(определение лекторского стиля по Л.Д. Столяренко)
I . Анализ устного изложения учебного материала преподавателем
1. Как определены задачи занятия:
1) Достаточно четко и понятно для обучающихся;
2) Несколько расплывчато;
3) Остались неясны аудитории.
2. Вызвал ли преподаватель интерес к теме:
1) Значение темы раскрыто убедительно;
2) Внимание аудитории привлекли яркие факты;
3) Преподаватель ограничился только указанием на необходимость изучить тему.
3. Удачно ли продуман план раскрытия темы:
1) Структура изложения достаточно четкая, смысловые части выделены и взаимосвязаны;
2) Общий план намечен, но переходы от одной смысловой части к другой остались для учащихся неясными;
3) Трудно следить за развитием мысли, основные идеи излагаются непоследовательно.
4. Достаточно ли иллюстрированы примерами основные положения:
1) В изложении все примеры продуманы удачно, помогают раскрыть содержание и не отвлекают внимание учащихся;
2) Изложение недостаточно иллюстрировано примерами;
3) В изложении встречаются излишние примеры.
5. Насколько удачным было заключение:
1) Заключение завершало и обобщало изложение;
2) Преподаватель «скомкал» заключение (причины?);
3) Преподаватель не сделал заключения.
II . Экспрессивно-поведенческие паттерны преподавателя, проявляющиеся в процессе лекции (занятия)
1. Языковая форма высказывания:
1) дикционные особенности;
2) лексика;
3) грамматика;
4) стилистика.
2. Эмоционально-вербальные средства общения преподавателя с аудиторией:
1) мимика;
2) жесты;
3) пантомимика;
4) интонация речи;
5) громкость;
6) темп;
7) ритм;
8) паузы.
3. Стиль мышления (мыслительные стратегии), фиксируемый в поведении преподавателя:
1) аналитик;
2) синтезатор;
3) реалист;
4) идеалист;
5) прагматик.
4. Определение преобладающего стиля преподавания:
1) эмоционально-импровизаторский;
2) эмоционально-методичный;
3) рассуждающе-импровизационный;
4) рассуждающе-методичный.
5. Сильные стороны лекторского стиля преподавателя:
1) аналитичность
2) логичность;
3) эмоциональность;
4) доступность;
5) артистичность;
6) другое.
III . Характер взаимодействия преподавателя и аудитории на разных этапах занятия
1. Коммуникативные действия преподавателя:
1) преподаватель реагирует на положительные и отрицательные чувства обучающихся;
2) преподаватель уделяет внимание мыслям слушателей, повторяя, трансформируя, резюмируя или корректируя их;
3) преподаватель задает вопросы слушателям, активизирует участие аудитории;
4) преподаватель высказывает похвалу и поощрения;
5) преподаватель дает указания и приказы;
6) преподаватель отстранен от аудитории, не налаживает контакт взаимодействие с аудиторией.
Задание. разработка, проведение и самоанализ
Лекционных и семинарских (практических)
Занятий по психологии
Цель: научиться приемам и способам подготовки и проведения семинарских (практических) и лекционных занятий с будущими психологами и педагогами-психологами.
Информация к сведению
Занятие – это видимая часть работы преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией занятия, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению занятия занимает большое количество времени и требует особой ответственности и основательности.
При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные общедидактические принципы: научность, системность, доступность, последовательность, наглядность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Начать подготовку к проведению занятий необходимо с тематического планирования, одновременно с согласованием с руководителем формы организации обучения (лекции, семинара, практического занятия), формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальной, групповой, индивидуальной). Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе к подготовки к занятию.
В зависимости от цели занятия, его задач, формы и методов обучения, формы организации учебной деятельности учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура занятия. Несмотря на различия организационных форм обучения для любой из них характерна следующая общая структура занятия:
1) организационно-вводная часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, а также сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы);
2) основная часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами, может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся, контроль усвоения знаний и т.п.)
3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и его комментарии).
Далее следует постепенное «наполнение» общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план-конспект занятия. План изложения материала составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п. в нем предусматривается содержание деятельности преподавателя и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагаться практикантом. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся на разных этапах занятия, варианты ответов на них, обобщения ответов студентов и школьников, которые может сделать практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения. Включение в содержание занятия психологического практикума с элементами экспериментирования, психодиагностики делает занятия по психологии привлекательными для учащихся.
В плане-конспекте занятия полезно также выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись. Учащиеся обязательно должны записать тему занятия, его план, основные понятия и их определения. Следует также продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости).
Задача преподавателя при проведении лекционного и семинарского занятий состоит в том, чтобы сделать их убедительными и точными. Для этого следует учесть ряд рекомендаций:
- проводить занятие, строго придерживаясь плана;
- свободно владеть материалом;
- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта;
- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонационно) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);
- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись;
- чувствовать и понимать реакцию аудитории;
- использовать обратную реакцию;
Применять наглядные средства обучения.
Как же указывалось выше, важным средством освоения педагогического опыта является анализ уроков опытных преподавателей, а также других студентов-практикантов. Но огромное значение имеет также и самоанализ проведенных занятий по психологии на практике, предполагающий рефлексию различных сторон своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим, в данный раздел программы педагогической практики специалиста-психолога включены задания, направленные не только на разработку, проведение, но и на самоанализ одной лекции и одного семинарского/практического занятия.
Программа выполнения задания
1.Продумать цель занятия по данной теме, уяснить ее значение, составить план-конспект, провести отбор материала, распределить материал по вопросам и подвопросам, выделить этапы занятия.
2.Обсудить с руководителем / преподавателем разработанный план-конспект занятия.
3.Провести не менее 1 семинарского (практического) и 1 лекционного занятия с будущими психологическими кадрами.
4.Проанализировать каждое проведенное занятие по схемам с руководителем практики.
Форма отчетности
1. План-конспект 2- самостоятельно проведенных занятий.
2. Письменный анализ занятий.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 206.