Лексикография – наука, цель которой собрать и описать значение каждой лексической единицы. Она даёт описание в виде словарей. Словарь должен содержать самую существенную часть информации, необходимой для речевой деятельности, поэтому в словаре должны быть зоны, отвечающие за те или иные типы словарной информации. Зоны одноязычного толково-комбинаторного словаря (объясняет смысл слов и правила комбинирования лексем с другими при построении высказывания):
1) семантическая. Каждая лексема (вокабула) получает уникальное толкование при помощи особого семантического метаязыка (нельзя спутать с другими). Семантическое толкование прилагается к конструкции, так как слово не существует вне его связи с другими словами словаря.
2) синтаксическая. Информация о модели управления соответствующей лексемы, то есть о её валентности. Здесь же – информация о диатезе (схеме соответствия между семантическими и синтаксическими ролями). Пр., активный залог, неопределённо-личное и т.д.
3) лексическая сочетаемость. Наименее структурируемый материал – за исключением лексических функций, так как в большинстве случаев сочетаемость определяется не правилами, а узусом (пр. сделать опечатку, но совершить ошибку). Пр., лексическая функция «высокая степень проявления признака» для болезнь – тяжёлая, а для сна – глубокий. УЗУС.
Словари:
1 – лингвистические (толковые и т.д.)\нелингвистические (энциклопедические и т.д.). Первые собирают и описывают лексические единицы языка (слова и фразеологизмы). Особый тип лингвистических словарей – идеографические (понятийные словари). Нелингвистические словари лишь пользуются лексическими единицами, чтобы описать внеязыковые явления.
2 – общие (Большая Советская Энциклопедия) и специальные (медицинский, философский).
Лингвистические словари (филологические) общие:
1 – толковый словарь (толкует значение слов и устойчивых сочетаний языка посредствам этого же языка). Словарная статья: логическое определение концептуального значения, подбор синонимов, отсылка, рисунок. Отдельные значения иллюстрируются примерами. Дают также характеристику грамматическую. Как пример: словарь Даля или словарь СРЯ (17-ти томный).
2 – переводной словарь (вместо толкований переводы на другой язык). Словарная статья содержит стилистические пометы.
3 – частотный словарь (степень употребления слов в речи).
4 – грамматический словарь (подробная грамматическая характеристика слова).
5 – деривационный (словообразовательный) словарь.
6 – словарь сочетаемости.
7 – этимологический словарь (сведения о первоначальной мотивировке, соответствия в родственных языках).
8 – исторический словарь (эволюция слова и его отдельных значений на определённом участке времени).
9 – словарь языка писателя (все случаи употребления, все встретившиеся формы, иллюстрации, адрес на цитату).
10 – полный диалектный (вся лексика диалектной речи, пр. Псковский словарь Ларина).
11 – орфографический и орфоэпический словарь.
Специальные словари:
1 – фразеологический словарь (переводные и иноязычные).
2 – словарь ложных друзей переводчика.
3 – дифференциальный диалектный (только безэквивалентная диалектная лексика), словарь сленга и арго.
Располагаются слова либо в алфавитном порядке, либо с применением гнездования (по корню) – алфавитный порядок корней. Есть инверсионные словари (алфавит по окончанию).
Задача
Сколько словообразовательных типов представлено в словах: малодушный, малокровный, малолетний, малолюдный, малорослый, малосильный, малочисленный?
Малодушный-слабый духом
Малокровный-страдает малокровием
Малолетний-мало лет
Малолюдный-мало людей
Малорослый-маленький ростом
Малосильный-мало сил
Малочисленный-малый числом
32. Предмет грамматики. Специфика грамматического значения. Грамматические значения и способы их выражения (флексии, формообразующие аффиксы, редупликация, супплетивизм, внутренняя флексия, служебные слова).
Грамматика (письменное искусство) – и раздел языкознания, и объект его изучения = предмет (грамматический строй языка – совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях, правила построения лексических единиц и связных высказываний).
За грамматическими правилами стоит как план выражения, так и план содержания.
План содержания – грамматическое значение. В слове оно выражается особенностями построения, окончаниями, чередованиями, ударениями (в словосочетаниях – порядком слов, служебными словами, интонацией).
Грамматические средства, применяемые в языках, являются формальными показателями соответствующих грамматических значений.
Специфика грамматического значения. В отличие от лексических значений они не называются в нашей речи прямо, а выражаются попутно, тем не менее, играют существенную роль в построении высказывания (подарок жены и подарок жене, достань палку и достань палкой, вперёд! и вперёд?).
Способы выражения ГЗ:
Синтетический (простой, при помощи морфем) и аналитический (сложный, при помощи сочетаний слов).
1 – флексии (подарок жены-подарок жене), реляционные аффиксы (красный-красная-красное\кукла-куклы), формообразующие аффиксы (видела – пр.время), супплетивизм – разные корни (хороший – лучше), внутренняя флексия – чередование внутри фонем (man-men), ударение (парусА – пАруса).
2 – аналитический способ (пишет – будет писать), редупликация (еле-еле, barabara), интонация (вперёд? – вперёд!), порядок слов (часа два – два часа), служебные слова (писал бы, будет писать).
Задача
Во всех ли словах существует связь между значением слова и его внутренней формой: ветрогон, головастик, поливка, равнина, расписание, толчея, хлебница?
Ветрогон-ветренный
Головастик-личинка лягушки, умный человек
Поливка-поливать
Равнина-ровная
Расписание-расписано по часам
Толчея-давка
Хлебница-для хлеба
Дата: 2018-12-21, просмотров: 482.