Экономика и экономическая наука в философско-аксиологическом измерении. Место экономической науки в системе знания. Пределы развития «чисто экономического» знания. 

Принципы экономической науки. Принцип теоретической относительности. Вклад И. Канта, К. Поппера, У. Куайна в развитие принципа теоретической относительности. Принцип концептуальности. Принцип иерархии и автономии. Принцип эффективности. Принцип экономической ответственности. Принципы научно-технического ряда и строя.

Практическое занятие «Экономика как наука.
Принципы экономической науки»

(форма обучения: очная) – дискуссия

1. Различия между «экономикой» и «экономической теорией».

2. Развитие экономической мысли в свете актуальных вопросов философии экономической деятельности современного человека, его места в мире.

3. Принципы экономической науки.

4. Экономика и экономическая наука в философско-аксиологическом измерении. Пределы развития «чисто экономического» знания.

Задания для самостоятельной работы

1. Выявите различия между экономикой как наукой и экономикой как рационально организованным хозяйством.

2. Определите философские основания экономических построений физиократов и меркантилистов.

3.Сформулируйте парадигму научной экономики в форме полити­ческой экономии А. Смита и Д. Рикардо.

4.Изучите философские основания «Капитала» К. Маркса и его ло­гику.

5.Проанализируйте современные экономические теории с философской точки зрения.

6. Определите принципы экономической науки.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

работы и подготовке к п рактическому занятию

Рассматривая первый вопрос необходимо определить параметры ба­зовых оснований теоретического экономического знания и экономики как системы рациональной организации хозяйственной жизни общества.

Для этого целесообразно проанализировать различные определения «экономики» и их теоретические основания.

Ответ на второй вопрос следует разбить на несколько докладов, по­священных различным этапам развития экономической мысли в свете актуальных вопросов философии экономической деятельности современного человека и его места в мире.

Рассмотрение первых вопросов подводит к определению принципов экономической науки (третий вопрос практического занятия), которые задают параметры экономической теории, выявляют ее базовые философские основания. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: что такое принцип. Затем целесообразно дать характеристику следующим принципам: принципу теоретической относительности; принципу концептуальности; принципу иерархии и автономии ценностей; принципу экономической ответственности.

Четвертый вопрос по существу продолжает начатый разговор путем определения предмета философии экономики и ее роли в ограничении предмета экономики как науки.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоят базовые основания экономической теории и эко­номики хозяйства?

2. В чем заключается предмет философии экономики?

3. Какова роль философии экономики в ограничении предмета эко­номики как науки?

4. В чем состоит принцип теоретической относительности экономи­ческого знания?

5. В чем заключается принцип концептуальности экономики?

6. В чем суть принципа иерархии и автономии ценностей?

7. В чем заключается принцип экономической ответственности?

Тема 1.3. Специфика философских вопросов экономики.
Философское учение о методах экономической науки

Философские проблемы экономики (природа и структура научного метода; природа и структура социальной онтологии; природа рационального знания; стратегии человеческих интересов; соотношение материальных и культурных ценностей и др.).

Фундаментальные вопросы междисциплинарных исследований (благосостояние общества; социальная справедливость; проблема экономического равенства; проблема экономического роста, его моральные и экологические издержки; проблема экономической свободы и др.).

Проблемы и опасности экономического проектирования без социально-гуманитарной экспертизы. Конфликт с природой и культурными ценностями.

Роль философских дисциплин в повышении эффективности экономического мышления.

Методология и ее роль в построении экономического знания. Соотношение общенаучных и специально научных методов познания в экономической науке. Метод моделирования и экспериментальный метод в экономике. Понятие экономическая модель. Модель экономического роста Домара. Модель экономического роста Солоу. Модель экономического роста Харрда. Экономические макромодели и микромодели. Кейсианская модель равновесия. Модель оптимального планирования. Модель управления запасами. Экономико-статистическая модель. Экономико-математические методы (аналитические способы расчета или математического моделирования экономических процессов и явлений. Экономический эксперимент. Экономическая социология. Проблема соответствия экономической теории реальным экономическим процессам.

Практическое занятие «Специфика философских вопросов
экономики. Философское учение о методах экономической науки»

(форма обучения: очная, заочная)

1. Философские проблемы экономики.

2. Фундаментальные вопросы междисциплинарных исследований.

3. Роль философских дисциплин в повышении эффективности экономического мышления.

