Направленность (профиль) «Социальная психология» (заочная форма обучения)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Направленность (профиль) «Социальная психология» (заочная форма обучения)

Знать:

· теоретические основы методики преподавания психологии;

· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;

· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;

 Уметь:

· разрабатывать методические сценарии лекций, семинаров, практических занятий

решать сложные педагогические ситуации.

· применять полученные теоретические знания на практике;

· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.

Владеть:

· практическими навыками работы с документацией;

· навыками умениями педагогической деятельности; формирование индивидуального стиля педагога путем посещения и проведения различных типов занятий (чтения лекций, практических, семинарских занятий), способами и методами проведения эмпирических исследований;

· навыками сбора, анализа и обобщения психологической информации;

· навыками самоорганизации;

· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи и мышления;

· техниками убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыследеятельности;

· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Перечень формируемых компетенций:

· готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

· готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

· готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

· способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3)

· способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-10);

· способностью и готовностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-11);

· способностью и готовностью к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-12).

· участие в разработке новых программ и совершенствованию учебных курсов по социально-психологическим дисциплинам (СК-2)

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика может проходить в следующих формах:

– участие магистранта в подготовке лекций и проведении практических занятий по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

– разработка инновационных методов проведения занятий со студентами в активных и интерактивных формах;

– подготовка деловых игр, кейсов и материалов для практических работ, составление контрольных задач и тестов по заданию руководителя практики;

– участие в проведении семинаров в диалоговом режиме, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждений результатов научных работ студентов;

– участие в проверке итогов тестирования, курсовых и контрольных работ, рефератов, отчетов по практикам студентов;

– посещение занятий ведущих преподавателей кафедр, мастер-классов, тренингов;

– другие формы работ, определенные руководителем практики.

 

Структура и о сновное содержание педагогической практики

 

1. Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию и одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии. Письменный анализ занятий представить в Отчете.

2. Разработать и провести 1 самостоятельную лекцию с мультимедийным представлением психологического материала и 1 практическое (лабораторное) занятие. Конспекты занятий (с презентацией - наглядностью) и их анализ представить в Отчете.

3. Написать 1 рецензию на студенческую курсовую работу по психологии - представить в Отчете.

4. Участвовать в разработке одной программы учебного курса по психологии в соответствии с учебными планами по направлению/специальности 37.04.01.«Психология» (магистерская программа Социальная психология). Программу представить в Отчете.

5. Подготовить Отчет к итоговой конференции.

Задание 1. Написать индивидуальный план практики (методические рекомендации см. п.6)

Знать:

· принципы планирования, организации и психологического сопровождения внедрения научных разработок;

· особенности деятельности практического психолога;

· этические принципы осуществления деятельности психолога;

Уметь:

· планировать предстоящую педагогическую деятельность, продумывать задачи, стоящие на каждом из этапов и планомерно реализовывать их; организовывать и проводить

Профессиональную деятельность

· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.

Владеть:

· практическими навыками работы с документацией;

· навыками самоорганизации;

Основной этап. Содержание работ на практике

Задание 2. Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию или одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии. Письменный анализ занятий представить в Отчете.

Знать:

· теоретические основы методики преподавания психологии;

· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;

· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;

 Уметь:

· применять полученные теоретические знания на практике;

· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.

Владеть:

· навыками умениями педагогической деятельности; формирование индивидуального стиля педагога путем посещения и проведения различных типов занятий (чтения лекций, практических, семинарских занятий), способами и методами проведения эмпирических исследований;

· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи и мышления;

· техниками убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыследеятельности;

· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.

Задание 3. Разработка, проведение и самоанализ лекционных и семинарских (практических) занятий по психологии

Знать:

· теоретические основы методики преподавания психологии;

· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;

· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;

 Уметь:

· разрабатывать методические сценарии лекций, семинаров, практических занятий

решать сложные педагогические ситуации.

· применять полученные теоретические знания на практике;

· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.

Владеть:

· навыками умениями педагогической деятельности; формирование индивидуального стиля педагога путем посещения и проведения различных типов занятий (чтения лекций, практических, семинарских занятий), способами и методами проведения эмпирических исследований;

· навыками сбора, анализа и обобщения психологической информации;

· навыками самоорганизации;

· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи и мышления;

· техниками убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыследеятельности;

· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.

 

Задание 4. Анализ курсовых студенческих работ (бакалавриат)

Знать:

· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;

· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;

 Уметь:

· применять полученные теоретические знания на практике;

· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.

Владеть:

· практическими навыками работы с документацией;

· навыками сбора, анализа и обобщения психологической информации;

· навыками самоорганизации;

· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.

