Некоторые лингвисты считают, что единство морфемы создается только единством её функции, что при тождестве значения экспонентов характер самих этих экспонентов безразличен. При таком подходе вариантами одной и той же морфемы оказываются, например, в английском языке в прошедшем времени общего вида (Past Indefinite) суффикс -ed в worked 'работал' и операция чередования в wrote 'писал' (наст. вр. write).
Другие авторы (в частности, большинство отечественных языковедов) полагают, что о вариантах одной и той же морфемы можно говорить лишь там, где кроме единства функции (тождества значения) есть и определенные формальные связи между различающимися экспонентами: принадлежность к одному типу, тождество позиционной характеристики, закономерные чередования фонем.
Если же при общности функции формальные связи отсутствуют, нужно говорить не о вариантах одной морфемы, а об омосемии (равнозначности; различные единицы с абсолютно одинаковой семантикой) разных морфем. Омосемичными морфемами как раз и являются упомянутые сейчас суффикс -ed и операция чередования в английских формах прошедшего времени; омосемичными являются и функционально тождественные морфемы, принадлежащие к одному типу, если они не связаны чередованиями. Примером такой омосемии могут служить в русском языке суффиксы страдательного причастия -/n/- (дан) и -/t/- (взят), или окончания 1-го л. ед. ч. -/u/ (сижу) и -/m/ (ем), или тв. п. -/om/ (столом), -/ju/ (костью) и -/oj/ (горой, слугой). Омосемия флексии вообще типична для параллельных конъюгационных и деклинационных разрядов.
При содержательном варьировании единство морфемы создаётся единством экспонента. Границы содержательного варьирования, т.е. полисемии (многозначность; одна единица с разной семантикой, просто её значения разошлись, но всё ещё связаны) морфемы, определяются на основании довольно зыбкого критерия смысловой связи между значениями, опирающегося на языковое чутьё и не поддающегося формализации. Между двумя значениями глагольного префикса над- «чувствуется» момент связи: и в том, и в другом действие глагола оказывается ограниченным в пространстве областью, представляемой как «верх» предмета (в прямом или переносном смысле), что перекликается с пространственным значением предлога над и именного префикса над- (ср. надкостный).
Там же, где смысловой связи между значениями нет, следует говорить об омонимии (разные морфемы, одинаково выглядящие, с разными значениями, никак не связанными) морфем. Примеры морфем-омонимов: суффикс -к- с уменьшительно-ласкательным значением (ягодка, ручка); суффикс -к- со значением женского пола (соседка, односельчанка, лентяйка) и суффикс -к- с общим значением 'носитель признака' (невидимка, кожанка, двустволка, неотложка, также заколка, стружка, выскочка и др.). Формально все три суффикса-омонима совпадают (ср. появление у всех беглого гласного в род. п. мн. ч. - ягодОк), но резкое различие значений не позволяет объединять их в качестве вариантов одной единицы. Омонимичные префиксы: с-/со- в значении 'сверху вниз', 'прочь' (спрыгнуть, сойти, сбрить) и с-/со- в значении соединения, движения к одной точке (скрепить, созвать, сжимать). Иногда использование омонимичных аффиксов создаёт слова-омонимы: ср. комсомолка 'девушка—член ВЛКСМ' и Комсомолка — газета «Комсомольская правда».
Задача
Какие одинаковые согласные фонемы содержатся в словах: возить, косьба, отбить, раздача, редька, сборник?
/vaz’it’/
/kas’ba/
/razda’ča/
/r’et’ka/
/zborn’ik/
Z’-1,2; k-2,5,6; d-3,4; b-2,6; z-4,6; t’-3,5; r-4,6
43. Грамматическая структура слова. Понятие основы слова и форматива (форманта) в аспекте формо- и словообразования. Типы основ. Словоизменительная парадигма. Нулевые морфемы. Смена парадигмы как словообразовательное средство (конверсия).
Морфемы – строительный материал для более высокой единицы языка – слова.
По наличию\отсутствию формообразования (формы одного слова) все слова разбиваются на два структурных типа: одноформенные (неизменяемые) и многоформенные (изменяемые).
По словообразовательной структуре (новые слова) слова делятся на производные и непроизводные.
Формообразование.
