Знать:
· нормативные документы, определяющие деятельность психолога в учреждении (организации);
Уметь:
· применять полученные теоретические знания на практике
Владеть:
· практическими навыками работы с документацией;
· индивидуальной техникой вербального и невербального воздействия; культурой речи и мышления;
· техниками убеждения и оппонирования; приемами индивидуальной и групповой мыследеятельности;
· методами анализа и рефлексии; приемами коммуникативного и профессионального самосовершенствования.
Методические материалы для обучающихся по прохождению практики
Задание. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Цель: формирование умений осуществлять психолого-педагогический анализ занятий преподавателей и сокурсников.
Программа выполнения задания
1.Посетить с учебно-аналитической целью одну учебную лекцию или одно семинарское/практическое занятие ведущих преподавателей кафедры социальной психологии. Письменный анализ занятий представить в Отчете.
Форма отчетности
1. Протоколы анализа лекционных и семинарских (практических) занятий.
Примерная схема анализа лекционного и семинарского занятия
(по Н.В. Басовой, И.П. Дусевой)
Дата _________Дисциплина________________________
Група/Курс____________________Преподаватель____________________
Тема_________________________________________________________
1. Оценка цели занятия
- степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;
- реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
- сообщены ли учебная цель и планы занятий студентам.
2. Подготовленность занятия:
- планирование;
- материальная обеспеченность оборудованием;
- содержательная и инструментальная подготовленность студентов к занятию.
3. Оценка содержания:
- научность, доступность и посильность изучаемого материала;
- актуальность и связь с жизнью, теории с практикой;
- степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
- оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
4. Оценка эффективности деятельности преподавателя и студентов:
- рациональность и эффективность использования времени занятия;
- оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности;
- степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;
- степень целесообразности и эффективности использования наглядности и технических средств;
- уровень обратной связи в ходе занятия;
- эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;
- привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;
- степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия
5. Реализация психологических основ обучения:
- учет гендерных, возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;
- развитие профессионального мышления;
- формирование интереса к знаниям;
- учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;
- целесообразная эмоциональность занятия.
6. Оценка основных характеристик студентов:
- степень познавательной активности творчества и самостоятельности;
- уровень развития общеучебных (универсальных) и специальных умений и навыков;
- наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятия;
- степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:
- знание предмета, профессиональная компетентность;
- общая эрудиция;
- социальная адаптированность;
- уровень педагогического и методического мастерства;
- речевые особенности (культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность);
- степень тактичности и партнерства взаимоотношений со студентами;
- внешний вид преподавателя, адекватность мимики и жестов; конгруэнтность поведения.
8. Оценка результатов занятий:
- обучающее воздействие проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились?);
- воспитательное воздействие (что способствовало их воспитанию и в какой степени?);
- воздействие занятия на развитие студентов (что способствовало их развитию и в какой степени?).
9. Рекомендации магистранту-преподавателю.
Примерная схема анализа лекционного занятия с точки зрения целостного образа преподавателя на занятии и стиля