 

Задание 5. Разработка / обновление программ учебных курсов по психологическим дисциплинам

 

Знать:

· теоретические основы методики преподавания психологии;

· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;

· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;

 Уметь:

· разрабатывать методические сценарии лекций, семинаров, практических занятий

решать сложные педагогические ситуации.

· применять полученные теоретические знания на практике;

Владеть:

· практическими навыками работы с документацией;

· навыками сбора, анализа и обобщения психологической информации;

· навыками самоорганизации;

· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи

· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.

Итоговый этап. Содержание работ на практике

Задание 6. Подготовка  отчетной документации

Знать:

· нормативные документы, определяющие деятельность психолога в учреждении (организации);

Уметь:

· применять полученные теоретические знания на практике

Владеть:

· практическими навыками работы с документацией;

· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи и мышления;

· техниками убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыследеятельности;

· методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.

Задание. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Цель: формирование умений осуществлять психолого-педагогический анализ занятий преподавателей и сокурсников.

Программа выполнения задания

1.Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию или одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии. Письменный анализ занятий представить в Отчете.

Форма отчетности

1. Протоколы анализа лекционных и семинарских (практических) занятий.

 

Примерная схема анализа лекционного и семинарского занятия

(по Н.В. Басовой, И.П. Дусевой)

Дата _________Дисциплина________________________

Група/Курс____________________Преподаватель____________________

Тема_________________________________________________________

1. Оценка цели занятия

  • степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;
  • реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
  • сообщены ли учебная цель и планы занятий студентам.

2. Подготовленность занятия:

  • планирование;
  • материальная обеспеченность оборудованием;
  • содержательная и инструментальная подготовленность студентов к занятию.

3. Оценка содержания:

  • научность, доступность и посильность изучаемого материала;
  • актуальность и связь с жизнью, теории с практикой;
  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
  • оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

4. Оценка эффективности деятельности преподавателя и студентов:

  • рациональность и эффективность использования времени занятия;
  • оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности;
  • степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;
  • степень целесообразности и эффективности использования наглядности и технических средств;
  • уровень обратной связи в ходе занятия;
  • эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;
  • привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;
  • степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия

5. Реализация психологических основ обучения:

  • учет гендерных, возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;
  • развитие профессионального мышления;
  • формирование интереса к знаниям;
  • учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;
  • целесообразная эмоциональность занятия.

6. Оценка основных характеристик студентов:

  • степень познавательной активности творчества и самостоятельности;
  • уровень развития общеучебных (универсальных) и специальных умений и навыков;
  • наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;
  • степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:

  • знание предмета, профессиональная компетентность;
  • общая эрудиция;
  • социальная адаптированность;
  • уровень педагогического и методического мастерства;
  • речевые особенности (культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность);
  • степень тактичности и партнерства взаимоотношений со студентами;
  • внешний вид преподавателя, адекватность мимики и жестов; конгруэнтность поведения.

8. Оценка результатов занятий:

  • обучающее воздействие проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились?);
  • воспитательное воздействие (что способствовало их воспитанию и в какой степени?);
  • воздействие занятия на развитие студентов (что способствовало их развитию и в какой степени?).

9. Рекомендации магистранту-преподавателю.

 

Примерная схема анализа лекционного занятия с точки зрения целостного образа преподавателя на занятии и стиля

Задание. разработка, проведение и самоанализ

Занятий по психологии

Цель: научиться приемам и способам подготовки и проведения семинарских (практических) и лекционных занятий с будущими психологами и педагогами-психологами.

 

Информация к сведению

Занятие – это видимая часть работы преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией занятия, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению занятия занимает большое количество времени и требует особой ответственности и основательности.

При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные общедидактические принципы: научность, системность, доступность, последовательность, наглядность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Начать подготовку к проведению занятий необходимо с тематического планирования, одновременно с согласованием с руководителем формы организации обучения (лекции, семинара, практического занятия), формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальной, групповой, индивидуальной). Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе к подготовки к занятию.

В зависимости от цели занятия, его задач, формы и методов обучения, формы организации учебной деятельности учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура занятия. Несмотря на различия организационных форм обучения для любой из них характерна следующая общая структура занятия:

1) организационно-вводная часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, а также сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы);

2) основная часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами, может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся, контроль усвоения знаний и т.п.)

3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и его комментарии).

Далее следует постепенное «наполнение» общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план-конспект занятия. План изложения материала составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п. в нем предусматривается содержание деятельности преподавателя и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагаться практикантом. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся на разных этапах занятия, варианты ответов на них, обобщения ответов студентов и школьников, которые может сделать практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения. Включение в содержание занятия психологического практикума с элементами экспериментирования, психодиагностики делает занятия по психологии привлекательными для учащихся.