Одноформенные слова представлены в языке только одной словоформой (вчера, вприпрыжку, здесь, увы, и, из-за). По составу могут быть одноморфемными (вчера, здесь) и многоморфемными (из-\за, в\новь, в\при\прыж\ку).
Многоформенное слово существует в виде набора словоформ (лексема не совпадает со словоформой: «читать» - лексема, словоформы – «читаю», «читаешь», «читал», «читавший», «читал бы»).
Состав: строится в разных словоформах частично, а иногда и полностью из разных морфем. При анализе выделяется постоянная часть – формообразующая (лексическая) основа (определяется как часть слова, обязательно содержащая корень и постоянно повторяющаяся без изменений во всех грамматических категориях) и переменная часть – форматив (формант). Например, в словах стол, стола, столу, столы – формообразующая основа –стол-, а форманты: -#-, -а-, -у-, -ы-.
Набор формообразовательных формантов (формативов) – формообразовательная (словоизменительная) парадигма. Форманты могут быть одноморфемными (окончание) или многоморфемными (-л\а в пела), может включать супрасегментные морфемы (ударение) – рогА (сравн. рОга).
Словообразование.
Производность и непроизводность слова имеет место только в синхроническом аспекте (язык на современном этапе) и также производность сравнима с мотивированностью, на диахроническом аспекте (язык на протяжении всего времени) все слова от чего-то произведены.
Внимание заострено на синхроническом аспекте!
Если сравнить производное слово (что) с производящим (от чего), то выделятся общая часть – производящая словообразовательная основа и отличительная черта – словообразовательный форматив. Например, в прилагательном гороховый при сравнении выделяем словообразовательную основу «горох» и словообразовательные формативы «ов» и набор окончаний этого прилагательного (ый, ая, ое и т.д.).
Словообразовательная основа и формообразующая основа, в принципе аналогичны, но различаются способом выделения: в первом случае производное слово рассматривается как лексема (целое) и сравнивается с производящим, во втором случае мы просто сравниваем разные формы одного слова (лексемы).
Словообразовательная основа содержит обязательно корень, но также может содержать аффиксы (скорый – скорость – скоростной – скоростник – всякий раз повторяются какие-то аффиксы). Выявляем её в строгой бинарной оппозиции вплоть до конечных составляющих.
Типы основ:
1 – в качестве производящей основы выступает основа производящего слова (скорый – скорость, «скор»).
2 – в качестве производящей основы выступает отдельная словоформа (ты – тыкать).
О смене парадигмы.
Иногда производное слово от производящего отличается только формообразовательной парадигмой. Это явление впервые описано отечественным языковедом Смирницким и называется морфологическая конверсия.
Например, английский master (хозяин, мастер) - to master (овладеть, справится). Налицо омонимия, но не в ней суть! Образование слова происходит без аффиксов, основ, а только сменой парадигмы (так у «master (хозяин, мастер)» в парадигме будут формы the master, a master, master’s, masters, а у «to master (овладеть, справится)» - to master, I master, he masters, I’m mastering). В русском языке конверсия представлена в таких парах, как супруг-супруга, Евгений – Евгения, соль – солю.
Конверсия также может быть и синтаксической, т.е. в основе словообразования – изменение синтаксической сочетаемости (наречие «остался позади» сочетается с глаголом и образованный от него предлог – «позади дома» сочетается с существительным в Р.п.).
Нулевые морфемы — это морфемы с нулевым экспонентом, передающим то или иное грамматическое значение. Нулевой экспонент - это значащее отсутствие аффикса или служебного слова, регулярно противопоставляемое наличию аффикса или служебного слова в соотносительных случаях. Так, отсутствие окончания в форме бел рассматривается как нулевая морфема, поскольку эта форма противостоит форме белый и, с другой стороны, формам бела, бело, белы. Нулевая морфема включается в определённой точке речевой цепи в линейную последовательность сегментных морфем: бел|#.
Задача
Каков фонемный состав слов: водяной, еда, ёлка, снуют, юг, ящик?
/vad’anoj/
/j’eda/
/j’olka/
/snuj’ut/
/j’ug/
/j’ašč’ik/
44. Словообразовательная структура сокращённых и сложносокращённых слов. Формо- и словообразовательная структура аналитических образований.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1938.