4. Методология и ее роль в построении экономического знания. Методы экономической науки.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Определите, в чем заключаются философские проблемы эконо­мики.

2. Обозначьте поле фундаментальных вопросов междисциплинарных исследований.

3. Выясните проблемы и опасности экономического проектирования без социально-гуманитарной экспертизы.

4. Определите, что такое метод, и что такое методология.

5. Выясните роль методологии в построении экономического зна­ния.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

работы и подготовке к п рактическим занятиям

Раскрывая первый вопрос, следует определить природу и структуру научного метода, природу и структуру социальной онтологии, природу ра­ционального знания, стратегии человеческих интересов, а также соотно­шение материальных и культурных ценностей.

При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть следующие фундаментальные вопросы междисциплинарных исследований: благосос­тояние общества; социальная справедливость; проблема экономического равенства; проблема экономического роста; моральные и экологические издержки экономического роста; проблема экономической свободы.

Отвечая на третий вопрос, рекомендуется рассмотреть соотношение экономики и философских дисциплин в следующем контексте: социальная онтология экономического знания; гносеология и эпистемология экономи­ческой теории; логика экономического мышления; аксиологические и ан­тропологические основания экономической науки.

При подготовке ответа на четвертый вопрос необходимо акцентиро­вать внимание на четком определении понятий «метод», «методология». Кроме того, следует соотнести общенаучные и специально научные мето­ды познания в экономической науке. Рекомендуется рассмотреть под уг­лом зрения методологического анализа некоторые методы экономической науки (метод моделирования, экспериментальный метод, метод оптималь­ного планирования, управления и т.д.).

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие философские проблемы экономики Вы знаете?

2. Каков круг фундаментальных вопросов междисциплинарных исследований?

3. В чем заключается опасность экономического проектирования без социально-гуманитарной экспертизы?

4. В чем состоит роль философских дисциплин в повышении эффективности экономического мышления?

5. Что такое метод? Что такое методология?

6. Какую роль играет методология в построении экономического знания?

7. Какие методы экономической науки Вы знаете?

 

Раздел 2. Философия истории и типология обществ

Тема 2.1. Философия истории и характер
       экономического развития

Связь проблематики философии истории с экономическими процессами. Историческое бытие. Проблема направленности исторического развития. Понятие прогресса. Причины регрессивных явлений в истории. Проблема «ритмов» и «циклов» в истории. Проблема соотношения линейности и цикличности, Ритмичность и аритмичность, экспонциональность и волновая природа исторических, в том числе социально-экономических процессов. Проблема цели истории.

Критерии прогресса (степень духовности (религиозности); уровень развития материальной культуры, развитие науки и техники, уровень благосостояния общества, экономический рост, уровень образованности граждан, экологическая безопасность страны, продолжительность жизни, уровень личной свободы, наличие гарантий прав человека и др.).

Философия истории как поиск обоснования и одновременно критика таких оснований. Методологическое соотношение критериев прогресса.

Практическое занятие «Философия истории и характер
экономического развития»

(форма обучения: очная, заочная) – дискуссия

1. Философия истории: связь ее проблематики с экономическими процессами.

2. Проблема направленности исторического развития.

3. Проблема соотношения линейности и цикличности, ритмичности и аритмичности, экспонциональности и волновой природы исторических, в том числе, социально-экономических процессов.

4. Критерии прогресса.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение философии истории.

2 * Установите связь проблематики философии истории с экономи­ческими процессами.

3.* Определите параметры проблемы направленности исторического развития.

4. Соотнесите концепции линейности и цикличности социально-экономического развития.

5. Выявите соотношение ритмичности и аритмичности социально-экономических процессов.

6. Определите сущность экспонциональности и волновой природы социально-экономических процессов.

7. Сформулируйте критерии прогресса.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

работы и подготовке к п рактическому занятию

Если учитывать то, что экономические процессы являются неотъем­лемой частью исторических процессов, то в этом отношении мы неизбеж­но сталкиваемся с проблематикой такой философской дисциплины как фи­лософия истории.

Раскрывая суть первого вопроса, следует уточнить, что дисциплина «философия истории», выделяется в самостоятельный раздел только в XVIII веке в трудах И. Гердера, хотя термин этот был введен еще Вольте­ром. Необходимо выделить предметную область философии истории, ее отличие от исторических наук, так как она занимается не изложением ис­торического процесса, а его истолкованием в целом с позиций философских принципов и категорий. Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе и его критери­ях, о единстве и многообразии исторического процесса.

