Предметная отнесённость. Имена собственные и нарицательные. Указательно-заместительные слова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Денотатами слова могут быть предметы, события, свойства, действия, чувства, ощущения и т.д.

Общая предметная отнесённость – отнесённость концептуального значения ко множеству денотатов с общим признаком (собака – любая собака, зелёный – любой оттенок).

Частная предметная отнесённость – отнесённость его концептуального значения к отдельному, индивидуальному, единичному (пр. В комнату вбежала большая чёрная собака. Записка была написана зелёными чернилами).

 

По способности выступать в общей или частной отнесенности слова делятся на:

1 – имена собственные (пока они имена собственные, только в частной отнесённости: пр. Нева – конкретная река). Выполняют номинативную функцию.

2 – нарицательные слова (в словаре общая отнесённость, в речи – либо частная, либо общая: пр. Собака – друг человека. В комнату вбежала большая чёрная собака). Выполняют номинативную функцию.

3 – указательно-заместительные слова (местоимения, местоименные наречия и т.д.) В пределах языка они имеют общую широкую отнесённость, в речи сугубо частную (в языке «я» может быть много кто, в речи «я» один конкретный). Выполняют заместительную функцию.

 

Эти группы нисколько не разграничены:

- Имя собственное становится нарицательным, способным обозначать широкий круг лиц (Хлестаков – хвастун, Отелло - ревнивец).

- Нарицательные слова развиваются из имён собственных (Цезарь – кесарь – царь).

- Имена собственные возникают на базе нарицательных (в офисе, например, иногда начальника отдела называют не Вениамином Константиновичем, а просто «Шеф»).

- На грани между указательно-заместительными и нарицательными слова, например, вчера\завтра близки к словам тогда\теперь.

 

Задача

От каких производящих основ образованы слова: убеждать, удобрять, уличить, уменьшать, усмотреть, устранить, усыновить, уязвить?

Убеждать-беда

Удобрять-добро

Уличить-улика

Уменьшать-меньший

Усмотреть-смотреть

Устранить-страна

Усыновить-сын

Уязвить-язва


 

29. Мотивировка (внутренняя форма) слова. Её отличие от лексического значения. Забвение мотивировки (деэтимологизация), причины этого явления. Примысливание мотивировки – «народная этимология».

Мотивировка – заключённое в слове и осознаваемое говорящим «обоснование» звукового облика слова, указание на мотив, обусловивший выражение данного значения именно этим сочетанием звуков (либо живая мотивировка – кукушка от ку-ку, либо немотивированность – орёл непонятно от чего).

 

Что такое название? Отличительный знак, какой-нибудь признак, бросающийся в глаза, который становится представителем предмета – суть явления мотивированности по мнению В.И.Ленина и Вильгельма Файербаха.

Каждый предмет (явление) имеет ряд отличительных признаков, но достаточно закрепить только один мотивирующий признак, который будит в сознании полное представление о предмете (например, кукушка говорит ку-ку, но также у неё интересное оперение, она подкидывает свои яйца, тем не менее, хватило одного ку-ку).

 

Само собой, в разных языках мотивирующие признаки разные (портной во французском от «резать» - кутюрье от couteau - нож, а в болгарском - от «шить»).

 

Мотивировка бывает:

1 – изобразительная (кукушка, пинг-понг, мяукать).

2 – описательная (при переносном значении «зелёный – неопытный от зелёный – цвет»; при сложных и производных словах – белить, пылесос, пятьсот). Описательная мотивировка ограничена, т.к. во всех незвукоподражательных словах в их прямом значении мы мотивировки не найдём (стол).

 

Мотивировка vs.концептуальное значение.

Мотивировка – способ изображения данного значения в слове или наглядный образ этого значения; отпечатавшееся в слове движение мысли в момент возникновения слова, внутренняя форма слова; звено, через которое содержание связывается с внешней формой.

Мотивировка отчётливо видна, когда, например, в разных языках слова мотивированны по-разному (про портного), или когда ряд слов имеет сходную мотивировку (белок, бельё, беляк, бельмо, белка).

Концептуальное значение – это всего лишь отражение денотата, определение слова через его род и видовые отличия.

 

Забвение мотивировки (деэтимологизация). Мотивировка имеет свойство утрачиваться. В результате, мотивированное слово переходит в разряд немотивированных. Этому есть ряд причин:

- из употребления выходит данное слово, либо утрачивается его прямое значение (коло как «круг, колесо» исчезло, соответственно немотивированными стали «околица», «колесо», «кольцо»).

- предмет в процессе развития теряет признак, по которому был назван (стреляют не стрелами, чернила не чёрные).

- слова расходятся в своей звуковой форме (коса – чесать, жердь - городить).

- утрачивается при заимствовании из другого языка (штудировать, по идее, от «студент», но мы этого не осознаём).

Но основная причина - ненужность мотивировки, потому что слово стало привычным. Без мотивировки слово не может возникнуть, но возникнув, живёт своей жизнью, к нему привыкают, и мотивировка уходит в тень. О ней мы вспоминаем в редких случаях, но со временем она вовсе забывается.

 

Примысливание мотивировки (народная этимология). Это случается со словами редкими, непривычными. Случается на базе звуковых и смысловых ассоциаций (колика – на самом деле от kolon – кишка, но мы думаем, что от «колоть»).

Иногда даже искажается звучание (пр. пиджак – спинжак).

Но в самых редких случаях искажения попадают в литературный язык (от слова «ординарный» \обыкновенный\ возникло русское «одинарный» \не двойной\).

Выявлением утраченных мотивировок занимается наука этимология.

 


Задача

Какие омонимичные морфемы представлены в словах: больной, молодой, передовой?

Больной

Молодой

Передовой


 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 418.