Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Биологический аспект изучения речи – один из аспектов наряду с акустическим и функциональным. Он изучает звук как продукт речевого аппарата.
Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:

    •   органы речи;

    •   органы слуха;

    •   органы зрения.

Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:

    •   головной мозг, который через моторный центр речи посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи;

    •   дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;

    •   органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.

Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:

    •   перстневидный хрящ, расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;

    •   щитовидный хрящ, расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин - 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;

    •   парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Органы речи (произносительный аппарат). Русские и латинские названия органов речи и их производные

Язык
Губы
Зубы
Альвеолы
Твердое нёбо
Мягкое нёбо
Язычок
Нос
Зев
Гортань

lingua
labia
dentes
alveoli (желобки)
palatum
velum (парус)
uvula (виноградинка)
nasum
pharynx
larynx

лингвистический
лабиальный,
дентальный
альвеолярный
палатальный
велярный
увулярный
назальный
фарингальный
ларингальный

 

Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые называются голосовыми связками. Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.

    •   При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они сначала напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропуская толчок воздуха. При этом они вибрируют.

    •   При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гортанных звуков, а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосовые связки при этом не колеблются.

Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.

Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа. Функции:

Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:

    •   в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора;

    •   создает преграды при произнесении согласных.

Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.

Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только физическое явление, но также и результат определенной работы человеческого организма, а кроме того, и объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

    •   ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ (произношение, артикуляционный).

Для того, чтобы человек произнес тот или иной языковой звук, необходимо следующее: а) определённый импульс, посылаемый из головного мозга (точнее из т.н. моторного центра речи); б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим эту команду; в) в большинстве случаев, сложная работа дыхательного аппарата, а также диафрагмы и грудной клетки, т.к. без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными (губы, язык, голосовые связки и т.п.), и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора полости рта. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесении соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

К биологическому аспекту также относится изучение механизмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. Эти изменения называю позиционными и разделяют на комбинаторные (взаимодействие между артикуляциями звуков, нахождение в потоке речи в непосредственном и близком соседстве) и собственно позиционные (положение звука в безударном слоге либо на конце слова).

1) среди комбинаторных изменений выделяются:

- аккомодация – изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных. НАПРИМЕР: огубленность (дом), назализация (наш).

- ассимиляция\уподобление – артикуляция согласного влияет на артикуляцию последующего согласного или артикуляция гласного влияет на артикуляцию последующего гласного. Бывает:

* предвосхищающей. Пр. замена звонких согласных глухими (лодочка – лодка [t] перед [k]) или наоборот ( к реке – к дому [g] перед [d]).

* инерционная ассимиляция – инерция неучастия голосовых связок (напр. инерция поднятого положения средней части спинки языка в момент произнесения последующего согласного : Ванькя). Помимо контактной ассимиляции, т.е. уподобления звуку, находящемуся в непосредственном соседстве, встречается и дистантная, действующая «на расстоянии» (в ряде финно-угорских и тюркских языков).

- диссимиляция\«расподобление». Дистантная диссимиляция – февраль вместо феврарь ( от лат. februarius). Контактная диссимиляция: леХко, мяХкий – диссимиляция двух смычных + ассимиляция по глухости ([g] перед [k]); скучно, конечно (ШН). Отдельный случай диссимиляции – гаплология – устранение одного из идущих подряд одинаковых слогов (минералология --> минералогия).

2) к собственно-позиционным изменениям относятся:

              * редукция – ослабление гласных в безударных слогах. Пример: м[Λ]лыш, м[á]л, м[ъ]лыши. Полная степень редукции – это полное исчезновение гласного в безударном слоге и даже всего слога, в частности: а) апОкопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова: Петь вместо Петя, чтоб место чтобы; б) синкОпа – выпадение гласного или нескольких гласных не на конце слова : Иваныч вместо Иванович.

              * оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой: дуга – дуг [k], труба – труб [p]. Физиологическая причина – преждевременное возвращение голосовых связок в состояние покоя ещё до окончания произнесения слова. Иногда оглушение в русском языке проявляется и в отношении сонантов: вопль.

2) ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ (восприятие).
Он охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи (речеслуховой анализатор).

