Части речи как лексико-грамматические категории высшего порядка. Принципы их выделения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Части речи – грамматические группировки лексических единиц языка.

По Маслову: Части речи - наиболее общие классы, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарём словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями. Учение о частях речи предполагает ряд принципов описания части речи и приложение этих принципов к характеристике отдельного слова как представителя той или иной части речи.
Грамматические категории - это обобщение противоположных друг другу соотносительных грамматических значений, выражаемых при помощи грамматических форм. Грамматические категории, характеризующие слова той или иной части речи, не совпадают или не вполне совпадают в разных языках, но они в любом случае обусловлены общим грамматическим значением данного класса слов, т.е. обусловлены тем, что Щерба назвал «общей категорией», под которую «подводятся лексическое значение».

 

Понятие частей речи присутствовало ещё в древних временах у Аристотеля (IV в. до н.э.): имена, глаголы и частицы. Затем у стоиков (эллинизм, III-II вв. до н.э.): имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, член (наше наречие) и система падежей. Потом возникла александрийская школа (II в. до н.э. – II н.э.): имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, предлог, союз, артикль. Далее были римляне (I-VI вв. н.э.): всё то же самое, только артикль перешёл в междометие. С XVIII века выделили прилагательное, а с XIX – числительные и частицы, но причастие убрали.
Но языковедов XIX и XX века традиционная систематизация частей речи устраивать перестала. Спор пошёл на тему «по каким принципам нужно выделять части речи»:

 

1 Точка зрения: Фортунатов и его ученики разрабатывали формальное направление (классификация слов, построенная на учёте только синтетических, различающихся окончаниями форм словоизменения). Эта классификация не принимала во внимание аналитических форм, смысловых и синтаксических функций частей речи.

 

2 Точка зрения: Верный путь наметил Л.В. Щерба: «в языке форма и значение неразрывно связаны друг с другом». Знак не может не иметь значения! Нужно учитывать лексические значения, т.к. выразители могут быть разными (куда бы слово какаду отнесли, не зная его лексического значения?). Ошибка формальной школы – неучтение формы (форма понималась узко и не связывалась с содержанием). Какаду не имеет падежных окончаний, что же, теперь у него нет категорий падежа и числа? Формалисты так и считали, а Щерба просто ставил слово в контекст, и всё прояснялось.

 

В основе деления лексики на части речи лежат морфология (части речи – сфера действия одинаковых грамматических категорий), синтаксис (они объединены одним набором синтаксических функций и ролей) и семантика (частеречное значение – предмет, действие и т.д.).

 

Не во всех языках выделяется прилагательное самостоятельно, а если выделяется, то объём класса разный. Типы языков по прилагательному: адъективные (самостоятельный класс: русский, английский), именные (подкласс существительного: древнегреческий) и глагольные (подкласс глагола: африканские).

 

Грамматические категории (система оппозиций), которые различны в разных языках, вытекают из общего грамматического значения. Например, ОГЗ существительного – предмет, категории – падеж, род, число. Синтаксические же функции частей речи в предложении во многих языках сходны. Принцип ОГЗ – основной принцип системы частей речи, но он не совершенен, поэтому главная задача - вскрыть логику противопоставлений, сделать систему противопоставлений чистой и отделить глубинное (общее в языках) от частных случаев (свойственное отдельным языкам).

 

Собственно, об итоге выделения:

1 - Самые крупные классы слов: знаменательные (имена, глагол и вербоиды, наречие) и служебные (предлоги, артикли, вспомогательные глаголы, слова степени, частицы).

2 - Знаменательные в свою очередь делятся на слова-названия и указательно-заместительные слова (местоимения и местоименные наречия). К знаменательным частям речи также относят междометия..

3 – между служебными и знаменательными словами располагаются модальные слова (выражают оценку достоверности факта – пр. вводные элементы предложения кажется, может быть, якобы, к счастью).

 



Задача

Как доказать, что лабиализованный [t˚] (ср. туча) и соответствующий нелабиализованный [t] (ср. старый) являются аллофонами одной фонемы?

t˚ только перед губными

t в остальных случаях

Четко делят свои позиции, находятся в отн-х доп дистрибуции

46. Предмет синтаксиса. Предложение и словосочетание. Основные способы связи слов в составе словосочетания и предложения.

Синтаксис – грамматическое учение о связной речи, о единицах более высоких, чем слово. Когда мы выходим за пределы слова и устойчивых сочетаний, когда начинаем комбинировать лексические единицы свободно – тогда и начинается синтаксис. Значит, предмет – словосочетание (свободное) и предложение.

Много дискуссий относительно «свободы» комбинации: конечно, в языке есть модели, но они абстрактны и наполнять их можно как угодно. Из возмущений выходит истина: к синтаксису также применима оппозиция «языковое и речевое»: язык – модель, речь – её наполнение.

 

Пр. Дом стоит – словосочетание? (Маслов – да, Виноградов – нет).

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 706.