В плане-конспекте занятия полезно также выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись. Учащиеся обязательно должны записать тему занятия, его план, основные понятия и их определения. Следует также продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости).

Задача преподавателя при проведении лекционного и семинарского занятий состоит в том, чтобы сделать их убедительными и точными. Для этого следует учесть ряд рекомендаций:

- проводить занятие, строго придерживаясь плана;

- свободно владеть материалом;

- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта;

- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонационно) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);

- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись;

- чувствовать и понимать реакцию аудитории;

- использовать обратную реакцию;

Применять наглядные средства обучения.

Как же указывалось выше, важным средством освоения педагогического опыта является анализ уроков опытных преподавателей, а также других студентов-практикантов. Но огромное значение имеет также и самоанализ проведенных занятий по психологии на практике, предполагающий рефлексию различных сторон своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим, в данный раздел программы педагогической практики специалиста-психолога включены задания, направленные не только на разработку, проведение, но и на самоанализ одной лекции и одного семинарского/практического занятия.

Программа выполнения задания

1.Продумать цель занятия по данной теме, уяснить ее значение, составить план-конспект, провести отбор материала, распределить материал по вопросам и подвопросам, выделить этапы занятия.

2.Обсудить с руководителем / преподавателем разработанный план-конспект занятия.

3.Провести не менее 1 семинарского (практического) и 1 лекционного занятия с будущими психологическими кадрами.

4.Проанализировать каждое проведенное занятие по схемам с руководителем практики.

 

Форма отчетности

1. План-конспект 2- самостоятельно проведенных занятий.

2. Письменный анализ занятий.

 

Задание.  АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Цель: приобрести опыт руководства курсовыми работами студентов-психологов.

1. Написать 1 рецензию на курсовую работу по психологии, опираясь на образец рецензии на курсовую работу.

Форма отчетности

1. Одна рецензия на курсовую работу по психологии.

 

Образец рецензии на курсовую работу

 

Министерство образования и науки Российской Федерации ФБГУОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ   РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу студента _______ курса ____________ формы обучения _____________________________________________________________________  (фамилия, инициалы) по теме «__________________________________________________________________» Типовой план рецензии · оценка уровня обоснования студентом актуальности темы, ее научной новизны, практической значимости; · полнота и четкость введения; · грамотность формулировки объекта, предмета, гипотезы исследования; · обоснованность положений, выносимых на защиту; · используемый категориальный аппарат, раскрытие теоретических подходов; · полнота охвата научной литературы – классической и новой; · анализ соответствия содержания поставленным целям и задачам; · новизна предложенных методов в решении поставленных задач; · системность в описании методик, их соответствие заявленным целям; · представление результатов экспериментальной или эмпирической части работы; · последовательность, логичность, ясность изложения материала; · точность и полнота выводов, их соответствие выдвинутой гипотезе; · использование новейших достижений в области педагогической и психологических наук; · соответствие стандартам оформления работы; · анализ представленных материалов, с точки зрения использования его в практике; · качество использованных литературных источников; · отметить наиболее существенные недостатки и дискуссионные моменты; · рекомендации по исправлению указанных недостатков, которые могут относиться как в целом к работе, так и к отдельным ее частям и отделам.   Вывод: курсовая  работа______________________                                  (ФИО студента) по теме «_____________________________________________________» соответствует (не соответствует) основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам и заслуживает (не заслуживает) положительной (высокой) оценки.   Рецензент       ______________                       ______________________                                              (подпись)                         (ФИО, ученая степень, звание) «__________»______________200__ г.

При написании рецензии помнить об этике рецензента, а именно необходимо:

· знать научное направление, в рамках которого выполнена работа;

· делать пометки, проверять даты, имена и цифры во время чтения исследовательской работы;

· придерживаться делового, доброжелательного и позитивного стиля изложения, помнить о том, что категоричность высказываний не допускается;

· не навязывать в рецензии свое мнение и вкусы;

· помнить о том, что оценка степени проработанности автором темы не зависит от личных отношений;

· отразить научную позицию ее автора.

ЗАДАНИЕ. РАЗРАБОТКА/ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Цель: сформировать умение разрабатывать программы новой учебной дисциплины по психологии.

 

Программа выполнения задания

1. Познакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учебными планами по направлению подготовки:

· 37.04.01. ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр»), учебными планами по магистерским программам «Социальная психология».

2. Разработать/обновить рабочие программы одной учебной дисциплины по психологии в соответствии с предлагаемым образцом.

 

Форма отчетности

1. Учебная программа по психологической дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО и учебными планами по направлению 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр») с целью обеспечения профессиональной подготовки психологических кадров.

заключение

Направленность (профиль) «Социальная психология» (заочная форма обучения)

Дата: 2018-12-21, просмотров: 193.