Направленность (профиль) «Социальная психология» (заочная форма обучения)
Знать:
· теоретические основы методики преподавания психологии;
· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;
· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;
Уметь:
· разрабатывать методические сценарии лекций, семинаров, практических занятий
решать сложные педагогические ситуации.
· применять полученные теоретические знания на практике;
· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.
Владеть:
· практическими навыками работы с документацией;
· навыками умениями педагогической деятельности; формирование индивидуального стиля педагога путем посещения и проведения различных типов занятий (чтения лекций, практических, семинарских занятий), способами и методами проведения эмпирических исследований;
· навыками сбора, анализа и обобщения психологической информации;
· навыками самоорганизации;
· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи и мышления;
· техниками убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыследеятельности;
· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Перечень формируемых компетенций:
· готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
· готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
· готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
· способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3)
· способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-10);
· способностью и готовностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-11);
· способностью и готовностью к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-12).
· участие в разработке новых программ и совершенствованию учебных курсов по социально-психологическим дисциплинам (СК-2)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика может проходить в следующих формах:
– участие магистранта в подготовке лекций и проведении практических занятий по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
– разработка инновационных методов проведения занятий со студентами в активных и интерактивных формах;
– подготовка деловых игр, кейсов и материалов для практических работ, составление контрольных задач и тестов по заданию руководителя практики;
– участие в проведении семинаров в диалоговом режиме, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждений результатов научных работ студентов;
– участие в проверке итогов тестирования, курсовых и контрольных работ, рефератов, отчетов по практикам студентов;
– посещение занятий ведущих преподавателей кафедр, мастер-классов, тренингов;
– другие формы работ, определенные руководителем практики.
Структура и о сновное содержание педагогической практики
1. Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию и одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии. Письменный анализ занятий представить в Отчете.
2. Разработать и провести 1 самостоятельную лекцию с мультимедийным представлением психологического материала и 1 практическое (лабораторное) занятие. Конспекты занятий (с презентацией - наглядностью) и их анализ представить в Отчете.
3. Написать 1 рецензию на студенческую курсовую работу по психологии - представить в Отчете.
4. Участвовать в разработке одной программы учебного курса по психологии в соответствии с учебными планами по направлению/специальности 37.04.01.«Психология» (магистерская программа Социальная психология). Программу представить в Отчете.
5. Подготовить Отчет к итоговой конференции.
Задание 1. Написать индивидуальный план практики (методические рекомендации см. п.6)
Знать:
· принципы планирования, организации и психологического сопровождения внедрения научных разработок;
· особенности деятельности практического психолога;
· этические принципы осуществления деятельности психолога;
Уметь:
· планировать предстоящую педагогическую деятельность, продумывать задачи, стоящие на каждом из этапов и планомерно реализовывать их; организовывать и проводить
Профессиональную деятельность
· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.
Владеть:
· практическими навыками работы с документацией;
· навыками самоорганизации;
Основной этап. Содержание работ на практике
Задание 2. Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию или одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии. Письменный анализ занятий представить в Отчете.
Знать:
· теоретические основы методики преподавания психологии;
· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;
· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;
Уметь:
· применять полученные теоретические знания на практике;
· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.
Владеть:
· навыками умениями педагогической деятельности; формирование индивидуального стиля педагога путем посещения и проведения различных типов занятий (чтения лекций, практических, семинарских занятий), способами и методами проведения эмпирических исследований;
· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи и мышления;
· техниками убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыследеятельности;
· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.
Задание 3. Разработка, проведение и самоанализ лекционных и семинарских (практических) занятий по психологии
Знать:
· теоретические основы методики преподавания психологии;
· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;
· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;
Уметь:
· разрабатывать методические сценарии лекций, семинаров, практических занятий
решать сложные педагогические ситуации.
· применять полученные теоретические знания на практике;
· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.
Владеть:
· навыками умениями педагогической деятельности; формирование индивидуального стиля педагога путем посещения и проведения различных типов занятий (чтения лекций, практических, семинарских занятий), способами и методами проведения эмпирических исследований;
· навыками сбора, анализа и обобщения психологической информации;
· навыками самоорганизации;
· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи и мышления;
· техниками убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыследеятельности;
· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.