 






























Задача

Как доказать, что в слове тряпьё /j/ является словообразующим суффиксом, а в слове читай — формообразующим?

Тряпка=>тряпьё. Образуется новое слово (рваньё, шмотьё)

Читать=>читай. Образуется форма слова (гуляй, стреляй)


 

№12. Артикуляроторная (анатомо-физиологическая) классификация звуков речи, гласных и согласных.

 

Учитывая работу произносительных органов, необходимую для образования каждого звука, мы получаем анатомо-физиологическую (или артикуляционную) классификацию звуков.

 

1.Гласные и согласные. При произнесении гласных для воздуха нет препятствий, у них нет определённого места образования, типична общая напряженность мускулов произносительного аппарата и относительно слабая воздушная струя. При согласных возникает преграда, есть определённое место образования, мускульное напряжение в месте образования преграды и более сильная воздушная струя.

2. Гласные по работе языка - ряд (передний, задний, смешанный + более дробные деления), Степень подъема языка (открытые и закрытые гласные). Гласные по работе губ - огубленные и неогубленные. По работе нёбной занавески - неносовые, носовые. По долготе - долгие и краткие.

3.Согласные по соотношению шума и голоса в образовании согласных: сонанты, шумные (звонкие, глухие).

4.Согласные по способу образования шума, по характеру преграды: смычные (взрывные (п, т), аффрикаты (образованный трением), имплозивные (нет ни взрыва, ни перехода в щель, произнесение заканчивается смычкой (м, н))), щелевые, дрожащие (р).

5.Согласные по активно артикулирующему органу: губные (обе губы, только нижняя), переднеязычные (активность отдельных участков передней части языка), среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные, гортанные.

6. Другие признаки согласных: палатализация (мягкость), веляризация (мягкое нёбо?), лабилизация (губы?).

 


Задача

Как доказать, что в словах ловлю, люблю, утомлять /lʹ/ относится к корню?

Чтобы выделить ‘l’ как суфикс нужно приписать значение, а его нет.

 


 

13. ВАЖНЕЙШИЕ ТИПЫ КОМБИНАТОРНЫХ И ПОЗИЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ.

Изменения, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи (см. вопрос №11):

1) комбинаторные (вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном соседстве).

2) собственно позиционные (связанные с положением звука в безударном слоге либо в конце слова и т.д.).

I.КОМБИНАТОРНЫЕ:

- аккомодация (изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных). То есть возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего - это предвосхищающая аккомодация, или наоборот - рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего - инерционная.

- ассимиляция (артикуляция согласных влияет на артикуляцию согласных, либо артикуляция гласных на артикуляцию гласных, причём влияние направлено на сближение артикуляции, уподобление). Бывает:

- контактная (взаимодействуют соседние звуки);

- дистанционная (взаимодействуют звуки из соседних слогов, или вообще разделённые другими звуками, Реформацкий называют такую ассимиляцию дискантактной) - это в тюркских и финно-угорских языках.

ДИССИМИЛЯЦИЯ - (расподобление звуков) возникает между звуками одного типа (одинаковыми или подобными-гласными или согласными) и основана на тенденции, противоположной ассимиляции; из 2 одинаковых или подобных звуков получается 2 различных или менее подобных звука. Тоже бывают контактные/дистанционные, предвосхищающие/инерционные.

ДИСТАНЦИОННАЯ ДИССИМИЛЯЦИЯ - Дистанционной диссимиляцией 2 дрожащих вызвано, например, появление просторечной формы «колидор» вместо «коридор».

Типичны расподобления так называемых «плавных» «р» и «л» когда из двух «р» одно превращается в «л» (секретарь-секлетарь) или одно из 2 «л» превращается в «р» (велблюд-верблюд).

ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ диссимилятивного упрощения звуков представляет собой ГАПЛОГИЯ - как бы «упрощение речи» - при ней устраняется один из двух одинаково или близко звучащих слогов, например, минералогия вместо минерало+логия.