Особое место в философии истории занимают вопросы методологии и специфики исторического и в целом социально-экономического позна­ния. При этом надо помнить, что философия истории невозможна без опо­ры на исторические и социально-экономические науки. В противном слу­чае она превращается в схоластическую спекуляцию. Вместе с тем и исто­рические и социально-экономические науки нуждаются в философии ис­тории, так как в ней вырабатываются общие принципы синтеза историче­ского и социально-экономического материала.

Раскрывая второй вопрос, необходимо помнить, что философия ис­тории, рассматривая проблему направленности исторического развития, опирается на определение внутренней логики и закономерностей истори­ческого процесса, проблемы смысла и цели истории. В результате стано­вится возможным выяснение вопроса о единстве и многообразии истори­ческого процесса.

Третий вопрос целесообразно рассматривать на примере анализа конкретных философско-исторических концепций. Например, линейные представления об исторических процессах свойственны христианской фи-лософско-теологической традиции, концепции бесконечного прогресса ра­зумных оснований истории в эпохе Просвещения. Цикличное представле­ние об истории свойственно античному мировоззрению, позитивизму XIX века, культурологическим и цивилизационным концепциям. Соотношение ритмичности и аритмичности исторического развития можно встретить в концепциях Л. Гумилева, А. Чижевского, И. Пригожина, Н. Моисеева. Экспонциональность и волновая природа исторических процессов хорошо раскрывается через экономическую теорию долгосрочных циклов («длин­ных волн») русского экономиста Н.Д. Кондратьева и теорию краткосроч­ных циклов Д. Китчена.

Наиболее важным типологическим различием между концепциями является наличие детерминистского или индетерминистского подходов. Ключевой вопрос при анализе характера и конфигурации исторического бытия человека заключается в выделении критериев прогресса, как от­дельных цивилизаций, так и всего человечества, что составляет предмет рассмотрения четвертого вопроса. В зависимости от того, что будет лежать в основе прогресса, можно будет пытаться доказывать тезис о про­грессивном либо регрессивном развитии человеческой истории.

При ответе на четвертый вопрос целесообразно рассмотреть наибо­лее распространенные критерии прогрессивного развития: степень духов­ности (религиозности), уровень развития материальной культуры, развитие науки и техники, уровень благосостояния общества, экономический рост, уровень образованности граждан, экологическая безопасность страны, продолжительность жизни, уровень личной свободы, наличие гарантий прав человека и др.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое философия истории?

2. В чем заключается связь проблематики философии истории с экономическими процессами.

3. Что такое прогресс?

4. Каковы критерии прогресса?

5. Что такое регресс? Каковы причины регрессивных явлений?

6. В чем состоит линейный взгляд на историю? '

7. В чем заключается суть идеи цикличности исторического развития?

Тема 2.2. Типология обществ

Динамика и типология исторического развития, периодизация истории. Концептуальные схемы понимания специфики социального детерминизма: этический идеализм Платона и телеология Аристотеля; религиозный провиденциализм средневековья (А. Аврелий, Ф. Аквинский); рационалистически-просвещенческий взгляд на историю.

Философия истории Гегеля; географический детерминизм Ш. Монтескье и др.; демографический детерминизм Т.Р. Мальтуса и социал-дарвинизм, неомальтузианство.

Социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса. Формационное развитие общества. Понятие «общественно-экономическая формация» и его структура (производительные силы и производственные отношения, способ производства, базис и надстройка). Семья и формационное развитие общества. Естественно - исторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций. Экономический детерминизм Э. Берштейна и др.

 Культурологический подход к истории Освальда Шпенглера. Понятие культуры, его многозначность. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Материальная и духовная культура. Историческое развитие как воспроизводство и потребление культуры. Развитие общества как возникновение, развитие и исчезновение этнических объединений и их культур.

Цивилизационный подход к пониманию общества (Арнольд Тойнби). Понятие цивилизации и его многозначность. Цивилизация как культура. Дикость, варварство, цивилизация как ступени развитии общества. Цивилизация и современное планетарное общество. Проблема признаков цивилизации: письменность, совокупность институтов и социальных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство.







Дата: 2018-12-21, просмотров: 314.