Задание 4. Анализ курсовых студенческих работ (бакалавриат)
Знать:
· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;
· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;
Уметь:
· применять полученные теоретические знания на практике;
· ставить цели индивидуальной и совместной деятельности.
Владеть:
· практическими навыками работы с документацией;
· навыками сбора, анализа и обобщения психологической информации;
· навыками самоорганизации;
· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.
Задание 5. Разработка / обновление программ учебных курсов по психологическим дисциплинам
Знать:
· теоретические основы методики преподавания психологии;
· особенности содержания и процесса психологического образования в ВУЗе- образовательные программы и учебные пособия по психологическим предметам;
· педагогические системы и технологии, основные методы, приемы и средства психологического образования;
Уметь:
· разрабатывать методические сценарии лекций, семинаров, практических занятий
решать сложные педагогические ситуации.
· применять полученные теоретические знания на практике;
Владеть:
· практическими навыками работы с документацией;
· навыками сбора, анализа и обобщения психологической информации;
· навыками самоорганизации;
· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи
· способами цивилизованного взаимодействия; методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.
Итоговый этап. Содержание работ на практике
Задание 6. Подготовка отчетной документации
Знать:
· нормативные документы, определяющие деятельность психолога в учреждении (организации);
Уметь:
· применять полученные теоретические знания на практике
Владеть:
· практическими навыками работы с документацией;
· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи и мышления;
· техниками убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыследеятельности;
· методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.
Задание. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Цель: формирование умений осуществлять психолого-педагогический анализ занятий преподавателей и сокурсников.
Программа выполнения задания
1.Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию или одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии. Письменный анализ занятий представить в Отчете.
Форма отчетности
1. Протоколы анализа лекционных и семинарских (практических) занятий.
Примерная схема анализа лекционного и семинарского занятия
(по Н.В. Басовой, И.П. Дусевой)
Дата _________Дисциплина________________________
Група/Курс____________________Преподаватель____________________
Тема_________________________________________________________
1. Оценка цели занятия
2. Подготовленность занятия:
3. Оценка содержания:
4. Оценка эффективности деятельности преподавателя и студентов:
5. Реализация психологических основ обучения:
6. Оценка основных характеристик студентов:
7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:
8. Оценка результатов занятий:
9. Рекомендации магистранту-преподавателю.
Примерная схема анализа лекционного занятия с точки зрения целостного образа преподавателя на занятии и стиля
Задание. разработка, проведение и самоанализ
Занятий по психологии
Цель: научиться приемам и способам подготовки и проведения семинарских (практических) и лекционных занятий с будущими психологами и педагогами-психологами.
Информация к сведению
Занятие – это видимая часть работы преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией занятия, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению занятия занимает большое количество времени и требует особой ответственности и основательности.
При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные общедидактические принципы: научность, системность, доступность, последовательность, наглядность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Начать подготовку к проведению занятий необходимо с тематического планирования, одновременно с согласованием с руководителем формы организации обучения (лекции, семинара, практического занятия), формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальной, групповой, индивидуальной). Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе к подготовки к занятию.
В зависимости от цели занятия, его задач, формы и методов обучения, формы организации учебной деятельности учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура занятия. Несмотря на различия организационных форм обучения для любой из них характерна следующая общая структура занятия:
1) организационно-вводная часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, а также сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы);
2) основная часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами, может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся, контроль усвоения знаний и т.п.)
3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и его комментарии).
Далее следует постепенное «наполнение» общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план-конспект занятия. План изложения материала составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п. в нем предусматривается содержание деятельности преподавателя и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагаться практикантом. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся на разных этапах занятия, варианты ответов на них, обобщения ответов студентов и школьников, которые может сделать практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения. Включение в содержание занятия психологического практикума с элементами экспериментирования, психодиагностики делает занятия по психологии привлекательными для учащихся.
В плане-конспекте занятия полезно также выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись. Учащиеся обязательно должны записать тему занятия, его план, основные понятия и их определения. Следует также продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости).
Задача преподавателя при проведении лекционного и семинарского занятий состоит в том, чтобы сделать их убедительными и точными. Для этого следует учесть ряд рекомендаций:
- проводить занятие, строго придерживаясь плана;
- свободно владеть материалом;
- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта;
- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонационно) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);
- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись;
- чувствовать и понимать реакцию аудитории;
- использовать обратную реакцию;
Применять наглядные средства обучения.