II.СОБСТВЕННО ПОЗИЦИОННЫЕ:

- редукция (ослабление) гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой. Например, мал, малыш, малышы /mal/,/malыs/,/mъlыsы/. Делится на:

a) апОкопа - отпадение конечного гласного или конечной части слова (Петь вместо Петя, чтоб вместо чтобы).

b) СинкОпа - выпадение гласного или нескольких звуков на конце слова (Иваныч вместо Иванович).

Также редукция - это оглушение звонких согласных (дуга-дуг;duga-guk).

 


Задача

Какое членение на морфемы следует из противопоставления глаголов: включать — включить, выверить — выверять, залезать — залезть, изучить — изучать, спасать — спасти, ступать — ступить?

А - формообразующий суф

И- нерегулярный суффикс

 

Все данные словоформы имеют одинаковое грамматическое значение инфинитива и содержат общий для всех показатель / t′/ (в одном случае / t′i/, но нетрудно заметить связь с ударением, значит, это варьирование). В парах глаголы различаются значением вида. В плане выражения это различие связано с основообразующими гласными: в формах несовершенного вида регулярно встречается / а/, следовательно, его можно считать показателем несовершенного вида. Можно ли утверждать, что / i / в противопоставленных формах является суффиксом совершенного вида? На этот вопрос следует ответить отрицательно, так как в залезть, спасти эта морфема вовсе отсутствует, при том, что формы имеют значение совершенного вида. Кроме того, в массе глаголов несовершенного вида / i / присутствует: говорить, любить, носить.

14. Функциональный аспект изучения звуков речи и звуковых единиц языка. Понятие фонемы. Фонематические и нефонематические различия. Выделимость фонемы и её функции. Дифференциальные признаки фонем.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (филологический/ собственно лингвистический) АСПЕКТ изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами. Значащие единицы языка (морфемы, слова и т.д.) материализуются именно в звуках; для языкознания именно эта, функциональная сторона самая важная. Это самый теоретический аспект.

ФОНЕМА – это минимальная единица звукового строя языка. В русском приблизительно 40 фонем. Это компонент морфемы; психический эквивалент звука; психически живая фонетическая единица.

Функции фонемы как минимальной односторонней единицы:

1) конститутивная - функция строительного материала в составе экспонентов морфем.

2) дистинктивная (различительная) - функция различителя компонентов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ (фонологически существенные) – например, пары (брат:брать;летА:летя;жест:жесть - различия между непалатализованными и соответственно палатализованными согласными выступает как различие между фонемами.

НЕФОНЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ (фонологически несущественные) - различия лабиализованного и соответствующего нелабилизованного «ть»-«т» или «открытого» и «закрытого» э - всего лишь различие вариантов в рамках одной морфемы.

ВАЖНЫ только определённые свойства, по которым экспоненты противопоставлены друг другу.

ВЫДЕЛИМОСТЬ ФОНЕМ в речи опирается на структурно-функциональные признаки. Фонемы выделяются носителями языка прежде всего потому, что существуют такие значащие единицы, экспоненты которых состоят каждый всего из 1 морфемы. Выделяют фонемы с помощью сегментации и отождествления через дистрибуцию, а именно методом транскрипции.

Транскрипция – специальное письмо, в котором реализуется принцип одно-однозначного соответствия между письменными знаками и произношением.
Сегментация – проведение границ между минимальными языковыми единицами (фонами). Для этого сравниваются частично сходные части текста.
Отождествление – различие вариантов одной фонемы и двух разных фонем.
Дистрибуция – совокупность позиций, в которых может появляться та или иная единица. Типы дистрибуции: пересекающаяся (дополнительная; у 2 единиц есть свой перечень возможных позиций; это варианты одной фонемы), свободное варьирование (замена звуков, но смысл не меняется – пр. картавить; это варианты одной фонемы) и контрастная (2 единицы могут появляться в одном месте и различать смысл; это фонема).

Оппозиция фонем – это противопоставление. Каждая фонема по определению противопоставлена остальным фонемам данной системы, отличаясь от них разными дифференциальными признаками.