Как же указывалось выше, важным средством освоения педагогического опыта является анализ уроков опытных преподавателей, а также других студентов-практикантов. Но огромное значение имеет также и самоанализ проведенных занятий по психологии на практике, предполагающий рефлексию различных сторон своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим, в данный раздел программы педагогической практики специалиста-психолога включены задания, направленные не только на разработку, проведение, но и на самоанализ одной лекции и одного семинарского/практического занятия.
Программа выполнения задания
1.Продумать цель занятия по данной теме, уяснить ее значение, составить план-конспект, провести отбор материала, распределить материал по вопросам и подвопросам, выделить этапы занятия.
2.Обсудить с руководителем / преподавателем разработанный план-конспект занятия.
3.Провести не менее 1 семинарского (практического) и 1 лекционного занятия с будущими психологическими кадрами.
4.Проанализировать каждое проведенное занятие по схемам с руководителем практики.
Форма отчетности
1. План-конспект 2- самостоятельно проведенных занятий.
2. Письменный анализ занятий.
Задание. АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
Цель: приобрести опыт руководства курсовыми работами студентов-психологов.
1. Написать 1 рецензию на курсовую работу по психологии, опираясь на образец рецензии на курсовую работу.
Форма отчетности
1. Одна рецензия на курсовую работу по психологии.
Образец рецензии на курсовую работу
Министерство образования и науки Российской Федерации ФБГУОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу студента _______ курса ____________ формы обучения _____________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) по теме «__________________________________________________________________» Типовой план рецензии · оценка уровня обоснования студентом актуальности темы, ее научной новизны, практической значимости; · полнота и четкость введения; · грамотность формулировки объекта, предмета, гипотезы исследования; · обоснованность положений, выносимых на защиту; · используемый категориальный аппарат, раскрытие теоретических подходов; · полнота охвата научной литературы – классической и новой; · анализ соответствия содержания поставленным целям и задачам; · новизна предложенных методов в решении поставленных задач; · системность в описании методик, их соответствие заявленным целям; · представление результатов экспериментальной или эмпирической части работы; · последовательность, логичность, ясность изложения материала; · точность и полнота выводов, их соответствие выдвинутой гипотезе; · использование новейших достижений в области педагогической и психологических наук; · соответствие стандартам оформления работы; · анализ представленных материалов, с точки зрения использования его в практике; · качество использованных литературных источников; · отметить наиболее существенные недостатки и дискуссионные моменты; · рекомендации по исправлению указанных недостатков, которые могут относиться как в целом к работе, так и к отдельным ее частям и отделам. Вывод: курсовая работа______________________ (ФИО студента) по теме «_____________________________________________________» соответствует (не соответствует) основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам и заслуживает (не заслуживает) положительной (высокой) оценки. Рецензент ______________ ______________________ (подпись) (ФИО, ученая степень, звание) «__________»______________200__ г. |
При написании рецензии помнить об этике рецензента, а именно необходимо:
· знать научное направление, в рамках которого выполнена работа;
· делать пометки, проверять даты, имена и цифры во время чтения исследовательской работы;
· придерживаться делового, доброжелательного и позитивного стиля изложения, помнить о том, что категоричность высказываний не допускается;
· не навязывать в рецензии свое мнение и вкусы;
· помнить о том, что оценка степени проработанности автором темы не зависит от личных отношений;
· отразить научную позицию ее автора.
ЗАДАНИЕ. РАЗРАБОТКА/ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Цель: сформировать умение разрабатывать программы новой учебной дисциплины по психологии.
Программа выполнения задания
1. Познакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учебными планами по направлению подготовки:
· 37.04.01. ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр»), учебными планами по магистерским программам «Социальная психология».
2. Разработать/обновить рабочие программы одной учебной дисциплины по психологии в соответствии с предлагаемым образцом.
Форма отчетности
1. Учебная программа по психологической дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО и учебными планами по направлению 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (квалификация «магистр») с целью обеспечения профессиональной подготовки психологических кадров.
заключение
Направленность (профиль) «Социальная психология» (заочная форма обучения)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.