Типология оппозиций (Трубецкой):
1) По количеству членов: двоичные (бинарные) пр. - (не)палатализованные, - звонкие/глухие, - (не)носовые, - смычные/щелевые. Тернарные (троичные) пр./b/:/d/:/g/(бам-дам-гам) - оппозиция по активному органу-губной-переднеязы-заднеязыч. Групповые (4+).
2) По их отношению к системе: пропорциональные (такие отношения повторяются ещё где-то в системе), изолированные (уникальные отношения).
3) По отношениям между членами оппозиции: привативные (1 из 2 признаков лишён признака, который есть у другого – д-д’), градуальные (ступенчатые, признак в разной степени у всех – н-д-т), эквиполентные (равноправные, противопоставление по совершенно разным признакам – д-з).
4) По количеству ДП, различающих фонемы: чистые (1), смешанные (2+).
5) По действенности в различных позициях: постоянные (сохраняются всегда) и нейтрализуемые.

Признаки фонем бывают дифференциальные и интегральные. Дифференциальные признаки: место образования (губно-зубной, губно-губной, передне-, задне-, среднеязычный), способ образование (смычка, щель), участие голоса (шумный звонкий/глухой, сонант), (не)палатализованность. Щелевой тянется, а смычный нет!

Например, ДП /b/ в русском языке: согласный, губной, смычный, неносовой, шумный звонкий, непалатализованный.

ФОНЕМА - кратчайшая звуковая единица языка, способная быть в нём единственным внешним различителем компонентов морфем и слов.

 










Задача

 

Что дает основание выделять суффикс /av/ -ов- в слове ласковый?

Ласковый—ласковая, ласково

Ласковый—ласка, приласканый

Ласковый-ласка            Готовый-готовка       ламповый-лампа


 

15. Варьирование фонемы. Дистрибуция фонем и их вариантов. Ограничение сочетаемости фонем на синтагматической оси.

Фонема реализуется в речи неодинаково. Среди возможных реализаций фонемы сторонники ЛФШ (ленинградской филологической школы) различают обязательные аллофоны (называемые также оттенками и вариантами), факультативные варианты + индивидуальные варианты.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ (дополнительная дистрибуция) - каждый из них в соответственной фонетической позиции строго обязателен. Замена невозможна и воспринималась бы как акцент.

Все обязательные аллофоны одной фонемы равноправны, т.к. их употребление определяется фонетическими правилами языка. Но есть основной аллофон - самый типичный представитель данной фонемы. Это наименее зависимый от окружающих условий аллофон. Основной для гласных – нулевой контекст (под ударением), для согласных – перед «а» (наименьшее влияние).

Есть КОМБИНАТОРНЫЕ и ПОЗИЦИОННЫЕ аллофоны:

1) КОМБИНАТОРНЫЕ возникают под действием соседних звуков. Например, лабиализованные в русском языке.

2) ПОЗИЦИОННЫЕ - выбор позиционного диктуется позицией - положением ударения.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ («свободное варьирование») фонемы – это когда в любом слове, где данная фонема встречается в некоторой определённой позиции, она может иметь несколько вариантов реализации.

ДИСТРИБУЦИЯ ФОНЕМЫ - совокупность всех возможных аллофонов данной фонемы. Аллофоны одной фонемы находятся в отношениях дополнительной дистрибуции. Два разных аллофона одной фонемы не могут существовать в одной позиции.

ВИДЫ ДИСТРИБУЦИИ:

1) КОНТРАСТНАЯ - 2 единицы способны появляться в одинаковой позиции и при этом различать знаковые единицы языка (как минимум морфемы) bal-mal, tak-tok. Отношение контрастной дистрибуции говорит о том, что мы имеем дело с разными фонемами.

2) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ - 2 единицы никогда не встречаются в одинаковом положении. Они всегда являются вариантами одной и той же фонемы.

3) СВОБОДНОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ - 2 единицы способны появляться в одной и той же позиции, но не способны различать знаковых единиц данной языковой системы. Эти единицы являются вариантами одной и той же фонемы.

СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня.

Фонема – кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственным внешним различителем экспонентов морфем и слов.

Функции, выполняемые фонемами:

1) Конститутивная или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделённых значением (морфем, слов и их форм).
2) Различительная или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, так и в форморазличительной, напр. рука - руке.



Задача

Что дает основание выделять морфему /ov/ в слове садовник?

Садовник-садовый (грибник-грибной),

садовник-сады/чиновник-чины

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 732.